ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-1772/20 от 13.05.2020 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1772/2020

20 мая 2020 года

г. Хабаровск

   Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
   Полный текст  постановления изготовлен мая 2020 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи    Швец Е.А.

судей                                                Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.

при участии  в заседании:

от акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»: Ершова М.А., представитель по доверенности от 01.01.2020 ХБ-20-01/1908;

от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»

на решение от  06.03.2020

по делу № А73-23457/2019

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»

к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности  

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Газпром газораспределение Дальний Восток» (далее - заявитель, АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Дальневосточное управление Ростехнадзора, управление, административный орган) от 19.11.2019 № П-04-03/87 которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1  КоАП РФ.

Решением суда от 06.03.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву доказанности в действиях общества состава вмененного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения его к административной ответственности, а также отсутствием оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1 КоАП РФ.

Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке.

В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Просит решение отменить, заявленное требование удовлетворить.

В судебном заседании апелляционного суда представитель общества на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, принять новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.

Дальневосточное управление Ростехнадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в заседании суда не принимало, возражений на жалобу не направило.  Жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 АПК РФ отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав представителя общества, Шестой арбитражный апелляционный суд  установил следующее.

Из материалов дела следует, что  в период с 14.10.2019 по 11.11.2019 на основании распоряжения Дальневосточного управления Ростехнадзора от 19.09.2019 № Р-А71-759, в отношении АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения последним обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов; проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, при эксплуатации опасных производственных объектов: «Станция газораспределительная с. Богородское», per. № А71-00165-0083, II класс опасности, по месту осуществления деятельности: Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское; «Станция газораспределительная п. Ягодный», per. № А71-00165-0081, II класс опасности, по месту осуществления деятельности: Хабаровский край, Комсомольский район, п. Ягодный; «Участок магистрального газопровода к ГРС с. Богородское», per. № А71-00165-0082, II класс опасности; «Участок магистрального газопровода к ГРС п. Ягодный», per. № А71 -00165-0080, II класс опасности; «Участок магистрального газопровода к ГРС с. Аннинские Минеральные Воды», per. № А71-00165-0084, II класс опасности; «Станция газораспределительная с. Аннинские Минеральные Воды», per. № А71-00165-0085, II класс опасности, результаты проверки зафиксированы в Акте проверки Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.11.2019 № А-Р-А71-759-04-03в ходе которой установлены нарушения Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ); Приказа Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007 «О порядке подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»; Постановления Правительства РФ от 10.03.1999 № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах»; Постановления Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2, 3 классов опасности» (нарушен п.п. «с» п. 5»).

По результатам проверочных мероприятий составлен акт от 11.11.2019 № А-Р-А71-759-03.

Также в адрес АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» было выдано предписание от 11.11.2019 № П-Р-А71-759-04-03 об устранении выявленных нарушений.

Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, управлением 18.11.2019 составлен протокол № П-04-03/87, и 19.11.2019 вынесено постановление № П-04-03/87, которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Считая данное постановление незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

На основании части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов регулирует Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ).

Положения этого Закона распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Опасными производственными объектами в силу статьи 2 Закона являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № 1 к указанному Закону.

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (статья 4 Закона).

Статьей 9 Закона № 116-ФЗ установлено что, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, среди прочего обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Таким образом, АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», как лицо, эксплуатирующее опасные производственные объекты II класса опасности, перечисленные в акте проверки от 11.11.2019, обязано соблюдать требования промышленной безопасности, предусмотренные Федеральным законом № 116-ФЗ, положения других федеральных законов, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Во исполнение положений Федерального закона № 116-ФЗ Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору приказом от 29.01.2007 № 37 утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение № 37), которое устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые-, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения (далее - объекты) их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности (пункты 2, 3 Положения № 37).

Подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям.

Согласно пункту 12 Положения № 37 первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца: при назначении на должность; при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей на работе в данной организации требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

В соответствии с пунктом 15 Положения № 37 внеочередной аттестации в Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подлежат руководитель и/или лица, на которых возложена ответственность за безопасное ведение работ на объекте, на котором произошли авария или несчастный случай со смертельным исходом.

