Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-1510/2021
22 апреля 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен апреля 2021 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Ж.А.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от Комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 12.01.2021;
от Министерства финансов Хабаровского края: ФИО2, представитель по доверенности от 05.08.2020 № 19-12-318;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края:ФИО3, представитель по доверенности от 29.01.2021 № 1-07/1119.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 18.01.2021
по делу № А73-16412/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Муниципальному образованию городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края(ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 25 374 201 руб. 43 коп.
третьи лица - Министерство финансов Хабаровского края; Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский край в лице Комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Муниципальному образованию городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее – Управление, ответчик) о взыскании за счет казны городского округа денежных средств в качестве ущерба в сумме 25 374 201 руб. 43 коп.
В порядке статьи 51 АПК РФ привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Решением суда от 18.01.2021 исковые требования Комитета удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, в Шестой арбитражный апелляционный суд обратилось Управление с жалобой, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В жалобе приводит доводы о том, что перечисление субсидии производилось на оплату фактически выполненных работ, на достижение объема финансового обеспечения на строительство в 2017 в сумме 253 742,01 тыс.руб., на установление соглашением от 16.02.2017 лишь одного показателя результативности - уровня технической готовности объекта капитального строительства, а связи с чем расчет возврата субсидии в бюджет края необходимо производить в соответствии с п.14 Порядка № 185-пр, при этом процент технической готовности объекта на 01.01.2018 составлял 69,01%. Обратил внимание на приостановление п.п.16-20 Правил формирования , представления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22.04.2020 № 559. Указал на отсутствие доказательств использования денежных средств неэффективно, доказательств нецелевого использования денежных средств.
Определением от 24.03.2021 апелляционная жалоба принята к рассмотрению с назначением судебного заседания на 20.04.2021.
В судебное заседание представитель Управления не явился.
Представители истца и третьих лиц возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить судебный акт без изменения.
В силу п.3 статьи 156 АПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя апелляционной жалобы.
Заслушав объяснения представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Хабаровского края от 07.06.2012 № 185-пр утверждена Государственная программа Хабаровского края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края».
Приложением № 10 к Государственной программе утвержден Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности (далее - Порядок № 185-пр). Целью предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности является оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям края на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства муниципальной собственности (далее - субсидии, объекты капитального строительства соответственно) в рамках реализации государственной программы Хабаровского края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края» (пункт 1 Порядка № 185-пр).
Законом Хабаровского края от 06.12.2016 № 226 «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (субсидии бюджетам муниципальных образований края на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов. «Реконструкция канализации в г. Комсомольске-на-Амуре» в рамках государственной программы Хабаровского края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края») утверждены бюджетные ассигнования в сумме 576 537,64 тыс. руб.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 07.02.2017 № 25- пр «О распределении субсидий краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции или техническому перевооружению объектов капитального строительства муниципальной собственности объектов топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов, на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов» (далее - Порядок о распределении субсидий № 25-пр) Администрации городского округа на реконструкцию канализации в 2017 утверждено распределение субсидии в сумме 576 537,64 тыс. руб.
16.02.2017 между Министерством ЖКХ Хабаровского края и Администрацией городского округа было заключено соглашение № 1/17- КОМ-КБ «О предоставлении субсидии, предусмотренной в краевом бюджете на 2017 год на софинансирование расходных обязательств городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре» на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства муниципальной собственности» (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 29.08.2017 № 2) является предоставление муниципальному образованию субсидии из краевого бюджета на софинансирование строительства (реконструкции, технического перевооружения) объектов капитального строительства муниципальной собственности города Комсомольска-наАмуре, в сумме 631 351,99 тыс. руб., в том числе объекта «Реконструкция канализации в г. Комсомольске-на-Амуре» в сумме 576 537,64 тыс. руб., из них средства федерального бюджета - 499 052,45 тыс. руб., средства краевого бюджета - 77 485,19 тыс. руб.
В соответствии с Перечнем главных администраторов доходов местного бюджета, являющегося Приложением № 1 к Решению Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14.12.2016 № 99 «О местном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края является главным администратором доходов местного бюджета по главе 500 «Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края», виду, подвиду дохода бюджета 2 02 20077 04 0000 151 «Субсидии бюджетам городских округов на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности».
