Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-1585/2017
26 апреля 2017 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Палаткинское Транспортное Автопредприятие»: представитель не явился;
от Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали «Колыма» Федерального дорожного агентства»: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Палаткинское Транспортное Автопредприятие»
на решение от 03.02.2017
по делу № А37-1960/2016
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Е.С. Степановой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Палаткинское Транспортное Автопредприятие» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали «Колыма» Федерального дорожного агентства» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании недействительным отказа
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Палаткинское Транспортное Автопредприятие» (далее – общество; ООО «ПТА»; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали «Колыма» Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ «Управление автомобильной магистрали «Колыма» Федерального дорожного агентства»; учреждение; управление; уполномоченный орган) о признании недействительным отказа № 841 от 16.08.2016 в выдаче специального разрешения на движение тяжеловесного транспортного средства.
Решением суда от 03.02.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Суд первой инстанции установил, что отказывая обществу в выдаче рассматриваемого специального разрешения, уполномоченный орган верно сослался на пункт 75 Правил перевозки грузов авто мобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011, исходя из которого при перевозке делимого груза (мазута) должны быть соблюдены определенные требования, а именно – размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала 44 тонн, а грузоперевозчик обязан определить способ перевозки груза с учетом требований к допустимым осевым нагрузкам транспортного средства в общей массе транспортного средства, и пришел к выводу о том, что перевозка обществом груза Мазут М-100 массой 32 тонны на транспортном средстве (автопоезде) тягач + прицеп не может быть разрешена на основании пункта 19 статьи 3 и пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ), согласно которым пользователям автомобильных дорогами запрещается двигаться на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозку грузов, не являющихся неделимыми.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Палаткинское Транспортное Автопредприятие» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы утверждает о том, что: суд оставил без внимания обстоятельства, имеющие значение для дела – заявленная цистерна является резервуаром (емкостью) для помещения нефтепродукта, заявленная полуприцеп-цистерна прошла калибровку в соответствии с ГОСТ 8.600.2011 «Автоцистерны для жидких нефтепродуктов»; для перевозки груза, он должен быть помещен в определенную тару, и специальная тара для мазута полуприцеп-цистерна является транспортной мерой; рассматривать мазут как самостоятельное грузовое место вне тары, не представляется возможным; ссылка на пункт 75 Правил № 272 приведена судом без учета физических свойств груза (жидкий, бестарный); цистерна заявителя является одной полой емкостью вместимостью 2210 куб. м. и имеет негерметичные перегородки; соблюдение пункта 4.3.2.2.4 ДОПОГ для грузоперевозчика является обязанностью; уполномоченным органом не было представлено ни одного доказательства совершения заявителем правонарушения, и соответственно судом такие доказательства не исследовались.
В своем отзыве на апелляционную жалобу учреждение доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО «Палаткинское транспортное предприятие» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области 24.12.2003, ОГРН <***>, ИНН <***>.
Основным видом его деятельности является перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами.
Между ООО «ПАЛТАП» и МУП «Комэнерго» заключен договор № 4 от 02.03.2016 на перевозку автомобильным транспортом в период с 01.03.2016 по 01.09.2016 мазута в количестве 3 080 тонн натурального топлива (тнт) по маршруту г. Магадан - Морской порт (заправочные терминалы) - поселок Палатка (котельная № 1 пос. Палатка МУП «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области).
В связи с необходимостью перевозки дизельного топлива - Мазута М-40 и его эквивалента по договору № 4 от 02.03.2016 автомобильным транспортом ООО «ПАЛТАП» обратилось в Филиал ФКУ «Упрдор» в г. Магадане с заявлением б/н 28.07.2016 на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов.
Согласно заявлению б/н от 28.07.2016 заявитель должен перевести по маршруту г. Магадан - Морской порт - база «Магаданнефто» - п. Палатка в период с 29.08.2016 по 29.11.2016 (4 поездки) груз Мазут М-100 массой 32 тонны на транспортном средстве: тягач МАЗ 6430А9-1320-010, государственный регистрационный номер <***>, прицеп HUANDA BJ09330GYY, государственный регистрационный номер МВ05010 49.
