ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-1089/2009 от 14.04.2009 Шестого арбитражного апелляционного суда


Шестой арбитражный апелляционный суд

Именем  Российской  Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Хабаровск                                                                         

17 апреля 2009 года                                                                 06АП-1089/2009

Резолютивная часть оглашена 14 апреля 2009 года.

В полном объеме постановление изготовлено 17 апреля 2009 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего             Меркуловой Н.В.,

судей  Михайловой А.И., Песковой Т.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.

при участии в судебном заседании:

от Администрации города Хабаровска явился на основании доверенности от 12.01.2009 № 1.1.55-73 представитель – Жук О.М.;

от Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю явился на основании доверенности от 26.01.2009                  № 01-23/132 представитель – Кузин В.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобуОтделения по Индустриальному району г. Хабаровска Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю   

на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.02.2009

по делу № А73-15067/2008, принятое судьей Стёпиной С.Д.

по заявлению Администрации города Хабаровска   

к Отделению по Индустриальному району г. Хабаровска Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю 

о  признании незаконным отказа о возврате исполнительных документов  

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Хабаровска (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточенным в порядке                   статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ),  о признании незаконным  отказа  Отделения  по Индустриальному району г. Хабаровска Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - Отделение  по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю) о возврате исполнительных документов – постановлений административной комиссии администрации г. Хабаровска от 25.01.2008 №№ 182, 183, 184, 185, 186, от 22.02.2008 №№ 645, 662, 663, 674, 675, 676 в отношении Краснореченской квартирно-эксплуатационной части. Кроме того, заявитель просил обязать Отделение по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю принять к исполнению вышеуказанные постановления.

Право на обращение с соответствующим заявлением Администрация города Хабаровска обосновала тем, что оспариваемые действия противоречат                      главе 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также порядку исполнения постановления о наложении административного штрафа, установленного статьями 31.2, 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).   

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.02.2009 по делу               № А73-15067/2008 требования Администрации города Хабаровска удовлетворены. Признан незаконным отказ Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю от 09.12.2008 № 06-65/2313 о возврате исполнительных документов – постановлений административной комиссии  Администрации города Хабаровска № 182 от 25.01.2008, № 183 от 25.01.2008, № 184 от 25.01.2008, № 185 от  25.01.2008, № 186 от 25.01.2008,                 № 645 от 22.02.2008, № 662 от 22.02.2008, № 663 от 22.02.2008, № 674 от 22.02.2008, № 675 от 22.02.2008, № 676 от 22.02.2008  для взыскания денежных средств с Краснореченской квартирно-эксплуатационной части. На Отделение по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю возложена обязанность принять к исполнению постановления административной комиссии Администрации города Хабаровска № 182 от 25.01.2008, № 183 от 25.01.2008, № 184 от 25.01.2008, № 185 от 25.01.2008, № 186 от 25.01.2088,                № 645 от 22.02.2008, № 662 от 22.02.2008, № 663 от 22.02.2008, № 662 от 22.02.2008, № 663 от 22.02.2008, № 674 от 22.02.2008, № 675 от 22.02.2008,                 № 676 от 22.02.2008 в отношении Краснореченской квартирно-эксплуатационной части.   

Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные административной комиссией Администрации                 г. Хабаровска, относятся к исполнительным документам и служат основаниями для обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Поскольку статья 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривает исчерпывающий перечень исполнительных документов, не содержит ограничения и запрета на предъявление в качестве исполнительного документа постановлений - актов органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, у Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю отсутствовали правовые основания для возврата исполнительных документов.      

Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, Отделение по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать ввиду несоответствия выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела в связи с неправильным применением арбитражным судом первой инстанции норм материального права. По мнению Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю  постановления о привлечении к административной ответственности не являются исполнительными документами, соответственно, не могут быть приняты к исполнению без исполнительных листов. Кроме того, по мнению заявителя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции не обоснованна обязанность Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю принимать к исполнению исполнительные документы, а также не учтены обстоятельства, свидетельствующие о пропуске, установленного частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ  срока данности исполнения постановления о назначении административного наказания.

В судебном заседании представитель Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме. Представитель  Администрации города Хабаровска доводы апелляционной жалобы отклонил как несостоятельные и просил решение оставить без изменения.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.