Пунктами 20, 21 Положения № 37 определены органы наделенные полномочиями по проведению аттестации, а также определен круг лиц, на которых возложена обязанность по прохождению аттестации: в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию: руководители и члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых менее 5 000 человек; руководители организаций и их заместителей, в должностные обязанности которых входят вопросы обеспечения безопасности работ, численность работников которых превышает 5 000 человек проходят аттестацию в Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, обязан пройти аттестацию не позднее одного месяца с момента назначения его на должность руководителя организации.

В ходе проверочных мероприятий управлением было установлено, что генеральный директор АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» Шперлинг Г.В. (аттестован в области промышленной безопасности), выезжая в служебные командировки, передавал свои полномочия заместителю генерального директора по экономике и финансам Дееву С.Н., между тем, последний не был аттестован в области промышленной безопасности (в области аттестации: А-1, Б-2.8, 2.13, 7.1, 7.2, 7.6, 7.8, 7.9, 8.21, 8.23, 8.25, 8.26, 9.32, 9.31, 10.2, Г-2.1).

Выявленное нарушение является нарушением части 1 статьи 9, 10 Федерального Закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; Положения № 37.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 8 этого же Закона отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его реконструкции не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

 Ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, несет руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (часть 5 статьи 2 ФЗ № 116).

В соответствии с пп. «а,г» п. 6 Постановления Правительства РФ от 10.03.1999 № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах» одними из основных задач производственного контроля является обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации; контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В ходе проверки должностными лицами было установлено, что руководитель организации не полно и не достоверно предоставил в сведениях в государственном реестре о составе по опасным производственным объектам: «Станция газораспределительная с. Богородское», «Участок магистрального газопровода к ГРС с. Богородское», «Станция газораспределительная с. Аннинские Минеральные Воды», «Участок магистрального газопровода к ГРС с. Аннинские Минеральные Воды» «Станция газораспределительная п. Ягодный», «Участок магистрального газопровода к ГРС п. Ягодный».

В частности не внесены в состав сведения ОПО: о количестве опасного вещества на ОПО; эксплуатационная характеристика сооружений технических устройств и оборудования на АГРС и магистральных газопроводов; о технологических трубопроводах площадочного сооружения на АГРС и обвязка запорной арматуры крановых узлов магистральных газопроводов и продувочных свечей.

Кроме того, имеются разночтения с годом изготовления и ввода в эксплуатацию технических устройств и оборудования.

Так же при сверке полноты и достоверности отраженных в сведениях о составе ОПО (Приложение № 2) с фактическим установленным на них оборудованием было установлено, что:

-на «Участок магистрального газопровода к ГРС п. Ягодный» в сведениях не отражено: толщина стенки стальной трубы, запорная арматура кранов надземных и подземных Ду 100, Ду80 их заводские номера, не указана метраж и характеристика технологической обвязки трубопроводов крановых площадок, также не даны на проектные (эксплуатационные) характеристики технические устройства, в сведениях по запорной арматуры указан год изготовления 2009, а по факту 2007г., не указана суммарная характеристика о количестве опасного вещества находящегося на ОПО, так же не указано количество ОПО, находящихся на расстоянии менее 500 метров от других ОПО. «Станция газораспределительная п. Ягодный», в сведениях не отражено: в сведениях указан год изготовления 2009, а по факту 2008г., так же не отражены проектные (эксплуатационные) характеристики технических устройств, а также регистрационные и заводские номера на ТУ - регулятор давления газа, редуктор баллонный метановый, клапан предохранительно-сбросной, краны запорные игольчатые, краны шаровые с пневоприводом, кран сферический, датчик - реле уровня, резервная емкость, фильтры фланцевые сетчатые, краны шаровые, не указана метраж и характеристика технологической обвязки трубопроводов диаметр 14/1.5, 14/2, 14/3, 20/5, 22/4, 28/4, 30/6, 32/4, 34/5, 57/4, 57/6, 89/6, 108/6, 159/8, 219/6, технологических площадок (узла редуцирования, узла одоризации, блок операторской, котельная (блок-бокс операторной), обводная линия ГРС диаметр трубопровода 50/4, не указана суммарная характеристика о количестве опасного вещества находящегося на ОПО, также не указано количество ОПО, находящихся на расстоянии менее 500 метров от других ОПО;

