Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-1503/2022
мая 2022 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен мая 2022 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от ИП ФИО1: представителя ФИО2;
от Министерства социальной защиты населения Хабаровского края: представителей ФИО3, ФИО4;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение от 05.03.2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по делу № А73-17964/2021
по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1
к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края
о признании незаконным приказа и действий в виде требования
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 далее – предприниматель, ИП ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным приказа Министерства социальной защиты населения Хабаровского края (далее – министерство) от 02.09.2021 №254-П «О проведении проверок» на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии ИП ФИО1, как поставщику социальных услуг Хабаровского края, но не участвующего в выполнении государственного заказа, и действий в виде требования от 29.10.2021 №07.1-25-12953 о возврате предоставленной субсидии за август 2021 в сумме 124 483,67 руб.
Решением суда от 05.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП ФИО1 обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила его отменить по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В обоснование доводов жалобы предприниматель указывает, что министерством нарушена процедура проведения спорной проверки, а также превышены полномочия при ее проведении.
Министерство в отзыве на жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, настаивает на законности судебного решения.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание откладывалось.
В судебном заседании второй инстанции представитель апеллянта на доводах и требованиях настаивал.
Представители министерства высказались о законности и обоснованности судебного акта.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом отзыва, заслушав пояснения участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, что ИП ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» осуществляет деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам и включена в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края с 10.08.2015.
14.09.2021 предприниматель обратилась в министерство с заявлением о предоставлении субсидии за социальные услуги, оказанные в августе 2021 года, приложив пакет документов, предусмотренных пунктом 8 Порядка определения размера и выплаты компенсации в виде субсидии поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 № 480-пр (далее – Порядок №480-пр).
04.10.2021 между министерством и ИП ФИО1 заключен договор № 148 о предоставлении субсидии по типовой форме, утвержденной приказом Министерства финансов Хабаровского края от 25.03.2021 № 56П.
Согласно подпункту 3.2.1 пункта 3.2 типовой формы, субсидия предоставляется при условии согласия получателя субсидии на осуществление главным распорядителем бюджетных средств проверок соблюдения получателем субсидии условий, цели и порядка их предоставления. Выражение согласия на осуществление проверок выражается путем подписания соглашения.
Согласно подпункту 3.2.10 пункта 3.2 договора, субсидия предоставляется при соблюдении, в том числе такого условия как согласие поставщика (ИП ФИО1), а также лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам (соглашениям) на осуществление министерством и органами государственного контроля Хабаровского края проверок соблюдения условий, целей и Порядка предоставления субсидии поставщику. При этом выражение согласия поставщика на осуществление проверок осуществляется путем подписания настоящего договора.
Обязательство выполнения условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 3.2 договора о предоставлении субсидии от 4.10.2021 № 148, а также иных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Хабаровского края и Порядка закреплено также подпунктом 4.3.7 пункта 4.3 вышеназванного договора.
Министерством выполнено обязательство по представлению ИП ФИО1 субсидии в размере 124 483,67 руб..
В целях соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями за период с 01 по 30 августа 2021 года, Министерством социальной защиты населения Хабаровского края 02.09.2021 издан приказ №254-П «О проведении проверок», а также утвержден План проведения проверок, пунктом 2 которого определено, что проверочные мероприятия проводятся в отношении ИП ФИО1 (пансионат социально-бытового назначения «Лтос») в период с 12 по 20.10.2021.
11.10.2021 министерство уведомило предпринимателя о том, что в период с 12.10.2021 по 20.10.2021 будет проводиться выездная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии из краевого бюджета на возмещение части затрат, связанных с оказанием социальных услуг за август 2021 года.
Актом от 10.10.202021 уполномоченный орган зафиксировал отказ предпринимателя в доступе комиссии министерства к месту фактического предоставления социальных услуг, а 29.10.2021 - направил требование о возврате предоставленной субсидии.
Посчитав вышеуказанный приказ о проведении проверки вместе с планом проверки ИП ФИО1, а также требование от 29.10.2021 незаконными, предприниматель обратилась в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ установлена возможность предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 5 части 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий (далее - Общие требования), в соответствии с подпунктом «а» пункта 9 которых, нормативный правовой акт о предоставлении субсидий должен содержать: положения о согласии получателя субсидии, а также лиц, получающих средства на основании договоров, на осуществление в отношении них обязательной проверки главным распорядителем как получателем бюджетных средств за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также о включении таких положений в соглашение и т.д.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Порядок определения размера и выплаты компенсации в виде субсидии поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 № 480-пр.
В соответствии с пунктом 6 данного Порядка предусмотрены условия предоставления субсидии поставщикам социальных услуг, в число которых входит условие о согласии поставщика на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля края проверок соблюдения поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 21 Порядка №480-пр, в случае выявления факта нарушения поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения составляет акт о нарушении поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии (далее - акт), в котором указываются выявленные нарушения, сроки их устранения, и направляет его поставщику; в случае не устранения поставщиком нарушений в сроки, указанные в акте, министерство в течение 10 рабочих дней со дня окончания сроков, указанных в акте, направляет поставщику письменное требование о возврате предоставленной субсидии в краевой бюджет в течение 10 рабочих дней; поставщик обязан осуществить возврат предоставленной субсидии в краевой бюджет в течение 10 рабочих дней. В случае невозврата предоставленной субсидии в течение 10 рабочих дней, министерство в трехмесячный срок со дня его окончания обращается в суд с требованием о взыскании указанных средств.
В силу пункта 10 статьи 158 БК РФ министерство, как главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 22 Порядка №480-пр министерство, органы государственного финансового контроля края осуществляют обязательную проверку соблюдения поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края.
