Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-1163/2014
10 апреля 2014 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен апреля 2014 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И.., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Брокер Экспресс»: представитель не явился;
от Хабаровской таможни: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 21.01.2014
по делу № А73-13438/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Брокер Экспресс» (690091, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Хабаровской таможне (<...>, ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании незаконным решения, оформленного письмом от 11.10.2013 № 15-21/15007, об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 152 957,45 руб. по ДТ № 10703070/140513/0002592
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Брокер Экспресс» (далее -общество, ООО «Брокер Экспресс», декларант) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровской таможне (далее – таможня, таможенный орган) о признании незаконным решение Хабаровской таможни, изложенным в письме от 11.10.2013 № 15-21/15007 об отказе в возврате излишне взысканных таможенных пошлин и иных денежных средств по 10 декларациям и обязании таможню возвратить излишне взысканные таможенные платежи в сумме 2 880 257 руб. 50коп.
Определением суда от 15.11.2013 на основании статьи 130 АПК РФ требования заявителя разделены на 10 самостоятельных дел.
По настоящему делу подлежат рассмотрению требования общества о признании недействительным решения Хабаровской таможни изложенного в письме от 11.10.2013 № 15-21/15007 в части отказа в возврате излишне взысканных таможенных платежей в сумме 152 957 руб. 45 коп. по ДТ № 10703070/140513/0002592 (далее – ДТ № 2592).
Решением от 21.01.2014 суд требования общества удовлетворил. Признал незаконным решение таможни об отказе в возврате таможенных платежей по ДТ № 2592, оформленное письмом от 11.10.2013 № 15-21/15007. Обязал таможенный орган возвратить обществу денежные средства в размере 152 957 руб. 45 коп.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, между обществом (покупатель) и компанией HuaweiInternationalPtc. ltd. (продавец) 24.01.2013 заключён контракт № 00Y6431210130A (далее – контракт) предметом которого является поставка на условиях CFR - порт назначения, товаров, указанных в Спецификациях, являющихся приложением к настоящему контракту и его неотъемлемой частью.
В рамках реализации контракта, обществом на таможенную территорию Таможенного союза на условиях CFR Владивосток ввезен и по декларации на товары ДТ № 2592 задекларирован товар – батареи аккумуляторные свинцово-кислотные различных моделей.
Таможенная стоимость товара определена обществом по первому методу определения таможенной стоимости, оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-1.
В ходе таможенного контроля должностным лицом таможенного органа 15.05.2013 принято решение о проведении дополнительной проверки, мотивированное выявлением с использованием СУР рисков недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.
Обществу предложено в срок до 12.07.2013 представить дополнительные документы для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, а именно: ведомость банковского контроля на дату регистрации ДТ, заявление на перевод по оплате декларируемой партии товаров; пояснения по описанию и характеристикам товара; способы изготовления и упаковки товара; идентичных (однородных) товаров, поставленных в рамках данного контракта; прайс лист производителя ввозимых товаров; имеющуюся у декларанта информацию о стоимости идентичных (однородных) товаров; сведения о конъюктуре рынка торговли данными товарами; оригиналы или должным образом заверенные копии контракта, инвойса, приложений к контракту; документы по реализации товаров на территории РФ, условия по предыдущей реализации товаров на территории Таможенного союза.
Письмом 15.05.2013 общество согласилось на корректировку таможенной стоимости.
В это же день, таможенным органом принимается решение от 15.05.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров. Обществу предложено осуществить корректировку таможенной стоимости исходя из предложенных таможенным органом величин.
Согласившись определить таможенную стоимость другим методом, общество самостоятельно оформило Декларацию таможенной стоимости формы ДТС-2 и форму корректировки таможенной стоимости КТС-1. Таможенная стоимость определена по методу по стоимости сделки с однородными товарами.
В результате произведённой корректировки таможенная стоимость товаров увеличена по сравнению с ранее заявленной обществом, что привело к увеличению размера подлежащих уплате таможенных платежей на 152 957,45 руб.
Полагая, что у таможенного органа отсутствовали основания для корректировки таможенной стоимости, общество обратилось в таможню с заявлением от 25.09.2013 № 7 (вх. № 11318 от 07.10.2013) о возврате (зачёте) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, которым просило возвратить ему денежные средства, излишне уплаченные в том числе и по ДТ № 2592 в связи с неправомерным проведением корректировки.
Таможня письмом от 11.10.2013 № 15-21/15007 возвратила указанное заявление в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней оплаты.
Расценив указанное письмо как отказ в возврате таможенных платежей и посчитав его незаконным, общество обжаловало его в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (далее - Соглашение) таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учётом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ 1994).
Пунктом 1 статьи 2 Соглашения установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Соглашения ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.
Иные методы определения таможенной стоимости, предусмотренные статьями 6 – 10 Соглашения, применяются, как это прямо следует из их содержания, а также абзацев 2 – 5 части 1 статьи 2 Соглашения, только при невозможности применения первого метода и прочих предусмотренных названными статьями методов, рассматриваемых последовательно.
