Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-1981/2019
17 июня 2019 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК ЛЕС»: ФИО1 по доверенности от 01.02.2019, ФИО2 по доверенности от 01.02.2019;
от министерства природных ресурсов Хабаровского края: ФИО3 по доверенности от 24.10.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов Хабаровского края
на решение от 25.02.2019
по делу № А73-608/2019
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК ЛЕС»
к министерству природных ресурсов Хабаровского края
о признании незаконным решения об отказе в утверждении заявки об изменении инвестиционного проекта «Создание деревообрабатывающего предприятия», изложенного в письме от 25.12.2018 № 12.3.50-32758,
установил:
в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось общество с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК ЛЕС» (далее – заявитель, Общество, ООО «ЛОГИСТИК ЛЕС») с заявлением к министерству природных ресурсов Хабаровского края (далее – Минприроды края, Министерство) о признании незаконным решения от 25.12.2018 № 12.3.50-32758 об отказе в утверждении заявки об изменении инвестиционного проекта «Создание деревообрабатывающего предприятия»; обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ЛОГИСТИК ЛЕС» путем отмены решения от 25.12.2018 № 12.3.50-32758 об отказе в утверждении заявки об изменении инвестиционного проекта «Создание деревообрабатывающего предприятия», обязании Минприроды края принять решение об утверждении заявки об изменении инвестиционного проекта ООО «ЛОГИСТИК ЛЕС»«Создание деревообрабатывающего предприятия», направленной письмом от 23.11.2018 за исх. № 207.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А73-608/2019.
Решением от 25.02.2019 арбитражный суд удовлетворил заявление по делу № А73-608/2019, признал незаконным решение Министерства об отказе в утверждении поданной Обществом заявки об изменении инвестиционного проекта «Создание деревообрабатывающего предприятия», изложенное в письме от 25.12.2018 № 12.3.50-32758; обязал Министерство повторно рассмотреть заявку ООО «ЛОГИСТИК ЛЕС» об изменении инвестиционного проекта «Создание деревообрабатывающего предприятия», направленную письмом от 23.11.2018 за исх. № 207.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, Минприроды края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требования – отменить решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 03.04.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось определением суда от 16.05.2019.
В связи с изменениями в составе суда рассмотрение апелляционной жалобы начато с самого начала в судебном заседании 13.06.2019.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал заявленное апеллянтом ходатайство о приобщении к материалам дела дополнений (Положение о комитете лесной промышленности министерства природных ресурсов Хабаровского края, распоряжение губернатора Хабаровского края от 18.01.2019 № 22-р «О структуре органов исполнительной власти Хабаровского края), а также следующие доводы апелляционной жалобы с дополнением:
- является неправильным вывод суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого решения Положению о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 (далее – Положение № 190);
- у суда не было оснований для удовлетворения заявления, поскольку основанием для оспариваемого отказа, изложенного в письме от 25.12.2018 № 12.3.50-32758, послужило нарушение заявителем исполнения поквартального графика реализации инвестпроекта более чем на 1 год, что соответствует пункту «д» пункта 19 Положения № 190;
- суд необоснованно указал в решении, что в отзыве на заявление Министерство приводило новые основания отказа, изначально не указанные в оспариваемом решении;
- является необоснованным вывод суда об отсутствии полномочий у лица, подписавшего решение (и.о. председателя комитета лесной промышленности ФИО4;
- суд принял решение о повторном рассмотрении заявки без учета того, что распоряжением губернатора Хабаровского края от 18.01.2019 № 22-р такие полномочия переданы в министерство промышленности края.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в заявлении и отзыве апелляционной жалобе, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции протокольным определением удовлетворил ходатайство о приобщении дополнений, исследовав материалы дела, выслушал пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовал материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ООО «ЛОГИСТИК ЛЕС» (ОГРН <***>) реализует в Хабаровском крае инвестиционный проект «Создание деревообрабатывающего предприятия» (далее – инвестпроект), включенный в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом Минпромторга России от 01.02.2017 № 254 на основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 21.12.2016 № 1008-рп «Об утверждении заявки общества с ограниченной ответственностью «Логистик Лес» на реализацию инвестиционного проекта «Создание деревообрабатывающего предприятия» в Хабаровском крае для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» (далее - распоряжение № 1008).
