ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-1426/19 от 20.05.2019 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1426/2019

20 мая 2019 года

г. Хабаровск

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

судьи                                     Е.В. Вертопраховой

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Жилищно-строительного кооператива «Время»

на решение (резолютивная часть) от  08.02.2019

по делу № А73-19053/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Зверевой А. В.

по заявлению (жалобе) Жилищно-строительного кооператива «Время»

к Комитету государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края

о признании незаконным и отмене постановления  о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Жилищно-строительный кооператив «Время»  (далее - заявитель, ЖСК «Время», кооператив) обратился  в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным постановления Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края (далее – Комитет, административный орган) от 02.10.2018 № 187-1/18, которым кооператив  привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.

Решением суда (резолютивная часть) от  08.02.2019 в удовлетворении требований ЖСК «Время» отказано.

Не согласившись с судебным актом, кооператив обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный.

Заявитель жалобы, ссылаясь на нарушение административным органом части 8 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Ф6едеральный закон),  утверждает о том, что суд первой инстанции обязан был применить указанную норму права при рассмотрении настоящего дела, но не применил ее.

Комитет в отзыве на жалобу выразил несогласие с изложенным в ней доводом, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно  из материалов дела, ЖСК «Время»   является   застройщиком   объекта   «Жилой   119-квартирный дом по ул. Биробиджанской в г. Хабаровске» (далее - Объект).

Строительство объекта  начато в соответствии с разрешением на строительство, выданным ООО «ВВВ», генеральным директором которого являлся ФИО1;  в этих целях  ООО «ВВВ» заключало договоры долевого участия в строительства с гражданами-участниками строительства объекта.

В соответствии с Соглашениями о переводе долга, заключенным 10.01.2002 между ООО «ВВВ», гражданами-участниками строительства объекта и ООО «Мельгин» (генеральный директор ФИО1) обязательства по достройке объекта перешли к ООО «Мельгин», которое  также заключало с гражданами-участниками строительства договоры долевого участия в целях  строительства Объекта.

28.06.2006 ООО «Мельгин» заключило договор передачи функций застройщика с ТСЖ «Время», в соответствии с пунктом  2.3 которого ООО «Мельгин» обязалось передать ТСЖ «Время» всю проектно-сметную и техническую документацию на строительство объекта; в соответствии с пунктом  2.7 указанного договора ТСЖ «Время» приняло на себя все обязательства по достройке объекта, в том числе перед гражданами-участниками строительства.

04.10.2014 путем реорганизации ТСЖ «Время» в соответствии с решением общего собрания учредителей (протокол б/н от 04.10.2014) создан жилищно-строительный кооператив «Время».

По  пункту 1 Устава ЖСК «Время» кооператив является правопреемником ТСЖ «Время»; при преобразовании ТСЖ «Время» к ЖСК «Время» перешли права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом б/н от 04.10.2014.

По данным отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 4  квартал 2017 года ЖСК «Время» с начала строительства заключило  62 договора  долевого участия в строительстве вышеуказанного объекта.

13.06.2018 главным специалистом отдела контроля в области долевого строительства Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края по факту неполного представления отчетности в установленный срок (в разделе 2 отсутствуют сведения  о сроке передачи жилых помещений, количестве неисполненных договоров, общей сумме неисполненных обязательств по договорам, в разделе 3  - о планируемом вводе объекта в эксплуатацию) в  отношении ЖСК «Время», в присутствии законного представителя кооператива составлен протокол № Д23-23/18 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.

02.10.2018 заместителем председателя Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление №Д187-1/18, которым ЖСК «Время» признано виновным всовершении административного правонарушения в области долевого строительства, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ,  ему назначен штраф в размере 50000 руб.

Не согласившись с названным постановлением Комитета, кооператив  обратился  в арбитражный суд с настоящим  заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 3 статьи 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме влечет наложение административного штрафа  на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, урегулированы Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон 214-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона  № 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

В соответствии со статьей 110 Жилищного Кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жилищно-строительный кооператив (ЖСК) — это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

Контроль за деятельностью ЖСК, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением ЖСК требований части 3 статьи 110 ЖК РФ, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 ЖК РФ осуществляется контролирующим органом, то есть, в данном случае, комитетом государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края (далее - Комитет).

