ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-7716/2014 от 25.06.2014 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-35624/2013

02 июля 2014 года

Резолютивная часть постановления оглашена 25 июня 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июля 2014 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего В.В. Рубановой,

судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго"

апелляционное производство № 05АП-7716/2014

на решение от 23.04.2014

судьи Е.И. Андросовой

по делу № А51-35624/2013 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» (ИНН 2536112729, ОГРН 1022501284970, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 02.11.2002)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке (ИНН 2543000014, ОГРН 1122539000011, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.01.2012)

о признании недействительным решения № 13739 от 31.07.2013

при участии:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края: представитель Збродова А.В. по доверенности от 17.02.2014 № 453 сроком на 6 месяцев, удостоверение., представитель Пика О.А. по доверенности от 15.01.2014 № 449 сроком на 1 год

от Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго»: не явились

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» (далее по тексту – предприятие, заявитель, КГУП «Примтеплоэнерго») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края (далее по тексту - налоговый орган, инспекция, ИФНС России по г. Находке) от 31.07.2013 № 13739 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», принятого по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год.

Решением суда от 23.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение инспекции в обжалуемой части соответствует налогу и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

Не согласившись с решением суда, КГУП «Примтеплоэнерго» подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм материального права и по неполно выясненным обстоятельствам по делу.

Ссылаясь на положения статей 1, 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 88-93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также на положения статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ                   «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», предприятие указало, что поскольку на земельном участке, расположенном по адресу: г. Находка, ул. Макарова, 85, находится котельная, которая отапливает жилищный фонд по улицам Астафьева и Крабовая в г. Находка, то есть используется как объект инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то заявитель имеет право на применение пониженной ставки земельного налога в отношении указанного земельного участка – 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания КГУП «Примтеплоэнерго», явку представителя в суд не обеспечило.

Через канцелярию суда от предприятия поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Судебная коллегия, рассмотрев заявленное ходатайство, с учетом отсутствия возражения со стороны налогового органа, на основании части 3 статьи 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя предприятия.

Представители ИФНС России по г.Находке в судебном заседании против доводов жалобы КГУП «Примтеплоэнерго» возражали, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной 28.01.2013 предприятием налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, о чем составлен акт от 20.05.2013 № 48232.

В ходе проверки инспекцией установлено, что предприятию принадлежит земельный участок с кадастровым номером 25:31:010201:124, расположенный по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. Макарова, 85, на котором находится котельная.

Предприятие, полагая, что расположенная на указанном земельном участке котельная относится к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и предназначена для функционирования жилищного фонда, исчислило земельный налог по данному земельному участку с применением понижающей ставки в размере 0,3 процента, установленной в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

По результатам рассмотрения акта проверки, возражений на него 31.07.2013 инспекцией принято решение № 13739 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в котором налоговый орган сделал вывод о неправомерности использования заявителем пониженной ставки земельного налога в размере 0,3 %.

Данным решением КГУП «Примтеплоэнерго» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога в виде штрафа в размере 1 452,20 руб., дополнительно начислен земельный налог за 2012 год в сумме 290 467 руб., начислены пени в сумме 80,38 руб.

Не согласившись с решением налогового органа, КГУП «Примтеплоэнерго» обжаловало его в вышестоящий налоговый орган.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 21.10.2013 № 13-11/554 решение инспекции № 13739 от 31.07.2013 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Посчитав, что решение налогового органа № 13739 от 31.07.2013                   не отвечает требованиям закона и нарушает его права, предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на неё, заслушав пояснения представителей налогового органа, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 387 НК РФ при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Решением Думы Находкинского городского округа от 23.11.2005                № 540 утверждено Положение о земельном налоге в Находкинском городском округе, которым в подпункте «б» пункта 1 части 1 статьи 3 установлена ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Понятие объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в Кодексе иных нормативных правовых актах не определено и допускает неоднозначное толкование, при этом в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» об основах регулирования тарифов содержится определение системы коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с данной статьей, системы коммунальной инфраструктуры - это совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Определение жилищного фонда содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации, поэтому с учетом статьи 11 Кодекса данное понятие следует использовать в том значении, в каком оно применяется в жилищном законодательстве.

Согласно пункту 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.