-на участок «Участок магистрального газопровода к ГРС с. Богородское», в сведениях не указано: толщина стенки стальной трубы, запорная арматура шаровых кранов надземных и подземных, их заводские номера, не указан метраж и характеристика технологической обвязки трубопроводов крановых площадок, не отражены продувочные свечи, так же не даны на проектные (эксплуатационные) характеристики на ТУ, не отражена станция катодной защиты, не указана суммарная характеристика о количестве опасного вещества находящегося на ОПО, также не указано количество ОПО, находящихся на расстоянии менее 500 метров от других ОПО;

-на объект «Станция газораспределительная с. Богородское», в сведениях не отражены проектные (эксплуатационные) характеристики технических устройств, а также регистрационные и заводские номера на ТУ - манометр электроконтактный, термометр - манометр, краны шаровые диаметр 50мм, датчик - реле уровня, резервная емкость для сбора конденсата, не указан метраж и характеристика технологической обвязки трубопроводов диаметр 22/4, 28/4, 30/6, 32/4, 57/4, 57/6, 89/6, 108/6, технологических площадок (узла редуцирования, узла одоризации, блок операторской, котельная (блок-бокс операторной), обводная линия ГРС диаметр трубопровода 100/14, не указана суммарная характеристика о количестве опасного вещества находящегося на ОПО, также не указано количество ОПО, находящихся на расстоянии менее 500 метров от других ОПО;

-на участок «Участок магистрального газопровода к ГРС с. Аннинские Минеральные Воды», в сведениях не указано: толщина стенки стальной трубы, запорная арматура шаровых кранов надземных и подземных, их заводские номера, не указан метраж и характеристика технологической обвязки трубопроводов крановых площадок, не отражены продувочные свечи, также не даны на проектные (эксплуатационные) характеристики на ТУ, не отражена станция катодной защиты, не указана суммарная характеристика о количестве опасного вещества находящегося на ОПО, так же не указано количество ОПО, находящихся на расстоянии менее 500 метров от других ОПО;

-на объект «Станция газораспределительная с. Аннинские Минеральные Воды», в сведениях не отражены проектные (эксплуатационные) характеристики технических устройств, а так же регистрационные и заводские номера на ТУ, - манометр электроконтактный, термометр - манометр, краны шаровые диаметр 50мм, резервная емкость для сбора конденсата, не указан метраж и характеристика технологической обвязки трубопроводов диаметр 14/1.5, 22/4, 58/6, 108/6, технологических площадок ( узла редуцирования, узел очистки газа, узел учета газа, узел одоризации, блок подогрева газа, котельная (блок-бокс операторной), обводная линия ГРС диаметр трубопровода 50/3.5, не указана суммарная характеристика о количестве опасного вещества находящегося на ОПО, также не указано количество ОПО, находящихся на расстоянии менее 500 метров от других ОПО.

Указанные нарушения свидетельствуют о нарушении обществом статей 2, 8, 9, 11 Закона № 116-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 10.03.1999 № 263.

Статьей 10 Закона № 116-ФЗ  установлены требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, в соответствии с которыми организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно- спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание; создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В нарушение указанных норм на момент проверки было установлено отсутствие аварийного запаса на опасных производственных объектах: «Станция газораспределительная с. Богородское», «Участок магистрального газопровода к ГРС с. Богородское», «Станция газораспределительная с. Аннинские Минеральные Воды», «Участок магистрального газопровода к ГРС с. Аннинские Минеральные Воды», «Станция газораспределительная п. Ягодный», «Участок магистрального газопровода к ГРС п. Ягодный », что подтверждает не обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий возможных аварий на ОПО.

С целью планирования и осуществления мероприятий по предупреждению возможных аварий и обеспечение постоянной готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО должны быть созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации резервы (материальные ресурсы).

На момент проверки не было материальных ресурсов для локализации и ликвидации на ОПО.

На основании статьи 11 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1).

Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (часть 2).

Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.06.2013 № 536 (далее-Требования № 536).

Согласно пункту 7 Требований № 536 Положение о системе управления промышленной безопасностью должно содержать следующие сведения: задачи эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности; описание структуры системы управления промышленной безопасностью и ее места в общей системе управления эксплуатирующих организаций; перечень опасных производственных объектов, на которые распространяется действие системы управления промышленной безопасностью; функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области промышленной безопасности; порядок проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности; организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью; порядок планирования работ, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах; порядок проведения анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности; организация информационного обеспечения в рамках системы управления промышленной безопасностью; порядок проведения предаттестационной подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций; порядок проведения обучения и проверки знаний работников в области промышленной безопасности; организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью; порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах; обеспечение безопасности опытного применения технических устройств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий.

В соответствии с пунктом 11 Требований  536 в эксплуатирующих организациях оформляются документально и утверждаются руководителями эксплуатирующих организаций: планируемые мероприятия по снижению риска аварий на опасных производственных объектах на срок более 1 календарного года; планы работ в области промышленной безопасности на календарный год.

Согласно пункту 13 Требований № 536 в эксплуатирующих организациях не реже 1 раза в течение календарного года оформляются документально результаты анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью.

В нарушение указанных требований управлением в ходе проверки было установлено, что «Положение о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда», утвержденное генеральным директором АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» от 21.09.2015, не содержит информацию и сведения:

-о перечне опасных производственных объектов, на которых распространяется действие системы управления эксплуатирующей организации;

-о порядке проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности;

- об организации материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью;

- о порядке работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах.

Так же обществом не предоставлены мероприятия по снижению риска аварий на срок 1 (один) календарный год и результаты анализа функционирования системы управления промышленной безопасности на опасные производственные объекты: «Станция газораспределительная с. Богородское», «Участок магистрального газопровода к ГРС с. Богородское», «Станция газораспределительная с. Аннинские Минеральные Воды», «Участок магистрального газопровода к ГРС с. Аннинские Минеральные Воды», «Станция газораспределительная п. Ягодный», «Участок магистрального газопровода к ГРС п. Ягодный».

Требования к организации и осуществлению производственного контроля предусмотрены Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263 (далее - Правила № 263).

Так, пунктами 7, 8 указанных правил предусмотрено, что производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля (пункт 7); функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать: на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек; на специально назначенного работника - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет от 150 до 500 человек; на руководителя службы производственного контроля - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет более 500 человек            (пункт 8).

В ходе проверки, проанализировав  Положение «Об отделе производственного контроля», отчет АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» за 2019, управлением было установлено, что обеспечение бесперебойной подачи газа и безаварийной эксплуатации систем газоснабжения списочная численность работников на 31.12.2018 составила 1121 человек, при этом служба производственного контроля организацией не создана.

Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 утвержден Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», в соответствии с пунктом 35 которого учет инцидентов на опасных производственных объектах ведется в журнале учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 5 к настоящему Порядку, в котором регистрируются дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе, вред, нанесенный окружающей среде), мероприятия по устранению причин инцидента и делается отметка об их выполнении.

Не реже одного раза в квартал в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах, в которой указывается:

1) количество инцидентов;

2) характер инцидентов;

3) анализ причин возникновения инцидентов;

4) принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.

Территориальные органы Службы в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют контроль учета инцидентов на поднадзорных Службе объектах, проверку правильности проведения расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований, и контролируют выполнение в установленные сроки запланированных профилактических мероприятий.

