ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-1726/19 от 28.05.2019 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1726/2019

30 мая 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 года.
Полный текст  постановления изготовлен мая 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Щербак Д.А

при участии  в заседании:

от ООО «Изумрудный леопард»: не явились;

от Управления лесами Правительства Хабаровского края: ФИО1, представителя по доверенности от 28.12.2018;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края

на решение от  18.02.2019 по делу № А73-457/2019

Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Манником С.Д

по  заявлению  Общества с ограниченной ответственностью «Изумрудный леопард»

к Управлению  лесами Правительства Хабаровского края

о  признании незаконным решения

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Изумрудный леопард» (далее - общество, ООО «Изумрудный леопард», лесопользователь) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления лесами Правительства Хабаровского края (далее - управление лесами), изложенное в письме от 09.01.2019 № 02-18/8, которым  отказано  в изменении сроков заготовки и вывоза древесины по лесным декларациям от 02.07.2018 №№ 1/2018, 4/2018, 5/2018, 6/2018 по договору аренды лесного участка от 01.11.2011 № 1053/2011. Также заявитель просил     обязать  управление лесами продлить срок заготовки и вывоза древесины по спорному договору на основании заявления от 27.12.2018 № 48  в соответствии с пунктом 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474.

Решением суда от 18.02.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с  данным  судебным актом, управление лесами  обратилось с апелляционной жалобой, в которой указывает на незаконность решения первой инстанции, поскольку оно принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие отношения.

По мнению апеллянта, судом не принято во внимание, что весь новый декларируемый период заготовки, указанный в изменениях, выходит за пределы действия срока проекта освоения лесов.

В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось. 

ООО «Изумрудный леопард» в отзыве на жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, просило оспариваемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседаниях суда второй инстанции доводы жалобы поддержаны представителем управления лесами в полном объеме, а представители лесопользователя настаивали на своих доводах.

Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения управления, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО «Реликт» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 01.11.2011 № 1053/2011, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной государственной собственности, площадью 3694 га, являющийся частью лесного участка общей площадью 392215,0 га, расположенного по адресу: Хабаровский край, Амурский муниципальный район, Падалинское лесничество, кадастровый (или условный) номер: 27-27-05/009/2008-092, местоположение: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Падалинское лесничество, кварталы: 245, 277, 278, 294, 295 Верхне-Курского участкового лесничества. Номер учетной записи в государственном лесном реестре 08:255:25:1053. Срок действия договора определен сторонами на 25 лет с момента государственной регистрации (пункт 22).

Договор в установленном законом порядке зарегистрирован 17.11.2011 за № 27-27-04/132/2011-944.

Основанием возникновения права аренды явились результаты лесного аукциона, проведенного Правительством Хабаровского края (пункт 1 договора аренды), по условиям которого арендатор получил в пользование лесной участок для целей заготовки древесины со среднегодовым объемом заготовки 3 000 куб. ликвидной древесины (пункт 4 договора аренды).

Проект освоения лесов, разработанный на период 2011-2018 гг., прошел государственную экспертизу с положительным заключением, утвержденным приказом Управления лесами от 19.12.2011 № 55911.

В связи с реорганизацией ООО «Реликт» в форме выделения, права и обязанности (обязательства) в результате правопреемства по договору аренды перешли к ООО «Северный Отрог», а после реорганизации последнего, также в форме выделения, к ООО «Изумрудный леопард».

Решением управления лесами, оформленным письмом от 11.07.2018 № 02-18/9129,   приняты лесные декларации ООО «Изумрудный леопард» от 02.07.2018 №№ 1/2018,4/2018, 5/2018, 6/2018 с декларируемым периодом заготовки с 16.01.2018 по 31.12.2018.

Далее, общество  27.12.2018 обратилось в управление с заявлением об изменении срока заготовки и вывоза древесины на лесосеках по вышеуказанным лесным декларациям на основании пункта 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, в соответствии с которым просило увеличить срок до 30.04.2019, сославшись на то, что рубка на лесосеках не окончена в связи с имевшими место в период рубки неблагоприятными погодными условиями, приложив в подтверждение справку Гидрометеорологического центра от 26.12.2018 № 13.1-7/765.

Одновременно общество направило изменения к вышеуказанным лесным декларациям в части декларируемых периодов заготовки (с учетом испрашиваемого продления), приложив их к поданному заявлению.

Письмом от 09.01.2019 № 02-18/8 управление лесами уведомило общество об отказе в принятии изменений к лесным декларациям, сославшись на то, что срок действия проекта освоения лесов завершился 31.12.2018.

Вышеизложенные обстоятельства послужили  основанием для обращения ООО «Изумрудный леопард»  в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев спор, пришел к выводу о  наличии совокупности  этих условий, с чем соглашается и апелляционный суд.

Пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что заготовка древесины является одним из видов использования лесов.

Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 29 ЛК РФ).

Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье ЛК РФ, разработаны и утверждены Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (далее – Правила заготовки № 474).

Пунктом 11 Правил заготовки № 474 установлено, что рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.

Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований.

Срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.

Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывозки древесины.

Таким образом, основанием выдачи разрешения на изменение сроков заготовки и вывоза древесины является возникновение неблагоприятных погодных условий в период ведения заготовки, в связи с чем, заготовка на задекларированной лесосеке не была окончена в установленный срок.

Согласно статье 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 2). Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).

Порядок заполнения и подачи лесной декларации, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждены Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 (далее - Порядок № 17).

Порядком № 17 установлено, что внесение изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода осуществляется, в том числе в случае продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины (абзац 4 пункт 7).

Согласно пункту 8 Правил № 17 в случае внесения изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода лицо, подавшее лесную декларацию, направляет в уполномоченный орган письменное заявление в произвольной форме с указанием информации о вносимых изменениях, с обоснованием необходимости внесения таких изменений.

