ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-8531/2015 от 21.12.2015 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                              Дело

№ А51-13373/2015

28 декабря 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 21 декабря 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено декабря 2015 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Ю. Еремеевой,

судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края

апелляционное производство № 05АП-8531/2015

на решение от 06.08.2015

судьи В.В. Саломая

по делу № А51-13373/2015 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению открытого акционерного общества «Варяг» (ИНН 2539002756, ОГРН 1022502119221, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.09.2002)

к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)

третье лицо: управление градостроительства архитектуры и администрации города Владивостока

об оспаривании решения изложенного в письме от 27.03.2015 №20/03/02-12/10296,

при участии:

от ОАО «Варяг»: представитель Зинченко Е.В. по доверенности от 04.08.2015 № 60/2132-юр, сроком до 31.12.2015; представитель Перцев М.Н. по доверенности от 29.10.2015, сроком по 31.12.2015; представитель Курашева Т.Н. по доверенности от 29.10.2015, паспорт;

от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Раков А.Ю. по доверенности от 22.10.2015 № 20/36604, сроком по 31.12.2015;

от управления градостроительства архитектуры и администрации города Владивостока: представитель Волик А.С. по доверенности от 30.09.2015 № 27/1-1-3303, сроком по 31.12.2016, удостоверение № 4588.

УСТАНОВИЛ:

          Открытое акционерное общество «Варяг» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края изложенное в письме от 27.03.2015 №20/03/02-12/10296 об отказе в предварительном согласовании места размещения спортивного комплекса на земельном участке, расположенном в районе ул. Русская, 100, обязании департамента земельных и имущественных отношений Приморского края принять решение о предварительном согласовании места размещения спортивного комплекса на земельном участке, расположенном в районе ул. Русская, 100, в г.Владивостоке, в месячный срок.

          Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.08.2015 требования общества удовлетворены.

          Суд первой инстанции в своем судебном акте пришел к выводу о том, что оспариваемое решение, изложенное в письме от 27.03.2015 №20/03/02-12/10296, повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку не позволило ему реализовать возможность оформить права на земельный участок в соответствии с порядком, установленным законодательством, действовавшим на момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта (06.02.2015).

          Не согласившись с вынесенным решением, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

          В обоснование жалобы департамент указывает, что принять решение о предварительном согласовании места размещения спортивного комплекса на данном земельном участке после 01.03.2015 не предоставляется возможным.

          Кроме того, податель жалобы обращает внимание на то, что согласно имеющейся в материалах дела схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г.Владивосток, ул.Русская, 100, испрашиваемый земельный участок частично расположен в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе, что является безусловным препятствием для дальнейшего предоставления земельного участка. 

          В заседании суда апелляционной инстанции департамент доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. 

          Общество по тексту представленного ранее через канцелярию суда в материалы дела письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

           В судебном заседании 26.11.2015 оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судом первой инстанции принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.

          Как видно из материалов дела, публичное акционерное общество «Варяг» оспаривает решение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 27.03.2015 № 20/03/02-12/10296 об отказе в предварительном согласовании места размещения спортивного комплекса на земельном участке, расположенном в районе ул. Русская, 100.

          Основанием к обращению в департамент за предварительным согласованием места размещения объекта послужил акт выбора земельного участка для строительства от 24.02.2015 и распоряжение управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока №630 от 27.02.2015 о выдаче акта выбора.

          Обеспечение выбора земельного участка, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период осуществления выбора спорного земельного участка в г. Владивостоке) являлись стадиями единой процедуры предоставления земельного участка для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

          Указанные функции в спорном периоде были отнесены к полномочиям Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока (пункты 4.16, 4.18 Положения об УГА, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 № 259). Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока к участию в деле не привлечено. Требования заявителя были удовлетворены судом без оценки законности выбора земельного участка управлением.

          На основании изложенного апелляционная коллегия пришла к выводу о нарушении судом первой инстанции положений пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с принятием судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.

          Данное обстоятельство является нарушением норм процессуального права, в связи с чем решение Арбитражного суда Приморского края от 06.08.2015 подлежит отмене.

          Ввиду допущенного судом первой инстанции нарушения, судебная коллегия на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ, с учетом требований пункта 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» назначила на 21.12.2015 рассмотрение дела к судебному разбирательству по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, о чем вынесено соответствующее определение от 26.11.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.

          При рассмотрении дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, общество заявленные требования поддержало в полном объеме. В обоснование доводов о длительном незаконном бездействии ответчика представило в материалы дела дополнительные документы.

          Департамент на требования общества возразил.

Представитель управления в материалы дела представила письменный отзыв, дала пояснения, также для приобщения в материалы дела представила дополнительные документы, запрошенные судом.

