ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-9235/16 от 10.01.2017 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А51-9349/2016

17 января 2017 года

Резолютивная часть постановления оглашена 10 января 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2017 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой,

судей С.В. Гуцалюк, И.С. Чижикова,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1

апелляционное производство № 05АП-9235/2016

на решение от 13.10.2016

судьи Н.А. Тихомировой

по делу № А51-9349/2016 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: Департамент градостроительства Приморского края

о признании незаконным бездействия,

при участии:

от индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО2, доверенность от 18.03.2016, сроком на 2 года, паспорт;

от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: ФИО3, доверенность от 27.12.2016, сроком до 31.12.2017, паспорт;

от Департамента градостроительства Приморского края: ФИО4, доверенность от 02.02.2016, сроком на 1 год, паспорт;

УСТАНОВИЛ:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, выразившегося в нарушении сроков ответа на заявление от 18.03.2016, решения от 29.04.2016 №20/12906, обязании принять решение по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 25:10:011500:303, расположенного по адресу: <...> (с учетом уточнения требований).

Решением суда от 13.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.

В доводах апелляционной жалобы, поддержанных представителем в судебном заседании, предприниматель настаивает, что весь участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Представитель пояснил, что спорный земельный участок попадает в границы территории опережающего социально-экономического развития «Надеждинская», в связи с чем, в отношении испрашиваемого земельного участка градостроительные регламенты не действуют в соответствии со статьей 36 ГрК РФ. Считает, что данный земельный участок может использоваться с учетом ограничений, установленных Водным кодексом РФ.

Представитель департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на доводы апелляционной жалобы возразил, пояснил, что в рассматриваемом случае факт бездействия отсутствует, поскольку заявление предпринимателя по существу рассмотрено, в предоставлении участка отказано. При этом, основаниями для отказа в предоставлении участка послужило то обстоятельство, что в соответствии со схемой отображения границ территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, входящей в состав правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, утвержденных решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения в редакции от 06.05.2013 №742 и зон с особыми условиями использования территории по данным государственного кадастра недвижимости, спорный земельный участок расположен в четырех территориальных зонах: зона сельскохозяйственного производства, зона общественно-деловой застройки, производственная зона, зона транспортной инфраструктуры. При этом назначение земельного участка «для ведения крестьянско- фермерского хозяйства» не соответствует его назначению, а также не соответствует градостроительным регламентам указанных территориальных зон. Кроме того, согласно имеющейся в материалах дела схеме испрашиваемый земельный участок частично расположен в водоохранной зоне, что само по себе является безусловным препятствием для дальнейшего предоставления заявителю спорного земельного участка.

По доводам предпринимателя о нахождении земельного участка в границах территории зоны опережающего социально-экономического развития «Надеждинская», возразил.

Представитель департамента градостроительства Приморского края указал, что испрашиваемый земельный участок с момента издания Постановления Правительства РФ от 25.06.2015 № 629, расположен на территории опережающего социально-экономического развития. С учетом ст. 26 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» использование земельного участка в границах такой территории определяется на основании утвержденного проекта планировки территории.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Пятый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Из материалов дела судом установлено, что 01.03.2016 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого зарегистрирована ФИО1.

18.03.2016 ФИО1 через отделение МКУ ВГО №325 обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о бесплатном однократном предоставлении в собственность, без проведения торгов, земельного участка с кадастровым номером 25:10:011500:303, расположенного по адресу: <...>, ориентировочной площадью 50 000 кв.м для ведения крестьянско - фермерским хозяйством его деятельности.

07.04.2016 в связи с нарушением сроков рассмотрения заявления предприниматель направила в Департамент земельных и отношений претензию, в которой повторно просила в том числе предоставить в собственность спорный земельный участок.

27.04.2016, не получив решения о предоставлении земельного участка, а также ответа на претензию, предприниматель, посчитав бездействие департамента незаконным и нарушающим ее права и законные интересы обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемые решения, действия (бездействия) должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, в качестве правового основания приобретения испрашиваемого земельного участка, бесплатно, без торгов, предпринимателем указаны ч.1 ст. 11, ч.1 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ст. 39.2 ЗК РФ, п.7 ст. 39.5 ЗК РФ, ст. 10 Закона Приморсокго каря от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае».

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 указанного Федерального закона порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пункт 7 статьи 39.5 Кодекса).

Как предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, помимо случаев, установленных федеральным законодательством, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.17 ЗК РФ).

Согласно пункту 3 части 6 статьи 2 Закона Приморского края от 18.11.2014 №497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов, по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по предоставлению земельных участков на торгах и без проведения торгов.

