ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-187/2021 от 10.02.2021 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: i№fo@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-187/2021

17 февраля 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Полный текст  постановления изготовлен февраля 2021 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.

судей                                       Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.

при участии  в заседании:

от акционерного общества  «Дальметаллургстрой»: представитель не явился;

от Дальневосточного  управления  Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: представителя ФИО1 по доверенности от 25.12.2020 № 6 (сроком по 31.12.2021); представителя ФИО2 по доверенности от 25.12.2020 №14 (сроком по 31.12.2021);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Дальневосточного  управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

на решение от  25.12.2020

по делу № А73-17071/2020

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению акционерного общества «Дальметаллургстрой»

о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного Управления Ростехнадзора от 01.10.2020 № 42-02-09 о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество Дальметаллургстрой» (далее - заявитель, АО «Дальметаллургстрой», АО «ДМС», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края  с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 01.10.2020 № 42-02-09 Дальневосточного управления Ростехнадзора (далее – Управление, административный орган), которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 250000 рублей.

Решением суда от 25.12.2020 заявленные требования удовлетворены - постановление Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.10.2020                         № 42-02- 09 признано  незаконным и отменено.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в соответствии с требованиями, которых  просит решение суда первой инстанции отменить.

Заявитель жалобы утверждает следующее: судом ошибочно указано, что сведения за 2019 год подлежат предоставлению до 01 апреля соответствующего (текущего) календарного года, то есть до 01.04.2019; из оспариваемого постановления от 01.10.2020 №42-02-09 следует, что при осуществлении государственного контроля за исполнением организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, АО «ДМС» не представило в Дальневосточное управление Ростехнадзора сведения об организации производственного контроля за 2019 год до 01 апреля 2020 года;  поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ  составляет один год, постановление административным органом должно было быть вынесено не позднее 01.04.2021, фактически вынесено 01.10.2020, то есть без нарушения срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ; Управлением срок привлечения АО «ДМС» к административной ответственности соблюден, права и законные интересы юридического лица не нарушены.

Представитель общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.

Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представители административного органа, поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней в полном объеме, просили решение суда отменить.

Заслушав представителей Управления, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и дополнения к ней, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, АО «ДМС», согласно государственному реестру опасных производственных объектов, эксплуатирует опасный производственный объект «Цех транспортный» (IV класс опасности), который зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов 27.05.2005, за per. № А71-01705-0001, расположенный по адресу: 681021, <...>.

Как указывает административный орган, Общество обязано было в срок до 01.04.2020 представить сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2019 год, однако, АО «ДМС» в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,  не представило в Дальневосточное управление Ростехнадзора сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.

По данному факту в отношении АО «ДМС» 11.09.2020 составлен протокол № 46-12-09 об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

01.10.2020 Дальневосточным управлением Ростехнадзора в отношение АО «ДМС», вынесено постановление № 42-02-09  о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250000 руб.

Не согласившись с указанным  постановлением общество, обратилось в суд с настоящим  заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц - в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.

Объектом правонарушения являются отношения, регулируемые действующим законодательством о соблюдении требований промышленной безопасности, при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Субъектом правонарушения могут выступать как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ).

Федеральный закон № 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектов и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасным производственным объектом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Закону.

Требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов (статья 3 Закона № 116-ФЗ).

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Закона № 116-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана соблюдать положения указанного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В соответствии с ч. 1, 2 статьи 11  Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации; сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года; требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 10.03.1999               № 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, разработанные в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 116-ФЗ

Сведения об организации производственного контроля предоставляются ежегодно, до 1 апреля, в федеральной орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальные органы в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (пункт 14.1 Правил организации и осуществления производственного контроля).

По материалам дела судом установлено, что АО «ДМС», согласно государственному реестру опасных производственных объектов, эксплуатирует опасный производственный объект «Цех транспортный» (IV класс опасности), который зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов 27.05.2005, за per. № А71-01705-0001, расположенный по адресу: 681021, <...>, и обязано представить сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной в установленный срок не представлены, что свидетельствует о наличии в бездействии АО «ДМС» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении требований действующего законодательства в области промышленной безопасности подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявитель не представил суду доказательств, подтверждающих отсутствие объективной возможности для соблюдения вышеуказанных требований законодательства и принятие всех зависящих от него мер, направленных на недопущение выявленных нарушений.

Однако, частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

В силу пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 11 Федерального закона                      № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ определена необходимость представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (далее - организация производственного контроля). Сведения об организации производственного контроля представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Требования к организации и осуществлению производственного контроля установлены в Правилах № 263.

В соответствии с пунктом 14.1 Правил № 263 сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

В состав сведений об организации производственного контроля включается план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год (пункт 15 Правил № 263).

Таким образом, сведения об организации производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности за 2019 год должно включать в себя план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за соответствующий (текущий) 2019 календарный год, а также сведения о выполнении плана за 2018 год.

Следовательно, как верно установил суд первой инстанции,  сведения за 2019 год (в состав которых входит и план на 2019 год и сведения о выполнении плана за предыдущий 2018 год) в силу прямого указания закона подлежали представлению до 01 апреля соответствующего (текущего) календарного года, то есть до 01.04.2019.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при принятии решения по делу об административном правонарушении, а также об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1, 3 статьи 4.5 КоАП РФ.

Данные сроки не подлежат восстановлению, поэтому в случае их пропуска, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.

Как следует из материалов дела, Дальневосточным управлением Ростехнадзора обществу  вменено нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ, выразившееся в том, что, сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2019 год последним  не были представлены  в Управление до 01.04.2020, вместе с тем применительно к положениям статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ, срок предоставления  сведений об организации производственного контроля за 2019 год установлен до 01.04.2019 («ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года»).

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ составляет один год, постановление административным органом должно было быть вынесено не позднее 01.04.2020, фактически же вынесено 01.10.2020, то есть с пропуском срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, что исключает привлечение юридического лица к административной ответственности.

Таким образом, установив, что срок для привлечения общества  к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, истек, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для отмены постановления административного органа от 01.10.2020 № 42-02- 09.

Доводы заявителя жалобы сводятся к иной, чем у суда первой инстанции оценке обстоятельств дела, поэтому они не могут являться правовым основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.

Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, которым дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от  25 декабря  2020  года по делу № А73-17071/2020  оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

  А.П. Тищенко

Е.Г. Харьковская