Отзыв и документы с согласия лиц, участвующих в деле приобщены судом к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ

          Из материалов дела коллегией установлено следующее.

          19.02.1988 решением Владивостокского городского Совета депутатов за №116 правопредшественнику заявителя был согласован отвод земельного участка площадью 1,4 га под строительство спортивного корпуса в районе улицы Русская, 100.

          Указанный отвод утвержден решением Приморского крайисполкома от 05.03.1988 за № 126 на условиях постоянного пользования. Пунктом 4 указанного решения наложен запрет на пользование согласованным земельным участком до установления его границ на местности и до получения акта на право пользования землей.

          Распоряжением Совета Министров РСФСР от 25.08.1988 № 537-р земельный участок площадью 1,4 га исключен из состава земель 247 военного лесничества для целей передачи в постоянное пользование для строительства спортивного комплекса с правом вырубки леса под сооружение.

          Решением Владивостокского городского Совета депутатов №34 от 19.01.1990 заводу «Варяг» разрешена корректировка рабочей документации в течение трех лет.

         16.09.1998 обществом получены заключения к акту выбора площадки. С 1998 работы были остановлены.

В сентябре 2010 года общество обращалось в департамент за предоставлением земельного участка площадью 1,4 га в районе улицы Русская, 100 на основании акта выбора площадки №87/97 от 16.10.1997.

Решением департамента от 30.09.2010 в предоставлении земельного участка обществу было отказано на основании того, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 №462, испрашиваемый земельный участок по схеме функционального зонирования территории был отнесен к зоне городских лесов и городских лесопарков Р-1, в связи с чем, назначение планируемого объекта не соответствовало разрешенному использованию испрашиваемого земельного участка.

          10.10.2011 обращение ОАО «Варяг» о выборе земельного участка в районе улицы Русской было вновь принято к рассмотрению департаментом. В указанном обращении от 10.10.2011 общество сообщало о том, что согласно прилагаемый выписки из ИСОГД от 23.08.2011 испрашиваемый земельный участок по схеме функционального зонирования территории относится к зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений Р-2, что соответствует испрашиваемому разрешенному использованию.

          25.11.2011 департамент направил обращение общества об обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории главе г. Владивостока

          В период с 2011 по 2012 обществом по запросу администрации представлялись дополнительные документы.

          В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок располагался в двух территориальных зонах: зоне Р-2 и зоне ОД-1, общество заявлением от 03.07.2012 уточнило заявление от 10.10.2011 и просило выделить соответственно два земельных участка – площадью 8933 кв.м. и площадью 1529 кв.м. согласно прилагаемым топосъемкам и обзорным схемам.

          14.12.2012 администрация г.Владивостока сняла заявку общества о выборе земельного участка № 2681/1у с рассмотрения.

          Отказ был мотивирован Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа утвержденным решением Думы г.Владивостока от 07.04.2010 № 462 (актуализированная редакция от 14.10.2011 № 742, от 12.10.2012 № 934).

          Согласно внесенным решением Думы г.Владивостока от 12.10.2012 № 934 изменениям в Правила землепользования и застройки испрашиваемый земельный участок из зоны объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2) попал в зону городских лесов и городских лесопарков (Р-1), где строительство спортивного комплекса запрещено.

          26.01.2015 администрация г.Владивостока письмом № 17386Д в ответ на обращение ОАО «Варяг» от 14.11.2014 сообщила о том, что решением Думы г.Владивостока от 30.12.2014 № 408 были внесены изменения в карту градостроительного зонирования Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в соответствии с которым в отношении территории в районе улицы Русской,100 зона городских лесов и лесопарков (Р-1) была изменена на зону объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2), в состав основных видов разрешенного использования которой входят «спортивные комплексы (стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные залы, тренажерные залы, бассейны и другие спортивные объекты)».  

          03.02.2015 заявитель через КГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Приморском крае» обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением (вх.№20-5022 от 06.02.2015) о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка для строительства спортивного комплекса в районе ул. Русская, 100, площадью 10341 кв.м., в том числе: площадь застройки 1250 кв.м., площадь покрытий 2560 кв.м., площадь озеленения 6531 кв.м. с предварительным согласованием места размещения объекта.

          Письмом от 16.02.2015 № 20/03/02-12/4640 департамент земельных и имущественных отношений Приморского края направил Главе города Владивостока обращение заявителя для обеспечения выбора земельного участка для строительства спортивного комплекса.

          27.02.2015 управлением градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока было издано распоряжение № 630 о выдаче заявителю акта о выборе земельного участка по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Русская, 100, для строительства спортивного комплекса, а также об утверждении схемы расположения земельного участка к акту о выборе земельного участка по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Русская, 100, Открытому акционерному обществу «Варяг», площадью 10341 кв.м., вид разрешенного использования: спортивные комплексы (стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные залы, тренажерные залы, бассейны и другие спортивные объекты); цель предоставления: для строительства спортивного комплекса.

