ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-7712/2014 от 07.07.2014 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-41493/2013

10 июля 2014 года

Резолютивная часть постановления оглашена 07 июля 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июля 2014 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей А.В. Пятковой, В.В. Рубановой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Артемовского городского округа,

апелляционное производство № 05АП-7712/2014

на решение от 18.04.2014

судьи Д.Н. Кучинского

по делу № А51-41493/2013 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Администрации Артемовского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2002)

к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.05.2004)

третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов;

о признании недействительным Представления от 20.11.2013,

при участии:

от Администрации Артемовского городского округа: представитель ФИО1 по доверенности от 09.01.2014 № 03 сроком до 31.12.2014, удостоверение;

от Федеральной службы финансово-бюджетного надзора: представитель ФИО2 по доверенности от 21.01.2014 № 20-01-48/2 сроком на 3 года, удостоверение, представитель ФИО3 по доверенности от 15.08.2013 № 20-01-48/5 сроком на 3 года, удостоверение;

от Федерального государственного бюджетного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов: не явились, надлежаще уведомлены,

УСТАНОВИЛ:

         Администрация Артемовского городского округа (далее – заявитель, Администрация) обратилось в арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (далее – служба финансового надзора) о признании недействительным Представления от 20.11.2013.

  Решением от 18.04.2014 суд отказал в удовлетворении требований. Суд, сделав вывод о доказанности нарушений Администрацией Артемовского городского округа бюджетного законодательства, названных в оспариваемом Представлении, отказал в удовлетворении заявленных требований.

         В апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции Администрация просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, считает, что вывод комиссии службы финансового надзора о нарушении сроков представления отчетности неправомерен, поскольку отчеты об использовании межбюджетных трансфертов своевременно представлялись в Департамент Финансов Приморского края.

         Кроме того, просит учесть, что Администрация законно включила семью ФИО4 в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в связи с отсутствием полномочий проверять законность произведенной регистрации указанных граждан в жилом помещении, принадлежащем им на праве собственности.

         В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.

         Представитель службы финансового надзора на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.04.2014 считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

         Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

         В соответствии с заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 14.10.2013 №43-01-05-25/3862 специалистами Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора проведена проверка использования межбюджетных трансфертов, направленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, в Администрации Артемовского городского округа за период с 01.01.2012 по 31.12.2012, по результатам которой, с учетом выявленных нарушений, в соответствии с порядком оформления результатов проверки и реализации материалов, предусмотренным Административным регламентом исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а так же материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 04.09.2007 года № 75н (далее - Административный регламент), 06.11.2013 составлен Акт.

         По результатам проверки руководителем службы финансового надзора в адрес Администрации было вынесено Представление № 20-03-07/3748 от 20.11.2013 года (далее - Представление), содержащее обязательную для рассмотрения в установленный в нем срок информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, перечислены факты выявленных указанной проверкой нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, нормативного правового акта, положения которого нарушены, и требования о принятии мер по их устранению, а также по устранению причин и условий таких нарушений.

          Не согласившись с вынесенным Представлением, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

          В связи с тем, что решение суда первой инстанции обжалуется в части, возражений стороны не заявляли, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность оспариваемого судебного акта только в обжалуемой части.

          Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей сторон, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

          Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2005 №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила  предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее – Правила).

  В соответствии с пунктом 2 Правил предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

  В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Правил от 13.07.2005 № 428 межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условиях представления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации отчетности об использовании межбюджетных трансфертов по форме и в сроки, которые определяются Министерством энергетики Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченным федеральным органом в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков выступает Министерство энергетики РФ.

В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 28.07.2005 №217 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 №428» (далее – Приказ №217) органы местного самоуправления  в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять отчет об использовании субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков и сводный отчет об использовании субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, Федеральному агентству по энергетике.

Пунктом 2 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 03.08.2012 № 366 (далее – Приказ №366) установлено, что отчеты по формам, предусмотренным пунктом 1 данного приказа, в том числе сводный отчет об использовании межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков и отчет об использовании межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков представляются в Минэнерго России до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Таким образом, обязанность Администрации предоставлять в Министерство энергетики Российской Федерации отчеты об использовании межбюджетных трансфертов за 1, 2 кварталы 2012 регламентировалась Приказом №217, за 3, 4 кварталы 2012 Приказом №366.

