ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-1751/2022 от 04.05.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1751/2022

13 мая 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2022 года.
Полный текст  постановления изготовлен мая 2022 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.

судей                                       Мильчиной И.А., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии  в заседании:

от общества  с ограниченной ответственностью  "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр": Беленькой О.С. представителя по доверенности от 10.01.2022 (сроком по 31.12.2022);

от Главного управления  регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью  "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр"

на решение от  15.03.2022

по делу № А73-689/2022

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску  общества с ограниченной ответственностью  "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр"

к Главному  управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края

о  признании незаконным и отмене постановления от 28.12.2021                                      № 2021-17-01-1857

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью  "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр" (далее – ООО «УК по ЖКХ «Сервис-Центр»; заявитель; общество; управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного   управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – Главное управление; Управление; уполномоченный орган; административный орган) от 28.12.2021 А2021-17-01-1857 о назначении административного наказания по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 125000 руб.

         Решением суда от 15.03.2022 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.

         Не согласившись с принятым судебным актом, Управляющая компания обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

         Заявитель жалобы, в том числе  утверждает следующее: в тексте оспариваемого постановления Управления не указано, в чем конкретно состоит объективная сторона правонарушения, вина лица, привлекаемого к административной ответственности, а также – какие действия необходимо было совершить для предотвращения правонарушения, что является существенным нарушением требований к содержанию постановления о привлечении к административной ответственности; в акте проверки не указана ни температура наружного воздуха, ни класс тротуара, ни место их расположения по каждому из многоквартирных домов, в отношении которых проводилась проверка; акт проверки датирован 15.11.2021, но он не содержит сведений о времени проведения проверки; при проведении проверки факт наличия скользкости не устанавливался, соответственно вывод Управления о наличии нарушения  в виде  отсутствия обществом обработки пескосоляной смесью на некоторых участках, безоснователен; доказательствами  принятия обществом всех мер  по очистке придомовых территорий,  являются акты выполненных работ, составленных подрядными организациями Управляющей компании; акт проверки от 15.11.2021 не содержит сведений, предусмотренных пп. 6.7.                    ч. 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля  (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

         В представленном в суд дополнении к апелляционной жалобе,  общество: обращает внимание на то, что за одно и то же правонарушении одновременно привлечено к административной ответственности  и юридическое лицо, и должностное лицо (генеральный директор общества), между тем, со стороны заявителя были приняты все зависящие меры по недопущению правонарушения; просит применить ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ.

         Вместе с дополнением в суд представлены экземпляры документов (перечислены в приложении дополнения).

         Представитель Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.

         Суд рассматривает жалобу в отсутствие указанного выше лица, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

         Представитель общества в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней в полном объеме, просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя и прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения, просит приобщить к материалам дела,   представленные вместе с дополнениями к жалобе экземпляры документов, содержащиеся в пункте 1 приложения; сообщила, что имеющиеся экземпляры документов, поименованные в пункте 2 приложения к дополнениям, представлены для обозрения суда.

         В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлен перерыв до 04.05.2022 до 12 час. 10 мин.

         После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии того же представителя общества.

         После перерыва позиция представителя заявителя не изменилась.

         Выяснив, что экземпляр  протокола, поименованного в приложении к дополнениям, имеется в материалах настоящего дела  (л. д. 23-28 том 1), суд возвратил его, а также экземпляры документов, поименованных в п. 2 приложения к дополнениям (после их обозрения),  представителю общества в зале судебного заседания. 

         Постановление Управления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 2021 -17-01-1858 от 28.12.2021 на основании статей 159, 268 АПК РФ приобщено судом к материалам настоящего дела.

         Заслушав представителя общества, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, дополнений к ней, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

         Как видно из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края  № 6236-р от 11.11.2021 в период с 12.11.2021 по 25.11.2021г. Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» в связи с поступившим обращением № ЗДА-14364 от 11.11.2021  на предмет соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению жилыми домами, соблюдения обязательных требований в содержании, обслуживании жилых домов; распоряжение о проверке № 6236-р от 11.11.2021  вручено ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» под вх. № 2184 от 12.11.2021

В ходе проверки установлено, что управление многоквартирными домами по адресам: г. Хабаровск, Амурский бульвар, д. 36, 40, 50, 52, ул. Муравьева Амурского, д. 15, 29, 31, ул. Ленинградская, д. 35, 35А, 36, ул. Дикопольцева, д. 35, 44, 51, 62, ул. Волочаевская, д. 117, 122, 166  осуществляет - ООО «УКЖКХ

«Сервис-Центр» на основании договоров управления указанными многоквартирными домами, а также на основании лицензии № 027-000002 от 03.04.2015

