ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2081/20 от 28.05.2020 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2081/2020

03 июня 2020 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.

судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.

при участии в заседании:

от управления лесами Правительства Хабаровского края: ФИО1 по доверенности от 20.02.2020 № 09-02;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края

на решение от 26.02.2020

по делу № А73-15399/2019

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению акционерного общества «Флора» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к управлению лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения, изложенного в письме от 31.07.2019 № 02-18/11051 об отказе в принятии лесных деклараций от 24.07.2019 №№ 24/2019/0004, 32/2019/0004, о возложении обязанности принять лесные декларации от 24.07.2019 №№ 24/2019/0004, 32/2019/0004 по договору аренды лесного участка от 24.07.2008 № 0004/2008,

установил:

акционерное общество «Флора» (далее – АО «Флора», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее – Управление лесами) о признании незаконным решения об отказе в принятии лесных деклараций АО «Флора» от 24.07.2019 №№ 24/2019/0004, 32/2019/0004 по договору аренды лесного участка от 24.07.2008 № 0004/2008, изложенного в письме от 31.07.2019 № 02-18/11051, об обязании Управления лесами принять вышеуказанные лесные декларации.

Заявление было принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу А73-15399/2019.

Решением от 26.02.2020 суд заявленные требования общества удовлетворил.

Не согласившись с решением суда, Управление лесами заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы Управление лесами ссылается на то, что лесовозный ус не является объектом лесной инфраструктуры, так как данное понятие не закреплено в распоряжении Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р. Но при этом АО «Флора» в спорных лесных декларациях декларирует лесовозные усы именно как объекты лесной инфраструктуры. В таблицах «Создание (снос) объектов лесной инфраструктуры», которые предназначены, для декларирования объектов лесной инфраструктуры, общество декларирует объекты (лесовозные усы), не являющиеся таковыми.

Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 27.04.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.

В отзыве на апелляционную жалобу Общество не согласилось с доводами Управления лесами, просило решение оставить без изменения.

В судебном заседании от Управления лесами поступило ходатайство об отложении судебного заседания, поскольку в Верховном суде Российской Федерации рассматривается дело № А73-14363/2019 по схожим обстоятельствам.

Рассмотрев данное ходатайство, судебная коллегия не установила основания, предусмотренные статьей 158 АПК РФ, и отклонила его.

В судебном заседании представитель Управления лесами поддержал позицию изложенную в апелляционной жалобе.

АО «Флора» не принимало участие в судебном заседании апелляционной инстанции, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, что не препятствовало рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 АПК РФ.

Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя лица, участвующего в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, 24.07.2008 между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и АО «Флора» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 0004/2008 (далее - договор аренды), согласно условиям которого, арендатор принял во временное пользование лесной участок площадью 182 733 га в целях использования лесов для заготовки древесины на территории Горинского лесничества Солнечного муниципального района Хабаровского края в пределах кварталов: 111-112, 135-137, 139, 140, 143, 144, 148, 168, 169, 191, 195-197, 220, 222-228, 232-237, 242-249, 252-255, 268, 269, 271-275, 281-283, 293, 294, 299-303, 307, 308, 315, 323-325, 329, 330, 347-349, 358-366 Горинского участкового лесничества, 2, 3, 10, 19, 50, 54, 56, 63, 66-70, 92, 93, 97-101, 106-114, 117-127 Снежного участкового лесничества, 57, 207-211, 219-222, 225-231, 234-240, 243, 255-257, 262-268, 275-279, 286, 289-301, 308-316, 335-341, 352-357, 372-375, 387-392, 44-47, 51-56, 63, 67, 69, 98, 254, 273, 274, 280, 281, 283-285, 302, 304, 305, 351, 361-371, 376-379, 384-386, 394-401, 408-417, 423-431, 437-447 Октябрьского участкового лесничества.

В соответствии с Положением об управлении лесами правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр, на территории Хабаровского края полномочия арендодателя по договорам аренды лесных участков, осуществляет управление лесами правительства Хабаровского края (п. 3.42), на которое также возложены функции по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов (п. 3.6), принятию лесных деклараций об использовании лесов (п. 3.17).

АО «Флора» подало в Управление лесами лесные декларации от 24.07.2019 №№ 24/2019/0004, 32/2019/0004, в которых заявило, что в период с 05.08.2019 по 31.12.2019 намеревается использовать леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке территории Горинского лесничества, Октябрьского участкового лесничества Хабаровского края в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 21.02.2019 № 262П, согласно приложениям 1 к настоящим декларациям.

Письмом от 31.07.2019 № 02-18/11051, Управление лесами сообщило Обществу об отказе в принятии лесных деклараций от 24.07.2019 №№ 24/2019/0004, 32/2019/0004 по договору аренды лесного участка от 24.07.2008 № 0004/2008 в связи с тем, что декларируемый объект – «лесовозный ус» отсутствует в Перечне объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р, данный термин не предусмотрен лесным законодательством.