К заявлению приложены копии следующих документов: схема транспортного средства (автопоезда) для перевозки маршрута - 2 л.; технические характеристики полуприцепа - мазутовоза - 2 л.; паспорт транспортного средства 25 УМ 696425 - 1 л.; диагностическая карта № 001224921502524 - 1 л.; паспорт транспортного средства 25 УР 668368 - 1 л; свидетельства о регистрации ТС - 1 л.; диагностическая карта № 001224921502427- 1 л.; сертификат о калибровке № 328 - 1 л.; свидетельство о безопасности конструкции ТС - 1 л.
По результатам рассмотрения заявления б/н от 28.07.2016 в соответствии с требованиями Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258 (Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2012 № 25656) установлено, что автопоезд, состоящий из тягача МАЗ 6430А9-1320-010 и прицепа HUANDA BJ09330GYY, на основании пункта 17 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ, классифицируется тяжеловесным.
Письмом от 16.08.2016 № 841 в соответствии с п. 12 Порядка заявителю отказано в выдаче специального разрешения на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 29 Федерального закона № 257-ФЗ, согласно которому запрещено движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми.
Не согласившись с отказом в выдаче специального разрешения общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 13.1 статьи 11 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, относятся: установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми.
Согласно положениям статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями ст. 31 Закона № 257-ФЗ; для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ, требуется: согласование в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов; возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ; наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также уведомления о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности; орган, осуществляющий выдачу специального разрешения, указанного в части 1 или части 2 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ, согласовывает маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, а в случае превышения установленных Правительством Российской Федерации допустимых габаритов более чем на два процента и с соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258 утвержден Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2012 № 25656), который определяет правила приема, рассмотрения заявлений на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, оформления и выдачи (отказа в выдаче) указанного специального разрешения.
Согласно пункту 6 Порядка № 258 заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов подается владельцем транспортного средства или, его, представителем в уполномоченные, органы на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее- Федеральный закон № 210-ФЗ) выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, является государственной услугой.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, при этом административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт ее предоставления.
В соответствии с пунктом 61 Приказа Минтранса России от 28.03.2013 № 107 «Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении» уполномоченный орган при рассмотрении заявления проверяет соблюдение требований о перевозке делимого груза (подпункт 4 пункта 15 Порядка № 258) и принимается решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если установленные требования о перевозке делимого груза не соблюдены (подпункт 3 пункта 40 Порядка № 258).
Согласно пункту 13 Административного регламента № 107 результатом предоставления государственной услуги является: выдача специального разрешения либо отказ в выдаче специального разрешения.
По подпункту 2 пункта 40 Порядка № 258 уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если сведения, предоставленные в заявлении и документах, не соответствуют техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» установлено, что под транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, понимается транспортное средство, в том числе специализированное и специальное транспортное средство, или комбинация транспортных средств (автопоезд), масса которого с грузом или без груза превышает допустимые массы транспортных средств и (или) допустимые осевые нагрузки, установленные: правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»; решением о временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам; запрещающими дорожными знаками 3.11 «Ограничение массы» и (или) 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства».
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки устанавливаются Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (пункт 1 Правил № 272).
Перевозка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области автомобильного транспорта, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами № 272 (пункт 2 Правил № 272).
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ) и Правилами № 272 (пункт 3 Правил № 272).
Согласно пункту 17 статьи 3 Федерального закона № 257-Ф3 тяжеловесное транспортное средство – это транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По пункту 5 Правил № 272 тяжеловесный груз - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2.
Согласно приложению № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» допустимая масса транспортного средства с грузом - 44 тонны (шестиосный автопоезд).
24.07.2015 вступил в законную силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов», в силу которого пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми.
Частью 19 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что неделимый груз – это груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части.
При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза.
Согласно статье 133 ГК РФ неделимая вещь – это вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
По пункту 5 Правил № 272 делимый груз - это груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах, при этом, грузовое место - материальный объект, принятый для перевозки.
В соответствии с пунктом 75 Правил № 272, размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимые массы транспортных средств, установленные в Приложении № 1 к Правилам.
ГОСТ 10585-2013 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия» установлено, что мазут принимают партиями. Партией считают любое количество мазута, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по показателям качества, сопровождаемого одним документов о качестве (паспорте продукции), выданным при приемке на основании испытания объединений пробы.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, груз Мазут М - 100 является делимым грузом, поскольку не меняет в результате раздела своего первоначального назначения и может перевозиться партиями.
Поскольку мазут является делимым грузом, постольку без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах.