Проанализировав электронный журнал учета инцидентов/аварий (графа 10), произошедших на опасных производственных объектах, управлением было установлено следующее:

- произошедшее 18.03.2018 по адресу: г. Хабаровск, район пер. Краснодарский дом 35 возгорание газа воздушной смеси из подземного газопровода высокого давления с аварийным выбросом из поврежденного участка сети газораспределения и газопотребления составил 4982 нм. 3 объема природного газа по классификации происшествия в документе информация о происшествиях на газораспределительных системах по форме по № ЦПДУ-8 оперативная в графе 10 указано А (авария);

- обнаруженная 07.04.2018 по адресу: Хабаровский край, Ульчский район, п. Де Кастри утечка газа на распределительном газопроводе высокого давления ГРС п. Де Кастри - Де Кастринская ТЭЦ с аварийным выбросом природного газа по классификации происшествия в документе информация о происшествиях на газораспределительных системах по форме по № ЦПДУ-8 оперативная в графе 10 указано А (авария);

-28.07.2018 по адресу: г. Хабаровск, в районе ул. Автономной д. 18 ТС № 04 от ГРС-1 с. Ильинка при проведении несогласованных земляных работ поврежден газопровод высокого давления с аварийным выбросом 85089 нм.З объема природного газа по классификации происшествия в документе информация о происшествиях на газораспределительных системах по форме по № ЦПДУ-8 оперативная в графе 10 указано И-(инцидент), между тем, по количеству аварийного выброса 85089 нм.З объема природного газа должен быть классифицирован как А (авария);

-09.09.2019 по адресу: Хабаровск, ул. Карла Маркса дом 144 «г» проводились несогласованные земляные работы результат - нарушение целостности газопровода высокого давления с аварийным выбросом 8376 нм.З объема природного газа по классификации происшествия в документе информация о происшествиях на газораспределительных системах по форме по № ЦПДУ-8 оперативная в графе 10 указано И (инцидент);

-с 09.09.2019 на 10.09.2019 на опасном производственном объекте «Сеть газоснабжения в г. Комсомольске на Амуре» произошло разрушение берегозащитного сооружения размыв береговой линии на протяжении 200 метров на правом берегу через р. Силенка размыв грунтового покрытия подземного газопровода. Имеется служебная записка от 27.09.2019 № КА 01-1-15/445 на заместителя генерального директора главному инженеру Лобанову А.В. и акт технического расследования причин инцидента на ОПО от 25.10.2019, утвержденный директором Комсомольского филиала АО «Газораспределение Дальний Восток» Чайниковым Ю.Ю.

Между тем, в нарушение указанного Порядка общество не направило в Дальневосточное управление Ростехнадзора сведения (информацию) об указанных инцидентах и авариях.

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 116 опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» эксплуатирует опасные производственные объекты, которые числятся на балансе в организации, в том числе:

-газопровод межпоселковый от ГРС Хор р.п. Переяславка - с. Гродеково - с. Могилевка с отвод на с. Екатеринославка, котельную Переславка-2, котельную р.п. Переяславка района им. Лазо Хабаровского края протяженность 33 286,9200 м.;

-распределительный газопровод высокого давления к ГРПШ-74 для перевода МКД по ул. Ворошилова, 28, 30, 32, 34, 38, 40, 42 в г. Хабаровске протяженность 532,2400 м.;

-распределительный газопровод высокого давления к котельной с. Рощино от КУ № 8 газопровода ГРС-1 от КУ № 8 газопровода № ГРС-1 (с. Ильинка) - с. Бычиха протяженность 637,0900 м.;

-распределительный газопровод высокого давления от КУ № 4 до ГРПБ-79 протяженность 858,0500 м.;

-распределительный газопровод высокого давления от КУ № 5 до ГРПШ-807 протяженность 348,0000 м.

Между тем, в нарушение требований Закона № 116-ФЗ поименованные объекты не зарегистрированы в государственном реестре ОПО, а также не отражены в лицензии их места осуществления лицензируемого вида деятельности.

Согласно пунктам 5.1.1, 5.1.2 ГОСТа 10692-2015 «Трубы стальные, чугунные и соединительные детали к ним. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» Изделия должны иметь текстовую маркировку, содержащую необходимые идентификационные данные. Допускается нанесение дополнительной нетекстовой маркировки (в виде штрих-кода, цветовой маркировки или др.). Маркировка изделий может быть выполнена на поверхности изделий, в т.ч. на этикетке, и/или на ярлыке (ярлыках). Рекомендуемая высота знаков маркировки - не менее 4 мм, ширина - не менее 2 мм. Материал этикетки и ярлыка, способы их крепления и способ нанесения маркировки на них должны обеспечивать сохранность этикетки и ярлыка и нанесенной на них маркировки в условиях всех климатических районов по ГОСТ 16350.

