ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-1503/2022 от 12.05.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1503/2022

мая 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Полный текст  постановления изготовлен мая 2022 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего               Сапрыкиной Е.И.

судей                                                  Харьковской Е.Г., Швец Е.А.

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.

при участии  в заседании:

от ИП  Котловой  А.В.: представителя   Гончара И.В.;

от Министерства  социальной защиты населения Хабаровского края:  представителей Исаченко И.С., Маевской О.Б.;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Индивидуального  предпринимателя Котловой  Александры Викторовны

на решение от  05.03.2022

Арбитражного суда Хабаровского края

по делу № А73-17964/2021

по  заявлению Индивидуального предпринимателя Котловой Александры Викторовны

к Министерству  социальной защиты населения Хабаровского края

о  признании незаконным приказа и действий в виде требования

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Котлова Александра Викторовна далее – предприниматель, ИП Котлова А.В.) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным приказа Министерства социальной защиты населения Хабаровского края (далее – министерство) от 02.09.2021 №254-П «О проведении проверок» на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии ИП Котловой А.В., как поставщику социальных услуг Хабаровского края, но не участвующего в выполнении государственного заказа,  и действий в виде требования от 29.10.2021 №07.1-25-12953 о возврате предоставленной субсидии за август 2021 в сумме 124 483,67 руб.

Решением суда от 05.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Котлова А.В.  обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила  его отменить по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В обоснование доводов жалобы предприниматель указывает, что министерством  нарушена процедура проведения спорной проверки, а также превышены полномочия  при ее проведении.

Министерство в отзыве на жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, настаивает на законности судебного решения.

В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание откладывалось.

В судебном заседании второй инстанции представитель апеллянта на доводах и требованиях настаивал.

Представители министерства высказались о законности и обоснованности судебного акта.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом отзыва,  заслушав пояснения участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, что ИП Котлова А.В. в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» осуществляет деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам и включена в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края с 10.08.2015.

14.09.2021 предприниматель обратилась в министерство с заявлением о предоставлении субсидии за социальные услуги, оказанные в августе 2021 года, приложив   пакет  документов, предусмотренных пунктом 8 Порядка определения размера и выплаты компенсации в виде субсидии поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 № 480-пр (далее – Порядок №480-пр).

04.10.2021 между министерством и  ИП Котловой А.В.  заключен договор № 148 о предоставлении субсидии  по типовой форме, утвержденной приказом Министерства финансов Хабаровского края от 25.03.2021 № 56П.

Согласно подпункту 3.2.1 пункта 3.2 типовой формы, субсидия предоставляется при условии согласия получателя субсидии на осуществление главным распорядителем бюджетных средств проверок соблюдения получателем субсидии условий, цели и порядка их предоставления. Выражение согласия на осуществление проверок выражается путем подписания соглашения.

Согласно подпункту 3.2.10 пункта 3.2 договора, субсидия предоставляется при соблюдении, в том числе  такого условия как согласие поставщика (ИП Котловой А.В.), а также лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам (соглашениям) на осуществление министерством и органами государственного контроля Хабаровского края проверок соблюдения условий, целей и Порядка предоставления субсидии поставщику. При этом выражение согласия поставщика на осуществление проверок осуществляется путем подписания настоящего договора.

Обязательство выполнения условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 3.2 договора о предоставлении субсидии от 4.10.2021 № 148, а также иных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Хабаровского края и Порядка  закреплено также  подпунктом 4.3.7 пункта 4.3  вышеназванного договора.

Министерством выполнено обязательство по представлению ИП Котловой А.В. субсидии в размере 124 483,67  руб..

В целях соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями за период с 01 по 30 августа 2021 года, Министерством  социальной защиты населения   Хабаровского края  02.09.2021  издан приказ №254-П «О проведении проверок»,  а также  утвержден  План  проведения проверок, пунктом 2 которого определено, что проверочные мероприятия  проводятся в отношении ИП Котловой А.В. (пансионат социально-бытового назначения «Лтос»)  в период с 12 по 20.10.2021.

