Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-1756/2022
05 мая 2022 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен мая 2022 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - ГУК 2": представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - ГУК 2"
на решение от 15.02.2022
по делу № А04-9874/2021
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - ГУК 2"
к Государственной жилищной инспекции Амурской области
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - ГУК 2" (далее- ООО «ГУК 2», управляющая компания; заявитель; общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Амурской области (далее – ГЖИ Амурской области; ГЖИ; инспекция; уполномоченный орган) от 30.09.2021 № 813-л.
Решением суда от 15.02.2022 в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с указанный судебным актом, управляющая компания обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО «ГУК 2».
Заявитель жалобы утверждает следующее: обжалуемый судебный акт фактически дублирует постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.12.2021 по делу № А43-17272/2020, что позволяет усомниться в том, что несмотря на некую схожесть спорных отношений, судом не учтены все фактические обстоятельства, имеющиеся в данном конкретном деле; действующим законодательством вообще не установлено понятие «сверхнормативное потребление коммунального ресурса», во всех действующих законах и нормативных правовых актах указывается на объем коммунального ресурса/услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги/ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества; действующее жилищное законодательство не устанавливает право собственников помещений по принятию на ОСС решения о возложении расходов по оплате сверхнормативного объема КР на себя; ни один действующий закон ни НПА не содержит данной формулировки и обязанности принимать именно такое решение по возложению на себя расходов по оплате сверхнормативного объема КР; в данном, рассматриваемом случае собственники МКД по ул. Кузнечная, 14 30.04.2018 избрали способ оплаты СОИ именно по фактическим показателям коллективного прибора учета в полном соответствии с пунктом 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ; спор возник не в результате отсутствия решения общего собрания собственников помещений в МКД как такового, а в связи с различным толкованием действующего протокола общего собрания собственников помещений этого дома от 30.04.2018 между инспекцией и управляющей компанией.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, ГЖИ отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО «Городская управляющая компания– ГУК 2» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> на основании лицензии № 028 000056 от 27.04.2015 и договора управления от 01.12.2015; согласно распоряжения от 30.09.2021 № 813-л, по обращению гражданина, проживающего по адресу: <...> инспекцией проведена проверка, по результатам которой составлен акт от30.09.2021 № 813-л, где отражено, что собственникам помещений в МКД № 14 по ул. Кузнечная, за период с мая 2018 года по август 2021года распределялся объем холодной воды, используемой при содержании общего имущества, рассчитанный в пределах норматива в размере 26,93 куб. м. в месяц, в том числе по жилому помещению № 75 в объеме 0,39721 куб. м., в расчетных периодах за сентябрь 2018 года и июль 2019 года начисление платы составило «0», так как объем коммунального ресурса, определенного исходя из показаний ОДПУ, был меньше, чем суммарный расход холодной воды в жилых помещениях (п. 46 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).
В соответствии с письменным уведомлением управляющей организации ООО «ГУК2», поступившим в ООО «Благ-РКЦ» (per. № от 30.08.2021 № Е-2079) необходимо производить расчет размера платы за ХВС для нужд СОИ с учетом распределения сверхнормативного объема, в связи с принятием решений о распределении сверхнормативного объема потребленных ресурсов, используемых при содержании общего имущества между собственниками помещений.
То есть, в программном обеспечении ООО «Благ-РКЦ» внесена отметка распределении сверхнормативного объема коммунального ресурса ХВС для нужд СОИ между всеми собственниками помещений.
В платежных документах за сентябрь 2021 года отражена корректировка (перерасчет) размера платы за коммунальный ресурс холодная вода, используемая при содержании общего имущества (далее - ХВС для нужд СОИ) в сторону увеличения за период с мая 2018 года по август 2021 года.