В распоряжении № 1008-рп в соответствии с требованиями Положения № 190 отражены основные характеристики инвестпроекта, а также обязательства инвестора по его реализации, поквартальный график реализации, в частности установлено:
- объем инвестиций по инвестпроекту – 3 433 517 000 руб. (пп. 1 п. 9 распоряжения № 1008);
- планируемый объем и ассортимент выпускаемой продукций деревообрабатывающим предприятием при выходе на проектную мощность (в год): 380000 куб.м пиломатериалов сухих; 150000 тонн топливных гранул; 230000 куб. м технологической щепы (пп. 5 п. 9 распоряжения № 1008-рп;
- обязательство истца создать деревообрабатывающее предприятие в пос. Березовый (п. 8 распоряжения № 1008-рп);
- обязательство подготовить и утвердить проектную документацию по созданию деревообрабатывающего производства в 1-3 кварталах 2017 года в соответствии с поквартальным графиком реализации инвестпроекта (абз. 8 п. 8, абз. 8 пп. 7.1 п. 7 распоряжения № 1008-рп);
- условие о том, что при нарушении поквартального графика реализации инвестпроекта более чем на 1 год является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, выделяемых для реализации инвестпроекта (пп. 7.1 п.7 распоряжения № 1008-рп);
- общая площадь выделенных под реализацию инвестпроекта лесных участков - 699366,0 га с ежегодным объемом изъятия древесины 776600 куб. метров (перечень лесных участков, утвержденный распоряжением № 1008-рп).
В соответствии с пунктом 28 Положения № 190 на основании заявки инвестора в инвестиционный проект могут быть внесены изменения. Согласно пункту 30 Положения № 190 при реализации инвестиционного проекта стоимостью более 1,5 млрд. руб. внесение изменений в инвестиционный проект осуществляется не более 2 раз.
Письмом от 23.11.2018 № 207 Общество направило в Минприроды кря заявление об изменении инвестиционного проекта ООО «ЛОГИСТИК ЛЕС».
Согласно заявлению изменения инвестпроекта планировались в части:
- уменьшения объема выпускаемой продукции, изменение ее ассортимента (пиломатериалы сухие - до 200 тыс. куб.м, тех. сырье для ЦБК - 207 тыс. куб. м, дрова населению - 40 тыс. куб.м.);
- уменьшение объема инвестиций - на 1933,1 млн. руб. до 1500,4 млн. руб.
При этом к заявлению обществом приложены обоснование необходимости внесения изменений в инвестпроект; сведения о размере израсходованных средств на реализацию инвестпроекта; платежные документы, подтверждающие размер израсходованных обществом средств на реализацию инвестпроекта; актуализированная концепция инвестпроекта.
По результатам рассмотрения направленной обществом заявки об изменении инвестпроекта Минприроды края письмом от 25.12.2018 № 12.3.50-32758 отказало во внесении изменений в инвестпроект, сославшись на наличие оснований, предусмотренных подпунктом «д» пункта 19 Положения, а именно:
- к настоящему времени проектная документация на строительство деревообрабатывающего производства не подготовлена и не утверждена;
- поквартальным графиком реализации инвестпроекта предусмотрено вложение инвестиций в реализацию проекта в сумме 3433,5 млн. руб. в период с 4 квартала 2016 года по 2 квартал 2020 года. На 01.10.2018 освоено 434,6 млн. руб. при обязательствах 1705,8 млн. руб., в том числе в 3 квартале 2017 года – 266,9 млн. руб., освоено по отчету – 74,2 млн. руб. Отставание более одного года от графика привлечения инвестиций на 01.10.2018 составляет более 1200,0 млн. руб.
Вышеуказанные обстоятельства послужили Обществу поводом для обращения в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, при этом исходил из того, что указанные в письме от 25.12.2018 № 12.3.50-32758 основания не могли служить законным основанием для отказа в утверждении (согласовании) заявления об изменении инвестпроекта, поскольку они не приведены в перечне подпункта «д» пункта 19 Положения № 190.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 28 Положения № 190 на основании заявки инвестора в инвестиционный проект могут быть внесены изменения, содержащие сведения об инвестиционном проекте, указанные в пункте 4 Положения № 190.
Согласно пункту 29 Положения № 190 заинтересованный орган в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявки об изменении инвестиционного проекта (в случае реализации инвестиционного проекта на территориях нескольких субъектов Российской Федерации - в течение 45 рабочих дней) принимает решение об утверждении заявки об изменении инвестиционного проекта или решение об отказе в утверждении заявки об изменении инвестиционного проекта и в течение 14 рабочих дней направляет копию указанного решения в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства - в случае, предусмотренном пунктом 15 настоящего Положения, в соответствующие уполномоченные органы в области освоения лесов - в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Положения, а в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения, - в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа.
Основанием для отказа в утверждении заявки об изменении инвестиционного проекта является наличие оснований, предусмотренных подпунктом «д» пункта 19 настоящего Положения, а именно:
- нарушение инвестором (арендатором) исполнения поквартального графика более чем на 1 год;
- нарушение инвестором (арендатором) более чем на 3 месяца предусмотренного пунктом 26 настоящего Положения срока представления отчета об исполнении поквартального графика;
- отсутствие (по вине инвестора (арендатора) государственной регистрации договора аренды лесного участка в течение 90 рабочих дней со дня его подписания;
- нарушение инвестором (арендатором) сроков внесения арендной платы 2 и более раза подряд по истечении установленного договором аренды лесного участка срока платежа.
