ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2018/2017 от 24.05.2017 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2018/2017

31 мая 2017 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2017 года.
Полный текст  постановления изготовлен мая 2017 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.,

судей                                       Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,

при участии  в заседании:

от открытого акционерного общества  «Аэропорт Магадан»: представитель не явился;

от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: ФИО1, представителя по доверенности от 30.12.2016 № 03/2017 (сроком по 31.12.2017);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

на решение от  13.03.2017

по делу № А37-1414/2015

Арбитражного суда Магаданской области

принятое судьей Степановой Е.С.

по заявлению открытого акционерного общества  «Аэропорт Магадан» (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>; ИНН <***>)

об отмене постановления

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Аэропорт Магадан» (далее – ОАО «Аэропорт Магадан»; общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением об отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление; административный орган; УГАНиНОТБ по ДФО Ространснадзора; уполномоченный орган) о назначении административного наказания от 21.07.2015, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), с  назначением  наказания в виде административного штрафа в размере 35000 руб.

Решением суда от 13.03.2017 оспариваемое  постановление Управления признано незаконными и отменено.

Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым постановление административного органа о назначении административного наказания оставить в силе.

Заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 12 статьи 16, статью 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), статью 26.2 КоАП РФ, Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ Р М-016-2001 РД 15334.0-03.150-00, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 №3 и приказом Минэнерго Российской Федерации  от 27.12.2000 № 163, Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 №409 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2011 № 418) «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере    транспорта    контрольных    (надзорных)     функций», утверждает о том, что: заявителем на 02.07.2015 не был исполнен п. 2 инспекторского предписания, что явилось основанием для установления в действиях общества признака состава административного правонарушения по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ;  по делу № А37-1826/2015 судом признаны обоснованными доводы Управления о том, что  по общим правилам персонал узла ЭТОП службы ЭСТОП является электротехническим, а по специальным  - указанные должности относятся  к авиационному персоналу, осуществляющему электротехническое обеспечение полетов;  длительное  неисполнение предписания связано не с отсутствием указания четких формулировок и конкретных действий, необходимых совершить обществу, а с тем, что предполагалось заключение договоров по организации услуг обучения сотрудников службы ЭСТОП ООО «Аэропорт Магадан»; ссылка суда на пояснительную записку от 15.07.2015 полагающего, что именно в ней общество просит разъяснить порядок и условия прохождения курсов повышения квалификации электротехническим персоналом не соответствует действительным обстоятельствам поскольку, общество просило дать пояснения уже после окончания внеплановой проверки.

Вместе с апелляционной жалобой Управление представило в суд  экземпляр решения Магаданского городского суда Магаданской области от 29.01.2013 по делу № 12-30.

Представитель ОАО «Аэропорт Магадан»,  извещенного  надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимал.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя заявителя.

Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дав по ним пояснения, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлен перерыв до 24.05.2017 до 10 час. 50 мин.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда  в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, ОАО «Аэропорт Магадан» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области с внесением записи в ЕГРЮЛ 03.12.2012, свидетельство серии 49 № 000314025, ОГРН <***>, ИНН <***>.

По поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 13.11.2014 Ространснадзору в срок до 01.03.2015 поручено провести внеплановые выездные проверки деятельности служб, осуществляющих наземное обеспечение полетов воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в категорированных аэропортах Российской Федерации, согласно которому на основании Распоряжения № 14-р от 15.01.2015 и Приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта                    № АК-1176фс в период с 09.02.2015 по 18.02.2015 УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора в лице Северо-Восточного территориального отдела государственного авиационного надзора проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или условий, установленных воздушным законодательством Российской Федерации (статья 2 главы I Воздушного кодекса Российской Федерации), а именно: в службе ЭСТОП (электросветотехнического обеспечения полетов) ОАО «Аэропорт Магадан» нет утвержденного календарного графика проверки знаний, норм и правил работы в электроустановках, с ознакомлением работников, подлежащих проверке; по узлу ЭТОП (электротехнического обеспечения полетов) ОАО «Аэропорт Магадан» не представлены документы, подтверждающие прохождение электротехническим персоналом повышения квалификации в установленные действующим законодательством нормативные сроки; в журнале регистрации нарядов по работам в электроустановках не зарегистрированы наряды № 4 от 04.02.2015, № 2 от 03.02.2015, № 1 от 02.02.2014 и № 1 от 15.02.2014, находящиеся в папке для нарядов.