Следовательно, является правильным вывод суда первой инстанции  о нарушении Администрацией Артемовского городского округа, установленных нормативными правовыми актами, порядка и сроков представления отчетов, являющихся одним из условий предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

При этом факт несвоевременного представления заявителем отчетов об использовании межбюджетных трансфертов за 2012 год в Министерство энергетики Российской Федерации подтвержден материалами дела и Администрацией не оспаривается.

Довод заявителя о предоставлении отчетов об использовании межбюджетных трансфертов в Департамент Финансов Приморского края, коллегия апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку нарушение службой финансового надзора выявлено в части несвоевременного предоставления отчетов в Министерство энергетики Российской Федерации, тогда как сроки, формы и порядок их предоставления нормативно урегулированы.

Проверяя законность Представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае от 20.11.2013 №20-03-07/3748 в части нарушения, касающегося неправомерного предоставления Администрацией Артемовского городского округа  социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого в сумме 4 498 200 руб. гражданке ФИО4, не числящейся в списках граждан, подлежащих переселению, составленных на день принятия решения о ликвидации шахты «Дальневосточная» и ежегодно уточняемых списках, суд первой инстанции, отказывая Администрации в удовлетворении этой части требований, обоснованно исходил из следующего.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты) четко установлены Правилами от 13.07.2005 № 428.

Так, согласно подпункту «а» пункта 3 Правил от 13.07.2005 № 428, условием предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам шахтерских городов и поселков является их использование органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, в том числе, на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Следовательно, из пункта 8 следует, что основанием для предоставления социальной выплаты является внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.

Таким образом, Правительством Российской Федерации предусмотрены меры социальной поддержки для лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Из материалов дела усматривается, что в 2012 году жилой дом, признанный ветхим, подлежащий первоочередному сносу за счет государственной поддержки, и земельный участок, расположенные по адресу: <...>, по договору купли-продажи приобретены гражданкой ФИО4 лишь в 2012 году - 22.05.2012.

Ни на момент принятия решения о ликвидации шахты, ни на момент включения дома в список домов и граждан, проживающих в них, расположенных на подработанной шахтой территории, ставших в результате ведения горных работ не пригодными для проживания по критериям безопасности, ни на момент ликвидации угольной шахты ФИО4 в данном доме не проживала, не была в нем зарегистрирована и никакими правами на него не обладала.

В связи с чем, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований у Администрации утверждать дополнительный список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Дальневосточная» Дочернего открытого акционерного общества Шахтоуправление «Дальневосточное» непригодным для проживания по критериям безопасности, поскольку в нормативно-правовом регулировании порядка предоставления межбюджетных трансфертов  на реализацию программ  местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков по направлению финансовое обеспечение реализации мероприятия – содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве)  жилья взамен сносимого, понятие дополнительные списки отсутствует.

Также коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о нарушении Администрацией Артемовского городского округа бюджетного законодательства не только в том, что ФИО4 прав на социальную выплату не имела, но и в  том, что социальная выплата ФИО4, включенной в список в третьем квартале 2012, выплачена за счет межбюджетных трансфертов, источником которых являются средства федерального бюджета, выделенных на 2012 год, в расчет которых ФИО4 не входила.

Размер межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости по каждому шахтерскому городу и поселку из федерального бюджета на 2012 год, согласно бюджетному законодательству Российской Федерации, определяется по состоянию на 01.01.2012.

Гражданка ФИО4 (количественный состав семьи 6 человек) зарегистрирована 23.06.2012 по адресу <...>, и включена в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности в третьем квартале 2012 года, таким образом при выделении межбюджетных трансфертов на 2012 год семья гражданки ФИО4 не учитывалась.

Довод апелляционной жалобы об оставлении без удовлетворения требований прокурора г. Артема к Администрации Артемовского городского округа и ФИО4 об исключении последней из списка граждан на приобретение готового жилья взамен сносимого Артемовским городским судом Приморского края, коллегией апелляционной инстанции не принимается, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения дела в арбитражном суде, так как предметом настоящего спора является оспариваемое Представление службы финансового надзора, которым выявлены нарушения бюджетного законодательства, выразившиеся в использовании межбюджетных трансфертов с нарушением условий, предусмотренных нормативно-правовыми актами.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.04.2014  по делу №А51-41493/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Л. Сидорович

Судьи

А.В. Пяткова

В.В. Рубанова