Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-1056/2019
02 апреля 2019 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации: ФИО1 по доверенности от 22.02.2019;
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю: ФИО2 по доверенности от 27.12.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 23.01.2019
по делу № А73-18893/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Гавриш О.А.
по заявлению федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровском краю
о признании недействительным решения от 23.07.2017 № 40474 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части,
установил:
межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровском краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю, Инспекция, налоговый орган) с 13.03.2018 по 05.06.2018 проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год, поданной федеральным государственным казенным учреждением «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Учреждение, заявитель, налогоплательщик).
По результатам проверки, оформленной актом от 09.06.2018 № 28268, Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю было принято решение от 23.07.2018 № 40474 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым Учреждению доначислены к уплате в бюджет земельный налог в сумме 13 054 954 руб., пени по земельному налогу в сумме 1 235 209 руб. 33 коп., начислен штраф на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в сумме 2 610 990 руб. 80 коп., штраф на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ в сумме 2 308 299 руб. 10 коп.
Решением управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 28.10.2018 № 13-10/431/22661 по апелляционной жалобе Учреждения решение Инспекции от 23.07.2018 № 40474 отменено в части штрафа на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ, превышающего 1 154 149 руб. 55 коп.
Вышеуказанные обстоятельства послужили Учреждению основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» от 23.07.2018 № 40474 в части привлечения к ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А73-18893/2018.
Решением от 23.01.2019 по делу № А73-18893/2018 суд частично удовлетворил требование Учреждения, признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю от 23.07.2017 № 40474 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части применения к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации налоговых санкций по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме, превышающей 100 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявленного требования было отказано.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование – отменить решение, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель сослался на незаконность и необоснованность решения, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, в обоснование привел следующие доводы:
- суд первой инстанции не учел, что налоговая декларация по земельному налогу за 2017 год направлялась в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи была направлена 30.01.2018, повторно – 31.01.2018, а сканированный образ доверенности – 31.01.2018 в 10.33. Вывод суда о том, что сканированный образ доверенности направлялся 01.02.2018, не соответствует действительности;
- несостоятелен вывод суда об отсутствии попыток направления декларации в период с 31.01.2018 по 13.03.2018;
- суд необоснованно посчитал законным отказ Инспекции принять налоговую декларацию и доверенность, направленные налогоплательщиком надлежащим образом в установленный законом срок.
Апелляционная жалоба была принята судом к производству.
Межрайонная ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю в отзыве не согласилась с доводами Учреждения, сослалась на правомерность отказа в принятии декларации, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей заявителя и налогового органа, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 398 НК РФ налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым периодом для земельного налога признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Следовательно, налоговая декларация за 2017 год должна быть представлена Учреждением не позднее 01.02.2018.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика.
В силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Пунктом 5 статьи 80 НК РФ установлено, что налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации, в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, в налоговой декларации указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации). При этом к налоговой декларации прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации.
При представлении налоговой декларации в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации, может быть представлена в электронной форме по ТКС.
В силу пункта 1 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Пунктом 1 статьи 29 НК РФ установлено, что уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.
Согласно пункту 3 статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством российской Федерации.
Порядок удостоверения доверенностей изложен в статье 185.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В соответствии с пунктом 4 статьи 185.1 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 80 НК РФ форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов российской Федерации.
Порядок представления налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС отражен в Методических рекомендациях по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@ (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций по формированию информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, направленных письмом ФНС России от 24.01.2011 № 6-8-04/0002@, информационное сообщение о доверенности, выданной представителю, о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах представляется уполномоченным представителем налогоплательщика в налоговые органы только в электронном виде по ТКС одновременно с электронным документом с обязательным представлением копии доверенности на бумажном носителе в налоговый орган до начала осуществления деятельности через уполномоченного представителя.
Указанное требование также отражено в пункте 1 раздела 1 Порядка формирования и ведения информационного ресурса «Доверенность» в программном обеспечении местного уровня, утвержденного приказом ФНС России от 23.04.2010 № ММВ-7-6/200@, согласно которому доверенность на бумажном носителе (копия в виде сканированного образа бумажного вида доверенности) направляется в налоговый орган до осуществления уполномоченным представителем своих функций.
Доверенность может быть представлена в налоговый орган лично, по почте или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по ТКС (в последнем случае файл должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего доверенность).
Доверенность предоставляется в налоговый орган до представления налоговой декларации (расчета) лицом лично или через представителя либо направляется в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).
Правильно установив и изложив в решении нормы права, подлежащие применению в спорном правоотношении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что для сдачи отчетности в электронном виде необходимо предоставить в инспекцию (лично) оригинал доверенности на бумажном носителе за собственноручной подписью ее руководителя, а в случае, если представляется сканированный образ доверенности по ТКС, то данный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 25.03.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Является правильным вывод суда о том, что направление вместе с электронным документом информационного сообщения о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формируемого уполномоченным представителем налогоплательщика для налогового органа в электронной форме в соответствии с пунктом 5 статьи 80 НК РФ, в отсутствие копии доверенности (сканированного образа бумажного вида доверенности, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего доверенность) в налоговом органе недостаточно для подтверждения полномочий уполномоченного представителя налогоплательщика.
Приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (далее - Административный регламент).