В целях устранения нарушения требований воздушного законодательства ОАО «Аэропорт Магадан» административным органом выдано Инспекторское предписание от 18.02.2015 № 13ГА/2015СВ с установленным сроком его исполнения – до 03.03.2015.

Письмом от 03.03.2015 № 01-180 ОАО «Аэропорт Магадан» сообщило о выполнении к установленному сроку пунктов 1 и 3 Инспекторского предписания.

В части исполнения пункта 2 Инспекторского предписания ОАО «Аэропорт Магадан» обратилось с просьбой о продлении срока исполнения до 01.07.2015, указав в обоснование  на необходимость заключения договора с соответствующим образовательным учреждением в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Письмом Ространснадзора от 04.03.2015 № 12.1-26 срок исполнения пункта 2 Инспекторского предписания от 18.02.2015 № 13ГА/2015СВ продлен до 01.07.2015.

Письмом № 01-657 от 01.07.2015 ОАО «Аэропорт Магадан» повторно обратилось к Ространснадзору с просьбой об отсрочке исполнения пункта 2 Инспекторского предписания до 01.08.2015. В обоснование указано на необходимость юридической проверки и корректировки договорных отношений с ООО «Международный Экспертный Центр».

Повторно срок исполнения пункта 2 Инспекторского предписания от 18.02.2015 № 13ГА/2015СВ Ространснадзором не продлевался.

С целью контроля выполнения Инспекторского предписания                               № 13ГА/2015СВ от 18.02.2015 на основании Распоряжения № 751-р от 08.07.2015 в период с 14.07.2015 по 16.07.2015 в отношении ОАО «Аэропорт Магадан» проведена внеплановая выездная проверка.

15.07.2015 ОАО «Аэропорт Магадан» представлена пояснительная записка и документы, подтверждающие прохождение электротехническим персоналом узла ЭТОП повышения квалификации.

В ходе проведения проверки Ространснадзором выявлены нарушения пункта 13 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов», утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 23.07.2003 № 149, пунктов 1.2.6, 1.4.5, 1.4.5.1, 1.4.5.2, 1.4.5.3 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6, а также выявлен факт невыполнения пункта 2 Инспекторского предписания от 18.02.2015 № 13ГА/2015СВ, - в установленный срок по узлу ЭТОП не представлены документы, подтверждающие прохождение электротехническим персоналом повышения квалификации в установленные действующим законодательством нормативные сроки.

Результаты внеплановой выездной проверки зафиксированы в акте проверки от 16.07.2015. С актом проверки 16.07.2015 ознакомлен представитель ОАО «Аэропорт Магадан» - главный инженер ФИО2 - по доверенности № 01-ЗГД от 29.01.2015, что подтверждается отметкой.

Извещением от 16.07.2015 ОАО «Аэропорт Магадан» уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - 20.07.2015 в 14 час. 00 мин., которое получено 16.07.2015 представителем общества – главным инженером ФИО2 - по доверенности № 01-ЗГД от 29.01.2015, что подтверждается отметкой в извещении.

Права и обязанности лица, в отношении которого возбуждено производство об административном правонарушении, разъяснены в извещении от 16.07.2015 о составлении протокола об административном правонарушении.

20.07.2015 по результатам рассмотрения материалов административного дела в связи с выявленными нарушениями требований законодательства и в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ на основании акта проверки в отношении ОАО «Аэропорт Магадан» составлен протокол об административном правонарушении, которым установлено наличие в действиях ОАО «Аэропорт Магадан» признаков правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя ОАО «Аэропорт Магадан» - главного инженера ФИО2 – по доверенности № 01-ЗГД от 29.01.2015, что подтверждается отметкой в протоколе, копия которого получена этим же представителем лично, что подтверждается отметкой в протоколе.

20.07.2015 ОАО «Аэропорт Магадан» представлены возражения к протоколу.

В протоколе об административном правонарушении указано время и место рассмотрения дела об административном правонарушении – 21.07.2015 в 15 час. 00 мин.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 21.07.2015 в присутствии представителя ОАО «Аэропорт Магадан» - главного инженера ФИО2, действующего по доверенности № 01-ЗГД от 29.01.2015, вынесено постановление о назначении административного наказания, в соответствии с которым ОАО «Аэропорт Магадан» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 35000 руб.