Согласно пунктам 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3 трубы стальные и чугунные должны храниться в сухих закрытых помещениях. Допускается хранение таких труб под навесом при условии защиты их от попадания атмосферных осадков; трубы должны храниться с укладкой в штабели или на стеллажи. Не допускается укладывать трубы, пакеты и бунты труб на стальном или бетонном полу без подкладок, а также на земле и железнодорожных путях; рабочая (опорная) поверхность стеллажа должна располагаться выше уровня поверхности земли или пола, должна быть горизонтальной с целью предотвращения самопроизвольного перекатывания труб.

Управлением материально-технического снабжения, Управлением по комплектованию оборудованием разработан Руководящий документ (инструкция) по  складированию и хранению материалов, оборудования и запасных частей на складах баз производственно-технического обслуживания и комплектации, предприятий и организаций Министерства нефтяной промышленностиРД 39-7-904-83.

Настоящая инструкция предназначена для организации хранения материальных ценностей на базах управлений производственно-технического обслуживания и комплектации, а также на складах и площадках хранения материалов и оборудования предприятий и организаций отрасли.

Согласно пункту 1.4 инструкции условия хранения материальных ценностей на складах должны обеспечивать: рациональное размещение грузов по складам, стеллажам или в штабелях (п. 1.4.1.);  количественную и качественную сохранность всех поступающих грузов (п. 1.4.2.); наиболее полное использование площадей и емкостей складов (п. 1.4.3.); применение наиболее рациональных технологических планировок территорий баз по размещению оборудования и мест хранения материалов (п 1.4.4.); использование совершенных погрузочно-разгрузочных средств и технологического оборудования (п. 1.4.5.).

Согласно пункту 1.10 инструкции на каждом складе должны быть: схема размещения и правила хранения материалов; должностные инструкции; образцы документации оперативного учета, а также правила установленного внутреннего распорядка работы. Развернутые схемы размещения стеллажей с их маркировкой необходимо вывешивать на видном месте.

В нарушение указанных правил в ходе проверки при визуальном осмотре на складах в ЦО в Хабаровске и филиале в г. Комсомольске-на-Амуре у эксплуатирующей организации АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» было установлено:

-отсутствие эксплуатационной документации, технологические инструкции, паспорта, сертификаты оборудования;

-отсутствие погрузочного и разгрузочного оборудования и механизмов совместное хранение в одном помещении на складе баллонов с кислородом и ацетиленом;

-стальные переходники, отводы, концентрические бесшовные заглушки не обслужены и не промаркированы;

-вся продукция трубопроводов не уложена на стеллажах, отсутствие прокладок между трубами, нет маркировки труб и их характеристики, отсутствие заглушек на торцах труб;

 на трубной продукции имеются вмятины, задиры и другие механические повреждения, металлургических дефектов и наличии коррозии;

-в помещениях не поддерживается положительная температура - температурный режим для хранения электродов и другого оборудования.

Факт выявленного  правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 11.11.2019 № А-Р-А71-759-03, протоколом об административном правонарушении от 18.11.2019 № П-04-03/87, постановлением от 19.11.2019 № П-04-03/87.

Следовательно, управление правомерно пришло к выводу о наличии в действиях общества события правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае общество не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых мер по соблюдению требований промышленной безопасности.

С учетом изложенного, в действии (бездействии) общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Порядок и сроки привлечения заявителя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности в виде минимального размера санкции, предусмотренного названной нормой, в виде штрафа в размере 200 000 руб.

При этом исключительных оснований для снижения штрафа в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не установлено ни судом первой инстанции, ни апелляционной инстанцией.

Оценив характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного заявителем, арбитражный суд также пришел к обоснованному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для освобождения заявителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования общества о признании незаконным и отмене постановления административного органа.

Доводы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и влияли бы на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены (изменения) обжалуемого решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  06.03.2020 по делу № А73-23457/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

       Е.А. Швец

Судьи

     Е.И. Сапрыкина

Е.Г. Харьковская