12.11.2021 в результате проверки, осмотров указанных ранее многоквартирных домов, прилегающей территории установлено, следующее – в ходе осмотров: многоквартирного дома  (далее – МКД) № 36 по Амурскому бульвару в   г. Хабаровске выявлено  наличие сосулек на кровельном покрытии здания, дворовой проезд от снега очищен частично;  признаков обработки придомовой территории пескосоляной смесью нет; МКД № 40 по Амурскому бульвару выявлено, что отмостка здания от снега не очищена, дворовой проезд от снега не очищен, признаков обработки придомовой территории пескосоляной солью нет; МКД № 50 по Амурскому бульвару выявлено наличие сосулек на кровельном покрытии здания, пешеходная дорожка, отмостка здания, а также входы в подъезды от снега очищены частично; признаков обработки придомовой территории пескосоляной солью нет; МКД  № 52 по Амурскому бульвару выявлено  наличие сосулек на кровельном покрытии здания, отмостка здания очищена частично, дворовой проезд очищен от снега частично,  признаков обработки придомовой территории пескосоляной солью нет; МКД  № 15 по ул. Муравьева Амурского выявлено, что отмостка здания очищена частично, дворовой проезд от снега не очищен,  признаков обработки придомовой территории пескосоляной солью нет;МКД № 29 по ул. Муравьева Амурского выявлено  наличие сосулек на кровельном покрытии здания, отмостка здания, входы в подъезды МКД от снега частично очищены, частично расчищены дорожки для перемещения пешеходов, дворовой проезд от снега не очищен,  признаков обработки придомовой территории пескосоляной солью нет; МКД № 31 по ул. Муравьева Амурского установлено наличие сосулек на кровельном покрытии здания, отмостка здания, а также входы в подъезды от снега очищены частично, очищенные дорожки для перемещения пешеходов отсутствуют, дворовой проезд от снега не очищен,  признаков обработки придомовой территории пескосоляной солью нет; МКД № 35 по                                    ул. Ленинградской выявлено, что отмостка здания, крыльцо, а также территория перед крыльцом от снега очищены частично, пешеходная дорожка не очищена, с торца здания пешеходная дорожка очищена от снега частично, дворовой проезд не очищен,  признаков обработки придомовой территории пескосоляной солью нет; МКД № 35А по ул. Ленинградской выявлено, что отмостка здания от снега очищена частично, пешеходные дорожки с торцов здания очищены от снега частично, дворовой проезд очищен частично, на момент проверки работал дворник,  признаков обработки придомовой территории пескосоляной солью нет; МКД № 36 по ул. Ленинградской выявлено наличие сосулек на кровельном покрытии здания, на момент проверки дворником с привлечением механизированной техники осуществляется уборка придомовой территории,  отмостка здания очищена от снега частично,  признаков обработки придомовой территории пескосоляной солью нет; МКД  № 35 по ул. Дикопольцева выявлено, что отмостка здания и пешеходные дорожки очищены от снега частично, дворовой проезд от снега не очищен,  признаков обработки придомовой территории пескосоляной солью нет; МКД  № 44 по ул. Дикопольцева выявлено наличие сосулек на кровельном покрытии здания, дворовой проезд не расчищен от снега, на момент проведения проверки работал дворник;МКД  № 51 по ул. Дикопольцева выявлено наличие сосулек на кровельном покрытии здания, отмостка здания и входы в подъезды

очищены от снега частично,  признаков обработки придомовой территории пескосоляной солью нет; МКД  № 62 по ул. Дикопольцева выявлено, что дворовой проезд не расчищен,  признаков обработки придомовой территории

пескосоляной солью нет;  МКД № 117 по ул. Волочаевской выявлено, что прилегающая к крыльцу территория очищена от снега частично, отмостка здания и дворовой проезд не очищены,  признаков обработки придомовой территории пескосоляной солью нет; МКД  № 122 по ул. Волочаевской выявлено, что дворовой проезд от снега очищен частично; МКД № 166 по                ул. Волочаевской выявлено  наличие сосулек на кровельном покрытии здания, на момент проверки работал дворник, отмостка здания и входы в подъезды очищены от снега частично, дворовой проезд очищен частично.

При таких обстоятельствах ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» при управлении указанными многоквартирными домами нарушило лицензионные требования, выразившиеся в нарушении ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162, п. 7 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), п.п. «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации  от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение, утвержденное Постановлением Правительства  РФ № 1110, п.п. «а», «б», «г» п. 10, 11, 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006  № 491 (далее – Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 491, Правила № 491), п. 3.6.8, 3.6.14, 3.6.21, 3.6.22, 3.6.23, 3.6.24, 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации

жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации  от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила, утвержденные Постановлением Госстроя РФ № 170, Правила № 170).