Не согласившись с постановлением УГАНиНОТБ ДФО Ространснадзора, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 10 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лицо от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Постановлением о назначении административного наказания от 21.07.2015 ОАО «Аэропорт Магадан» вменяется установленное в результате проверки исполнения Инспекторского предписания от 18.02.2015                                   № 13ГА/2015СВ нарушение – непредставление документов, подтверждающих повышение квалификации авиационным  персоналом  узла ЭТОП службы ЭСТОП ОАО «Аэропорт Магадан».

В соответствии с частью 1 статьи 52 ВК РФ к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Перечень авиационного персонала установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1998 № 749 ДСП «Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации» и приказом Федеральной авиационной службы России от 24.08.1998 № 267 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации  от 10.07.1998 № 749 ДСП».

Согласно пункту 1 Постановления № 749 к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации,, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения, включая авиационный персонал Межгосударственного авиационного комитета – граждан РФ.

Согласно пункту 2 Постановления № 749 к авиационному персоналу относятся: диспетчер электромеханической службы (включая старшего); диспетчер электроподстанции (включая старшего); инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике; инженер по светотехническому обеспечению полетов; инженер по электротехническому обеспечению полетов; инженер-электрик; инженер-энергетик.

Указанные лица участвуют в аэропортовой деятельности по электросветотехническому обеспечению полетов воздушных судов, которая включает в себя следующие виды работ: централизованное электроснабжение объектов аэропорта; электроснабжение объектов аэропорта по электрическим сетям 0,4 кВ; техническая эксплуатация электроустановок, кабельных, воздушных линий электропередачи; техническая эксплуатация системы светосигнального оборудования; проведение испытаний и измерений при помощи электротехнической лаборатории (п. 2 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов», утвержденных приказом Минтранса РФ от 23.06.2003 № 149).

Согласно статье 52 ВК требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Для осуществления аэропортовой деятельности по электросветотехническому обеспечению полетов Организация создает структурное подразделение (производственное подразделение, службу) электросветотехнического обеспечения полетов (пункт 7 ФАП-149).

Для осуществления аэропортовой деятельности по электросветотехническому обеспечению полетов Организация должна иметь квалифицированный авиационный персонал (пункт 11 ФАП-149).

Согласно пункту 13 ФАЛ-149 Организация обеспечивает проведение профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации, утвержденных в установленном порядке.

При этом, согласно пункту 22 ФАП-149 Организация имеет документацию в соответствии с перечнем, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам, в пункте 6 которого указано, что Организация должна иметь план (планы) профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала, утвержденный Организацией.

Повышение квалификации электротехнического персонала (авиационного персонала службы ЭСТОП) предусматривается Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей».

Согласно пункту 1.4.5. Правил обязательной формой работы с различными категориями работников для непрерывного повышения квалификации является дополнительное профессиональное образование.

Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4 статьи 54  ВК РФ).

Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 2 статьи 54 ВК РФ).

Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 29.01.1999 № 23 утверждены и введены в действие с 01.08.1999 Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационных учебных центров», которые устанавливают порядок взаимоотношений специально уполномоченных органов в области гражданской авиации с авиационными учебными центрами при проведении работ по сертификации авиационных учебных центров.

Указанные Правила распространяются на образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности (государственные учреждения, предприятия, курсы, структурные подразделения и т.д.), осуществляющие образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования, а также определяют порядок проведения сертификации авиационных учебных центров. Они являются обязательными для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с указанными правилами повышение квалификации - это этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью обновления и углубление знаний и умений, направленных на совершенствование профессионального и методического мастерства.

Как установлено судом первой инстанции, законность и обоснованность предписания от 16.07.2015 № 36ГА/2015СВ проверялась в судебном порядке и решением Арбитражного суда Магаданской области от 25.12.2015                        № А37-1826/2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2016 № 06АП-613/2016, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.05.2016                        № Ф03-1771/2016, в удовлетворении требований ОАО «Аэропорт Магадан» о признании недействительным и отмене инспекторского предписания Управления № 36ГА/2015СВ от 16.07.2015, отказано.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2016                № 303-КГ16-10688 ОАО «Аэропорт Магадан» отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Письмом заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации № 303-КГ16-10688 от 23.11.2016 в удовлетворении жалобы отказано.

В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Магаданской области от 25.12.2015 по делу № А37-1826/2015 по заявлению ОАО «Аэропорт Магадан» к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании недействительным и отмене инспекторского предписания от 16.07.2015 № 36ГА/2015СВ, установлены законность и обоснованность проведенной ответчиком внеплановой выездной проверки, а также вынесенного по ее результатам УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора вышеуказанного предписания.