В силу статьи 67 ТК ТС по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС установлено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок), а также формы принимаемых в ходе этого контроля решений и перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376.
Согласно подпункту 1 пункта 11 Порядка одним из признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров являются выявленные с использованием СУР «Система управления рисками» риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.
Решение о корректировке таможенной стоимости от 15.05.2013 и, соответственно, доводы Таможни о невозможности принятии заявленной Обществом таможенной стоимости товаров, определённой первым методом, обоснованы таможенным органом лишь тем обстоятельством, что общество не представило дополнительно запрошенные документы и согласилось на корректировку таможенной стоимости.
Вместе с тем, непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не влечёт отказ в применении первого метода определения таможенной стоимости товара.
Данное обстоятельство может являться основанием для корректировки заявленной таможенной стоимости только при условии, что представленных декларантом с ДТ документов недостаточно для достоверного определения таможенной стоимости товара.
В этом случае решение о принятии или отказе в принятии первого метода определения таможенной стоимости принимается таможенным органом с учётом информации, имеющейся в его распоряжении.
В соответствии с частью 1 статьи 68 ТК ТС и частью 6 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ) решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Исследовав документы, представленные обществом в таможню с Декларацией, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в распоряжении таможни имелась полная информация о внешнеторговой сделке, позволяющая достоверно установить товар, его цену, ассортимент и условия поставки.
Решение о корректировке таможенной стоимости предполагает наличие в нём неопровержимых выводов таможенного органа о невозможности применения декларантом выбранного метода определения таможенной стоимости при получении и оценке доказательств в целях устранения сомнения относительно правильности указанных декларантом в декларации сведений.
Материалами дела подтверждается, при таможенном декларировании, обществом в таможенный орган представлены все необходимые документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, а именно: контракт, спецификация на поставку № 39-2 от 25.02.2013, инвойс № 39-2 от 25.02.2013, упаковочный лист.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.06.2007 № 3323/07 указано, что цена сделки подтверждена документально, если приведенная в грузовой таможенной декларации стоимость, может быть сопоставлены с суммой, обозначенной, в том числе, в счете-фактуре, спецификации или иных документах. При их совпадении можно утверждать, что цена подтверждена должным образом.
Как указано в пунктах 1, 2 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров», под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
В данном случае, цена товара, заявленная декларантом, соответствует цене, указанной в спецификации на поставку № 39-2 от 25.02.2013, инвойсе № 39-2 от 25.02.2013 а, следовательно, должным образом подтверждена декларантом.
Названные документы выражают содержание сделки, содержат ценовую информацию, относящуюся к количественно определенным характеристикам товара, информацию об условиях поставки и оплаты за товары.
Проанализировав в совокупности, имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу о том, что представленные декларантом в таможню документы, достаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, определённой первым методом, а таможенным органом не доказано наличие для корректировки таможенной стоимости товара.
С учетом изложенного, таможенным органом не доказано, что сведения, содержащиеся в представленных обществом с Декларацией документах, неполны и недостоверны, а также, что непредставление истребованных у декларанта документов привело к невозможности принятия таможенной стоимости, определённой первым методом, а обществом, напротив, доказано, что им были представлены в Таможню достаточные документы, подтверждающие заявленные сведения о таможенной стоимости товаров, определённой первым методом.
Поскольку таможенные платежи, дополнительно начисленные в связи с произведённой корректировкой, в размере 152 957 руб. 45 коп. взысканы таможней, являются излишне уплаченными, то согласно статье 89 ТК ТС подлежат возврату обществу в порядке, предусмотренном статьями 129, 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Копии решений, принятых в порядке ведомственного контроля, либо судебных актов о признании незаконными решений о корректировке таможенной стоимости или о её принятии к заявлению о возврате не приложено, поскольку соответствующие решения и судебные акты в данном случае не выносились.
При этом, отсутствие обращения общества с требованиями о признании незаконными решений о корректировке и о принятии таможенной стоимости не лишает общество возможности защитить свои права иным способом, что соответствует положениям статей 12, 13 ГК РФ и статьи 198 АПК РФ.
Порядок и сроки обращения в таможню с соответствующим заявлением обществом соблюдены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел в обоснованному выводу о том, что решение таможни, оформленное письмом от 11.10.2013 № 15-21/15007в части отказа в возврате излишне уплаченным таможенных платежей, правомерно расценено обществом как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ № 2592, и подлежит признанию незаконным как не соответствующее приведённым положениям таможенного законодательства РФ и Таможенного союза и нарушающее права и законные интересы общества.
В порядке подпункта 3 пункта 4 статьи 201 АПК РФ суд обосновано обязал таможню устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путём возврата ему денежных средств в указанном размере.
При вышеизложенных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.01.2014 по делу № А73-13438/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий | Е.А. Швец |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
Е.Г. Харьковская |