Мазут - вид нефтяного топлива, используемого в качестве котельного топлива в энергетике, судоходстве и промышленности. Мазут топочный применяется как котельное топливо для различных тепловых генераторов, как основной источник тепловой энергии в отопительных системах, котельных. К котельным топливам относят топочные мазуты марок 40 и 100.
Одним из условий по перевозке груза Мазут М - 100 согласно п. 5.10 ГОСТ 10585-2013 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия» является оборудование, связанное с транспортированием мазута, которое должно быть герметичным.
Мазут перевозится в специальных цистернах и термобочках.
Пунктом 8.2 ГОСТ 10585-2013 установлено, что транспортировка и хранение мазута осуществляется по ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», который устанавливает виды тары, хранилищ и транспортных средств для нефти и нефтепродуктов (в том числе углеводородных сжиженных газов), требования к их подготовке, заполнению и маркировке, условия транспортирования и хранения, а также требования безопасности при упаковывании, транспортировании и хранении нефти и нефтепродуктов.
Согласно ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» автоцистерна это транспортное средство для транспортировки нефтепродуктов наливом. Согласно п. 5.1 данного ГОСТ налив – это погрузка нефтепродуктов. Таким образом, при наливе автоцистерны грузом являются только нефтепродукты (мазут).
ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» установлено: согласно пункту 2.2 ГОСТ степень заполнения тары должна быть: не более 95% объема - для жидких, если нет специальных требований по упаковыванию в НТД на соответствующий нефтепродукт; согласно пункту 2.10 ГОСТ после заполнения нефтепродуктом тару герметично закрывают укупорочными средствами в зависимости от вида и конструкции тары в соответствии с требованиями НТД на нефтепродукт; согласно пункту 2.13 ГОСТ транспортная тара с жидкими нефтепродуктами должна быть опломбирована; согласно пункту 3.1 ГОСТ нефть и нефтепродукты транспортируют автомобильным транспортом. Виды транспортных средств для транспортирования нефти и нефтепродуктов наливом приведены в приложении 1; согласно пункту 3.2 ГОСТ нефть и нефтепродукты транспортируют в автомобильных цистернах с внутренним маслобензостойким и паростойким защитным покрытием, удовлетворяющим требованиям электростатической искробезопасности; согласно пункту 3.3 ГОСТ нефть и нефтепродукты транспортируют в автомобильных цистернах, оборудованных приборами нижнего налива и слива.
Согласно ГОСТ Р 50913-96 «Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общи технические требования» цистерна является резервуаром (емкостью) для помещения нефтепродукта.
По пункту 4.1 ГОСТ Р 50913-96 в зависимости от назначения устанавливают следующие типы автоцистерн: транспортные - полуприцеп цистерна для топлива (масла) на шасси полуприцепа (или несущей конструкции) предназначенные для транспортирования топлива и масла.
ГОСТ Р 50913-96 «Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов» устанавливает общие технические требования: автоцистерна должна быть изготовлена в соответствии с требованиями настоящего стандарта по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке; конструкция автоцистерны должна обеспечивать неизменность массы и качества перевозимого нефтепродукта по ГОСТ Р 50559; цистерны должны выдерживать внутреннее давление, равное давлению наполнения (опорожнения) или максимальному рабочему давлению, на которое отрегулировано дыхательное устройство по ГОСТ 25560, но не менее 20 кПа (0,2 кгс/см2).
Судом первой инстанции по свидетельству о регистрации транспортного средства № 45381 и паспорта транспорта средства серии 25 № 668368, установлено, что полуприцеп цистерна HUANDA BJ09330GYY является транспортным средством в силу абзаца 45 пункта 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ о 23.10.1993 № 1090, не оборудованным двигателем и предназначенным для движения в составе с механическим транспортным средством.
Согласно пункту 5 Правил № 272 грузовое место - материальный объект, принятый для перевозки. Грузовое место не может являться транспортным средством и быть предназначенным для движения в составе с механическим транспортные средством.
Таким образом, прицеп (цистерны) HUANDA BW9330GYY является не грузовым местом, а транспортным средством, на котором перевозится мазут.
Поскольку транспортное средство не является грузом, постольку учитывать его характеристики при определении делимости груза неправомерно, тем более, что мазут перевозится партиями и от размера партии его потребительские свойства не зависят.
Таким образом, мазут является делимым грузом, поэтому исходя из указанной характеристики груза перевозчик должен выбирать транспортное средство, соответствующее требованиям законодательства в области грузовых перевозок.