Названное положение корреспондирует с пунктом 1.1.1 Положения о Департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 №374-па, в соответствии с которым государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в границах Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов, осуществляет департамент.

К его полномочиям на основании пункта 2.1.1.3 данного Положения относится распоряжение земельными участками, находящимися в собственности и в ведении Приморского края, в том числе предоставление земельных участков на торгах и без проведения торгов.

В развитие указанных положений приказом департамента от 23.03.2015 №88 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, без проведения торгов» (далее – Регламент №88), пунктом 7 которого установлены сроки предоставления государственной услуги, аналогичные сроками, установленным статьей 39.17 ЗК РФ.

Из материалов дела следует, что предприниматель обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края путем подачи заявки через МФЦ 18.03.2016.

Согласно представленной в материалы дела копии ведомости передачи дел №1062, в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края заявление предпринимателя передано 21.03.2016, о чем свидетельствует соответствующая отметка.

Таким образом, заявление предпринимателя должно было быть рассмотрено не позднее 22.04.2016.

Поскольку решение по заявлению предпринимателя, выраженное в письме №20/12906, Департаментом было принято 29.04.2016, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении сроков рассмотрения заявления предпринимателя от 18.03.2016.

По смыслу положений статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствия ненормативного правового акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.

Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимых для признания незаконным бездействия государственного органа, в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что непринятие решения по заявлению в установленные сроки, с учетом обстоятельств настоящего дела, не могло нарушить права и законные интересы заявителя, поскольку данный земельный участок не может быть предоставлен заявителю.

При этом, суд первой инстанции, признал законными причины отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указанные департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края, поскольку спорный участок не может использоваться для испрашиваемых заявителем целей, так как вид его использования (ведение крестьянско-фермерского хозяйства) непосредственно не связан с функционированием территориальных зон, в которых он расположен.

Между тем, обсуждая вопрос о нарушении оспариваемым бездействием департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края, прав и законных интересов предпринимателя, коллегия приходит к следующим выводам.

Обосновывая свое право на получение спорного земельного участка в собственность однократно бесплатно, заявитель указывает, что проживает на территории Приморского края в Надеждинском муниципальным районе и нуждается в земельном участке в границах Надеждинского муниципального района, в котором постоянно проживает, для осуществления крестьянско-фермерским хозяйством своей деятельности.

Между тем, заявитель не учитывает следующее.
  Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г., предусматривалось, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

С 1 марта 2015 г. случаи бесплатного предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность установлены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 4 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ земельный участок для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, может быть предоставлен гражданину бесплатно в случае, если ранее земельный участок был предоставлен гражданину в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности и в течение пяти лет использовался им по назначению в соответствии с видом его разрешенного использования.

Кроме того, подпунктом 7 указанной статьи определено, что предоставление земельного участка бесплатно осуществляется отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Как предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, помимо случаев, установленных федеральным законодательством, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. К указанной категории лиц законом субъекта отнесены граждане, постоянно проживающие в муниципальном образовании, на территории которого планируется осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

При этом согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпункте 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять дополнительные случаи помимо случаев, установленных федеральным законодательством, бесплатного предоставления земельных участков в собственность отдельным категориям граждан с обязательным определением в законе субъекта порядка постановки таких граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпункте 7 статьи 39.5 названного Кодекса, поскольку иное не предусмотрено федеральными законами.

Из совокупного анализа перечисленных норм следует, что право на получение земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпункте 7 статьи 39.5 названного Кодекса, а именно в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», может быть реализовано гражданином только через постановку на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпункте 7 статьи 39.5 названного Кодекса, и в порядке, установленном законом субъекта.

Текст Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» и иные законы субъекта не определяют условия и порядок реализации однократного бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в том числе не определяют порядок учета граждан.

Из чего следует, что механизм реализации однократного бесплатного предоставления земельного участка в Приморского края, в том числе порядок учета граждан имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 не определен.

Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, без проведения торгов» не регулирует порядок предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпункте 7 статьи 39.5.

Доказательства того, что заявитель состоит на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпункте 7 статьи 39.5 ЗК РФ и подпункте 1 пункта 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», в материалы дела не предоставлены.

Соответственно, материалы дела не свидетельствуют о том, что спорный земельный участок подлежит передаче в собственность бесплатно лицам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпункте 7 статьи 39.5 названного Кодекса, для целей реализации Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае».

Предоставление спорного земельного участка по заявлению предпринимателя, минуя процедуры, гарантирующие равный доступ отдельной категории граждан к получению земельного участка однократно бесплатно для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, приведет к нарушению земельного законодательства.

