ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-1553/2015 от 30.04.2015 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1553/2015

30 апреля 2015 года

                                              г. Хабаровск

                     Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2015 года.
                     Полный текст постановления изготовлен апреля 2015 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего     Ротаря С.Б.,

судей                                       Козловой Т.Д., Шевц А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.,

при участии в заседании:

от МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление»: Бескровной О.А., представителя по доверенности от 18.09.2014,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия города Благовещенска «Троллейбусное управление»

на решение от 12.02.2015

по делу № А04-8343/2014

Арбитражного суда Амурской области

принятое судьей С.В. Башариной,

по иску открытого акционерного общества «Амурские коммунальные системы»

к муниципальному предприятию города Благовещенска «Троллейбусное управление»

о взыскании 211 680, 73 рубля,

 УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Амурские коммунальные системы» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ОАО «АКС») обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному предприятию города Благовещенска «Троллейбусное управление» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – МП «Троллейбусное управление») о взыскании 211 680, 73 рубля, из которых: задолженность за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации за период с 11.01.2012 по 10.08.2014 в сумме 209 584,88 рубля, пеня за период с 01.01.2012 по 10.08.2014 в сумме 2095,85 рубля.

Решением суда от 12.02.2015 иск удовлетворен полностью.

В апелляционной жалобе ответчик просит принятый по делу судебный акт от 12.02.2015 отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.

Обосновывая требования жалобы, ее заявитель указывает, что в отобранных пробах сточных вод содержание концентрации азота аммонийного ниже установленного договором, при этом истцом при исследовании проб учтены нормативы допустимых сбросов, утвержденных в одностороннем порядке. Также отмечает, что разрешения на сброс в водные объекты аммония природоохранные органы для истца не выдавали, предельно допустимые  нормы сточных вод загрязняющих веществ в водные объекты не утверждали.

Возражая относительно вывода суда об использовании истцом Методических рекомендаций по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 06.04.2001, указывает на невозможность их применения, поскольку указанные Методические рекомендации как нормативный правовой акт не вступил в законную силу.

В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы на ее удовлетворении настаивал.

Истец в предоставленном отзыве на жалобу в отношении ее доводов представил возражения, решение от 12.02.2015 просил оставить в силе.

Согласно материалам дела, между ОАО «АКС» (Энергоснабжающая организация) и МП Троллейбусное управление (Абонент) 01.01.2006 заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод № 195 (для бюджетных потребителей) по условиям которого поставщик услуг обязался подавать Абоненту воду и принимать от абонента отводимые сточные воды, а абонент оплачивать их в объеме, сроки и на условиях данного договора.

В соответствии с положениями пунктов 3.1.1, 3.1.2 договора на Абонента возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно – технических документов, Правил и условиями настоящего Договора, а также содержать в исправном состоянии системы и средства водоснабжения и водоотведения, используемые приборы учета, соблюдать лимиты/объемы (количество) забора питьевой воды, сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в п. 63 правил.

Пунктом 2.2.1 Договора предусмотрено право Энергоснабжающей организации беспрепятственного доступа в любое время суток к сетям, оборудованию и приборам учета Абонента, независимо от его формы собственности и ведомственной принадлежности, в том числе с целью отбора проб для проверки качества воды и состава сточных вод.

В этой связи Абонент обязался обеспечить беспрепятственный доступ представителей Энергоснабжающей организации к узлам учета водопотребления и приема сточных вод Абонента, к контрольным канализационным колодцам с целью отбора проб для осуществления контрольных функций (пункт 3.1.20 Договора).

В Приложении №5 к Договору установлено, что сточные воды, сбрасываемые Абонентом в горканализацию, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные Абоненту нормы допустимых концентраций (ДК). При этом Абонент обязан на период достижения норм ДК соблюдать лимит временно согласованного сброса (ВСС мг/л) загрязняющих веществ в сточных водах при сбросе в горколлектор. Применительно к аммонию установлен лимит ВСС 37 мг/л.

Расчеты абонента с Энергоснабжающей организацией по настоящему договору за превышение нормативов потребления и водоотведения по объему и по качеству загрязняющих веществ в сточных водах производится на основании платежного требования, выставляемого Энергоснабжающей организацией на расчетный счет Абонента в безакцептном порядке (пункт 6.10 Договора).