Согласно пункту 73 Правил № 272 при перевозке груза навалом, насыпью, наливом или в контейнерах его масс определяется грузоотправителем и при приеме груза перевозчиком указываете грузоотправителем в транспортной накладной.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ) установлено, что при предъявлении грузоотправителем и приеме перевозчиком грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, их масса должна быть определена и указана в соответствующих транспортных накладных.
Таким образом, грузоотправитель при отгрузке наливных грузов должен иметь возможность определить вес груза, чтобы отгрузить количество груза, указанное в товарной накладной.
Пунктом 30 Правил № 272 установлено, что состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если: груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару, упаковку и контейнер; при перевозке груза в таре или упаковке груз маркирован в соответствии с установленными требованиями; масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 259-ФЗ перевозчик обязан предоставить в сроки, установленные договором перевозки груза, транспортные средства, контейнеры, пригодные для перевозок соответствующего груза.
Кроме того, из содержания пунктов 22, 23 Правил № 272 следует, что для перевозки грузов должно использоваться исправное транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
При этом, пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием.
Выбор транспортного средства осуществляется с учетом обеспечения безопасности движения, сохранности перевозимого груза.
При перевозке делимого груза должны быть соблюдены требования, установленные пунктом 75 Правил № 272, которыми предусмотрено, что размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала 44 тонн.
При этом, пункт 3 Правил № 272, предусматривающий, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и международном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ) и Правилами № 272, - не влияет на определение характеристик груза (делимости или неделимости груза), и на наличие или отсутствие оснований для выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Пунктом 4.3.2.2.4 ДОПОГ предусмотрено, что для исключения опасных ситуаций, вызванных смещением наливных грузов, цистерны при перевозке должны наполняться не менее чем на 80 % или не более, чем на 20 % их вместимости.
Однако, указанные ограничения предусмотрены для случаев, если корпуса цистерн, предназначенных для перевозки веществ в жидком состоянии или сжиженных газов либо охлажденных сжиженных газов, не разделены с помощью перегородок или волногасящих переборок на отсеки вместимостью не более 7 500 л.
Между тем, как следует из материалов дела, цистерна HUANDA BJ09330GYY, на которой заявитель перевозит мазут, имеет внутри полости 4 успокоительные перегородки (волнорезы), поэтому ссылка заявителя на ограничения, установленные пунктом 4.3.2.2.4 ДОПОГ несостоятельна.
Таким образом, грузоперевозчик обязан определить способ перевозки груза с учетом требований к допустимым осевым нагрузкам транспортного средства и общей массе транспортного средства и принять все зависящие от него меры к выполнению требований Правил № 272, поскольку грузоперевозчик является лицом, ответственным за соблюдение требований по перевозке автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования.
При указанных обстоятельствах перевозка груза Мазут М - 100 массой 32, 0 тонны на транспортном средстве (автопоезде) тягач МАЗ 6430А9-1320-010, прицеп HUANDA BJ09330GYY не может быть разрешена на основании пункта 19 статьи 3 и пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 257-ФЗ, согласно которым пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми.
Отнесение заявителем перевозимого мазута к опасным грузам и указание на необходимость соблюдения требований, предъявляемых к перевозке опасного груза, не имеет правового значения в рамках настоящего спора, т.к. предметом спора является отказ в выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Приказ от 24.07.2012 № 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» не содержит положений, относящихся опасному грузу.
Обоснованно не принят во внимание довод общества о том, что учреждение обязано учитывать при выдаче специального разрешения на движение тяжеловесных транспортных средств положения ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ и опасность груза.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Однако, Федеральным законом от 13.07.2015 № 248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» функции по оформлению специального разрешения на перевозку грузов повышенной опасности возложены на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, - Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что утверждение ФКУ ««Управление автомобильной магистрали «Колыма» Федерального дорожного агентства»» о нарушении обществом пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 257-ФЗ, в связи с чем ему было отказано в выдаче соответствующего разрешения, соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам права действующего законодательства в области грузоперевозок.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм права действующего законодательства и противоречат материалам настоящего дела.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Излишне уплаченная 01.03.2017 обществом государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 3 февраля 2017 года по делу № А37-1960/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Палаткинское Транспортное Автопредприятие» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения № 15 от 01.03.2017. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В. Вертопрахова
Судьи
Е.И. Сапрыкина
Е.Г. Харьковская