ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-19/20 от 12.02.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда

1055/2020-5086(1)

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 № 06АП-19/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2020 года.  Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2020 года. 

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего Волковой М.О., 

судей  Жолондзь Ж.В., Иноземцева И.В., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Дубининой А.С., 

при участии в заседании:

от МУП г. Магадана «Магадантеплосеть»: ФИО1, представитель по  доверенности от 20.09.2019, ФИО2, представитель по доверенности от  20.01.2020 № 8; 

от Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области:  ФИО3, представитель по доверенности от 13.08.2019, ФИО4,  представитель по доверенности от 04.02.2020; 

от третьего лица - Министерства финансов Магаданской области:  представитель не явился, 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства  строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской  области 

на решение от 29.11.2019
по делу № А37-2725/2019


Арбитражного суда Магаданской области, 

принятое судьей Лушниковым В.А.,

по иску муниципального унитарного предприятия г. Магадана  «Магадантеплосеть» (ОГРН <***>, г. Магадан) 

к Магаданской области в лице министерства строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (ОГРН  <***>, г. Магадан) 

о взыскании 46 909 971,65 руб.
третье лицо: Министерство финансов Магаданской области,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие г. Магадана «Магадантеплосеть»  (МУП «Магадантеплосеть») обратилось в Арбитражный суд Магаданской  области с иском о взыскании с Магаданской области в лице министерства  финансов Магаданской области (Минфин Магаданской области) 46 909 971,65  руб. 

Требование мотивировано наличием убытков, понесенных вследствие  невозмещения недополученных доходов, связанных с установлением льготных  тарифов на тепловую энергию. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики  Магаданской области (Минстрой Магаданской области). 

Определением суда от 01.11.2019 произведена замена органа  исполнительной власти, представляющего Магаданскую область в качестве  ответчика, с министерства финансов Магаданской области на министерство  строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской  области (Минстрой Магаданской области). 

Этим же определением Минфин Магаданской области привлечен к  участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, на стороне ответчика. Решением от  29.11.2019 иск удовлетворен. 

В апелляционной жалобе Минстрой Магаданской области считает  судебный акт подлежащим отмене. 

В обоснование указано на недоказанность размера убытков; отсутствие  оснований для расчета субсидии в размере, указанном в соглашении, ссылаясь  на предварительный расчет субсидии, который корректируется в процессе 


выполнения сторонами условий соглашения, необходимость проведения  анализа фактических расходов истца и соотнесения его с потребностью в  субсидии, указанном в соглашении, необходимость исследования первичных  документов, явившихся основанием для заключения соглашения, а также  счетов-фактур, подтверждающих расходы. 

Кроме того, указано на необоснованный отказ суда в привлечении к  участию в деле в качестве третьего лица Департамента цен и тарифов  Магаданской области. 

Отзыв на жалобу не представлен.

В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы  жалобы, дополнительно указав, что соглашение является рамочным договором,  а не обязательством, недоказанность размера убытков, необходимость  исследования счетов-фактур, в то время как акты сверок не фиксируют сумму  долга. 

Возражая против доводов жалобы, представители истца сослались на  заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с  постановлением Магаданской области № 78-пп о порядке расчета и  предоставлении субсидии; отсутствие со стороны ответчика возражений по  размеру субсидии; подписание на 01.01.2019 сторонами акта сверки взаимных  расчетов. 

Третье лицо, извещенное в соответствии с требованиями статей 121-123  АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12 «О  некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228- ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс  Российской Федерации», своего представителя не направило. 

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в  отсутствие не явившегося участника процесса. 

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства,  доводы апелляционной жалобы, пояснения сторон, апелляционный суд не  усматривает оснований для отмены оспариваемого решения. 

Согласно материалам дела постановлением Правительства Магаданской  области от 10.02.2017 № 78-пп (утратило силу в связи с изданием постановления  Правительства Магаданской области от 16.05.2019 № 339-пп) утвержден  Порядок предоставления из областного бюджета субсидий юридическим  лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения  недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, 


централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных  электростанций, водоснабжения и водоотведения и поставкой топлива  населению и юридическим лицам, осуществляющим управление  многоквартирными домами, при заключении договоров электроснабжения для  целей оказания услуг населению по тарифам, установленным уполномоченным  органом исполнительной власти Магаданской области (далее – Порядок  предоставления субсидий). 

