ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-1094/2017 от 29.03.2017 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1094/2017

04 апреля 2017 года

г. Хабаровск

        Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2017 года.
        Полный текст  постановления изготовлен апреля 2017 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Швец Е.А.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.

при участии  в заседании:

от Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Амурский" Управления Федерального агенства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу: представитель не явился;

от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области

на решение от  11.01.2017

по делу № А04-10303/2016

Арбитражного суда Амурской области

принятое судьей Антоновой С.А.

по  заявлению Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Амурский" Управления Федерального агенства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области

о  признании незаконным предписания

УСТАНОВИЛ:

 Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Амурский" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу (далее – ФГКУ Комбинат "Амурский", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (далее - ГУ МЧС России по Амурской области, ответчик) о признании незаконным предписания № 38/4/1-5 от 08.09.2016г. по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Решением от 11.01.2017 суд заявленные требования удовлетворил частично, признал недействительными  пункты 3, 4, 5 Предписания № 38/4/1-5 от 08.09.2016 .  В остальной части  заявленных требований суд отказал.

Кроме этого, суд взыскал с ГУ МЧС России по Амурской области  расходы по уплате государственной пошлины размере 3 000 руб.

Не согласившись с решением суда, ГУ МЧС России по Амурской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконными пунктов № 3,4,5  предписания, ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.

ФГКУ Комбинат "Амурский" в представленном отзыве отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участие в судебном заседании апелляционной инстанции.

Поскольку в порядке апелляционного производства ГУ МЧС России по Амурской областиобжалована только часть решения, а лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ и правовой позицией, изложенной в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части - в части признания судом незаконными пунктов № 3,4,5  предписания.

Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 23.08.2016 N 38/4 в период с 01 по 08 сентября 2016 года должностными лицами ГУ МЧС России по Амурской области проведена плановая выездная проверка ФГКУ Комбинат "Амурский", предметом которой являлось проверка соблюдения требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По результатам проверки составлен акт проверки от 08.09.2016 N 38/4, выдано предписание от 08.09.2016г. N 38/4/1-5, в котором указано на необходимость выполнения в срок до 01.04.2017 г. следующих мероприятий:

1. Разработать план основных мероприятий комбината на 2016 год (нарушен п.28, абзац 4 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

2. Спланировать и провести учения и тренировки по гражданской обороне

(оформить отчетную документацию о проведенных мероприятиях) (нарушен п.4 п.п. А; п. 7-10 постановления Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547«О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

3. Решить вопрос для укрытия в убежище наибольшей рабочей смены комбината (нарушен п.3 и п. 10 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»).

4. Назначить одного освобожденного работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (комбинат является категорированным объектом по гражданской обороне) (нарушен п. 2; п. 3; п/п а п.4; п. 6 постановления Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»).

5. Создать резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на комбинате (нарушены  статья 14, подпункт «ж» Закона от 21.12.1994г. № 68ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера" пункт .20 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. N794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

 6.Предоставить в управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Амурской области сведения по устранению выявленных нарушений в срок до 10.10.2016г.

Не согласившись с указанным предписанием, ФГКУ Комбинат "Амурский" обратился с заявлением в суд.

Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции, частичноудовлетворяя заявленные требования, пришел к правомерному выводу о наличии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.

   Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Закон № 68-ФЗ), на нарушение которого указано в предписании от 08.09.2016 г. N 38/4/1-5, определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 4 данного закона закрепляет существование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. N 794 утверждено Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которое определяет порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 68-ФЗ и указанным постановлением единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как следует из приведенных законоположений, государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для обеспечения безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и уменьшения материальных потерь, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Приложением к Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержден перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Перечень указывает на Минэкономразвития России, которое должно создать функциональные подсистемы, в том числе, государственного материального резерва.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 г. N 373 утверждено Положение о Федеральном агентстве по государственным резервам, пунктом 2 которого закреплено, что федеральное агентство по государственным резервам находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.1 Устава Комбината (с учетом изменений, утвержденных приказом Росрезерва от 29.04.2011 г. № 92) Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Амурский" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2010 г. № 1659-р путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения комбинат "Амурский" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу.

Учредителем Комбината является Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство по государственным резервам.

Комбинат находится в ведении Федерального агентства по государственным резервам и входит в единую федеральную систему государственного материального резерва.

Таким образом, ФГКУ комбинат "Амурский" как единица федеральной системы государственного материального резерва входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а, следовательно, должен подчиняться правилам ее функционирования.

