ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-1708/2010 от 24.05.2010 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1708/2010

24 мая 2010 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2010 года. Полный текст  постановления изготовлен мая 2010 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего     Балинской И.И.

судей:                                        Гричановской Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Стрекаловской О.О.

при участии  представителей:

от заявителя: Руднева С.Н.  по доверенности от 30.10.2009, Каргина А.Н. по доверенности от 30.10.2009, Шмариной Г.В. по доверенности  от 24.12.2009

от ГУ - ХРО ФСС РФ: Слободчиковой В.А., по доверенности от 19.03.2010, Евдокимовой Н.К.  по доверенности  от 05.05.2010

от Фонда социального страхования Российской Федерации: представители не явились

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования РФ

на решение от 09.03.2010

по делу № А73-19428/2009

Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривал судья Сумин Д.Ю.

по заявлению открытого акционерного общества «Артель старателей «Амур»

о признании недействительным решения Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования РФ

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Артель старателей «Амур» (далее – ОАО «АС «Амур», общество, страхователь) обратилось в Арбитражный  суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее – Отделение ФСС по Хабаровскому краю) по отказу в финансировании в 2009 году предупредительных мер, выраженных в протоколе от 09.09.2009 №5.

Определением от 29.12.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ).

Решением от 09.03.2010 требования ОАО «АС «Амур» удовлетворены частично: оспариваемые признаны незаконными, на Отделение ФСС по Хабаровскому краю возложена обязанность принять решение по заявлению страхователя  с учётом представленных документов в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 5 Правил, утверждённых Приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43н; в пользу заявителя взысканы судебные расходы в размере 2 000 руб.

Не согласившись с решением, Отделение ФСС по Хабаровскому краю в  апелляционной  жалобе просит решение отменить, в удовлетворении  требований  отказать.

По мнению заявителя жалобы, оспариваемое решение согласовано с  ФСС РФ посредством телефонной связи, что подтверждено также письмом от 19.11.2009 № 02-13/6-10338. Отсутствие письменного согласования с  ФСС РФ не повлияло на отказ страхователю в финансировании предупредительных мер, поскольку основанием для отказа послужило наличие недоимки по уплате страховых взносов и не соответствие представленных страхователем документов требованиям законодательства.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители Отделение ФСС по Хабаровскому краю поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивая на ее удовлетворении.

Представители ОАО «АС «Амур» в письменном отзыве на жалобу и в судебном заседании выразили согласие с принятым по делу судебным актом, считая его законным и обоснованным.

ФСС РФ, извещен о времени и месте судебного заседания надлежаще, явку своего представителя не  обеспечил, заявил о рассмотрении  дела в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей сторон по делу, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что оснований для удовлетворения апелляционной  жалобы не имеется.

Как следует из материалов дела, ОАО «АС «Амур» является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (рег.                   № 2709004032).

08.09.2009 обществом в Отделение ФСС по Хабаровскому краю подано заявление от 31.08.2009 № 1534а о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в сумме 11 817 139,32 руб.

Комиссией Отделения по вопросам финансирования страхователями предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, установлению скидок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принято решение об отказе обществу в финансировании предупредительных мер, оформленное протоколом от 09.09.2009 № 5 (пункт 1.6).

Основанием для отказа послужило наличие недоимки со ссылкой на пункт 5 Правил, утверждённых Приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 №43н, о чем Отделение ФСС по Хабаровскому краю письмами от 11.09.2009 № 0113/07-8587 и от 28.09.2009 № 05-03/2709/1212 сообщило обществу.

Оспаривая решение Отделения ФСС по Хабаровскому краю по отказу в финансировании предупредительных мер, ОАО «АС «Амур»  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 9 Закона № 216-ФЗ установлено, что ФСС вправе принимать решения о направлении до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных названным подпунктом, осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

Правила финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 и 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43н (далее - Правила финансирования).

Пунктом 3 Правил финансирования установлено ограничение на цели, определенные в пункте 2 данного документа: страхователем может быть использовано 20% сумм страховых взносов, начисленных за прошлый календарный год и уменьшенных на сумму расходов за тот же период на выплату обеспечения по травматизму.

Для реализации указанного права страхователь должен обратиться с заявлением о финансировании предупредительных мер в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 15 сентября текущего календарного года (пункт 4 Правил) и приложить к заявлению:

план финансирования в текущем календарном году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний  с указанием суммы финансирования по форме согласно приложению к настоящим Правилам;

план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проводимых в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации;

копия акта о результатах проверки государственной инспекцией труда в субъекте Российской Федерации соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Дополнительно к указанным документам страхователем представляются документы (копии документов, заверенные в установленном порядке), обосновывающие необходимость финансирования предупредительных мер в зависимости от мероприятий, включённых в план.