В соответствии с Порядком предоставления субсидий 16.02.2018 между  МУП «Магадантеплосеть» (получатель) и Минстроем Магаданской области  (главный распорядитель) заключено соглашение № 11/Н о предоставлении из  областного бюджета субсидий организациям в целях возмещений  недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения,  централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных  электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива  населению по тарифам, установленным уполномоченным органов  исполнительной власти Магаданской области. 

Предметом соглашения определено предоставление из областного  бюджета в 2018 году получателю субсидии в указанных целях (пункт 1.1),  которая предоставляется главным распорядителем в соответствии со сводной  бюджетной росписью областного бюджета на 2018 год по кодам  классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного  распорядителя 617, раздел 05, подраздел 02, целевая статья 22Б116090, вид  расходов 811 (пункт 1.2 соглашения). 

В силу пункта 2.1 соглашения размер субсидии, предоставляемой из  областного бюджета в соответствии с соглашением, составляет в 2018 году -  443 929 970 руб. без учета НДС (приложение № 1). 

В приложении № 1 объем субсидии распределен по видам услуг,  оказываемых получателем населению в г. Магадане: на теплоснабжение – 423  234,98 тыс. руб., на локальное отопление – 20 694,99 тыс. руб. 

В пункте 3.1 перечислены 9 условий предоставления субсидий, в том  числе наличие у получателя недополученных доходов, образовавшихся по  фактически сложившимся экономически обоснованным расходам от оказания  услуг теплоснабжения, поставок топлива населению, не учтенных при  формировании тарифов, а также оказание услуг теплоснабжения, поставка  топлива населению по тарифам, установленным Департаментом цен и тарифов  Магаданской области (подпункты 3 и 7). 


В пункте 3.2 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от  04.07.2018, которым урегулированы разногласия, отмеченные в протоколе  разногласий от 21.02.2018) также закреплено, что в качестве условия  предоставления субсидии получатель должен направлять денежные средства на  приобретение топливно-энергетических ресурсов для населения (с учетом  доставки и хранения), и (или) на погашение задолженности за ранее  потребленные топливно-энергетические ресурсы для населения (с учетом  доставки, подогрева и хранения), и (или) на погашение задолженности по  кредитам, привлеченным для оплаты топливно-энергетических ресурсов, а  также оплату иных экономически обоснованных расходов по оказанию услуг  теплоснабжения, принятых при формировании экономически обоснованного  тарифа. 

В пункте 3.3 соглашения установлена обязанность получателя по  предоставлению копий счетов-фактур, подтверждающих фактически  произведенные затраты. 

К данному пункту сторонами подписан протокол разногласий от  21.02.2018. Протокол согласования этих разногласий или иной документ,  свидетельствующий об их урегулировании, в материалы дела не  представлен. 

Перечисление субсидии осуществляется в соответствии с бюджетным  законодательством Российской Федерации. Срок (периодичность)  перечисления субсидии – ежемесячно. Главный распорядитель отказывает  получателю в предоставлении субсидии в случаях, установленных порядком  предоставления субсидий (пункты 4.1 – 4.3). 

По пункту 5.1 соглашения главный распорядитель обязался  рассмотреть в порядке и в сроки, установленные Порядком предоставления  субсидий, представленные получателем документы; обеспечить  предоставление субсидии в порядке и на условиях, установленных Порядком  предоставления субсидий и соглашением; обеспечить перечисление субсидии  на счет получателя. 

Споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением  соглашения, решаются ими по возможности путем проведения переговоров с  оформлением соответствующих протоколов или иных документов. При  недостижении согласия споры между сторонами решаются в судебном порядке  (пункт 7.1 соглашения). 

Исходя из пункта 7.2, соглашение вступает в силу после его подписания  сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. 