Из представленной информации ООО «ГУК 2» следует, что перерасчет за ХВС для нужд СОИ в сторону увеличения за период с 01.05.2018 по 31.08.2021 произведен в соответствии с принятым решением собственников помещений, оформленным протоколом общего собрания от 30.04.2018, пунктом 11 повестки общего собрания которого на голосование был поставлен вопрос и принято решение: «принять решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения коммунальной услуги предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения».
Собственники помещений в МКД № 14 по ул. Кузнечная на общем собрании приняли решение о распределении сверхнормативного объёма коммунальной услуги, предоставленной на СОИ, но не определили, каким образом это будет происходить.
Размер расходов на КР на СОИ может быть меньше установленного в субъекте норматива.
Инспекция посчитав, что управляющая организация нарушила порядок начисления платы за коммунальный ресурс, предъявив собственникам помещений МКД сверхнормативный объём за коммунальный ресурс ХВС для нужд СОИ за период с 01.05.2018 по 31.08.2021, при том, что решения о распределении сверхнормативного объёма КР на СОИ и способе такого распределения между всеми жильцами дома на общем собрании не было принято, выдала предписание от 30.09.2021 № 813-л, которым на заявителя
возложена обязанность в срок до 01.12.2021 выполнить следующие действия: отменить корректировку (перерасчет) размера платы за коммунальный ресурс холодное водоснабжение, потребляемый в целях содержания общего имущества в сторону увеличения собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, отраженный в платежных документах за сентябрь 2021 года; сверхнормативное потребление коммунального ресурса оплатить ресурсоснабжающей организации за счет собственных средств; принять меры по приведению порядка начисления платы за жилое помещение в соответствие с действующим законодательством в части расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием инспекции, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Действовавшим в момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания ГЖИ Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее - Положение N 493), в соответствии с пунктом 4 которого государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Пунктами 10, 11 Положения N 493 установлено, что в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9.1 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Положение о государственной жилищной инспекции Амурской области утверждено постановлением губернатора Амурской области от 3 августа 2007 года N 455, согласно разделу II которого к основным задачам инспекции отнесено обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля.
В силу частей 3 и 6 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации; организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено государственной жилищной инспекцией Амурской области в пределах полномочий, предоставленных ей действующим законодательством.
Пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи.
По пункту 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случаи оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ внесены изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме предоставлено право самостоятельно определять размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, даже при наличии утвержденных нормативов.
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года; при последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; в случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, перешли из разряда коммунальных услуг в жилищные услуги, и с этого времени плата за такие коммунальные ресурсы является составляющей платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с требованиями статьи 157 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которыми регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (а не коммунальных ресурсов), устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 2 Правил N 354 коммунальные услуги это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами.
К коммунальным ресурсам данные Правила относят - холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку законодатель на федеральном уровне разграничивает указанные понятия, то, принятие собственниками решения в отношении коммунальной услуги не может повлечь за собой безусловного применения управляющей организацией данного решения в отношении коммунального ресурса.
Пунктом 40 Правил № 354 предусмотрено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
То есть, распределение сверхнормативного объема потребления ресурса, потребленного на общедомовые нужды, осуществляется при расчете платы за коммунальные услуги и только при непосредственном управлении МКД или в случае, если способ управления МКД не выбран или не реализован.
На основании абзаца первого пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Абзацем вторым пункта 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период до 01.07.2020) установлено, что распределяемый в соответствии с формулами 11 -14 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Приведенные положения Правил N 354 свидетельствуют о том, что полностью распределить между собственниками помещений в многоквартирном доме объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 44 Правил N 354, возможно только лишь по решению самих собственников помещений в многоквартирном доме, принятому в установленном порядке на общем собрании.
Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, отраженную Постановлении от 23.02.1999 N 4-П, а также исходя из смысла пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзаца второго пункта 44 Правил N 354, определение порядка распределения объема коммунальной услуги на общедомовые нужды собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (более слабой стороны в отношениях, возникающих с управляющими организациями профессиональными участниками рынка управления многоквартирными домами) должно быть прямо выражено, путем принятия отдельного решения по указанному вопросу в связи с его особой значимостью для них.
