ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-9056/2014 от 24.07.2014 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-1421/2014

29 июля 2014 года

Резолютивная часть постановления оглашена 24 июля 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июля 2014 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Л.А. Бессчасной,

судей А. В. Пятковой, В.В. Рубановой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЖакТранс»,

апелляционное производство № 05АП-9056/2014

на решение от 03.06.2014

судьи И.С. Чугаевой

по делу № А51-1421/2014 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЖакТранс» (ИНН 2801127884, ОГРН 1082801000116, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.01.2008)

к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.05.1951)

о признании незаконным отказа в возврате излишне взысканных таможенных платежей, выраженного в письме «О возврате заявления без рассмотрения» от 18.12.2013 №10-15/41702 в части возврата суммы 212 866, 46 рублей, уплаченной по ДТ №10714040/240211/0005684, обязании вернуть излишне взысканные таможенные платежи на сумму 212 866, 46 рублей, о взыскании судебных расходов,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «ЖакТранс» - Волос О.Я., по доверенности  от 06.12.2013,

от Находкинской таможни – Яцина С.Н., по доверенности от 09.10.2013 № 11-32/32498,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЖакТранс» (далее – заявитель, общество, таможенный представитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Находкинской таможне (далее – таможня, таможенный орган) о признании незаконным отказа в возврате излишне взысканных таможенных платежей, выраженного в письме «О возврате заявления без рассмотрения» от 18.12.2013 №10-15/41702 в части возврата суммы 212 866, 46 рублей, уплаченной по ДТ №10714040/240211/0005684, обязании вернуть излишне взысканные таможенные платежи на сумму 212 866, 46 рублей, о взыскании в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЖакТранс» судебных издержек в сумме 20 000 рублей, и государственной пошлины 9 257, 33 рублей.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.06.2014 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 03.06.2014, общество просит его отменить как незаконное и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, неверное указание в заявлении от 13.12.2013 № 81905 номера ДТ, не могло повлиять на соблюдение досудебного порядка возврата таможенных платежей и не являлось препятствием для рассмотрения по существу заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм платежей и налогов.

Таможенный орган в представленном в материалы дела письменных возражениях, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.

Представитель общества в судебном заседании указала, что судом первой инстанции при вынесении решения не рассмотрено требование о возложении  на Находкинскую таможню вернуть излишне взысканные таможенные платежи в размере 212866 рублей  46 копеек, вместе с тем решение вынесено об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель Находкинской таможни, дала пояснения аналогичные тексту представленных суду возражений, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила суд  решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

 07.12.2010 г. между компанией «QINGDAOQIZHOURUBBERCO., LTD» (Китай) и ООО «ЖакТранс» был заключен контракт № QZ-SPF-101207, во исполнение которого, в феврале 2011 г. на территорию Таможенного союза обществом ввезен товар, задекларированный в декларации на товары № 10714040/240211/0005684.

В ходе таможенного оформления, таможня, не согласившись с правильности определения обществом таможенной стоимости товаров, откорректировала таможенную стоимость товаров, что согласно КТС -1 №10714040/240211/0005684 составило 212 866,46 руб.

Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, у таможенного органа не имелось, 13.12.2013 в порядке статьи 90 ТК ТС в пределах трехлетнего срока общество обратилось в таможенный орган с заявлением вх.№81905 о возврате денежных средств исчисленных по ДТ №10714040/211011/0005084.

Рассмотрев указанное заявление, таможенный орган письмом от 18.12.2013 №10-15/41702 оставил его без рассмотрения в связи с тем, что указанная в заявлении ДТ №10714040/211011/0005084 не зарегистрирована в Находкинской таможне.

Оставляя заявление без рассмотрения, таможня указала на то, что к пакету документов приложена копия ДТ №10714040/210111/0005684. Представленные к заявлению документы, не позволяют рассматривать таможенные платежи по ДТ №10714040/210111/0005684 в качестве излишне уплаченных.

Не согласившись с выводами Находкинской таможни, расценив представленный ответ как отказ в возврате таможенных платежей, не соответствующий закону и нарушающий права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и в отзыве Находкинской таможни на неё, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с этим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Статьей 90 ТК ТС предусмотрено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.

В соответствии с частями 1-3 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Закон № 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в частях 4-7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган (часть 4 статьи 147 Федерального Закона № 311-ФЗ).

Таким образом, как следует из анализа положений статьи 147 Федерального закона №311-ФЗ при подаче о заявления о возврате таможенных платежей в обязательном порядке заявитель должен представить в таможенный орган документы, подтверждающие доначисление и уплату таможенных платежей.

Как установлено коллегией и подтверждается материалами дела, общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 13.12.2013 №81905 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, исчисленных по ДТ и КТС № 10714040/211011/0005084.