В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 23.03.2017 № 1) исполнение обязанностей муниципального образования по Соглашению должно осуществляться главным распорядителем бюджетных средств местного бюджета, которому решением о местном бюджете утверждены бюджетные ассигнования по объекту капитального строительства «Реконструкция канализации в г. Комсомольске-на-Амуре».
Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14.12.2016 № 99 «О местном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» бюджетные ассигнования по целевой статье 07300R112E «Строительство (реконструкция, техническое перевооружение) объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов «Реконструкция канализации в г. Комсомольске-на-Амуре», бюджетные ассигнования в сумме 576 537,64 тыс. руб. утверждены Управлению., которые доведены до ответчика в 2017.
Перечисление субсидии Министерством производилось на оплату фактически выполненных работ в соответствии с актами о приемке выполненных работ (унифицированная форма № КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма № КС-3), которые подрядчиком были выполнены не в полном объеме.
Графиком выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства (приложение № 6 к Соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 29.08.2017 № 2), установлен показатель «Объем денежных средств, предусмотренных на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства» за счет средств субсидии по объекту «Реконструкция канализации в г. Комсомольске-на-Амуре» на 2017 в сумме 576 537,64 тыс. руб.
Согласно Отчету об исполнении графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства за 2017, представленного Управлением Министерству ЖКХ Хабаровского края 09.01.2018 в системе электронного документооборота Правительства Хабаровского края, показатель «Объем финансового обеспечения на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства» Управлением фактически достигнут в сумме 253 742,01 тыс. руб., что на 322 795,63 тыс. руб. меньше объема, установленного графиком, в том числе: - за счет средств федерального бюджета - в сумме 219 639,73 тыс. руб. (219 639 734 руб. 59 коп.); - за счет средств краевого бюджета - в сумме 34 102,28 тыс. руб. (34 102 279 руб. 68 коп.).
В соответствии с пунктом 21 Порядка предоставления субсидии Министерством ЖКХ Хабаровского края в адрес Главы городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» было направлено требование от 22.06.2018 № 1-07/8319 о возврате субсидии в доход краевого бюджета в срок до 06.08.2018.
По результатам проведенной проверки Министерство финансов края выдало Управлению ЖКХ предписание от 05.02.2019 № 4 о необходимости возврата в доход краевого бюджета денежных средств в размере 25 374 201,43 руб. в течение 60 календарных дней со дня получения предписания.
Письмом от 30.04.2019 № 25964-12.3.61 Администрация городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» обратилась в Комитет с просьбой рассмотреть вопрос об отсрочке возврата в краевой бюджет финансовых средств в сумме 25 374 201, 43 рублей сроком с 01.01.2021 по 31.12.2023 с ежемесячным платежом в размере 705,0 тыс. рублей.
Письмом от 13.05.2020 № 12.3.61-6731 Комитет уведомил администрацию о невозможности предоставления запрошенной рассрочки в силу норм статьи 269.2 Бюджетного кодекса РФ.
Неисполнение ответчиком предписания органа финансового контроля от 05.02.2019 № 4 о возврате денежных средств в доход бюджета Хабаровского края послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования Комитета правомерными и удовлетворил иск в заявленном размере.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с решением суда.
В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 136 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 139 БК РФ предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ.
В силу пункта 4 статьи 139 БК РФ распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 статьи 219 БК РФ, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы права, положения п.3, п.4 ст. 270 БК РФ, ст. 15,16 ГК РФ, подпункт "а" пункта 11 Порядка № 185-пр, условия заключенного сторонами соглашения от 16.02.2017, фактические объемы объемов показателей финансового обеспечения на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства», а также признание решением Арбитражного суда Хабаровского края о 09.12.2019 по делу № А73-18863/2019 соответствующим действующему законодательству Российской Федерации, не нарушающим права и законных интересов ответчика, предписание Министерства финансов края от 05.02.2019 № 4, суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
При этом суд правомерно исходил из того, что в нарушение п.п. «а» п.11 Порядка № 185-пр ответчиком не выполнен график выполнения мероприятий. Именно данное нарушение явилось основанием требовать возврата субсидии в установленном порядке и размере.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 17 Порядка № 185-пр в случае, если муниципальным образованием края не достигнуто значение показателя результативности использования субсидии, установленного подпунктом «а» пункта 11 настоящего Порядка, по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии и в срок до 01 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, данное недостижение не устранено, объем средств, соответствующий 10 процентам объема субсидии (за исключением субсидии, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета), использованной в году предоставления субсидии, подлежит возврату из бюджета муниципального образования края в краевой бюджет в срок до 20 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, - если срок достижения значения показателя результативности использования субсидии, предусмотренного подпунктом «а» пункта 11 настоящего Порядка, установлен соглашением в пределах года предоставления субсидии.