В ежемесячных заявках истец с приложением расчетов обосновал  потребность в выплате субсидии на общую сумму 443 929 970 руб., в том числе  по заявке от 13.12.2018 № 07-2770 – на сумму 79 830 171,75 руб. 

В 2018 году по соглашению от 16.02.2018 № 11/Н Минстрой Магаданской  области перечислил истцу субсидии на общую сумму 281 325 008,35 руб.  (платежные поручения: от 27.03.2018 № 641310, от 17.04.2018 № 709040, от  07.05.2018 № 758895, от 04.07.2018 № 31488, от 08.11.2018 № 387482, от  26.12.2018 № 554086). 

В акте сверки взаимных расчетов за период 01.01.2018 по 31.12.2018,  подписанном МУП «Магадантеплосеть» и Минстроем Магаданской области,  зафиксировано наличие задолженности по соглашению № 11/Н в пользу истца  на сумму 162 604 961,65 руб. 

В порядке завершения финансового года на основании статьи 242  Бюджетного кодекса РФ Минстрой Магаданской области в январе 2019 года  платежными поручениями от 25.01.2019 № 608890, от 29.01.2019 №№ 616493,  616861, 617124 перечислил МУП «Магадантеплосеть» субсидии на общую  сумму 115 694 990 руб. 

Остаток невыплаченной субсидии составил 46 909 971,65 руб. 

В претензии от 29.04.2019 № 20-920, направленной в адрес ответчика,  истец указал на наличие задолженности по выплате субсидии, предупредив об  обращении в суд в случае оставления претензии без удовлетворения. 

Письменный ответ на претензию не получен.

За период с 01.01.2018 по 20.06.2019 между сторонами подписан акт  сверки взаимных расчетов, в котором указано на наличие задолженности  перед истцом по соглашению № 11/Н в сумме 46 909 971,65 руб. 

О наличии долга истец претензиями от 14.06.2019 №№ 10-1289/1 и 10- 1289 проинформировал Правительство Магаданской области и Минфин  Магаданской области. 

В ответ Минфин Магаданской области письмом от 03.07.2019   № 2067/013-3 сообщил истцу, что не является участником спорных  правоотношений. 

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с  настоящим иском в арбитражный суд. 

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан  возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или  ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в  соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса. 


В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые  лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для  восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества  (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило  бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было  нарушено (упущенная выгода). 

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О  применении судами некоторых положений раздела I части первой  Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении  убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате  действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения  обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК  РФ). 

Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с  разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в  удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано  только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом  случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом  всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности  ответственности допущенному нарушению. 

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт  2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред,  освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его  вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности  лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в  нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не  доказано обратное. 

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным  Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П по делу о  проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16  Федерального закона «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального  образования – городского округа «Город Чита», а также разъяснениям, данным  в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения  споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, 


вызванных межтарифной разницей» (далее – постановление Пленума ВАС РФ   № 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает  возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной  группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой  группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим  реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство  соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой  организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение  межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по  государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом,  обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы,  обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически  обоснованного, должно быть то публично-правовое образование,  уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное  решение. 

За органами публичной власти различных уровней в пределах их  полномочий по тарифному регулированию признано право устанавливать для  населения тарифы в размере ниже экономически обоснованных, которому  корреспондирует обязанность по компенсации потерь ресурсоснабжающим  организациям, вызванных межтарифной разницей (разницей между размером  утвержденного экономически обоснованного тарифа и размером тарифа,  установленным ниже экономически обоснованного). 

Приказами Департамента цен и тарифов Магаданской области от  21.12.2015 № 60-1/э, от 21.12.2015 № 60-3/э, от 29.12.2017 № 45-1/э, от 29.12.2017   № 21/э установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую  потребителям МУП «Магадантеплосеть», на теплоноситель (вода), а также  льготные тарифы на тепловую энергию и на горячую воду в открытой системе  теплоснабжения, реализуемую МУП «Магадантеплосеть» населению, на 2018  год. 

