Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-1402/2015
22 апреля 2015 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен апреля 2015 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Восточный символ": ФИО1 директора общества, решение участника № 2 ООО «Восточный символ» от 21.01.2010 (л. д. 28), паспорт; ФИО2 представителя по доверенности от 08.07.2014 (сроком на три года);
от Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края: Бормана А.С. представителя по доверенности от 20.01.2015 (сроком по 31.12.2015);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края
на решение от 04.02.2015
по делу № А73-15607/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восточный символ" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения
об обязании выдать субсидию
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Восточный символ» (далее – ООО «Восточный символ»; общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным решения Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края (далее – Минэкономразвития, Министерство) об отказе в предоставлении субсидии, принятого 10.10.2014, оформленного письмом от 23.10.2014 № 05.1-06-3025; об обязании Министерства выдать заявителю субсидию в размере 600000 руб. на возобновление предпринимательской деятельности.
Решением суда первой инстанции от 04.02.2015 требования общества удовлетворены в полном объеме, оспариваемое решение Министерства об отказе в предоставлении субсидий признано незаконным, с обязанием последнего принять решение о предоставлении обществу субсидии на возобновление предпринимательской деятельности и предоставить в порядке, установленном пунктами 3.10, 3.11 Положения «О порядке и об условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на возобновление предпринимательской деятельности (приложение № 8 к Государственной программе Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 № 124-пр) обществу 600000 руб.
Суд первой инстанции, установив, что один отказ обществу в предоставлении субсидии уже являлся предметом судебного разбирательства по делу № А73-7472/2014, результатом которого стало решение суда об удовлетворении требований общества и признания отказа Министерства незаконным с обязанием последнего рассмотреть повторно заявку общества, а также – что основанием для первоначального отказа в предоставлении субсидии явилось осуществление обществом реализации подакцизных товаров и наличие лицензии на розничную продажу алкоголя, посчитал повторный отказ обществу в предоставлении субсидии со ссылкой на иные основания, которые не были указаны в первоначальном отказе, незаконным, противоречащим цели государственной политики по обеспечению благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Не согласившись с решением суда, полагая его незаконным, необоснованным и принятым с неправильным применением норм материального права, Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Заявитель жалобы утверждает о том, что Положение о порядке и об условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 № 124-пр (далее – Положение о предоставлении субсидий) не содержит запрета на повторный отказ Министерства в предоставлении субсидий, повторное решение об отказе было принято заявителем жалобы в связи с наличием оснований, которые объективно препятствовали предоставлению обществу субсидий; судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о намеренном подходе Министерства к отказу в предоставлении субсидий заявителю; федеральным законодательством не исключается возможность деления общей категории субъектов малого бизнеса на более узкие группы, однако в любом случае внутри такой группы должно соблюдаться правило о предоставлении поддержки неизбирательным образом всем лицам, в отношении которых это допускается законодательством, аналогичная позиция выражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 № 4290/12 по делу № А40-145073/10-2-745; так как доказательств, подтверждающих право собственности на поврежденное имущество общество не представило, оно не подпадает по категорию субъектов малого и среднего предпринимательства, которым гарантировано возмещение расходов на его восстановление; представленные обществом документы не подтверждают право собственности на имущество.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал апелляционную жалобу в полном объеме по доводам, изложенным в ней, просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Представители общества в судебном заседании выразили полное несогласие с доводами апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным, обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
21.02.2014 ООО «Восточный символ» обратилось с заявкой на получение субсидии в сумме 600000 руб. на возобновление предпринимательской деятельности, приложив пакет документов.
С учетом рекомендаций комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности (протокол № 15-ЧС от 14.03.2014) Министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края принято решение об отказе в предоставлении обществу субсидий в заявленной сумме, при этом основанием для такого отказа в явилось то, что ООО «Восточный символ» осуществляет реализацию подакцизных товаров, что отражено в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) и имеет действующую лицензию на розничную продажу алкоголя.
О таком отказе Минэкономразвития уведомило общество письмом от 14.03.2014 №05.1-08-930 уведомило ООО «Восточный символ», со ссылкой на пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», пункт 2.2 Положения о предоставлении субсидий (основание для отказа - осуществление хозяйствующим субъектом розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия в специализированных магазинах, а также наличие у общества лицензии на розничную продажу алкогольной продукции).
Данный отказ обжалован обществом в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.08.2014 по делу № А73-7472/2014 требования ООО «Восточный символ» удовлетворены. Признано незаконным решение об отказе в предоставлении субсидии принятое Министерством экономического
развития и внешних связей Хабаровского края, оформленное письмом от 14.03.2014 №05.1-08-930, с обязанием последнего повторно рассмотреть заявку ООО «Восточный символ» от 21.02.2014 №201 на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности в порядке и сроки, установленные Положением о предоставлении субсидии.