Таким образом, указанное в подпункте «д» пункта 19 Положения № 190 нарушение инвестором исполнения поквартального графика реализации инвестпроекта более чем на 1 год является основанием не только для исключения инвестпроекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, досрочного расторжения договора аренды лесных участков, но и для отказа в утверждении заявки об изменении проекта.
Поквартальным графиком предусмотрена подготовка и утверждение проектной документации по созданию деревообрабатывающего производства в 1-3 кварталах 2017 года в соответствии с поквартальным графиком реализации инвестпроекта. ООО «ЛОГИСТИК ЛЕС» допустило нарушение поквартального графика реализации инвестпроекта более чем на 1 год - Обществом в 1-3 кварталах 2017 года не подготовлена и не утверждена проектная документация по созданию деревообрабатывающего производства, имеющего проектную мощность в год: 380 000 куб. м пиломатериалов сухих в год; 150 000 тонн топливных гранул; 230 000 куб. м технологической щепы. На дату подачи Обществом заявки об изменении инвестпроекта (23.11.2018) сведения о наличии проектной документации отсутствовали.
Решение об отказе принималось Министерством с учетом письма Общества от 14.12.2018 с приложениями, в том числе техническое задание на разработку проектной документации для объекта «Лесоперерабатывающее предприятие» в п. Березовый Солнечного района Хабаровского края (приложение к договору подряда от 22.03.2018 на разработку проектной документации). Согласно техническому заданию и условиям договора от 22.03.2018 заказчик (заявитель по делу) поручил подрядчику (проектировщику) разработать проектную документацию лесоперерабатывающего производства с возможным объемом производства леса – 250 000 куб. м в год, пиломатериалов сухих – 200 000 куб. м в год, без проектирования пеллетного цеха для выпуска топливных гранул и технологической щепы.
Таким образом, разработанная проектная документация, утвержденная Обществом 23.09.2018, не соответствует основным характеристикам реализации инвестпроекта, не может быть принята в качестве доказательства исполнения поквартального графика реализации инвестпроекта в части подготовки и утверждения проектной документации по созданию деревообрабатывающего производства.
Само Общество не оспаривает то обстоятельство, что проектная документация по договору от 22.03.2018 была подготовлена и утверждена не в целях исполнения поквартального графика, а в целях исполнения инвестпроекта с учетом указанных в заявке планируемых изменений инвестпроекта.
Таким образом, отказ в утверждении заявки об изменении инвестиционного проекта «Создание деревообрабатывающего предприятия», изложенный в письме от 25.12.2018 № 12.3.50-32758, соответствует положениям пункта 29, подпункта «д» пункта 19 Положения № 190.
Мотивы необходимости внесения изменений в инвестиционный проект, сведения о размере израсходованных средств на реализацию инвестпроекта, платежные документы, подтверждающие размер израсходованных обществом средств на реализацию инвестпроекта, не имеют значения при нарушении поквартального графика реализации инвестпроекта более чем на 1 год.
Вывод суда первой инстанции о том, что Минприроды края в своем отзыве на заявление по делу приводило новые основания отказа в согласовании заявления общества, изначально не указанные в оспариваемом решении, не подтверждается содержанием отзыва и отказного письма.
Установив, что письмо от 25.12.2018 № 12.3.50-32758 было подписано и.о. председателя комитета лесной промышленности ФИО4, суд в решении указал на отсутствие доказательств в подтверждение того, что руководитель комитета лесной промышленности наделен какими-либо полномочиями принимать от имени Минприроды края соответствующие решения в рамках исполнения министерством функций, предусмотренных пунктами 3.8.7.3, 6.2.1, 6.2.2 Положения о министерстве.
С вышеуказанным выводом также не согласен суд апелляционной инстанции, поскольку такой вывод противоречит разделам 3, 4 Положения о комитете лесной промышленности министерства природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного 09.07.2018. Из указанного Положения следует, что Комитет осуществлял функции в сфере инвестпроектов в области освоения лесов, в том числе связанные с проверкой достоверности отчетных данных инвесторов по исполнению графиков реализации приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов, был вправе представлять Министерство в предела своих полномочий в отношениях с организациями и учреждениями, вести переписку с организациями по вопросам, относящимся к компетенции комитета.
Ни Общество, ни Министерство не оспаривало полномочия лица, подписавшего письмо от 25.12.2018 № 12.3.50-32758.
Таким образом, принятое по делу решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Государственная пошлина по делу заявителю не возвращается и не возмещается в силу ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
отменить решение от 25.02.2019 по делу № А73-608/2019 Арбитражного суда Хабаровского края.
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК ЛЕС».
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | А.П. Тищенко |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
Е.Г. Харьковская |