Исполняя вышеназванные условия договора, при участии уполномоченного представителя Абонента и в согласованных сторонами точках отбора проб лабораторией Энергоснабжающей организации взяты пробы сточных вод и составлены акты.

Так лабораторией Энергоснабжающей организации в точке отбора - выпуск сточных вод в горколлектор, взяты пробы сточных вод, о чем  составлены акты: №260 от 23.10.2012, №86 от 03.04.2013, №267 от 09.10.2013, 19 от 28.01.2014, №101 от 15.04.2014.

В результате исследования отобранных проб в сточных водах выявлено содержание азота аммонийного, которое превышает нормативно допустимый сброс, о чем составлены проколы: №260 от 30.10.2012, №86 от 09.04.2013, №189 от 30.07.2013, №267 от 15.10.2013, №19 от 05.02.2014, №101 от 22.04.2014 на общую сумму209 584,88 рубля.

На основании данных актов и протоколов исследования истцом произведен расчет платы за превышение норм сброса в систему городской канализации и выставлены Абоненту соответствующие счета-фактуры.

Поскольку Абонентом в добровольном порядке плата за превышение нормативов сброса не внесена, Энергоснабжающая организация 22.09.2014 направила в адрес Абонента претензию с требованием об оплате образовавшейся задолженности – 209 584,88 рубля, а также пени в размере 2095,85 рубля в течение десяти дней с момента получения претензии.

Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием.

Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующего представителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализаций в Российской Федерации, которые определяют порядок присоединения объектов к системам водоснабжения и канализации, а также порядок расчетов за пользование питьевой водой и прием сточных вод.

В силу пункта 64 Правил № 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.

Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах (пункт 65 Правил № 167).

Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).

Пунктами 69, 70 Правил № 167 предусмотрено, что оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или договором, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля. Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 71 Правил № 167 установлено, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В рассматриваемом случае между сторонами не имеется разногласий относительно правомерности отбора проб и правильности их результатов, однако имеется спор в части наличия превышениясодержания азота аммонийного над нормативом допустимой концентрации ввиду различия  нормативов допустимых сбросов, установленных договором и установленных Энергоснабжающей организацией в одностороннем порядке.

В Приложении №5 к договору стороны согласовали лишь временный лимит сброса загрязняющих веществ в сточных водах на период достижения норм допустимых концентраций.

Статьей 35 Водного кодекса РФ определено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ).

Согласно положениям пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» указанные нормативы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».

Нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта (пункты 2, 12 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 № 333).

Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов.

Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.

Величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин нормативов допустимых сбросов осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.

Методикой также предусмотрено, что величины нормативов допустимых сбросов определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Предельно допустимые нормы сбросов утверждаются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 469.

Так в 2009 году для ОАО «Амурские коммунальные системы» разработан «Проект нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих со сточными водами в р. Амур» от городских очистных сооружений. Проект нормативов допустимых сбросов для ОАО «АКС» прошел согласование в Амурском территориальном управлении Росрыболовства, ГУ «Амурский ЦГМС», Отделе водных ресурсов Амурского БВУ, Управлении Росприроднадзора по Амурской области (ранее Управление Ростехнадзора) в связи с чем  выданы Разрешения на сброс загрязняющих веществ (от 23.08.2010 № 7 04А/10 – л. д. 104, том№2, от 16.03.2011 №4 л. д. 106, том №2, одним из показателей которого является азот аммонистый).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» предусмотрено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

На территории Амурской области такой порядок установлен Постановлением Главы администрации Амурской области № 248 от 25.04.1996 «Об утверждении Порядка взимания с предприятий и организаций платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов», пунктом 5 которого определен размер платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации:

- при превышении установленного лимита водоотведения - в трехкратном размере действующего тарифа за каждый кубометр сверхнормативного сброса сточных вод за установленный срок взаиморасчетов;

- при превышении допустимой концентрации по одному ингредиенту - в двухкратном размере действующего тарифа;

- при большем числе ингредиентов - с кратностью (п-1), где п - количество ингредиентов, при этом кратность увеличения тарифа ограничивается десятью.