При изучении документов, приложенных к ДТ, таможенным органом установлено, что фактически к заявлению представлены копии документов по ДТ №10714040/240211/0005684.

Кроме того, при рассмотрении заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, таможней установлено, что ДТ №10714040/210111/0005084 не зарегистрирована в Находкинской таможне.

Учитывая установленные обстоятельства, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что у таможенного органа отсутствовали основания для рассмотрения заявления общества по существу, и возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

Таможенный орган, возвращая заявление общества без рассмотрения, вынес мотивированное объяснение, с соблюдением установленного срока.

При изложенных обстоятельствах коллегия полагает, что таможенный орган правомерно, руководствуясь частью 4 статьи 147 Федерального закона №311-ФЗ, оставил заявление общества без рассмотрения.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным отказа в возврате излишне взысканных таможенных платежей, выраженного в письме «О возврате заявления без рассмотрения» от 18.12.2013 №10-15/41702 в части возврата суммы 212 866, 46 рублей.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции в указанной части законным и обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества в соответствующей части.

Вместе с тем судебная коллегия находит подлежащим изменению решение в части требований материального характера об обязании Находкинскую таможню вернуть излишне взысканные таможенные платежи на сумму 212 866, 46 рублей  в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 129 Федерального закона возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

 К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы: платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

 Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.

При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи (части 1-4 статьи 147 Федерального закона №311-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 6 статьи 147 Федерального закона №311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика.

Из имеющегося в материалах дела заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств  от 05.12.2013 следует, что обществом к заявлению приложены ДТ и КТС  за № 10714040/211011/0005084.

Заявлений о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по  ДТ и КТС  за № 10714040/211011/0005684 общество в порядке установленном Федеральным закона N 311-ФЗ  не подавало, в представленное в таможенный орган заявление от 05.12.2013 исправлений относительно номера ДТ не вносило.

То обстоятельство, что общество с  заявлением о возврате таможенных платежей по ДТ за № 10714040/211011/0005684 не обращалось, свидетельствует о том, что решение об отказе или возврате излишне  уплаченной таможенной стоимости таможенным органом не принималось. Выбранный обществом способ защиты нарушенного права в данном случае, противоречит статье 90 ТК ТС, статье 201 АПК РФ.

Учитывая изложенное, коллегией принимается довод таможенного органа о наличии оснований для принятия решения об оставлении без рассмотрения заявления по пункту 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.

В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ,  следовательно, право на возврат излишне уплаченных сумм при устранении указанных таможенным органом недостатков декларантом утрачено не было.

Положениями Федерального закона N 311-ФЗ, установлен обязательный досудебный порядок возврата излишне уплаченных платежей, который осуществляется в самостоятельной таможенной процедуре.

Из материалов дела усматривается, что обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в таможенный орган в порядке статьи 147 Закона N 311-ФЗ с соответствующим заявлением.

Исходя из сложившейся судебной практики, только при наличии установлении факта незаконного возврата таможенным органом заявления, суд может признать соблюденным досудебный порядок возврата таможенных платежей

В связи с признанием судом обоснованности решения Находкинской таможни о возврате без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, суд признает не соблюденным заявителем порядок возврата таможенных платежей, установленных Федеральным законом N 311-ФЗ.

Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором (часть 2 пункта 1 статьи 148 Арбитражного кодекса Российской Федерации).

 Исходя из выше сказанного, суд апелляционной инстанции, требования материального характера об обязании Находкинскую таможню вернуть излишне взысканные таможенные платежи на сумму 212 866, 46 рублей, оставляет без рассмотрения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 названного Кодекса, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

Поскольку общество с ограниченной ответственностью «ЖакТранс» при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению № 238 от 06.06.2014 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей, излишне уплаченная 1 000 рублей подлежат возврату заявителю. При этом оригинал указанного платежного поручения остается в материалах дела.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.06.2014 по делу №А51-1421/2014 изменить.

Требования о возложении обязанности на Находкинскую таможню вернуть излишне взысканные таможенные платежи в размере 212866 рублей  46 копеек -  оставить без рассмотрения.

В удовлетворении требований  о признании незаконным отказа Находкинской таможни в возврате излишне взысканных таможенных платежей, выраженного в письме «О возврате заявления без рассмотрения» от 18.12.2013 № 10-15/41702 в части возврата суммы 212866 рублей  46 копеек  по ДТ № 10714040/211011/0005684  - отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ЖакТранс» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (одной тысячи) рублей 00 копеек, излишне уплаченную по платежному поручению № 238 от 06.06.2014 года.

Выдать справку на возврат госпошлины.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Л.А. Бессчасная

Судьи

В.В. Рубанова

А.В. Пяткова