Так, на 1-ое полугодие 2018 года одноставочный тариф на тепловую  энергию для населения составил 7 193,68 руб./Гкал, на 2-ое полугодие 2018  года – 7 980,09 руб./Гкал с НДС; на теплоноситель – 17,61 руб./куб.м и 17,67  руб./куб.м соответственно (без НДС). 

В то же время льготный одноставочный тариф на тепловую энергию для  населения в 1-ом полугодии 2018 года составил 1 921 руб./Гкал, во 2-ом  полугодии 2018 года – 1 966 руб./Гкал с НДС (в том числе в составе  двухкомпонентного тарифа на горячую воду в открытой системе 


теплоснабжения); компонент на теплоноситель – 20,78 руб./куб.м и 20,85  руб./куб.м с НДС соответственно. 

На территории Магаданской области возмещение организациям убытков,  связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию,  поставляемую для нужд населения, производится в соответствии с Законом  Магаданской области от 11.03.2012 № 1474-ОЗ «Об установлении лиц,  имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию  (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка  компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций»  (далее – Закон № 1474-ОЗ). 

Согласно абзацу первому статьи 1 Закона № 1474-ОЗ льготный тариф  на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается для  физических лиц – потребителей услуг отопления и (или) горячего  водоснабжения в жилищном фонде, расположенном на территории  Магаданской области. 

Статьей 3 Закона № 1474-ОЗ предусмотрено, что компенсация  выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций, возникающих  в результате реализации электрической, тепловой энергии (мощности) и  теплоносителя по льготным тарифам, осуществляется в виде субсидий,  предоставляемых юридическим лицам из областного бюджета в порядке,  установленном постановлением Правительства Магаданской области, в  соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 

В силу статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим  лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным)  учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим  лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на  безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных  доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с  производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров,  кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов,  произведенных из выращенного на территории Российской Федерации  винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1). 

Субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта  Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом  субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации,  законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных 


государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с  ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации или актами  уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской  Федерации (пункт 2). 

Статьей 29 Закона Магаданской области от 06.12.2017 № 2238-ОЗ «Об  областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»  установлено, что в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов субсидии  юридическим лицам (за исключением субсидий государственным  (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также  физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на  безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных  доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с  производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров,  кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов,  произведенных из выращенного на территории Российской Федерации  винограда), выполнением работ, оказанием услуг в случаях, предусмотренных,  в частности, государственными программами Магаданской области (подпункт 1  пункта 1). 

Порядок предоставления указанных субсидий устанавливается  постановлениями Правительства Магаданской области (пункт 2). 

Подпрограммой «Государственная поддержка коммунального хозяйства  Магаданской области» государственной программы Магаданской области  «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Магаданской  области» (утверждена постановлением администрации Магаданской области от  05.12.2013 № 1213-па) предусмотрено финансирование за счет средств  областного бюджета для достижения ожидаемых результатов реализации  подпрограммы: создание практики субсидирования мероприятий по  возмещению недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям  Магаданской области, оказывающим услуги тепло-, электро-, водоснабжения и  водоотведения; повышение эффективности и качества жилищно- коммунального обслуживания; повышение комфортности и безопасности  условий проживания. 

Ответственным исполнителем подпрограммы определен Минстрой  Магаданской области. 

Одним из основных мероприятий подпрограммы является «Поддержка  коммунального хозяйства Магаданской области», в рамках которого 


реализуется мероприятие «Субсидии юридическим лицам, индивидуальным  предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов в связи с  оказанием услуг теплоснабжения от котельных и электрокотельных,  электроснабжения от дизельных электростанций, централизованного  электроснабжения, поставок топлива, водоснабжения и водоотведения  населению, а также юридическим лицам, осуществляющим управление  многоквартирными домами при заключении договоров электроснабжения для  целей оказания услуг населению». 

Ресурсное обеспечение подпрограммы (приложение № 4 к  государственной программе, в редакции постановления Правительства  Магаданской области от 30.08.2018 № 589-пп) предусматривало выделение на  данное мероприятие в 2018 году бюджетных ассигнований Минстрою  Магаданской области в размере 3 400 000 тыс.руб. 