Пункт 3, 4 названного Порядка определяет, что качественные и количественные нормативы для сточных вод, принимаемых от абонента, устанавливаются предприятиями водопроводно-коммунального хозяйства в соответствии с действующими в Российской Федерации Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, исходя из утвержденного предприятию ВКХ органами охраны природы предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водный объект и технических возможностей системы канализации населенного пункта.

Расчеты с абонентами за услуги по отведению сточных вод и загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов производятся предприятием ВКХ в соответствии с Правилами и согласно заключенным договорам по действующим тарифам.

Из пункта 61 Правил № 167 следует, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства. При этом нормативы устанавливаются не произвольно, а должны основываться на нормах предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами.

Пунктом 71 Правил  №167 установлено, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из материалов настоящего дела установлено, что Администрация г. Благовещенска неоднократно оставляла без удовлетворения просьбы ОАО «АКС» об утверждении Правил приема сточных вод в систему канализации, в которых содержались нормативы допустимых сбросов, рассчитанные для абонентов, мотивируя такие отказы отсутствием соответствующих полномочий.

Росприроднадзор по Амурской области и природоохранная прокуратура также указали на отсутствие полномочий по согласованию нормативов допустимых сбросов в систему городской канализации.

Руководствуясь совокупностью вышеизложенных правовых норм, Энергоснабжающая организация произвела расчет нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему городской канализации г. Благовещенска и направила его на согласование в Федеральное агентство водных ресурсов – Амурское бассейновое водное управление по Амурской области, которое согласовало Приложение №4, согласно которому  норматив для абонента по аммонию составляет 3,6 мг/дм.

Следует также отметить, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Амурской области вынесено решение от 06.03.2013 №02-249  (л.д.91, том №2) по аналогичной ситуации с иным абонентом, в котором Управление признало законным установление ОАО «АКС» нормативов сброса загрязняющих веществ по составу сточных вод.

На основании изложенных положений норм законодательства, а также обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что норматив допустимого сброса загрязняющего вещества – аммония, установлен истцом в соответствии с действующим законодательством.

Иное, по мнению апелляционной коллегии, может привести к необоснованному освобождению Абонента от ответственности за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций, принимая во внимание что договором сторонами устанавливались лишь временные нормы сбросов загрязняющих веществ, а также учитывая отсутствие документальных доказательств по сокращению Абонентом с 2006 года сбросов в канализационную сеть загрязняющих веществ.

Применение истцом при расчете нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в систему канализации для абонента (ответчика), «Методических рекомендаций по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», утвержденных Приказом Госстроя России № 75 от 06.04.2001, которые решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.03.2013 №ВАС-1059/13 признаны недействующими, само по себе не опровергает действий организации водопроводно-коммунального хозяйства, поскольку указанное решение суда высшей инстанции принято после согласования Амурским бассейновым водным управлением  по Амурской области расчета нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему городской канализации г. Благовещенска.

При изложенных обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств погашения предъявленной к взысканию задолженности, иск в части взыскания с ответчика основного долга подлежит удовлетворению.

Рассмотрев требование истца о взыскании неустойки, апелляционный суд отмечает следующие обстоятельства.

Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Пунктом 10 Порядка взимания с предприятий и организаций платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов, утвержденного Постановлением Главы Администрации Амурской области № 248 от 25.04.1996 если абонент не внес плату вовремя, то по истечении трех дней после этого срока начинается начисление пени - в размере 1% от всех суммы платежа.

Ввиду установления в мотивированной части настоящего постановления правовых оснований для взыскания с ответчика долга по внесению платы за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации, требование о наложении на ответчика штрафных санкций также правомерно.

Расчет пеней, начисленных истцом ответчику, судом проверен и признан обоснованным. Возражений относительно указанной части судебного решения в апелляционной жалобе не приведено.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по содержащимся в ней доводам, не имеется.

Нарушений норм процессуального права влекущих безусловную отмену оспариваемого судебного акта не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 12.02.2015 по делу № А04-8343/2014 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Муниципальному предприятию города Благовещенска «Троллейбусное управление» (ОГРН <***>, ИНН <***>) возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением  №71 от 10.03.2015 государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 616, 81 рубля.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

                  С.Б. Ротарь

Судьи

              Т.Д. Козлова

                  А.В. Шевц