          Приложением к распоряжению является акт о выборе земельного участка для строительства № 226 от 24.02.2015.

          26.02.2015 администрация г.Владивостока на своем официальном сайте опубликовала сообщение о предоставлении земельного участка.

          Письмом от 03.03.2015 № 5077/20у управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока направило в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края оригинал распоряжения № 630 от 27.02.2015 для дальнейших действий.

          Письмом от 05.03.2015 № 33/635 общество дополнительно направило в адрес департамента  распоряжение № 630 от 27.02.2015, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; акт о выборе земельного участка для строительства.

          Письмом от 27.03.2015 № 20/03/02-12/10296 департамент земельных и имущественных отношений Приморского письмом отказал обществу в принятии решения о предварительном согласовании места размещения спортивного комплекса на земельном участке, расположенном в районе ул. Русская. 100 сославшись на изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным Законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключающие возможность предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта строительства, когда процедура предоставления земельного участка начинается с его выбора и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

          Посчитав, что указанное решение не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

          Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не должен претерпевать какие-либо неблагоприятные последствия в результате изменения законодательства в период рассмотрения

заявления о предоставлении земельного участка.    Судом сделан вывод о том, что если бы ответчик при принятии оспариваемого решения руководствовался нормами земельного законодательства в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта (06.02.2015), и принял бы решение о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта на земельном участке, расположенном в районе ул. Русская, 100, в г.Владивостоке, то данный земельный участок должен был быть предоставлен ОАО «Варяг» без проведения торгов.

          Поскольку департаменту надлежало принять решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта на спорном земельном участке, суд применил к спорным правоотношениям часть 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ и обязал департамент принять решение о предварительном согласовании.     При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, возражая на доводы департамента, общество указывало на длительное незаконное бездействие ответчика при рассмотрении заявлений общества о предоставлении земельного участка, что повлекло незаконный отказ.

          Исследовав материалы дела, проанализировав доводы лиц, участвующих в деле коллегия не находит оснований для удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.

          Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

          Как следует из материалов дела и пояснений представителей общества, государственный акт на право пользование землей на основании решения Приморского крайисполкома от 05.03.1988 за № 126 о согласовании земельного участка  площадью 1,4 га под строительство спортивного корпуса в районе улицы Русская, 100 заявителем получен не был.

          Поскольку процедура предоставления земельного участка не была завершена, следовательно, земельный участок не мог считаться закрепленным за обществом на праве постоянного (бессрочного) пользования.

          Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, процедуру которого общество инициировало с сентября 2010, начиналось с выбора земельного участка, урегулированного статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период осуществления выбора спорного земельного участка).

          Данная статья конкретизировала, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться земельными участками, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1).

          Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в предусмотренных законом случаях (пункт 2).

          Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны; к акту прилагаются утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что применительно к каждой территориальной зоне, устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

          Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный  районе улицы Русская, 100, обществом испрашивался под строительство спортивного корпуса. Площадь и границы земельного участка уточнялись заявителем.

Изначально в 2010 году заявитель испрашивал земельный участок площадью 1,4 га.     Отказ департамента от 30.09.2010 в предоставлении указанного земельного участка площадью 1,4 га обоснован нахождением его в зоне городских лесов и городских лесопарков Р-1. Указанный отказ обществом не был оспорен.

          Поскольку заявитель испрашивал земельный участок адресно и с привязкой на местности, для целей проверки доводов общества о незаконности отказа департамента в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 30.09.2010, коллегия запросила схему земельного участка. В связи с непредставлением схемы у коллегии отсутствует возможность оценить законность отказа от 30.09.2010.

          Заявлением от 03.07.2012 общество уточнило свое заявление от 10.10.2011 в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в двух градостроительных зонах и просило выделить соответственно два земельных участка– площадью 8933 кв.м. и площадью 1529 кв.м. согласно прилагаемым топографическим съемкам и обзорным схемам.

          Письмом от 06.08.2012 департамент сообщил обществу о том, что принял к сведению уточнение намерений общества.

          Из чего коллегия делает вывод о непредоставимости земельного участка площадью 1,4 га. в испрашиваемых обществом по заявлению от 10.10.2011 границах, попадающих в две градостроительные зоны.

          В связи с чем, не имеют правового значения доводы общества о незаконном бездействии ответчика в вопросе предоставления испрашиваемого земельного участка до уточнения его площади и границ заявлением общества от 03.07.2012.