В ходе проверки проводилась фотосьемка; при проведении проверки присутствовал представитель ООО «УКЖКХ «Сервис- Центр» Разлатая Г.М., действующая на основании доверенности от 11.01.2021 № 4.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки                                           № П2021-02.1-2666 от 15.11.2021,  подписанном  без замечаний представителем ООО «УКЖКХ «Сервис Центр» Разлатой Г.М., и вручен  под роспись 15.11.2021

В дальнейшем 19.11.2021 должностным лицом Управления на основании

распоряжения о проведении проверки № 6359-р от 18.11.2021 проведена проверка деятельности ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр», в ходе которой установлен факт устранения нарушений выявленных  в ходе проверки 12.11.2021, что зафиксировано в акте проверки № П2021-02.1-2722 от 19.11.2021г.

Уведомлением от 24.11.2021г. ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» извещалось о месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 10.12.2021 на 10 часов 30 минут, которое получено обществом – 30.11.2021.

10.12.2021 должностным лицом Главного управления регионального

государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в отношении ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр», в присутствии генерального директора последнего (Мининеко А.В.),  составлен протокол №А2021-17-01-1857  об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» представлены возражения по акту проверки № П2021-02.1-2666 от 15.11.2021.

10.12.2021  протокол об административном правонарушении, в котором указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 28.12.2021 в 11 часов 10 минут вручен  генеральному директору ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» Мининеко А.В.- 10.12.2021.

28.12.2021  заместителем начальника Управления Зубаревым Д.А., в отношении ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр», вынесено постановление                          № А2021-17- 01-1857 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 14.1.3.КоАП РФ в виде штрафа в размере 125000 руб. (ниже низшего предела, так как штраф снижен в два раза); постановление вынесено в присутствии генерального директора ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» Мининеко А.В.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением Управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим  заявлением.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ  осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу  ст. 1 Федерального закона  № 294-ФЗ особенностиорганизации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, основанийпроведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений опроведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановыхвыездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другимифедеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее- Федеральный закон              № 99-ФЗ) оценка соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований проводится в форме: оценки соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, проводимой в соответствии со статьей 19.1 настоящего Федерального закона; государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензиатом лицензионных требований, осуществляемого в соответствии со статьей 19.2 настоящего Федерального закона; периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, проводимого в соответствии со статьей 19.3 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 196 ЖК РФ  организация и осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).

В силу ст. 19.2 Федерального закона № 99-ФЗ   обеспечение соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется посредством проведения профилактических мероприятий, плановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом  № 248-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно п. 12 ст. 66 Федерального закона № 248-ФЗ если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи; в этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.

В соответствии с пунктом 42 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлениимногоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушениесвоих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общегоимущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Согласно п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в

соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с пунктом 11 Правил № 491  содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых)

 приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

По  части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (статья 39 ЖК РФ).

В соответствии ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Как указано выше  управление многоквартирными домами по адресам:                    г. Хабаровск, Амурский бульвар, д. 36, 40, 50, 52, ул. Муравьева Амурского,             д. 15, 29, 31, ул. Ленинградская, д. 35, 35А, 36, ул. Дикопольцева, д. 35, 44, 51, 62, ул. Волочаевская, д. 117, 122, 166 осуществляет  ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» на основании договоров управления указанными многоквартирными домами, а также на основании лицензии № 027-000002 от 03.04.2015

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами «а», «б» пункта 3 Положения № 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

В пункте 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения  надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее – Минимальный перечень № 290) перечислены работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в холодный период года, к которым отнесены: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см.; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см.; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.

Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 утверждено «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», включающее в себя правила и нормы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

В силу пунктов 3.6.21, 3.6.22, 3.6.23, 3.6.24   Правил № 170 участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями- рыхлителями уплотненного снега; сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом; снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок; при отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения; при возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2-0,3 кг/м при помощи распределителей; время проведения обработки покрытий пескосоляной смесью первоочередных территорий не должно превышать 1,5 ч, а срок окончания всех работ - 3 ч.

В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны, в том числе обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием.

Дорожки и площадки зимой должны очищаться от снега, скользкие места

посыпаться песком; рыхлый и чистый снег с дорожек и площадок следует разбрасывать ровным слоем на газоны (укладывать снег вдоль жилых изгородей и на бровках не допускается) (пункт 3.8.10 Правил № 170).

В силу  п. 4.6.1.23. Правил № 170  очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью; удаление наледей и сосулек - по мере необходимости; мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков; крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см.; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).

Предметом договоров управления является оказание ООО «УКЖКХ «Сервис-

Центр» услуг по управлению общим имуществом, выполнению услуг, работ по

содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

В соответствии с п. 3 Положения № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.

ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр», как лицензиат, обязано соблюдать требования ЖК РФ, а Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170, также  распространяются на общество  и носят обязательный характер.