Это значит, что собственниками помещений в многоквартирном доме должно быть принято конкретное решение по вопросу определения порядка распределения объема коммунальной услуги на общедомовые нужды, формулировка которого полностью соответствует предусмотренной в абзаце 2 пункта 44 Правил N 354.
Принимая такое решение, освобождающее исполнителя коммунальной услуги (управляющую организацию) от обязанности нести расходы по оплате ресурсоснабжающей организации разницы между фактическим и нормативным объемом коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, собственники должны понимать, что они добровольно и осознанно принимают указанные расходы на себя.
Как установлено судом, в пункте 11 протокола от 30.04.2018 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Руководствуясь изложенным выше, суд верно определил, что обозначенная в пункте 11 протокола от 30.04.2018 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> формулировка не является четкой, ясной и однозначной и не позволяет констатировать, что собственники помещений в спорном МКД осознанно приняли решение о возложении расходов по оплате "сверхнормативного" объема коммунального ресурса на себя.
Кроме того, необходимо учитывать разграничение понятий коммунальной услуги и коммунального ресурса, следовательно, принятие собственниками решения в отношении коммунальной услуги не может повлечь за собой безусловного применения управляющей организацией данного решения в отношении коммунального ресурса.
Также статья 156 ЖК РФ позволяет собственникам помещений многоквартирного дома принимать решения об установлении порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленных на ОДН, однако указанная статья не регламентирует порядок распределения сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома.
Размер расходов на оплату холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может составлять меньшую величину (в том числе, при принятии собственниками помещений в доме решения о потреблении коммунальных услуг на общедомовые нужды исходя из фактического потребления), чем размер норматива потребления коммунальных услуг на ОДН, установленного субъектом Российской Федерации.
В данном случае, норматив потребления коммунальных услуг, потребленных в процессе использования общедомового имущества, является величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, возможность превышать который действующее законодательство не предусматривает.
Исключение составляет принятие решения собственниками помещений дома о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов между всеми собственниками.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минстроя России от 17.11.2017 N 50534- ОГ/04 "О порядке перерасчета коммунальных ресурсов", согласно которой плата за коммунальные ресурсы, потребленные на ОДН, рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Расчет производится следующим образом: - снимаются показания общедомовых приборов учета, - считается объем услуг по индивидуальным счетчикам, - находится разница между общим и индивидуальным потреблением, - полученная разница сравнивается с нормативом потребления. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив, превышение оплачивает управляющая организация. Если разница меньше, то начисление производится по фактическому объему потребления. Размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, оплачивает управляющая организация. Данный порядок начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленные на ОДН, установлен с целью стимулирования управляющих организаций к проведению мероприятий по энергосбережению (теплоизоляции труб, установке энергосберегающих ламп, ремонту внутридомового инженерного оборудования и т.д.) и, соответственно, снижению размера платы за указанные выше коммунальные ресурсы, поскольку потребление данных ресурсов напрямую связано с содержанием общедомового имущества.
При таких обстоятельствах верен вывод суда о том, что инспекция обоснованно установила допущенное управляющей компанией нарушение порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, что выразилось в непринятии решения о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов и способе такого распределения между всеми жителями дома на общем собрании собственников помещения дома.
В этой связи суд правомерно признал предписание государственной жилищной инспекции Амурской области от 30.09.2021 № 813-л законным и обоснованным, соответствующим существу выявленного нарушения, направленного на его прекращение и реальное исполнение в порядке действующих норм законодательства, в связи с чем, отказал в удовлетворении требований заявителя.
Доводы заявителя апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При данных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная 11.03.2022 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 15 февраля 2022 года по делу № А04-9874/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - ГУК 2" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно чека-ордера ПАО Сбербанк от 11.03.2022. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.В. Вертопрахова
Судьи И.А. Мильчина
Е.Г. Харьковская