Порядок предоставления субсидий на спорный период был утвержден  постановлением Правительства Магаданской области от 10.02.2017 № 78-пп  (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Магаданской  области от 16.05.2019 № 339-пп). 

Бюджетные обязательства Магаданской области по финансированию в  2018 году мероприятий данной подпрограммы закреплены в Законе  Магаданской области от 06.12.2017 № 2238-ОЗ «Об областном бюджете на 2018  год и плановый период 2019 и 2020 годов».  

Законом Магаданской области от 26.12.2018 № 2338-ОЗ в данный Закон, в  том числе в приложения 9 (ведомственная структура расходов областного  бюджета на 2018 год) и 19 (распределение бюджетных ассигнований на  реализацию государственных программ Магаданской области на 2018 год)  внесены изменения, согласно которым на указанные субсидии Минстрою  Магаданской области предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований до  3 572 918,0 тыс.руб. (код главного распорядителя 617, раздел 05, подраздел 02,  целевая статья расходов 22Б0116090, вид расходов 810). 

Изменения в бюджете 2018 года отражены и в приложении № 4 к  государственной программе Магаданской области «Обеспечение доступным и  комфортным жильем жителей Магаданской области», в пункт 10.1.1 которого  постановлением Правительства Магаданской области от 20.03.2019 № 183-пп  внесены изменения и предусмотрено, что размер бюджетных ассигнований  Минстрою Магаданской области на указанные субсидии составляет 3 572 918,0  тыс.руб. 


Данные изменения не привели к увеличению размера субсидии, выплата  которой предусмотрена по соглашению между истцом и ответчиком от  16.02.2018 № 11/Н, однако фактическое исполнение плановых назначений  оказалось ниже. 

Согласно приложению 2 (исполнение расходов областного бюджета по  ведомственной структуре расходов областного бюджета за 2018 год) к Закону  Магаданской области от 02.07.2019 № 2391-ОЗ «Об исполнении областного  бюджета за 2018 год» при бюджете в 3 572 918,0 тыс.руб. кассовое исполнение  по указанным субсидиям составило 3 473 590,5 тыс.руб., что на 99 327,5 тыс.  руб. меньше, или 97,2% от плана. Причины неполного исполнения бюджета по  данному виду расходов в пояснительной записке к отчету об исполнении  областного бюджета за 2018 год не раскрываются. 

Таким образом, сумма иска не выходит за плановые параметры ни  областного бюджета в соответствующей части, ни параметры по соглашению  от 16.02.2018 № 11/Н. 

Заключение публично-правовым образованием в лице уполномоченного  органа соглашения с хозяйствующим субъектом, содержащего обязанность по  предоставлению субсидии при выполнении определенных условий лицом,  претендующим на получение субсидии, и принятие уполномоченным органом  без замечаний ежемесячных заявок и расчетов этого лица о предоставлении  субсидии в конкретном размере порождает у хозяйствующего субъекта право  на получение денежных средств – имущественное право, которое подлежит  судебной защите. 

Произвольный отказ публично-правового образования от исполнения  соглашения, заключенного с получателем субсидии, влекущий невозмещение  этому лицу недополученных доходов, рассматриваемых с точки зрения  гражданского законодательства как убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ),  приводит к нарушению баланса интересов участников рассматриваемых  отношений, вследствие чего не может быть признан допустимым. 

В соответствии с положениями статей 64, 65 и 71 АПК РФ арбитражный  суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих  требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные  обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на  основании представленных доказательств. 

Судом установлено, что остаток субсидии, адекватный недополученным  доходам истца, которые не были возмещены истцу средствами бюджетного  регулирования, составил 46 909 971,65 руб. 


Оценивая достаточность представленных истцом доказательств и их  взаимную связь, суд первой инстанции исходил из того, что дважды подписав  акт сверки взаимных расчетов и подтверждая наличие задолженности перед  истцом, Минстрой Магаданской области располагал всеми документами,  необходимыми для перечисления субсидии в заявленном размере;  доказательств  недостоверности ежемесячных заявок и расчетов истца в  материалы дела не представлено. 