При этом, по результатам рассмотрения дела № А37-1826/2015 суд признал несостоятельными доводы ОАО «Аэропорт Магадан» о том, что персонал узла ЭТОП службы ЭСТОП не относится к авиационному, а является только электротехническим, в связи, с чем не должен проходить повышение квалификации в установленном порядке в специализированных учреждениях.

Судом также установлено, что согласно Межотраслевым правилам по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ Р М-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 № 3 и приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 № 163, персонал электротехнический – это административно-технический, оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный персонал, организующий и осуществляющий монтаж, наладку, техническое обслуживание, ремонт, управление режимом работы электроустановок.

В соответствии с пунктом 1.1.1. указанных Правил безопасности, область и порядок применения Правил распространяется на работников организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и других физических лиц, занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющие строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 ВК РФ, специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами (часть 1 статьи 52 ВК РФ).

Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами (часть 2 статьи 54 ВК РФ).

Приказом Минтранса Российской Федерации  от 23.06.2003 № 149 утверждены Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов.

При этом, по результатам рассмотрения дела № А37-1826/2015 судом установлено, что ОАО «Аэропорт Магадан» не осуществляет какую-либо образовательную деятельность, не имеет лицензий на оказание образовательных услуг по реализации основной программы профессионального обучения.

Таким образом, суд признал правомерными доводы Ространснадзора о том, что проведение ОАО «Аэропорт Магадан» обучения персонала узла ЭТОП службы ЭСТОП к работе в периоды осенне-зимней и весенне-летней навигации по утвержденной Программе обучения, разработанной и утвержденной самостоятельно, не может быть признано доказательством соблюдения положений пункта 13 ФАП № 149.

Таким образом, законность и обоснованность Инспекторского предписания от 16.07.2015 № 36ГА/2015СВ о представлении документов, подтверждающих повышение квалификации электротехническим (авиационным) персоналом узла ЭТОП службы ЭСТОП ОАО «Аэропорт Магадан» в соответствии с требованием воздушного законодательства установлена судебными актами по делу № А37-1826/2015.

Непредставление указанных документов свидетельствует о неисполнении ОАО «Аэропорт Магадан» обязанности по повышению квалификации электротехнического (авиационного) персонала в установленном порядке в специализированных учреждениях, что является нарушением п. 13 приказа Минтранса РФ от 23.06.2003 № 149 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехничеекому обеспечению полетов».

Таким образом, факт нарушения требований воздушного законодательства Российской Федерации подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, следовательно законным и обоснованным является  пункт 2 Инспекторского предписания от 18.02.2015 № 13ГА/2015СВ, в связи с неисполнением которого выдано Инспекторское предписание от 16.07.2015 № 36ГА/2015СВ.

Поскольку Инспекторское предписание от 18.02.2015 № 13ГА/2015СВ в части пункта 2 не исполнено к установленному сроку, данное обстоятельство явилось основанием для вынесения 21.07.2015 Управлением оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности   по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу; при этом, наличие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Все обстоятельства, связанные с наличием вины, а также доказательства, подтверждающие её наличие, административный орган обязан отразить в постановлении о назначении наказания.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что виновность ОАО «Аэропорт Магадан»  во вменяемом административном правонарушении административным органом не исследовалась, а была констатирована как установленный факт.

Как следует из оспариваемого постановления Управления, вина ОАО «Аэропорт Магадан» заключается в том, что имея реальную возможность по исполнению обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований воздушного законодательства, ОАО «Аэропорт Магадан» не приняло достаточные меры для организации профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации, утвержденных в установленном порядке и не представило документы, подтверждающие повышение квалификации авиационного персонала узла ЭТОП службы ЭСТОП ОАО «Аэропорт Магадан» (п. 13 ФАП-149).

Однако, данный  вывод не соответствует нарушению, отраженному  в пункте 2 Инспекторского предписания от 18.02.2015 № 13ГА/2015СВ, где  указано на непредставление по узлу ЭТОП документов, подтверждающих прохождение электротехническим персоналом повышения квалификации в установленные действующим законодательством нормативные сроки.

Поскольку в Инспекторском предписании от 18.02.2015 № 13ГА/2015СВ отсутствует указание на необходимость представления документов, подтверждающих повышение квалификации авиационного персонала узла ЭТОП службы ЭСТОП, то постановлением административного органа неправомерно вменяется обществу непредставление вышеуказанных документов.

