Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-1902/2019
20 мая 2019 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен мая 2019 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области: не явились;
от Общества с ограниченной ответственностью «Омолонская золоторудная компания»: Стаценко С.В., представителя по доверенности от 09.01.2019;
от Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Омолонская золоторудная компания»
на решение от 20.02.2019 по делу № А37-2521/2018
Арбитражного суда Магаданской области, принятое судьей Степановой Е.С.,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области
к Обществу с ограниченной ответственностью «Омолонская золоторудная компания»
о взыскании 2 000 410 руб. 12 коп.
третье лицо: Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Омолонская золоторудная компания» (далее – общество, ООО «Омолонская золоторудная компания») о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 2 000 410,12 руб.
Решением суда от 20.02.2019 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просило его отменить и принять новое решение об отказе управлению в заявленном требовании, указав на отсутствие у общества обязанности по применению дополнительного коэффициента 2 к ставке платы на негативное воздействие на окружающую среду, установленного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».
По мнению апеллянта, поддержанному в суде второй инстанции представителем общества, последнее осуществляет свою деятельность на территориях и объектах Северо-Эвенского района, которые нельзя отнести к территории традиционного природопользования ввиду того, что решение Собрания представителей Северо-Эвенского района от 28.12.2007 № 176 не соответствует федеральному законодательству, регулирующему порядок образования особо охраняемых территорий, и, в силу части 2 статьи 13 АПК РФ, не может применяться в настоящем деле в качестве нормативного правового акта, устанавливающего основание для применения повышающего коэффициента в отношении территорий и объектов, расположенных в границах Северо-Эвенского района и находящихся на землях лесного фонда.
Управление в отзыве на жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считая судебное решение законным и обоснованным; заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя.
Департамент, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимал участия в заседании суда апелляционной инстанции, отзыв не представил.
Повторно изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва, выслушав участника процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как видно из материалов дела, ООО «Омолонская золоторудная компания» осуществляет деятельность на территории Северо-Эвенского района, в том числе на основании договоров аренды земельных и лесных участков № 239/08 от 08.12.2008 (месторождение Кубака), № 240/08 от 08.12.2008 (месторождение Биркачан), № 130/14 от 14.07.2014 (месторождение Ороч).
ООО «Омолонская золоторудная компания» представило в управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, в соответствии с которой плата составила 2 040 948, 84 руб. Указанная сумма оплачена в установленном порядке.
Вместе с тем, уполномоченный орган, посчитав, что размер платы за негативное воздействие окружающей среды рассчитана компанией без учета дополнительного коэффициента 2, установленного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», в отношении территорий и объектов, расположенных в границах Северо-Эвенского района и находящихся на землях лесного фонда, у общества образовалась задолженность в размере 2 000 410, 12 руб.
Требование управления от 20.03.2018 о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы, оставлено обществом без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2).
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку общество осуществляет деятельность на территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района, находящейся под особой охраной, то за 2016 год ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду должны применяться с использованием дополнительного коэффициента 2.
Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с данными выводами.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 данного Закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
По смыслу пункта 2 статьи 16 этого Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
На основании пункта 4 указанной статьи ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016 (пункт 3).
Согласно пункту 8 Правил установлено, что плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 №1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением № 913 и постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
В соответствии с частью 3 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, применяются дополнительные коэффициенты.
Пунктом 2 Постановлением Правительства № 913 в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.
Рассмотрев протест Прокурора Северо-Эвенского района от 25.10.2007 № 7-10-16/07 на решение Северо-Эвенской районной Думы от 25.12.2001 №27, руководствуясь Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 11.01.1993№ 22 «О Перечне районов проживания малочисленных народов Севера», Уставом муниципального образования «Северо-Эвенского район» Собрание представителей Северо-Эвенского района приняло Решение от 28.12.2007 № 176 об утверждении Положения о территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района.
В соответствии с пунктом 1.1. указанное Положение устанавливает правовой статус земель, отнесенных к территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района.
В соответствии с пунктом 2.1. Положения территория традиционного природопользования местного значения включает в себя земли всех категорий земель Северо-Эвенского района, за исключением: земель населенных пунктов; земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; земель сельскохозяйственного назначения; земель запаса.
Таким образом, из содержания названного пункта следует, что действие Положения о территории традиционного природопользования местного значения распространяется на земли лесного фонда.
Указанный вывод соответствует положениям части 3 статьи 7 Земельного кодекса РФ, предусматривающей, что в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель категорий, указанных в части 1 статьи 7 Кодекса, в число которых входят земли лесного фонда.
Таким образом, указанные нормы предусматривают возможность формирования территорий традиционного природопользования на землях различных категорий, в том числе землях лесного фонда.
Согласно части 2 статьи 11 Закона № 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земли и земельные участки в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности могут также использоваться указанными лицами и общинами на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, выданного в случае и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
В соответствии со статьей 13 Закона № 49-ФЗ пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.
Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в который на территории Магаданской области включен и Северо-Эвенский городской округ.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Положение «О территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района», утвержденное решением Собрания представителей Северо-Эвенского района от 28.12.2007 № 176, соответствует Федеральным законам от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, регулирующему имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными и лесными участками. Следовательно, оно подлежит применению в качестве нормативно-правового акта, устанавливающего правовое основание для применения дополнительного коэффициента 2, установленного Постановлением Правительства № 913 в отношении территорий традиционного природопользования.
Поскольку материалам дела подтверждено, что ООО «Омолонская золоторудная компания» осуществляет на территории Северо-Эвенского района деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района, относящейся к особо охраняемым территориям местного значения, то за 2016 год ставка платы за негативное воздействие должна применяться с использованием дополнительного коэффициента 2.
Сумма задолженности по внесению спорной платы составляет 2 000 410, 12 руб., что подтверждается представленными в материалы дела расчетом и подтверждающими документами. Доказательств, подтверждающих внесение спорной суммы в полном объеме за 2016 год не представлено, что позволило суду первой инстанции обоснованно удовлетворить заявленные требования управления.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, что не могут рассматриваться в качестве основания для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 20.02.2019 по делу № А37-2521/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Омолонская золоторудная компания» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 14.03.2019 № 719, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.И. Сапрыкина |
Судьи | И.А. Мильчина |
Е.А. Швец |