Решение о финансировании предупредительных мер, его размере или об отказе в финансировании принимается:

по страхователям, у которых сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, составляет до 6000 тыс. руб. включительно, - исполнительным органом Фонда в 10-дневный срок со дня принятия полного комплекта документов;

по страхователям, у которых сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, составляет более 6 000 тыс. руб., - исполнительным органом Фонда после согласования с ФСС. В этом случае решение должно быть вынесено в течение 21 дня с момента принятия документов (пункт  5 Правил).

Исполнительный орган Фонда в 3-дневный срок со дня принятия полного комплекта документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, направляет их на согласование в Фонд.

Фонд согласовывает представленные документы в 15-дневный срок со дня их поступления.

Решение исполнительного органа Фонда в 3-дневный срок с даты его принятия или получения согласования из Фонда направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансировании или при отказе в согласовании - с обоснованием их причин).

Как следует из материалов дела, сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных обществом за 2008 год, составляет более 62 млн. руб.

Следовательно, решение о финансировании предупредительных мер исполнительным органом Фонда должно быть вынесено после согласования с ФСС в течение 21 дня с момента принятия документов.

Установлено, что оспариваемое решение в нарушение пункта 5 Правил принято на следующий день после обращения общества в Отделение ФСС по Хабаровскому краю без согласования с ФСС РФ.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о наличии такого согласования посредством телефонной связи, отклоняются, поскольку пункт 5 Правил не предусматривает возможность устного согласования. ФСС РФ должна быть предоставлена возможность ознакомиться с пакетом документов, представленных страхователем, тогда как оспариваемое решение принято на следующий день после подачи пакета документов.

Письмо ФСС РФ от 19.11.2009, направленное страхователю после принятия Отделением ФСС по Хабаровскому краю  оспариваемого решения, выраженного в протоколе от 09.09.2009 №5, только подтверждает отсутствие согласований в период принятия решения.

Согласно пункту 5 Правил исполнительный орган Фонда принимает решение об отказе в финансировании предупредительных мер, если у страхователя имеется недоимка по уплате страховых взносов, представлен неполный перечень документов или представленные им документы содержат недостоверную информацию.

Из содержания протокола от 09.09.2009 № 5 заседания Комиссии Отделения ФСС по Хабаровскому краю по вопросам финансирования страхователями предупредительных мер следует, что отказ в финансировании со ссылкой на пункт 5 Правил связан с наличием у страхователя недоимки.

Письма от 28.09.2009 № 05-03/2709/1212 и от 11.09.2009 № 0113/07-8587 о принятом решении, направленные обществу, содержат информацию о наличии задолженности на отчетные периоды 01.04.2009, 01.07.2009, и о размере недоимки за 6 месяцев 2009 года, которая оплачена обществом 24.08.2009 в полном объеме до обращения с заявлением о финансировании предупредительных мер.

Информации о наличии недоимки за июль 2009 года, на которую в суде ссылается заявитель апелляционной жалобы, указанные документы не содержат. Сведения о наличии недоимки за указанный период имеются только в расчетной ведомости за 9 месяцев 2009 года, поступившей в Отделение после принятого решения.

Доводы Отделения ФСС по Хабаровскому краю о том, что сведения о наличии спорной недоимки получены в результате анализа прогнозируемой задолженности, не состоятельны. Наличие недоимки в течение года законодатель не связывает с правом на финансирование страхователями предупредительных мер.

Других доказательств, подтверждающих наличие у страхователя недоимки по страховым взносам на момент обращения заинтересованного лица с соответствующим заявлением в арбитражный суд, не представлено.

При таких обстоятельствах, у Отделения ФСС по Хабаровскому краю отсутствовали законные основания для принятия оспариваемого решения об отказе в финансировании предупредительных мер по указанному им основанию в отсутствии  согласования с ФСС РФ.

Такое основание для отказа как неполный пакет документов, на который ссылается заявитель, не является основанием для признания оспариваемых действий законными, поскольку единственным основанием для отказа в финансировании послужило, как следует из содержания протокола от 09.09.2009 № 5, писем от 11.09.2009 № 0113/07-8587 и от 28.09.2009 № 05-03/2709/1212, наличие недоимки.

Применительно к пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в качестве способа восстановления нарушенного права Отделение ФСС по Хабаровскому краю обязано повторно рассмотреть заявление и представленные документы в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 5 Правил, и принять соответствующее решение.

С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права не установлено, поэтому апелляционная жалоба отклоняется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.03.2010 по делу № А73-19429/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок

Председательствующий

И.И. Балинская

Судьи

Е.В. Гричановская

Е.А. Швец