Пунктом 1 ст. 46 Федерального  закона  от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», предусмотрено, что требования к эксплуатации подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни, здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Необходимость обязательности  применения Правил и норм технической

эксплуатации жилищного фонда, при управлении жилым домом, согласуется с правовой позицией, приведенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6464/10.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ  поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении, в силу части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, считается возбужденным, в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2. КоАП РФ  доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 вышеуказанной статьи Кодекса, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

По  ст. 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении; документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме; к документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Как верно установлено судом,  12.11.2021 по результатам проверки деятельности ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» выявлено  нарушение лицензионных требований при управлении вышеуказанными  многоквартирными домами, а именно обществом  нарушены ч. 2.3 ст. 161, ч. 2

ст. 162, п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, п.п. «а», «б» п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ  № 1110, п.п. «а», «б», «г» п. 10, 11, 11(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ  № 491, п. 3.6.8,

3.6.14, 3.6.21, 3.6.22, 3.6.23, 3.6.24, 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170, что зафиксировано  в акте проверки № П2021-02.1-2666 от 15.11.2021, подписанном  без замечаний представителем общества  Разлатой Г.М., действующей на основании доверенности от 11.01.2021 № 4; при проведении проверки осуществлялась фотосъемка (л. д. 147-162 том 1).

Таким образом, обоснован  вывод суда  о доказанности наличия в действиях (бездействии) ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» события вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, так как, в том числе общество,  приняв на себя обязательства по договорам управления,  и являясь коммерческой организацией, взяло на себя риск, связанный с осуществлением предпринимательской деятельности, а выявленные в ходе проверки нарушения, по которым требуется проведение работ, не являются непредвиденными и дополнительными, а являются общеобязательными.

Приведенные положения действующего законодательства по содержанию и эксплуатации жилого дома были нарушены ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр», указанное является нарушением лицензионных требований при осуществлении

предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.

Принимая во внимание тот факт, что при проверке  16-ти  МКД только на территории 4-х МКД работали  дворники с привлечением механизированной техники по 1-му дому, и ни в одном проверяемом МКД не  было установлено полной очистки от снега дворовой, придомовой территории, отмостки зданий, отсутствие сосулек на кровле и наличие обработки пескосоляной солью,    арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с  выводом суда первой инстанции о том, что предпринятые обществом меры не были достаточными,  и не предотвратили событие правонарушения.

В связи с данными установленными обстоятельствами, не принимается в качестве обоснованного  довод общества о  принятии им  всех мер  по очистке придомовых территорий,  что зафиксировано в  актах  выполненных работ, составленных подрядными организациями Управляющей компании

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Следовательно, в действиях (бездействиях) ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» имеется событие правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Судом верно  не установлено исключительных обстоятельств, позволяющих признать выявленное правонарушение малозначительным и применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд также обоснованно  не усмотрел оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку допущенные ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» нарушения в виде наличия на крышах жилых домов сосулек, во дворах  снега и наледи на пешеходных дорожках, придомовых территорий жилых домов, создало угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей.

Указанное обстоятельство исключает возможность применения положений ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, а принятие мер к устранению выявленных нарушений после проведения проверки не устраняет события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Судом принято во внимание, что общество привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 125000 руб.(с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела).

Довод заявителя жалобы о том, что акт проверки от 15.11.2021 не содержит сведений, предусмотренных пп. 6.7.  ч. 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (дата, место, время, продолжительность проведения проверки, сведения о результатах поверки, о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актам, об их характере и о лицах, допустивших нарушения) частично заслуживает внимания, так как в нем фактически не время  проверки, что,  однако не влечет недействительность результатов проверки, поскольку все остальные необходимые данные в акте имеются                       (л. д. 29-32 том 1).

Следовательно, как верно установил суд первой инстанции,  существенных нарушений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ при проведении проверки, влекущих отмену обжалуемого постановления Управления,  не выявлено.

Порядок, сроки привлечения общества к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

На основании изложенного выше суд первой инстанции пришел  к правильному  выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

Довод  общества со ссылкой на часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ  о том, что последнее не подлежит административной ответственности за совершение вменяемого правонарушения, поскольку его должностное лицо – генеральный директор управляющей компании уже привлечен к административной ответственности по этой же норме КоАП РФ  - ч. 2 ст. 14.1.3 (постановление от 28.12.2021 № 2021-17-01-1858), не принимается арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены либо изменения судебного акта, поскольку изменения,  в часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ внесены после вынесения обжалуемого решения суда (Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ).

С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.

Иные доводы, изложенные в апелляционной  жалобе, в том числе со ссылками на информацию о погодных условиях от 16.11.2021 (с 09 по 11 ноября 2021 года), п. 4.1.3.2 Правил, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 № 677,  при выявленном и подтвержденном факте нарушений перечня обязательных работ при управлении МКД  по рассматриваемому делу, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта  

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от  15 марта 2022 года по делу № А73-689/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                       Е.В. Вертопрахова

Судьи                                                                                     И.А. Мильчина

    Е.Г. Харьковская