К письменному заявлению прилагаются документы, обосновывающие необходимость вносимых изменений.

Изменения в лесную декларацию являются неотъемлемой частью лесной декларации, в которую вносятся изменения.

При внесении изменений в лесную декларацию Приложение 2 к Приказу оформляется в соответствии с Порядком, приложения 1, 2, 3 и 4 к лесной декларации заполняются в соответствии с вносимыми изменениями.

Пунктом 9 Правил № 17 установлено, что в случае выявления несоответствия внесенных изменений в поданную ранее лесную декларацию форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения изменений в лесную декларацию направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в приеме изменений в лесную декларацию, содержащее обоснование отказа.

В соответствии с Положением об Управлении лесами правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 № 185-пр, на территории Хабаровского края полномочия арендодателя по договорам аренды лесных участков, в том числе заключенных Правительством Хабаровского края, осуществляет Управление лесами правительства Хабаровского края (пункт 3.42), на которое также возложены функции по принятию лесных деклараций об использовании лесов (пункт 3.17).

Как следует из материалов дела и установлено судом, при обращении в управление лесами с заявлением об увеличении срока заготовки до 30.04.2019 общество сослалось на невозможность произвести заготовку в первоначально установленные сроки в связи с неблагоприятными погодными условиями. В соответствии с условиями пунктов 7  и  8 Порядка № 17 к заявлению были приложены изменения по лесным декларациям в части декларируемых периодов заготовки (с учетом испрашиваемого продления), а также справка Гидрометеорологического центра от  26.12.2018 № 13.1-7/765 в подтверждение факта неблагоприятных погодных условий и их продолжительности.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что лесопользователем представлен в уполномоченный орган полный пакет документов, предусмотренный  вышеназванным Порядком  для рассмотрения вопроса о продлении сроков рубки лесных насаждений на конкретных лесосеках.

Отказывая в принятии изменений в лесные декларации и возвращая их заявителю, управление лесами в письме от 09.01.2019 № 02-18/8 сослалось на их несоответствие Порядку № 17, поскольку декларируемый период (заканчивающийся 30.04.2019), указанный в изменениях в лесные декларации превышает срок действия проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, утвержденную приказом от 19.12.2011 № 559П. Срок действия данного проекта завершился 31.12.2018. При этом у общества отсутствует проект освоения лесов на период с 01.01.2019 по 31.12.2019, прошедший государственную экспертизу.

Вместе с тем, как правомерно установлено судом первой инстанции, управлением лесами не учтено следующее.

Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка и составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (пункты 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 (далее – Приказ № 69).

Согласно пункту 30 этого  Приказа проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Проектом освоения лесов данного лесного участка, прошедшим государственную экспертизу с положительным заключением, утвержденным приказом Управления лесами от 19.12.2011 № 559П, предусмотрено, что арендатору разрешен вид использования лесов - заготовка древесины; установлен ежегодный отпуск древесины - 3,0 тыс. куб.м. (пункт 1.4).

Согласно пункту 1.5 Проекта освоения лесов, данный проект разработан на 8 лет (2011-2018 гг.) до окончания срока действия лесохозяйственного регламента.

Изменения в лесные декларации от 02.07.2018 №№ 1/2018, 4/2018, 5/2018, 6/2018 соответствуют пункту 11 Правил заготовки № 474 и пунктам 7 – 8 Порядка № 17, поданы обществом в период действия Проекта освоения лесов, утвержденного приказом Управления лесами от 19.12.2011 № 559П, начало заявленного декларируемого периода также приходится на срок действия Проекта освоения лесов (до 31.12.2018). Поэтому заявление изменений в лесных декларациях периода использования лесов с 16.07.2018 по 30.04.2019 не может свидетельствовать о несоответствии изменений в лесные декларации проекту освоения лесов.

Таким образом, суд правомерно отклонил довод управления о том, что оспариваемым письмом отказало обществу только в принятии изменений в лесные декларации и не отказывало в изменении (продлении) срока заготовки и вывоза древесины.

Арбитражный суд пришел к выводу, что представленные обществом заявление от 27.12.2018 и изменения в лесные декларации связаны именно с необходимостью увеличения (продления) сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины на конкретных участках вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение установленных сроков в исходных лесных декларациях. При таких обстоятельствах такое заявление общества подлежало рассмотрению управлением лесами, в том числе и в соответствии с абзацами 2 - 4 пункта 11 Правил заготовки № 474.

Таким образом, поскольку управлением лесами по правилам статьи  65 АПК РФ обратного не доказано, суд обоснованно указал в судебном решении на незаконность оспариваемого отказа,  как не соответствующего положениям пункта 11 Правил заготовки № 474 и пунктам 7 - 9 Порядка № 17, нарушение незаконным решением экономических прав заявителя, препятствие решением заготовке древесины в соответствии с нормами лесного законодательства.

Учитывая, что иные объективные причины для отказа в продлении срока заготовки древесины в оспариваемом решении не приведены и в ходе судебного разбирательства не установлены, суд первой инстанции посчитал возможным восстановить нарушенное право  заявителя путем обязания  управления продлить обществу срок заготовки и вывоза древесины по договору аренды лесного участка от 01.11.2011 № 1053/2011 наосновании заявления № 48 от 27.12.2018 в соответствии с пунктом 11 Правил заготовки № 474, что соответствует положениям статьи 201 АПК РФ.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, что исключает ее удовлетворение. Выводы суда первой инстанции основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и оценке представленных сторонами доказательств.

Нарушение норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.

 Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.02.2019 по делу № А73-457/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

Е.В. Вертопрахова

А.П. Тищенко