Факт оказания МУП «Магадантеплосеть» потребителям коммунальных  услуг по льготным (сниженным) тарифам поставки тепловой энергии (объем и  стоимость) ответчиком не оспорен. 

Таким образом, оценив в совокупности представленные в дело  доказательства, вышеуказанные правовые нормы, условия соглашения от  16.02.2018 № 11/Н, суд первой инстанции пришел к обоснованному  выводу о наличии оснований для взысканию с ответчика  задолженности по субсидии на возмещение убытков от применения  регулируемых тарифов на тепловую энергию населению за спорный период в  заявленном размере. 

Доводы апелляционной жалобы о недоказанности размера убытков, со  ссылкой на отсутствие оснований для расчета субсидии в размере,  указанном в соглашении, предварительный расчет субсидии, который  корректируется в процессе выполнения сторонами условий соглашения,  необходимость проведения анализа фактических расходов истца и  соотнесения его с потребностью в субсидии, указанном в соглашении,  необходимость исследования первичных документов, явившихся  основанием для заключения соглашения, а также счетов-фактур,  подтверждающих расходы, рамочность договора, подлежат отклонению по  следующим основаниям. 

Истцом в материалы дела представлены заявки на перечисление субсидии  по месяцам с приложением расчетов (т.1 л.д.35-63). 

Заявленная к взысканию сумма не является простой арифметической  разностью между суммой, предусмотренной пунктом 2.1 соглашения (443 929  970 руб., из них на теплоснабжение – 423 234 980 руб., на локальное отопление  – 20 694 990 руб.), и уже выплаченными суммами (397 019 998,35 руб.),  поскольку подтверждена обоснованной заявкой на перечисление субсидии от  13.12.2018 № 07-2770 с приложением расчетов на возмещение недополученных  доходов как в связи с оказанием услуг теплоснабжения населения, так и в связи  с поставкой топлива населению – угля и дров (т.1 л.д.61-63). 


Данная заявка была подана на сумму 79 830 171,75 руб., которая частично  удовлетворена в январе 2019 года. 

В материалах дела отсутствуют какие-либо документы Минстроя  Магаданской области, в котором бы ставилась под сомнение обоснованность  заявок истца на возмещение недополученных доходов, в то время как ответчик  располагал достаточными возможностями и временем для проверки этих заявок  и расчетов, учитывая порядок, установленный постановлением Правительства  Магаданской области от 10.02.2017 № 78-пп. 

При этом, получив 29.04.2019 от истца претензию, Минстрой  Магаданской области не направил на него отрицательный ответ, не  высказал замечания к ранее представленной заявке, а подписал акт, в  котором по состоянию на 20.06.2019 подтвердил наличие задолженности перед  истцом за 2018 год по соглашению от 16.02.2018 № 11/Н на сумму 46  909 971,65 руб. 

Ссылка в жалобе на рамочность соглашения, необходимость  корректировки суммы субсидии, не может быть принята во внимание, учитывая  отсутствие в самом спорном соглашении условия о корректировке размера  субсидии. 

В силу подпункта 2 пункта 5.1 соглашения главный распорядитель  обеспечивает предоставление субсидии в порядке и на условиях,  установленных Порядком предоставления субсидий и настоящим  соглашением. 

В спорный период действовал Порядок предоставления из областного  бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным  предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов в связи с  оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения,  электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения и  водоотведения и поставкой топлива населению и юридическим лицам,  осуществляющим управление многоквартирными домами, при заключении  договоров электроснабжения для целей оказания услуг населению по тарифам,  установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской  области, утвержденный постановлением Правительства Магаданской области  от 10.02.2017 № 78-пп. 

В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка для заключения  соглашения о предоставлении субсидии получатели направляют в  Министерство письменное обращение с приложением, в том числе, 


показателей, учтенных в производственной программе, принятых при  формировании тарифов на электрическую и тепловую энергию. 