11.10.2021 министерство уведомило предпринимателя о том, что в период с 12.10.2021 по 20.10.2021 будет проводиться выездная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии   из краевого бюджета на возмещение части затрат, связанных с оказанием социальных услуг за август 2021 года.

Актом от 10.10.202021  уполномоченный орган зафиксировал  отказ предпринимателя  в доступе комиссии министерства к месту фактического предоставления социальных услуг, а 29.10.2021 - направил требование   о возврате предоставленной субсидии.

Посчитав вышеуказанный приказ о  проведении проверки  вместе с  планом проверки ИП Котловой А.В., а также требование от 29.10.2021 незаконными,    предприниматель обратилась в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.

Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.

Пунктом 1 статьи 78 БК РФ установлена возможность предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2  указанной статьи предусмотрено, что субсидии предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 5 части 3 статьи 78 БК РФ  установлено,  что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий (далее - Общие требования), в соответствии с подпунктом «а» пункта 9 которых, нормативный правовой акт о предоставлении субсидий должен содержать:  положения о согласии получателя субсидии, а также лиц, получающих средства на основании договоров, на осуществление в отношении них обязательной проверки главным распорядителем как получателем бюджетных средств за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также о включении таких положений в соглашение и т.д.

В соответствии с  частью 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Порядок определения размера и выплаты компенсации в виде субсидии поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 № 480-пр.

В соответствии с пунктом 6 данного Порядка предусмотрены условия предоставления субсидии поставщикам социальных услуг, в число которых    входит условие о согласии поставщика на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля края проверок соблюдения поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии.

В соответствии с  пунктом  21 Порядка №480-пр, в случае выявления факта нарушения поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения составляет акт о нарушении поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии (далее - акт), в котором указываются выявленные нарушения, сроки их устранения, и направляет его поставщику;  в случае не устранения поставщиком нарушений в сроки, указанные в акте, министерство в течение 10 рабочих дней со дня окончания сроков, указанных в акте, направляет поставщику письменное требование о возврате предоставленной субсидии в краевой бюджет в течение 10 рабочих дней; поставщик обязан осуществить возврат предоставленной субсидии в краевой бюджет в течение 10 рабочих дней. В случае невозврата предоставленной субсидии в течение 10 рабочих дней, министерство в трехмесячный срок со дня его окончания обращается в суд с требованием о взыскании указанных средств.

В силу пункта 10 статьи 158 БК РФ  министерство, как главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Согласно пункту 22 Порядка №480-пр министерство, органы государственного финансового контроля края осуществляют обязательную проверку соблюдения поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края.

В силу пункта 3.6.4 Положения о министерстве, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края 05.08.2016 № 259-пр, министерство осуществляет внутренний финансовый контроль в соответствии с бюджетным законодательством.

В рамках статьи 269.2 БК РФ, подпункта 2.6.2 Порядка осуществления министерством социальной защиты населения Хабаровского края внутреннего финансового контроля, утвержденного приказом министерства от 16.02.2021 №75-П,  последним  реализуется внутренний финансовый контроль, в том числе в отношении внутренней бюджетной процедуры - осуществление предусмотренных правовыми актами правил предоставления субсидий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.

Таким образом, во исполнение  вышепоименованных  нормативных актов Министерством социальной защиты населения Хабаровского края 02.09.2021  правомерно издан приказ № 254-П о  проведении проверок  соблюдения условия, целей и порядка предоставления субсидии из краевого бюджета на возмещение части затрат, связанных с оказанием социальных услуг, за период с 01.08.2021 по 30.08.2021.

Данным приказом   также утвержден состав комиссии, установлен срок проведении проверок: с 1 по 29 октября 2021 года.

План проведения проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвующих в выполнении государственного задания, в соответствии с приказом Министерства от 2.09.2021 № 254-П (далее - план) утвержден министром.

Согласно пункту 2 плана    проверка ИП  Котловой А.В. запланирована  в период с  12 по 20.10.2021.

11.10.2021 министерство уведомило предпринимателя о  предстоящей проверке, ее периоде и  способе, целях и порядка проведения путем отправления уведомления на адрес электронной почты. Также ИП Котлова А.В. 13.10.2021 уведомлена по телефону, но в ходе беседы  отказалась от проведения проверки.