 В отношении пунктов 3 и 4  предписания судом установлено следующее.

 Так, пункт 3 предписывает заявителю решить вопрос для укрытия в убежище наибольшей рабочей смены комбината (нарушен п.3 и п. 10 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»).

Пункт 4 предписывает заявителю назначить одного освобожденного работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (комбинат является категорированным объектом по гражданской обороне) (нарушен п. 2; п. 3; п/п а п.4; п. 6 постановления Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»).

 Как следует из материалов дела, проверка ФГКУ комбинат «Амурский» Росрезерва проводилась на основании распоряжения от 23.08.2016 г. N 38/4, по результатам которой, выдано оспариваемое предписание от 08.09.2016 г. N 38/4/1-5.

В пунктах 5-6 указанного распоряжения от 23.08.2016 г. N 38/4, в качестве задачи проведения проверки указано «проведение комплекса мероприятий по оценке соответствия осуществляемой деятельности обязательным требованиям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В качестве предмета проверки указано «проведение мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В пункте 8 распоряжения от 23.08.2016 г. N 38/4 указаны правовые основания проведения проверки, к которым в том числе отнесены: Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, ни в задачах, ни в предмете проверки, ни в правовых основаниях не указано на проведение проверки в области гражданской обороны, проверка касалась только области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», на устранение нарушений которого указано в пункте 3 оспариваемого предписания и постановление Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» на устранение нарушений которого указано в пункте 4 оспариваемого предписания, также не поименованы в основаниях проведения проверки в распоряжении от 23.08.2016 г. N 38/4.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предписание в части пунктов 3 и 4, предписывающие заявителю решить вопрос для укрытия в убежище наибольшей рабочей смены комбината (пункт 3 предписания) и назначить одного освобожденного работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (пункт 4 предписания), выходит за рамки предмета плановой проверки, поименованного в распоряжении от 23.08.2016 г. N 38/4 и не касается надзора за выполнением требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Указанные пункты предписания целиком и полностью относятся к области гражданской обороны.

В качестве предмета проверки в области гражданской обороны являлось иное распоряжение, на основании которого вынесено предписание № 38/3/1-4 от 08.09.2016 г., содержащее также аналогичные пункты 3 и 4, оспариваемые заявителем в рамках другого судебно-арбитражного дела – № А04-10302/2016.

В отношении требований о необходимости иметь в штате одного освобожденного работника, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно пунктам 10, 11 постановления № 794 постоянно действующими органами управления единой системы являются: на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органами повседневного управления единой системы на объектовом уровне являются дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

При этом органы повседневного управления единой системы создаются для обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

 Таким образом, организация на объектовом уровне вправе самостоятельно определять компетенцию работника в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В отношении пункта 5 предписания суд установил следующее.

Так, пункт 5 предписывает заявителю создать резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на комбинате (нарушены: статья 14, подпункт «ж», Закона  № 68ФЗ  от 21.12.1994г. «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера", пункт 20 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. N794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

Судом установлено, что Комбинат специально создан как организация, входящая в государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как элемент системы государственного материального резерва, и является в таком случае низовым, объектовым звеном такой системы.

Статья 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в подпункте "ж" устанавливает, что все организации имеют обязанности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной

власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (пункт 20).

Ссылаясь на указанную норму, МЧС полагает, что у Комбината помимо запасов материального резерва, для формирования которых он специально создан, должен быть финансовый резерв.

Выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном материальном резерве" и иными нормативными правовыми актами (пункт 35 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"); данные отношения не являются предметом рассмотрения в настоящем споре.

В пункте 20 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" закреплено, что порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.

Нормативных актов, которые бы закрепляли порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых ресурсов на уровне РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления принято не было.

В силу этого, как верно указал суд первой инстанции, порядок исполнения выданного предписания от 08.09.2016 г. N 38/4/1-5, в котором указано на необходимость создания финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в срок до 01.04.2017 г. не может быть определен.

Поскольку предписание административного органа исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, то оно должно отвечать условиям законности и исполнимости.  

 Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

 В отсутствие правового регулирования Комбинат не может исполнить предписание в части пункта 5, соответственно предписание в данной части не является исполнимым, поэтому правомерно отменено судом первой инстанции.