Исходя из анализа положений норм, изложенных в абз.2 п.1 ст.394 НК РФ и п.п. «б» п.1 ч.1 ст.3 Положения о земельном налоге в Находкинском городском округе, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что право на применение ставки 0,3 процента возникает только в случае

соблюдения совокупности двух условий – расположения на земельном участке объектов жилого фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, необходимой для эксплуатации этого жилищного фонда.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, на спорном земельном участке с кадастровым номером 25:31:010201:124, принадлежащем предприятию на праве хозяйственного ведения, жилые дома на располагаются, земля является производственной территорией, на которой согласно договору от 01.08.2004 купли-продажи котельной располагаются производственные здания и помещения заявителя, а именно: здания котельной, трансформаторной подстанции, мазутно-насосная станция, здание для обслуживающего персонала, резервуары для топлива, сливная эстакада, водопроводные сети, кабельные линии, подъездной железнодорожный путь и иное имущество (Приложение №1 к договору).

Согласно материалам дела спорная котельная используется КГУП «Примтеплоэнерго» в соответствии с муниципальными контрактами на обеспечение потребителей муниципального образования услугам и теплоснабжения, для отопления жилого фонда, расположенного по улицам Астафьева и Крабовая в г. Находка, и помимо этого также для оказания услуг теплоснабжения для школы № 1 «Полюс», детского сада № 66, офисного здания ОАО «НБАМР».

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, котельная используется для оказания коммунальных услуг, как связанных с функционированием жилищного фонда, так и связанных с функционированием промышленных предприятий, что подтверждается ответом Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Находкинского городского округа от 09.10.2013 № 14-4-06/1437, а также представленными предприятием в материалы дела сравнительными данными

по объему оказанных услуг спорной котельной.

Так, согласно представленным заявителем данным по объемам оказанных услуг (в Гкал) в 2012 году объем услуг в адрес жилого фонда составил 9290,14 Гк, в адрес иных потребителей 3206,38 Гкал.

Принимая во внимание, что налоговое законодательство не ставит возможность применения пониженной налоговой ставки в зависимость от объема и процентного соотношения оказанных услуг населению и промышленным и иным предприятиям, соответственно, выделение доли земельного участка, приходящейся на объект, не относящийся к инженерной инфраструктуре жилищно-коммунального комплекса, невозможно.

Поскольку на спорном земельном участке объекты жилого фонда не расположены, а также котельная, расположенная на спорном земельном участке, обеспечивает функционирование и иных потребителей помимо жилищного фонда, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что при таких обстоятельствах предприятие не может применять пониженную ставку налога в отношении рассматриваемого

земельного участка, а довод заявителя жалобы в указанной части –необоснованным.

Кроме того, в рассматриваемом случае исходя из позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2012 № 7943/12, согласно которой сам факт нахождения на земельных участках жилых фондов и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не является достаточным для применения пониженной ставки земельного налога, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что для применения пониженной ставки налога в размере 0,3 процента в отношении рассматриваемого земельного участка заявителю также необходимо подтвердить соответствующий вид использования земельного участка.

Вместе с тем, согласно представленному в материалы дела свидетельству о государственной регистрации права серии 25-АА                         № 500213 от 23.12.2004 земельный участок с кадастровым номером 25:31:010201:124 имеет разрешенный вид использования – «под производственную территорию».

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным доначисление предприятию земельного налога за 2012 год в сумме               290 467 руб., пени в сумме 80,38 руб. и штраф по п.1 ст.122 НК РФ в сумме                           1 452,20 руб.

Следовательно, решение инспекции от 31.07.2013 № 13739 не нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности и соответствует положениям налогового законодательства.

Учитывая изложенное, принимая во внимание правильное применение судом норм материального и процессуального права, полное и всестороннее исследование имеющихся в деле документов и обстоятельств дела, принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным. Правовых оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Учитывая результаты рассмотрения спора, в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины судом первой инстанции отнесены на заявителяresource://pdf.js/web/resource://pdf.js/web/resource://pdf.js/web/

В соответствии со статьей 333.40 НК РФ госпошлина, излишне уплаченная предприятием при подаче апелляционным жалобы по платежному поручению от 29.04.2014 №6052 в сумме 1 000 рублей, подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.04.2014  по делу №А51-35624/2013  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить Краевому государственному унитарному предприятию «Примтеплоэнерго» из федерального бюджета госпошлину, излишне уплаченную  при подаче апелляционной жалобы по платежному  поручению от 29.04.2014 №6052 в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.

Выдать справку на возврат госпошлины.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

В.В. Рубанова

Судьи

Л.А. Бессчасная

А.В. Пяткова