25.01.2008 и 22.02.2008 административной комиссией Администрации города Хабаровска вынесены постановления №№ 182, 183, 184, 185, 186 и №№ 662, 663, 674, 675, 676 о привлечении Краснореченской квартирно-эксплуатационной части по статье 3.11, части 1 статьи 4.13, части 1 статьи 4.8, статье 4.5 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях от 26.05.2004 № 185.  

27.11.2008 Администрацией города Хабаровска  указанные постановления и заявление о взыскании  направлены в Отделение по Индустриальному району                 г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю для исполнения.   

Письмом от 09.12.2008 № 06-65/2313 Отделение по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю возвратило постановления от   25.01.2008 №№ 182, 183, 184, 185, 186, от 22.02.2008 №№ 662, 663, 674, 675, 676 со ссылкой на пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации указав следующее основание: непредставление  исполнительного листа и копии судебного акта, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.   

Несогласие с действиями Отделения по Индустриальному району                           г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю, послужило основанием  для обращения Администрации г. Хабаровска в арбитражный суд с соответствующим заявлением. 

Признавая отказ  Отделения по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю по возврату исполнительных документов незаконным арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. 

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении  тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.      

Постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 31.2 КоАП РФ, обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997                 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 6 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997                      № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях являются исполнительными документами.

Действительно пунктом 3 статьи 239 БК РФ предусмотрено обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

Пунктом 1 статьи 242.3 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Вместе с тем, положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений по решению суда на основании направляемого в орган федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений обязательных платежей, санкций, в том числе штрафов, наложенных административными органами.

В этой связи постановления о привлечении к административной ответственности от 25.01.2008 №№ 182, 183, 184, 185, 186, от 22.02.2008                     №№ 662, 663, 674, 675, 676  административной комиссии Администрации города Хабаровска, являются исполнительными документами, в соответствии со статьями 242.3-242.5 БК РФ, подлежат направлению для исполнения в орган федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007               № 31.  

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» разъяснено, что положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 КоАП РФ осуществляется административными органами.

В этой части выводы арбитражного суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права и на полном установлении фактических обстоятельств дела.

Вместе с тем, арбитражный суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод апелляционной жалобы об истечении на момент возложения на Отделение по Индустриальному району г. Хабаровска УФК  по Хабаровскому краю срока давности исполнения постановлений о назначении административный наказаний вынесенных 25.01.2008 №№ 182, 183, 184, 185, 186.     

Согласно статье 31.2 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

Частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ  установлен срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания. Согласно данной норме постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.    

Как следует из материалов дела, постановления №№ 182, 183, 184, 185, 186 вынесены административным органом 25.01.2008. Дата вступления в законную силу данных постановлений административным органом определена 04.02.208, что подтверждается сведениями, содержащимися в данных актах. С данной даты подлежит исчислению срок давности исполнения постановлений.  

Администрацией города Хабаровска не представлены доказательства,  свидетельствующие о несоответствии даты вступления в законную силу постановлений фактической. Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть подтвердила факт получения спорных постановлений в январе 2008 года, указанные обстоятельства подтверждаются и реестром почтовых отправлений от  26.01.2008. Поскольку на момент вынесения судебного акта - 12.02.2009 срок давности исполнения постановлений от 25.01.2008 №№ 182, 183, 184, 185, 186  истек, решение арбитражного суда первой инстанции в части возложения обязанности на Отделение по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю принять к исполнению постановления административной комиссии Администрации города Хабаровска от 25.01.2008 №№ 182, 183, 184, 185, 186 подлежит изменению.         

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12 февраля 2009 года по делу № А73-15067/2008 в части возложения обязанности на Отделение по Индустриальному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю принять к исполнению постановления административной комиссии Администрации города Хабаровска от 25.01.2008 №№ 182, 183, 184, 185, 186 изменить.

Администрации города Хабаровска в удовлетворении требований в этой части отказать.  

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения по Индустриальному району города Хабаровска Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

ПредседательствующийН.В. Меркулова

Судьи:                                                                                             А.И. Михайлова

                                                                                                    Т.Д. Пескова