ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-1902/19 от 14.05.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1902/2019

20 мая 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст  постановления изготовлен мая 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей                                       Мильчиной И.А., Швец Е.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.

при участии  в заседании:

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  по Магаданской области: не явились;

от Общества с ограниченной ответственностью «Омолонская золоторудная компания»: Стаценко С.В., представителя по доверенности от 09.01.2019;

от Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области: не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Общества с ограниченной ответственностью «Омолонская золоторудная компания»

на решение от  20.02.2019 по делу № А37-2521/2018

Арбитражного суда Магаданской области,  принятое судьей Степановой Е.С.,

по  заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  по Магаданской области

к Обществу с ограниченной ответственностью «Омолонская золоторудная компания»

о  взыскании 2 000 410 руб. 12 коп.

третье лицо:  Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с  заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Омолонская золоторудная компания» (далее – общество, ООО «Омолонская золоторудная компания»)  о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 2 000 410,12 руб.

Решением суда от 20.02.2019 заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просило его  отменить и принять новое решение об отказе управлению в заявленном требовании, указав на отсутствие  у общества  обязанности по применению дополнительного коэффициента  2 к ставке платы на негативное воздействие на окружающую среду, установленного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

По мнению апеллянта, поддержанному в суде второй инстанции представителем общества, последнее  осуществляет свою деятельность на территориях и объектах Северо-Эвенского района, которые нельзя отнести к территории традиционного природопользования ввиду того, что решение Собрания представителей Северо-Эвенского района  от 28.12.2007 № 176 не соответствует федеральному законодательству, регулирующему порядок образования особо охраняемых территорий, и, в силу части  2 статьи  13 АПК РФ, не может применяться в настоящем деле в качестве нормативного правового акта, устанавливающего основание для применения повышающего коэффициента в отношении территорий и объектов, расположенных в границах Северо-Эвенского района и находящихся на землях лесного фонда.

Управление в отзыве на жалобу выразило несогласие  с изложенными в ней доводами, считая судебное решение законным и обоснованным; заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя.

Департамент, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимал  участия в заседании суда апелляционной инстанции, отзыв не представил.

Повторно изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва, выслушав участника  процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.

Как видно из материалов дела, ООО «Омолонская золоторудная компания» осуществляет деятельность на территории Северо-Эвенского района, в том числе  на основании договоров аренды земельных и лесных участков № 239/08 от 08.12.2008 (месторождение Кубака), № 240/08 от 08.12.2008 (месторождение Биркачан), № 130/14 от 14.07.2014 (месторождение Ороч).

ООО «Омолонская золоторудная компания» представило в управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, в соответствии с которой плата составила 2 040 948, 84 руб. Указанная сумма  оплачена в установленном порядке.

Вместе с тем, уполномоченный орган,   посчитав, что  размер платы за негативное воздействие окружающей среды рассчитана компанией  без учета дополнительного коэффициента 2, установленного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», в отношении территорий и объектов, расположенных в границах Северо-Эвенского района и находящихся на землях лесного фонда, у  общества  образовалась задолженность в размере 2 000 410, 12 руб.

Требование управления от 20.03.2018 о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы, оставлено обществом без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

На основании части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2).

Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку  общество осуществляет деятельность   на территории  традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района, находящейся под особой охраной, то за 2016 год ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду должны применяться с использованием дополнительного коэффициента 2.

Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с данными выводами.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 данного Закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

По смыслу пункта 2 статьи 16 этого Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

На основании пункта 4 указанной статьи ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016 (пункт 3).

Согласно пункту  8 Правил установлено, что плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 №1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением № 913 и постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

В соответствии с частью  3 статьи  16.3 Закона № 7-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, применяются дополнительные коэффициенты.

Пунктом  2 Постановлением Правительства № 913 в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.

Рассмотрев протест Прокурора Северо-Эвенского района  от 25.10.2007 № 7-10-16/07 на решение Северо-Эвенской районной Думы от 25.12.2001 №27, руководствуясь  Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 11.01.1993№ 22 «О Перечне районов проживания малочисленных народов Севера»,  Уставом  муниципального образования «Северо-Эвенского район»   Собрание представителей Северо-Эвенского района   приняло Решение от 28.12.2007 № 176 об утверждении  Положения о  территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района.

В соответствии с пунктом  1.1.  указанное Положение устанавливает правовой статус земель, отнесенных к территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района.

В соответствии с пунктом  2.1. Положения территория традиционного природопользования местного значения включает в себя земли всех категорий земель Северо-Эвенского района, за исключением: земель населенных пунктов; земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; земель сельскохозяйственного назначения; земель запаса.

Таким образом, из  содержания названного пункта  следует, что   действие Положения о территории традиционного природопользования местного значения распространяется на земли лесного фонда.

Указанный вывод соответствует положениям части  3 статьи  7 Земельного кодекса РФ, предусматривающей, что в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель категорий, указанных в части  1 статьи  7 Кодекса, в число которых входят земли лесного фонда.

Таким образом, указанные нормы предусматривают возможность формирования территорий традиционного природопользования на землях различных категорий, в том числе  землях лесного фонда.

Согласно части  2 статьи  11 Закона  № 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земли и земельные участки в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности могут также использоваться указанными лицами и общинами на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, выданного в случае и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

В соответствии со статьей  13 Закона № 49-ФЗ пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в который  на территории  Магаданской области включен  и  Северо-Эвенский городской округ.

Таким образом, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Положение «О территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района», утвержденное решением Собрания представителей Северо-Эвенского района от 28.12.2007 № 176, соответствует Федеральным законам от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», не противоречит действующему  законодательству Российской Федерации, регулирующему имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными и лесными участками.  Следовательно,  оно подлежит применению в качестве нормативно-правового акта, устанавливающего правовое основание для применения дополнительного коэффициента 2, установленного Постановлением Правительства  № 913  в отношении территорий традиционного природопользования.

Поскольку материалам дела подтверждено, что ООО «Омолонская золоторудная компания» осуществляет на территории Северо-Эвенского района деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду  территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района, относящейся к особо охраняемым территориям местного значения, то  за 2016 год ставка  платы за негативное воздействие должна применяться с использованием дополнительного коэффициента 2.

Сумма задолженности по внесению  спорной платы составляет 2 000 410, 12 руб., что подтверждается представленными в материалы дела расчетом и подтверждающими документами. Доказательств, подтверждающих внесение спорной суммы  в полном объеме за 2016 год не представлено, что позволило суду первой инстанции обоснованно  удовлетворить заявленные требования управления.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, что не могут рассматриваться в качестве основания для отмены  или изменения судебного акта.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Магаданской области  от  20.02.2019 по делу № А37-2521/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Омолонская золоторудная компания»   из федерального  бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 14.03.2019 № 719, за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия  через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

И.А. Мильчина

Е.А. Швец