При этом из условий договора от 04.10.2021 №148 не усматривается  положений  об обязательствах министерства по проведению указанных проверок в определенные сроки.

Таким образом, у суда второй инстанции не оснований, чтобы согласиться с апеллянтом о ненадлежащем и несвоевременном уведомлении предпринимателя  о предстоящих проверочных мероприятиях.

Поскольку предпринимателем  представлено заявление о несогласии с датой проверки (12.10.2021)   и отказано в доступе комиссии министерства в месту фактического предоставления социальных услуг, последним составлен акт о невозможности проверки.

Далее, 13.10.2021 предпринимателем  представлены письменные пояснения к  данному акту, из которых следует, что уполномоченным  органом по проведению  спорных проверочных мероприятий является  Комитет государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края.

С данным доводом не согласилось министерство, и его  обоснованно поддержал  арбитражный суд.

Из материалов настоящего дела видно, что 04.10.2021 между министерством и  ИП Котловой А.В.  заключен договор № 148 о предоставлении субсидии  по типовой форме, утвержденной приказом Министерства финансов Хабаровского края от 25.03.2021 № 56П.

Согласно подпункту 3.2.1 пункта 3.2 типовой формы, субсидия предоставляется при условии согласия получателя субсидии на осуществление главным распорядителем бюджетных средств проверок соблюдения получателем субсидии условий, цели и порядка их предоставления. Выражение согласия на осуществление проверок выражается путем подписания соглашения.

Согласно подпункту 3.2.10 пункта 3.2 договора, субсидия предоставляется при соблюдении, в том числе  такого условия как согласие поставщика (ИП Котловой А.В.), а также лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам (соглашениям) на осуществление министерством и органами государственного контроля Хабаровского края проверок соблюдения условий, целей и Порядка предоставления субсидии поставщику. При этом выражение согласия поставщика на осуществление проверок осуществляется путем подписания настоящего договора.

Обязательство выполнения условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 3.2 договора о предоставлении субсидии от 4.10.2021 № 148, а также иных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Хабаровского края и Порядка №480-пр закреплено также  подпунктом 4.3.7 пункта 4.3  вышеназванного договора.

Поскольку главным распорядителем спорных бюджетных средств является министерство, то  оно  и является органом контроля в спорной ситуцации.

Как указывалось выше, в соответствии с  пунктом  21 Порядка №480-пр, в случае выявления факта нарушения поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения, сроки их устранения, и направляет его поставщику;  в случае не устранения поставщиком нарушений в сроки, указанные в акте, министерство в течение 10 рабочих дней со дня окончания сроков, указанных в акте, направляет поставщику письменное требование о возврате предоставленной субсидии в краевой бюджет в течение 10 рабочих дней; поставщик обязан осуществить возврат предоставленной субсидии в краевой бюджет в течение 10 рабочих дней. В случае невозврата предоставленной субсидии в течение 10 рабочих дней, министерство в трехмесячный срок со дня его окончания обращается в суд с требованием о взыскании указанных средств.

Арбитражным судом установлено соблюдение названных требований со стороны министерства, в том числе   составление  соответствующего акта и его  вручение  ИП Котловой А.В. 20.10.2021, а также  направление требования о возврате предоставленной субсидии полученное   лично предпринимателем 29.10.2021.

Вместе с тем, данное требование о возврате субсидии в соответствии с пунктом 22 Порядка предпринимателем не исполнено.

 При указанных обстоятельствах,  апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ от проведения министерством   проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии является нарушением пункта 6 Порядка, подпункта 3.2.10 пункта 3.2 договора о предоставлении субсидии.

Апелляционный довод о том, что действия министерства нарушают требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, и отклоняется судебной коллегией виду того, что пунктом 3 части 3.1 статьи 1  определено, что положения названного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении надзора в финансово-бюджетной сфере.

Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы первой инстанции, в связи с чем, признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.03.2022 по делу № А73-17964/2021  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Индивидуальному предпринимателю Котловой Александре Викторовне  из федерального  бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 150 руб., перечисленную по платежному поручению от 11.03.2022 № 564, за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

Е.Г. Харьковская

Е.А. Швец