          В связи с тем, что решением Думы г.Владивостока от 12.10.2012 № 934 были внесены изменения в карту градостроительного зонирования Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в соответствии с которыми испрашиваемый земельный участок из зоны объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2) попал в зону городских лесов и городских лесопарков (Р-1), где строительство спортивного комплекса запрещено, у УГА г.Владивостока отсутствовали правовые основания для обеспечения выбора земельного участка для целей, не соответствующих градостроительному регламенту.

          После того, как решением Думы г.Владивостока от 30.12.2014 № 408 были внесены очередные изменения в карту градостроительного зонирования, вернувшие испрашиваемой территории разрешенное использование, установленное для зоны объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2), заявитель 03.02.2015 вновь обратился с заявлением в департамент, которым просил предоставить земельный участок площадью 10341 кв.м.

          Заявление общества 03.02.2015 поступило в департамент 06.02.2015 и своевременно письмом департамента от 16.02.2015 № 20/03/02-12/4640 было передано в администрацию г.Владивостока.

          Оценивая законность выбора земельного участка, коллегия установила следующее.

          Акт о выборе земельного участка для строительства № 226 от 24.02.2015 содержит информацию о том, что 26.02.2015 администрация г.Владивостока на своем официальном сайте опубликовала сообщение о предоставлении земельного участка, в ответ на которое предложений не поступило.

Конституция Российской Федерации, закрепляя, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1), одновременно устанавливает, что порядок и условия пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3), к числу которых относится и Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривающий в качестве основных принципов земельного законодательства участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1).

Принятое в порядке реализации указанных конституционных гарантий и основных принципов земельного законодательства положение абзаца первого пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечивает информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, закрепляя в указанных целях соответствующую обязанность органов местного самоуправления.

Наличие в акте выбора земельного участка от 24.02.2015  сведений об отсутствии предложений на публикацию от 26.02.2015, коллегия оценивает как нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов лиц, участников экономических правоотношений, которые при разумном сроке публикации могли претендовать на данный земельный участок посредством участия в аукционе, конкурсе, торгах, и как нарушение прав населения на участия в решении вопросов, касающихся прав на землю.

          В связи с изложенным, коллегия считает невозможным обязать департамент согласовать выбор земельного участка, осуществленный с нарушением принципа сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленного в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

          Оценив доводы департамента о том, что земельный участок частично расположен в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе, в связи с чем, не может быть выбран, согласован и предоставлен для испрашиваемой цели, коллегия находит их необоснованными.

          Согласно имеющейся в материалах дела схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г.Владивосток, ул.Русская, 100, испрашиваемый земельный участок действительно частично расположен в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе.

Ограничение деятельности в водоохранных зонах установлено статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Пункты 15 и 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации не содержат запрета на строительство объекта социального и бытового обслуживания населения в водоохранной зоне и в прибрежной защитной полосе.

          Согласно пункту 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

          В связи с изложенным, коллегия не находит оснований полагать, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для испрашиваемых целей с соблюдением установленных законом ограничений.

          Распоряжение управления о выдаче заявителю акта о выборе земельного участка № 630 от 27.02.2015, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и акт о выборе земельного участка для строительства переданы департаменту на рассмотрение после 01.03.2015, что исключало продолжение процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектав связисизменениями, внесенными в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным Законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

          Вывод суда первой инстанции о том, что возникшие между обществом и департаментом правоотношения подлежат регулированию положениями Земельного кодекса Российской Федерации без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ступивших в законную силу с 01.03.2015, основан на неверном применении нормы права.

          С 01.03.2015 вступили в действие изменения в Земельный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта исключено, земельные участки подлежат предоставлению по результатам торгов, за исключением случаев, установленных статьями 39.3 и 39.6 Кодекса, к которым спорная ситуация не относится.

          Данный закон не устанавливает, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие в период до введения его в действие.

          В силу части 1 статьи 34 указанного закона до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

          В то же время каких-либо преимуществ для лиц, получивших акты о выборе земельного участка, решения о предварительном согласовании места размещения объекта по которым до 1 марта 2015 года не приняты, законодатель не предусмотрел.

          Указанное обстоятельство свидетельствует об утрате возможности для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта после 1 марта 2015 года.

          В связи с чем, коллегия признает, что оспариваемый отказ департамента соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов общества, поскольку не исключает получение земельного участка для строительства по новым правилам.

При таких обстоятельствах, коллегия считает, что решение Арбитражного суда Приморского края от 06.08.2015 по настоящему делу подлежит отмене по безусловным основаниям, а заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.

          Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

          Решение Арбитражного суда  Приморского края от 06.08.2015 по делу №  А51-13373/2015 отменить.

          В удовлетворении заявленных требований отказать.

          Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

О.Ю. Еремеева

Судьи

Н.Н. Анисимова

С.В. Гуцалюк