Из пункта 4 протокола № 22-ЧС от 10.10.2014 заседания комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности следует, что на основании решения Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-7472/2014 от 11.08.2014 комиссия повторно рассмотрела заявку ООО «Восточный Символ» на получение субсидии, по результатам рассмотрения которой комиссия рекомендовала Министерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края отказать в предоставлении субсидии.
Вышеуказанное решение об отказе в предоставлении субсидии доведено до общества письмом от 23.10.2014 № 05.1-06-3025.
В качестве оснований для отказа в предоставлении субсидии указано, что:
к заявке не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на имущество, которое заявлено как пострадавшее от чрезвычайной ситуации в акте обследования утраченного имущества от 20.09.2013 (холодильные камеры, витрины, холодильники, микроволновую печь, системный блок, принтер, стол, стулья); согласно плану расходования субсидии, приложенному к заявке, в нарушение пункта 3.2 Положения о предоставлении субсидий, планируется осуществление ремонта имущества не принадлежащего на праве собственности.
Не согласившись с отказом Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края в предоставлении субсидии, ООО «Восточный символ» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим заявлением, с учетом уточнений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность, в том числе, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 2 части 2, пункту 4 части 3 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; основным принципом государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными соответствующими программами.
В соответствии со статьёй 10 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; при обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия и порядок оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 16 Федерального закона № 209-ФЗ).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 № 124-пр утверждена Государственная программа Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы», а также Положение «О порядке и об условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности» Приложение №8 (далее – Положение о предоставлении субсидий), согласно пункту 1.2 которого оно определяет цели, условия, порядок предоставления и расходования субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшими в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в 2013 году в муниципальных образованиях Хабаровского края, на территориях которых был введен режим чрезвычайной ситуации в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 09 августа 2013 г. № 569-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края», на возобновление предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1.3 Положения о предоставлении субсидий целью предоставления субсидии является возобновление предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Порядок предоставления и расходования субсидии предусмотрен разделом 3 Положения о предоставлении субсидий.
Как следует из пункта 3.7. Положения о предоставлении субсидий комиссия, созданная ответственным исполнителем мероприятия программы, рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, указанным в
подпунктах 3.5.1, 3.5.3 (за исключением абзаца третьего указанного подпункта) пункта 3.5 настоящего раздела, а также на предмет соответствия субъекта малого и среднего предпринимательства требованиям пункта 1.4 раздела 1, раздела 2 настоящего положения; персональный состав комиссии утверждается распоряжением ответственного исполнителя Мероприятия Программы; члены комиссии участвуют в ее заседаниях лично; заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины состава членов комиссии; решения комиссии принимаются по результатам открытого голосования; решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании членов комиссии.
Вышеизложенные положения свидетельствуют о том, что заявка и приложенные к ней документы рассматриваются и проверяются в полном объеме, выясняются все основания, препятствующие предоставлению субсидии, а анализ порядка предоставления и расходования субсидий Положения о предоставлении субсидий не свидетельствует о том, что в случае повторного рассмотрения заявки субъекта малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития вправе выносить решение об отказе в предоставлении субсидий со ссылкой на иные основания, которые не были указаны в первоначальном отказе в предоставлении субсидии.
Так как в оспариваемом решении Министерства об отказе в предоставлении субсидии, доведённом до общества письмом от 23.10.2014 № 05.1-06-3025, указаны иные основания для отказа, которые в первоначальном отказе не отражались, вывод суда первой инстанции о том, что данный подход Минэкономразвития противоречит цели государственной политики по обеспечению благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, принципу государственной политики по обеспечению равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки и не содействует быстрому возобновлению предпринимательской деятельности субъекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верным, соответствующим, в том числе положениям статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ.
Также суд первой инстанции исследовал представленные обществом в подтверждение утраченного имущества документы (карточка счета 60.1, требование – накладная, акт о приеме-передаче основных средств, анализ счета 01.1 по субконто, заявку общества, пояснения директора ФИО1)., признал их достаточными для подтверждения права общества на утраченное имущество и факт его утраты, что не опровергнуто Минэкономразвития, как это установлено положениями статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности вынесенного решения суда первой инстанции, удовлетворившего в полном объеме требования ООО «Восточный символ» и признавшего оспариваемый отказ не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы общества, с обязанием Министерства принять решение о предоставлении заявителю субсидии в сумме 600000 руб.
Доводы заявителя жалобы не принимаются Шестым арбитражным апелляционным судом, поскольку они не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04 февраля 2015 года по делу № А73-15607/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий Е.В. Вертопрахова
Судьи Е.И. Сапрыкина
Е.Г. Харьковская