Согласно пункту  3.3 статьи 123.2 ЖК РФ Комитет при осуществлении контроля вправе ежеквартально получать от ЖСК отчетность об осуществлении деятельности ЖСК, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства ЖСК многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства  Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления жилищно строительным   кооперативом   отчетности   об   осуществлении   деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным  кооперативом многоквартирного дома, утвержденного  Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.07.2017                           № 955/пр (далее – Порядок № 955/пр)  жилищно-строительный кооператив ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами (далее - отчетность).

Отчетность представляется каждый квартал, начиная с квартала, в течение которого заключен первый договор в составе строящегося (создаваемого) многоквартирного дома, и по квартал, в течение которого получено разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

В состав отчетности включаются разделы 1 - 3 формы отчетности, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность жилищно-строительного кооператива, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 3 данного Порядка отчетность представляется жилищно-строительным кооперативом в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется жилищно-строительным кооперативом в уполномоченный орган не позднее 60 дней после окончания IV квартала; датой представления отчетности считается дата направления отчетности в уполномоченный орган.

В рассматриваемой ситуации, как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не опровергнуто заявителем жалобы, по проведенному Комитетом анализу представленной кооперативом  отчетности за 4 квартал 2017 года выявлено следующее: в разделе 2 отсутствуют сведения  о сроке передачи жилых помещений, количестве неисполненных договоров, общей сумме неисполненных обязательств по договорам, в разделе 3  - о планируемом вводе объекта в эксплуатацию, то есть  ЖСК «Время» представило отчетность не в полном объеме.

Выявленные обстоятельства подтверждают правомерность вывода административного органа о наличии в деянии кооператива события административного правонарушения, квалифицируемого в соответствии с частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, объективная сторона которого состоит в непредставлении в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно в представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представлении отчетности не в полном объеме.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).

Судом из материалов дела не установлено чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне контроля кооператива, препятствующих ему  соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также не найдено доказательств принятия последним  всех зависящих от него мер по их соблюдению в связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии вины кооператива во вменяемом ему правонарушении (статьи 2.1 и 2.2 КоАП РФ).

Каких-либо нарушений, влекущих отказ в привлечении ЖСК «Время»  к административной ответственности, допущенных административным органом при составлении процессуальных документов, судом не установлено.

Оценивая правильность соблюдения процедуры и сроков привлечения к административной ответственности, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что административным органом были соблюдены требования законодательства об извещении кооператива о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела и не нарушены нормы статей 28.2, 28.5 КоАП РФ; срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения правонарушителя от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ не установлено.

Административное наказание назначено судом первой инстанции в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.28 КоАП РФ, с учетом, установленных по делу обстоятельств.

По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Доводы заявителя жалобы о неприменении судом  статьи 15 Федерального закона №294-ФЗ арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку   отраженный в указанной норме  запрет требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов,  применяется в отношении проведения плановых и внеплановых поверок юридических лиц уполномоченным органом, в  данном же случае, административное правонарушение, в отношение которого вынесено оспариваемое постановление Комитета,   выявлено не в ходе проведения плановой (внеплановой) проверки, а в ходе осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов.

Кроме того, представление в Комитет разрешительных документов не требуется, необходимо только заполнение соответствующих граф в ежеквартальной отчетности застройщика.

Таким образом, судом первой инстанции установлены и исследованы все имеющие существенное значение для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка.

Довод заявителя жалобы, указанный выше,  не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену или изменение судебного акта в порядке статьи 270 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела не установил.

Излишне уплаченная 01.03.2019 кооперативом  государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104, части 4 статьи 208 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

 Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08 февраля 2019 года (резолютивная часть) по делу № А73-19053/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить жилищно-строительному  кооперативу «Время» из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины как излишне уплаченной,  согласно чека – ордера Дальневосточного банка от 01.03.2019.

Выдать справку.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

ФИО2