При указанных обстоятельствах не соответствует фактическим обстоятельствам указание в оспариваемом постановлении и на наличие у ОАО «Аэропорт Магадан» реальной возможности по исполнению предписания, т.к. содержащаяся в Инспекторском предписании формулировка не соответствует фактической обязанности ОАО «Аэропорт Магадан», предусмотренной воздушным законодательством Российской Федерации.

Также не соответствует фактическим обстоятельствам указание в оспариваемом постановлении на непринятие ОАО «Аэропорт Магадан» достаточных мер для организации профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Как верно отмечено судом первой инстанции, представленная в материалы дела переписка свидетельствует о том, что ОАО «Аэропорт Магадан» неоднократно обращалось в Ространснадзор за соответствующими разъяснениями с просьбой указать нормативные акты, регламентирующие порядок и условия прохождения курсов повышения квалификации электротехническим персоналом (пояснительная записка от 15.07.2015, письмо № 01-719 от 16.07.2015.

Кроме того, из оспариваемого постановления следует, что действия ОАО «Аэропорт Магадан» по направлению писем от 03.03.2015 № 01-180 о продлении срока исполнения предписания в связи с необходимостью заключения договора с соответствующим учебным учреждением и от 01.07.2015 № 01-657 о продлении срока исполнения предписания в связи с необходимостью юридической проверки и корректировки договорных отношений с ООО «Международным Экспертным Центром», подтверждают факт совершения вменяемого административного правонарушения.

По этим основаниям, судом первой инстанции верно определено, что  указанные действия ОАО «Аэропорт Магадан» свидетельствуют о принятии им активных мер по исполнению Инспекторского предписания от 18.02.2015                    № 13ГА/2015СВ, что подтверждается представленной в материалы дела перепиской с учебными заведениями с целью заключения договора на оказание платных образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования.

Таким образом, отсутствие четких формулировок и указания на конкретные действия, которые необходимо совершить лицу, в отношении которого выдано Инспекторское предписание от 18.02.2015 № 13ГА/2015СВ, привело к длительному неисполнению законных и обоснованных требований Ространснадзора, что свидетельствует об отсутствии вины ОАО «Аэропорт Магадан» в неисполнении предписания в установленный срок.

Между тем, предписание это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа юридическому лицу и содержащий требования по устранению выявленных нарушений.

При вынесении предписания контролирующему органу необходимо обеспечить соблюдение не только норм законодательства, но и законных интересов нарушителя, не превышая разумно необходимые меры воздействия на него.

Судом первой инстанции верно установлено, что Инспекторским предписанием от 18.02.2015 № 13ГА/2015СВ ОАО «Аэропорт Магадан» предписано принять необходимые меры по недопущению в дальнейшем вышеуказанных нарушений и привести деятельность авиапредприятия в соответствие с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации, то есть предписание обществу совершить вышеуказанные действия (принять меры)  носит общий характер, не содержит указания на конкретные действия, которые должно предпринять лицо, получившее  такое  предписание, что свидетельствует об отсутствии определенности в предписанных требованиях.

Кроме того, приведенные в предписании формулировки по существу направлены не на устранение конкретного нарушения к определенному сроку, а на недопущение в будущем (в любое время) любых нарушений требований воздушного законодательства при осуществлении деятельности авиапредприятия.

Указанное обстоятельство подтверждается содержанием Инспекторского предписания от 16.07.2015 № 36ГА/2015СВ, в котором конкретизированы требования в части указания подлежащих представлению документов – документов, подтверждающих прохождение курсов повышения квалификации авиационным персоналом узла ЭТОП службы ЭСТОП ОАО «Аэропорт Магадан» в соответствии с требованием воздушного законодательства Российской Федерации.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что исполнение Инспекторского предписания от 16.07.2015 № 36ГА/2015СВ не вызвало затруднений у ОАО «Аэропорт Магадан» и было исполнено на момент рассмотрения настоящего дела.

В связи с изложенным, судом первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела сделан обоснованный вывод о том, что административным органом не доказано наличие вины общества в совершении вмененного правонарушения  неисполнению инспекторского предписания.

Вместе с тем, отсутствие вины свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения и в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, что влечёт за собой отмену оспариваемого постановления Управления.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции по настоящему делу является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Магаданской области от  13 марта 2017 года по делу № А37-1414/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

Е.И. Сапрыкина

Е.А. Швец