Следовательно, возможность приобретения земельного участка в собственность бесплатно по основанию, указанному предпринимателем в заявлении, в рассматриваемом случае, отсутствует.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Специальный правовой режим земель сельскохозяйственного назначения обусловлен необходимостью их целевого использования, что следует из норм пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ.

Исходя из приведенных норм права и учитывая, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе целевого использования земельных участков, принадлежность спорного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении его в частную собственность.

Как указывалось, глава V.1 ЗК РФ (подп. 6 п. 2 ст. 39.10 и подп. 4 ст. 39.5) допускает предоставление земельных участков для ведения фермерского хозяйства не только в собственность или на праве аренды, но и на праве безвозмездного пользования на срок до шести лет, с последующей передачей (не ранее чем через пять лет) этих земельных участков в собственность бесплатно (при условии, что все это время земельный участок использовался в соответствии с разрешенным использованием).

Поскольку предприниматель не является правообладателем испрашиваемого земельного участка, использующим такой участок в соответствии с разрешенным использованием в течение предусмотренного законом срока, следовательно, права на приобретение его в собственность бесплатно по указанному основанию, также не имеется.

Принимая во внимание изложенное, обстоятельство расположения испрашиваемого земельного участка в четырех территориальных зонах, и в границах водоохраной зоны, правового значения для целей разрешения настоящего спора не имеет.

При этом, ссылаясь на расположение земельного участка в границах территории опережающего социально-экономического развития, на которую в соответствии с п.6 ст. 36 ГрК РФ не распространяются градостроительные регламенты, предприниматель не учитывает, что использование таких участков в соответствии с пунктом 7 статьи 36 ГрК РФ определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Закон № 473-ФЗ) территория опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) - это часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

ТОСЭР создается по решению Правительства Российской Федерации, на основании предложения уполномоченного федерального органа. Указанное решение принимается в виде постановления и в том числе устанавливает описание местоположения границ ТОСЭР (часть 1, пункт 4 части 2 статьи 3 Закона № 473-ФЗ).

Территория опережающего социально-экономического развития «Надеждинская» создана на территории муниципального образования «Надеждинский муниципальный район» Приморского края в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2015, № 629.

То обстоятельство, что спорный земельный участок отсутствует в перечне земельных участков, определенных к передаче Управляющей компании в соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения № 1 от 01.12.2015 к Соглашению от 19.10.2015 № 01-15/2015 о создании на территории муниципального образования Надеждинский муниципальный район Приморского края территории ТОР «Надеждинская», не свидетельствует о том, что испрашиваемый земельный участок не относится к территории опережающего социально-экономического развития.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» в соответствии с условиями соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития управляющей компании в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, передаются на праве собственности или аренды земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территории опережающего социально-экономического развития.

Приложением № 1 к постановлению Правительства РФ № 629, определен перечень кадастровых кварталов, в границах которых создается территория социально экономического развития, в том числе кадастровый квартал 25:10:011500, к которому относится испрашиваемый предпринимателем земельный участок.

Факт нахождения земельного участка № 25:10:011500:303 в границах ТОСЭР подтверждается сведениями ИСОГД Надеждинского сельского поселения.

В связи с чем, довод департамента земельных и имущественных отношений Приморского края об обратном признается судом апелляционной инстанции несостоятельным и документально не подтвержденным.

С учетом ст. 26 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» использование земельного участка в границах территории опережающего социально-экономического развития определяется на основании утвержденного проекта планировки территории.

Осуществлять деятельность на территории социально-экономического развития вправе только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеющее статус резидента ТОСЭР.

Резидентами  территории опережающего социально-экономического развития являются индивидуальные предприниматели и коммерческие организации — юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включены в реестр резидентов.

Между тем, статус резидента территории опережающего социально-экономического развития у предпринимателя отсутствует, следовательно, она не вправе претендовать на осуществление деятельности в границах такой территории.

Пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

Из смысла названной нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

Само по себе удовлетворение требования о признании незаконным бездействия департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявления предпринимателя не повлечет каких-либо изменений в материально-правовой сфере заявителя, не приведет к возникновению у нее каких-либо прав либо освобождению от обязанностей.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое бездействие департамента и основания, положенные в обоснование отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка не нарушает права и законные интересы предпринимателя, соответственно оснований для судебной защиты прав заявителя не имеется.

Доводы заявителя апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на неверном толковании заявителем норм права.

При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение подлежит оставлению без изменения за иной мотивировочной частью, что не противоречит разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункт 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции».

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.10.2016 по делу №А51-9349/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Гончарова

Судьи

С.В. Гуцалюк

И.С. Чижиков