При этом, как установлено в пункте 6 Порядка, Министерство в  течение 10 календарных дней с момента обращения получателя  осуществляет проверку полноты и достоверности представленных  документов; по результатам проверки Министерство в течение 10 календарных  дней с момента завершения проверки полноты и достоверности  представленных документов принимает решение о предоставлении субсидии и  заключении соглашения о предоставлении субсидии или об отказе в ее  предоставлении. 

Согласно пункту 8 Порядка размер субсидии определяется  Департаментом по соответствующей формуле. 

В соответствии с пунктом 11 Порядка получатели ежемесячно, до 5- го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, направляют в  Министерство заявку на предоставление субсидии, в которой указываются  фактические объемы финансовых средств, с учетом оказанных услуг в  отчетном месяце. 

Таким образом, ни спорным соглашением № 11/Н, ни Порядком  предоставления субсидии № 78-пп, не установлена обязательность  корректировки размера субсидии. 

Вместе с тем, соглашением № 11/Н главному распорядителю – Минстрою  Магаданской области предоставлено право осуществлять контроль за  соблюдением получателем условий, целей и порядка предоставления  субсидии, а в случае указания в документах, предоставленных  получателем, недостоверных сведений, направлять получателю  требование об устранении нарушении и приостанавливать предоставление  субсидии до устранения указанного нарушения, а также право требования  возврата полученной субсидии в областной бюджет в случае нецелевого  использования получателем субсидии (подпункты 4, 5, 6 пункта 5.1  соглашения). 

Как указано выше, истцом в материалы дела представлены заявки на  перечисление субсидии по месяцам с приложением соответствующих расчетов  (т.1 л.д.35-63). 

При этом, каких-либо возражений по размеру запрашиваемых сумм от  ответчика не поступило; размер задолженности подтвержден подписанными  актами сверки взаимных расчетов. 


Таким образом, неисполнение Минстроем Магаданской области условий  соглашения от 16.02.2018 № 11/Н имеет виновный и противоправный характер,  повлекшее наличие у истца убытков, размер которых доказан с разумной  степенью достоверности. 

Довод жалобы о необоснованном отказе суда в привлечении к участию в  деле в качестве третьего лица Департамента цен и тарифов Магаданской  области также подлежит отклонению. 

В ходе рассмотрения спора по существу ответчиком заявлялось  аналогичное ходатайство, мотивированное необходимостью выяснения  вопроса, на основании чего был рассчитан размер субсидии на 2018 год и был  ли соблюден порядок заключения соглашения о предоставлении из областного  бюджета субсидий от 16.02.2018 № 11/Н. 

Суд первой инстанции в удовлетворении ходатайства отказал, учитывая,  что в предмет доказывания по настоящему делу входят обстоятельства  исполнения соглашения, а не его заключения. 

Кроме того, согласно установленному порядку проект соглашения  готовится самим Минстроем Магаданской области и им же  направляется на подписание получателю, а результаты исполнения  соглашения в 2018 году, исходя из его заключенности и действительности,  нашли отражение в новой редакции государственной программы Магаданской  области «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей  Магаданской области» (утверждена постановлением администрации  Магаданской области от 05.12.2013 № 1213-па, с изменениями, внесенными  постановлениями от 20.03.2019 № 183-пп, от 15.05.2019 № 336-пп, от 26.08.2019   № 578-пп) и Законе Магаданской области от 02.07.2019 № 2391-ОЗ «Об  исполнении областного бюджета за 2018 год». 

Безусловных оснований для перехода к рассмотрению спора по правилам  первой инстанции и привлечения к участию в деле в качестве третьего лица  Департамента цен и тарифов Магаданской области апелляционным судом не  установлено. 

С учетом изложенного, правовые основания для удовлетворения  апелляционной жалобы отсутствуют. 

В этой связи решение суда отмене не подлежит.

Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ  основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции  не допущено. 


Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

 Решение Арбитражного суда Магаданской области от 29.11.2019 по делу   № А37-2725/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд  Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через  арбитражный суд первой инстанции. 

Председательствующий М.О. Волкова

Судьи Ж.В. Жолондзь 

 И.В. Иноземцев