Объем средств субсидии, источником финансового обеспечения которой являлись средства краевого бюджета, подлежащий возврату в краевой бюджет, составил 3 410 227 руб. 96 коп. (34 102 279 руб. 68 коп. x 10%).
Согласно абзацу 4 пункта 17 Порядка № 185-пр в случае недостижения муниципальным образованием края значений показателей результативности использования субсидии, установленных в соответствии с абзацем четвертым пункта 11 настоящего Порядка, и (или) невыполнения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 10 Правил, муниципальным образованием края производится возврат части субсидии, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, в срок до 20 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, в размере и порядке, установленных Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 19 Правил в случае, если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по соблюдению графика выполнения мероприятий, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии.
Объем средств субсидии, источником финансового обеспечения которой являлись средства федерального бюджета, подлежащий возврату в краевой бюджет, составил 21 963 973 руб. 46 коп. (219 639 734 руб. 59 коп. x 10%).
Денежные средства в сумме 21 963 973 руб. 46 коп. возвращены Хабаровским краем в федеральный бюджет, что подтверждается платежным поручением № 660798 от 31.05.2019.
Общий объем средств субсидии, подлежащий возврату в доход краевого бюджета, составил 25 374 201 руб. 43 коп. (3 410 227 руб. 96 коп. + 21 963 973 руб. 46 коп.).
Поскольку судом установлен факт невозврата ответчиком средств субсидии на софинансирование строительства объекта в сумме 25 374 201, 43 руб. в связи с не достижением показателя результативности использования субсидии, решение суда об удовлетворении исковых требований Комитета следует признать правомерным.
Довод заявителя жалобы о том, что в соглашении № 1/17-КОМ-КБ от 16.02.2017 установлен только один показатель результативности: уровень технической готовности объекта капитального строительства противоречит материалам дела. Так, показатели результативности использования субсидии установлены в пункте 11 Порядка № 185-пр и включают: а) соблюдение графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства; б) уровень технической готовности объектов капитального строительства. При предоставлении субсидии, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, показателями результативности использования субсидии дополнительно являются показатели результативности использования субсидии, установленные для края соглашениями о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Графиком выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства (приложение № 6 к Соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 29.08.2017 № 2), установлен показатель «Объем денежных средств, предусмотренных на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства» за счет средств субсидии по объекту "Реконструкция канализации в г. Комсомольске-на-Амуре" на 2017 в сумме 576 537,64 тыс. руб.
Как следует из материалов дела, в данном случае в нарушение подпункта а» пункта 11 Порядка № 185-пр график выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства Управлением ЖКХ выполнен не был, что явилось основанием заявить требование о возврате 10% объема полученной краевой субсидии.
Доводы ответчика в части соответствия уровня технической готовности спорного объекта 69% документально не подтверждены. Кроме этого, они, наравне с изложенными в апелляционной жалобе доводами о целевом использовании субсидии, не имеют правового значения с учетом заявленного основания иска.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Постановление Правительства РФ от 22.04.2020 № 559 в данном случае не обоснована. Постановлением Правительства РФ от 22.04.2020 «О внесении изменений в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, приостановлении действия пунктов 16-20(1) указанных правил и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» приостановлено до 01.01.2022 действие п.19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий…. Вместе с тем, данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 (п.4). К спорным правоотношениям с обязательством возврата субсидии в 2019, Постановление № 559 неприменимо.
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Несогласие стороны с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.01.2021 по делу А73-16412/2020 решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Ж.А. Усенко |
Судьи | М.О. Волкова |
Ж.В. Жолондзь |