Пунктом 213 Административного регламента определено, что при получении налоговой декларации в электронной форме по ТКС должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, с использованием программного обеспечения налоговых органов проверяет в налоговой декларации подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя и наличие несоответствия данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя в налоговой декларации.
Основания для отказа в принятии декларации (расчета) установлены в пункте 28 Административного регламента.
Согласно данному пункту одним из оснований для отказа в приеме налоговой декларации является отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации, либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы.
В соответствии с пунктом 214 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций в электронной форме по ТКС, должно сформировать уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа или сообщение об ошибке и отправить уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.
Таким образом, в случае такого отказа налоговая декларация считается не представленной.
Исследовав по правилам ст. 71 АПК РФ материалы дела, суд установил, что ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России 30.01.2018 в электронном виде по ТКС через уполномоченного представителя направлена налоговая декларация по земельному налогу за 2017 год, с приложением информационного сообщения о доверенности от 30.03.2017 б/н, на основании которой действует Учреждение.
Доверенность, подтверждающая полномочия указанного лица на подписание и представление в налоговый орган налоговой отчетности в соответствии с требованиями НК РФ и Административного регламента, в Инспекцию ни на бумажном носителе, ни в электронной форме, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью, заявителем не представлялась.
30.01.2018 налогоплательщику через телекоммуникационные каналы связи направлено уведомление об отказе в приеме налоговой декларации по основаниям, предусмотренным пунктами 28, 214 Административного регламента, в связи с отсутствием сведений о доверенности в налоговом органе, которое получено заявителем 31.01.2018.
31.01.2018 Учреждением по ТКС в налоговый орган направлен сканированный образ доверенности от 30.03.2017, которая актуализирована в информационном ресурсе налогового органа. Указанный сканированный образ доверенности не был подписан усиленной квалифицированной подписью лица, выдавшего доверенность, - ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
13.03.2018 налогоплательщиком через уполномоченного представителя представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2017 год по ТКС, которая была принята налоговым органом.
Пунктом 1 статьи 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Поскольку налоговая декларация по земельному налогу за 2017 год первоначально поданная 30.01.2018 Учреждением не отвечала требованиям, предусмотренным нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Административного регламента, то данная налоговая декларация считается не представленной.
Подача надлежащим образом налоговой декларации позже установленного срока свидетельствует о том, что в действиях налогоплательщика имеется состав правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
При этом субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.
Законодатель устанавливает требование проставления на налоговой декларации подписи налогоплательщика или его представителя, как необходимого условия для подтверждения достоверности и полноты заявляемых в ней сведений.
Обязанность по представлению декларации не может считаться исполненной, при отсутствии в налоговом органе сведений о доверенности, подтверждающей право представителя подтвердить полноту и достоверность сведений, отраженных в налоговой декларации.
При отсутствии доверенности декларация считается не подписанной (подписанной не уполномоченным лицом) и, соответственно, не представленной.
Таким образом, направление налоговой декларации без документа, подтверждающего полномочия представителя на её подписание, свидетельствует о неисполнении обязанности по представлению налоговой отчетности, так как декларация считается подписанной неуполномоченным лицом и, как следствие, не представленной.
Суд также правильно указал в решении, что декларации, представленные налогоплательщиком 30.01.2018 и 13.03.2018, отличаются по нескольким земельным участкам исчисленной суммой налога.
Довод заявителя о том, что в период с 31.01.2018 по 13.08.2018 (09.02.2018, 16.02.2018, 01.03.2018) им неоднократно направлялись налоговые декларации по земельному налогу за 2017 год, не имеет значения, поскольку до истечения срока на подачу налоговой декларации заявителем (налогоплательщиком) не совершены действия по предоставлению надлежащей доверенности.
Довод заявителя о принятии налоговым органом налоговой декларации 13.03.2018 без предоставления новой доверенности также не имеет значения для дела, поскольку такое обстоятельство не освобождает от ответственности.
Учитывая вышеизложенное, привлечение Учреждения к ответственности соответствует пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Инспекцией сумма штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ снижена в 2 раза в связи с наличием смягчающих обстоятельств: социальная направленность деятельности Учреждения, налогоплательщик является государственным учреждением, сфера деятельности которого связана с обеспечением военной безопасности.
Решением УФНС России по Хабаровскому краю штраф по пункту 1 статьи 119 НК РФ снижена до 1 154 149 руб. 55 коп. исходя из принципов справедливости, индивидуализации, дифференцированности и соразмерности меры ответственности и тяжести совершенного правонарушения, необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, финансирования налогоплательщика из федерального бюджета.
Суд первой инстанции уменьшил сумму штрафа до 100 000 руб., при этом учел наличие смягчающих обстоятельств, руководствовался положениями статей 112, 114 НК РФ, разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57, пунктом 19 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Таким образом, суд принял судебный акт о признании решения Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю от 23.07.2018 № 40474 недействительным в части применения к Учреждению налоговых санкций по пункту 1 статьи 119 НК РФ в сумме, превышающей 100 000 руб.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и возражений относительно уменьшения судом суммы штрафа до 100 000 руб. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для уменьшения штрафа ниже суммы 100 000 руб.
Всем доводам Учреждения судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
В этой связи суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Хабаровского края полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 23.01.2019 по делу № А73-18893/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | А.П. Тищенко |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
Е.А. Швец |