В силу пункта 3.6.4 Положения о министерстве, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края 05.08.2016 № 259-пр, министерство осуществляет внутренний финансовый контроль в соответствии с бюджетным законодательством.
В рамках статьи 269.2 БК РФ, подпункта 2.6.2 Порядка осуществления министерством социальной защиты населения Хабаровского края внутреннего финансового контроля, утвержденного приказом министерства от 16.02.2021 №75-П, последним реализуется внутренний финансовый контроль, в том числе в отношении внутренней бюджетной процедуры - осуществление предусмотренных правовыми актами правил предоставления субсидий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.
Таким образом, во исполнение вышепоименованных нормативных актов Министерством социальной защиты населения Хабаровского края 02.09.2021 правомерно издан приказ № 254-П о проведении проверок соблюдения условия, целей и порядка предоставления субсидии из краевого бюджета на возмещение части затрат, связанных с оказанием социальных услуг, за период с 01.08.2021 по 30.08.2021.
Данным приказом также утвержден состав комиссии, установлен срок проведении проверок: с 1 по 29 октября 2021 года.
План проведения проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвующих в выполнении государственного задания, в соответствии с приказом Министерства от 2.09.2021 № 254-П (далее - план) утвержден министром.
Согласно пункту 2 плана проверка ИП ФИО1 запланирована в период с 12 по 20.10.2021.
11.10.2021 министерство уведомило предпринимателя о предстоящей проверке, ее периоде и способе, целях и порядка проведения путем отправления уведомления на адрес электронной почты. Также ИП ФИО1 13.10.2021 уведомлена по телефону, но в ходе беседы отказалась от проведения проверки.
При этом из условий договора от 04.10.2021 №148 не усматривается положений об обязательствах министерства по проведению указанных проверок в определенные сроки.
Таким образом, у суда второй инстанции не оснований, чтобы согласиться с апеллянтом о ненадлежащем и несвоевременном уведомлении предпринимателя о предстоящих проверочных мероприятиях.
Поскольку предпринимателем представлено заявление о несогласии с датой проверки (12.10.2021) и отказано в доступе комиссии министерства в месту фактического предоставления социальных услуг, последним составлен акт о невозможности проверки.
Далее, 13.10.2021 предпринимателем представлены письменные пояснения к данному акту, из которых следует, что уполномоченным органом по проведению спорных проверочных мероприятий является Комитет государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края.
С данным доводом не согласилось министерство, и его обоснованно поддержал арбитражный суд.
Из материалов настоящего дела видно, что 04.10.2021 между министерством и ИП ФИО1 заключен договор № 148 о предоставлении субсидии по типовой форме, утвержденной приказом Министерства финансов Хабаровского края от 25.03.2021 № 56П.
Согласно подпункту 3.2.1 пункта 3.2 типовой формы, субсидия предоставляется при условии согласия получателя субсидии на осуществление главным распорядителем бюджетных средств проверок соблюдения получателем субсидии условий, цели и порядка их предоставления. Выражение согласия на осуществление проверок выражается путем подписания соглашения.
Согласно подпункту 3.2.10 пункта 3.2 договора, субсидия предоставляется при соблюдении, в том числе такого условия как согласие поставщика (ИП ФИО1), а также лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам (соглашениям) на осуществление министерством и органами государственного контроля Хабаровского края проверок соблюдения условий, целей и Порядка предоставления субсидии поставщику. При этом выражение согласия поставщика на осуществление проверок осуществляется путем подписания настоящего договора.
Обязательство выполнения условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 3.2 договора о предоставлении субсидии от 4.10.2021 № 148, а также иных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Хабаровского края и Порядка №480-пр закреплено также подпунктом 4.3.7 пункта 4.3 вышеназванного договора.
Поскольку главным распорядителем спорных бюджетных средств является министерство, то оно и является органом контроля в спорной ситуцации.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 21 Порядка №480-пр, в случае выявления факта нарушения поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения, сроки их устранения, и направляет его поставщику; в случае не устранения поставщиком нарушений в сроки, указанные в акте, министерство в течение 10 рабочих дней со дня окончания сроков, указанных в акте, направляет поставщику письменное требование о возврате предоставленной субсидии в краевой бюджет в течение 10 рабочих дней; поставщик обязан осуществить возврат предоставленной субсидии в краевой бюджет в течение 10 рабочих дней. В случае невозврата предоставленной субсидии в течение 10 рабочих дней, министерство в трехмесячный срок со дня его окончания обращается в суд с требованием о взыскании указанных средств.
Арбитражным судом установлено соблюдение названных требований со стороны министерства, в том числе составление соответствующего акта и его вручение ИП ФИО1 20.10.2021, а также направление требования о возврате предоставленной субсидии полученное лично предпринимателем 29.10.2021.
Вместе с тем, данное требование о возврате субсидии в соответствии с пунктом 22 Порядка предпринимателем не исполнено.
При указанных обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ от проведения министерством проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии является нарушением пункта 6 Порядка, подпункта 3.2.10 пункта 3.2 договора о предоставлении субсидии.
Апелляционный довод о том, что действия министерства нарушают требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, и отклоняется судебной коллегией виду того, что пунктом 3 части 3.1 статьи 1 определено, что положения названного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении надзора в финансово-бюджетной сфере.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы первой инстанции, в связи с чем, признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.03.2022 по делу № А73-17964/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 150 руб., перечисленную по платежному поручению от 11.03.2022 № 564, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.И. Сапрыкина |
Судьи | Е.Г. Харьковская |
Е.А. Швец |