Отклоняя довод ГУ МЧС России по Амурской области о том, что поскольку наличие обязанности закреплено законодательно, то в любом случае финансовый резерв должен быть создан, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Федеральный закон N 68-ФЗ определяет общие для Российской Федерации

организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

 Целями указанного Федерального закона являются, в том числе, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, создание финансовых резервов направлено на скорейшее и эффективное достижение тех целей, которые указаны в законе, исходя из тех понятий, которые в нем закреплены.

 Из письма N ПО/1631 от 06.12.2016 г., Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу  следует, что для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций директор комбината имеет право использовать бюджетные финансовые средства открытого финансирования текущего года, находящиеся на счетах комбината по эксплуатационно-техническим и операционным расходам, по согласованию с Управлением.

Финансовые средства должны направляться на финансовое обеспечение непредвиденных расходов на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствии стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, а также личного состава формирований (сил), привлекаемых для проведения надлежащих работ в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности имеющихся материальных и финансовых ресурсов комбинат обращается в Управление с просьбой о выделении дополнительных средств.

Управление исходя из видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций перераспределяет между комбинатами финансовые ресурсы с других комбинатов. Финансовые ресурсы Управления состоят из финансовых средств федерального бюджета текущего года.

При недостаточности имеющихся финансовых и материальных ресурсов Управление обращается установленным порядок в Росрезерв с просьбой о выделении дополнительных средств.

Финансовые ресурсы Управления состоят из финансовых средств федерального бюджета текущего года. Управление исходя из видов и масштабов ЧС, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС имеет возможность перераспределять между комбинатами финансовые ресурсы.

При недостаточности имеющихся финансовых и материальных ресурсов Управление обращается в установленном порядке в Росрезерв с просьбой о выделении дополнительных средств Росрезерв, в свою очередь, принимает решение о перераспределении финансовых средств текущего года между объектами системы».

Таким образом, в соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" орган, которому Комбинат подчиняется в своей деятельности, определил для него порядок выделения финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения чрезвычайной ситуации Комбинат использует бюджетные финансовые средства открытого финансирования текущего года, находящиеся на счетах комбината по эксплуатационно-техническим и операционным расходам. Следовательно, задача - решение вопроса финансирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - решена.

        Комбинат является федеральным государственным казенным учреждением.

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы; при этом бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения;

В соответствии с пунктом 11  изменений в Устав, Комбинат не имеет права на использование доходов от предпринимательской деятельности, не ведет ее, приносящая доход деятельность осуществляется им только в рамках его уставной деятельности, при этом все доходы зачисляются бюджет. Самостоятельных средств, которые бы позволили создать резерв, у Комбината нет; законодательство не предоставляет Комбинату возможности их формирования.

Комбинат осуществляет только те виды деятельности, которые определены учредительными документами. Исполнение обязательств комбината обеспечивается в рамках лимитов бюджетных обязательств, определенных и доведенных до него Минэкономразвития России через Федеральное агентство по государственным резервам.

Таким образом, Комбинат не имеет собственных средств; его бюджетная смета не предусматривает выделения финансирования на создание финансового резерва финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций; Комбинат не вправе отступить от бюджетной сметы - иное означает нарушение бюджетного законодательства.

С учетом приведенных обстоятельств апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что исходя из полномочий Комбината, предписание не исполнимо, поскольку предполагает изменение законодательства либо порядка финансирования Комбината, что находится вне сферы его компетенции.

Исходя из Писем Министерства Финансов РФ от 22.09.2010 г. N 02-04-09/3723 и N 02- 03-010/47653 от 07.11.2013 г., федеральный бюджет, в соответствии со статьей 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации предназначен для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

При этом использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается.

Положениями статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных организаций) - резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервных фондов местных администраций.

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

В федеральном бюджете создан резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в том числе на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (Постановление Правительства РФ от 10.11.1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Поскольку, законодательно решен вопрос финансирования работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; выдача предписания Комбинату не требовалась.

Оценив представленные доказательства в совокупности, и в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно признал предписание от 08.09.2016 г. N 38/4/1-5 недействительным в части пунктов 3,4,5.

Таким образом, приведенные в жалобе доводы апелляционным судом признаются несостоятельными и не влияющими на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

С учетом изложенного, правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

       Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

      решение Арбитражного суда Амурской области от  11.01.2017 по делу № А04-10303/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

     Е.А. Швец

Судьи

   Е.В. Вертопрахова

     Е.Г. Харьковская