Не согласившись с решением Управления лесами об отказе в принятии лесных деклараций от 24.07.2019 №№ 24/2019/0004, 32/2019/0004 по договору аренды лесного участка от 24.07.2008 № 0004/2008, изложенным в письме от 31.07.2019 № 02-18/11051, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) одним из видов использования лесов является заготовка древесины.

В соответствии с частями 1, 4, 8 и 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 названного Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждены приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (далее - Правила заготовки № 474).

Частью 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

В силу пункта 3 Порядка № 17 при использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.

В силу части 2 статьи 26 ЛК РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В соответствии с частью 3 статьи 26 ЛК РФ форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Соответствующие форма и порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утверждены приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 (далее - Порядок № 17).

Согласно пункту 2 Порядка № 17 лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.

В силу абзаца 1 пункта 3 Порядка № 17 в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

Пунктом 6 Порядка № 17 предусмотрено, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

Из материалов дела видно, что спорными лесными декларациями от 24.07.2019 №№ 24/2019/0004, 32/2019/0004 Общество заявило об использовании лесов для целей заготовки древесины: сплошными рубками в хвойном хозяйстве для строительства лесовозных усов. К декларациям приложена общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов, схемы размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, в которых приведены номера лесосек, координаты предполагаемых для строительства лесовозных усов, их площадь.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 474 заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

В соответствии с частью 8 статьи 29 ЛК РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка и составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (пункты 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69).

Согласно приказу Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 в проекте освоения лесов лесосеки не обозначаются (пункт 12). Отвод лесосек в натуре (установление и обозначение на местности их границ) осуществляется в соответствии с пунктами 17, 18, 26 Правил заготовки № 474 на стадии подачи лесной декларации (пункты 4.1, 4.3, 4.4 Порядка № 17).

Сведения об отведенных лесосеках (месте их расположения, номере и площади, координатах и др.) указываются в лесной декларации, до подачи которой данные сведения отсутствуют (т.е. на стадии проектирования такие сведения отсутствуют).

В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог (часть 1 статьи 13 ЛК РФ).

При этом перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 13 ЛК РФ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, и резервных лесов (далее - Перечень № 1283-р), предусматривающий различные объекты лесной инфраструктуры в зависимости от вида леса.

В частности, к объектам лесной инфраструктуры для использования лесов в эксплуатационных лесах относятся лесная дорога, лесной проезд, квартальная просека.

Таким образом, создание лесной инфраструктуры, включающей сведения характеристик существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры, должно отражаться в проекте освоения лесов.

В данном случае в спорной декларации отражено о сплошной рубке для строительства лесовозных усов.

Указанный Перечень объектов лесной инфраструктуры не содержит сведений о лесовозных усах.

При этом, соответствующее понятие (лесовозный ус) приведено в ГОСТ 17461-84 «Технология лесозаготовительной промышленности. Термины и понятия»: лесовозный ус - временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкающий к ветке или магистрали лесовозной дороги и предназначенный для освоения отдельных лесосек.

Вместе с тем строительные нормы и правила «Промышленный транспорт» (СНиП -2.05.07-91*) предусматривают следующие определения дорожной инфраструктуры, используемые в лесном хозяйстве:

Магистраль лесовозной дороги - основной участок лесовозной дороги, связывающей осваиваемый лесной массив с нижним складом лесозаготовительного предприятия, дорогой общего пользования или пунктом потребления, и рассчитанный на весь период эксплуатации арендованного лесного участка предприятия;

Ветка лесовозной дороги - ответвление от магистрали лесовозной дороги, обслуживающее часть лесного участка предприятия;

Лесовозный ус - временный лесовозный путь, примыкающий к ветке или магистрали лесовозной дороги и предназначенный для освоения отдельных лесосек.

Кроме того, в пункте 4.3 Свода правил «Дороги лесные Правила проектирования и строительства (СП 288.1325800.2016)» указано, что лесовозный ус (ответвление от лесовозной ветки) наравне с лесовозной магистралью и лесовозной веткой является одним из видов лесовозной лесной дороги.

Следовательно, понятие лесной дороги, отраженное в Перечне № 1283-р, в качестве объекта лесной инфраструктуры, фактически обобщает все виды дорог, используемых в лесном хозяйстве, в том числе и лесовозные усы.

Между тем, лесовозные усы не предусматриваются Проектом освоения лесов в разделе «Объекты лесной инфраструктуры», так как отсутствуют сведения о месте расположения отдельных лесосек, и проект освоения лесов этого не требует (раздел 3.1 Проекта освоения лесов, утвержденного приказом Управления лесами от 03.07.2019 № 1144).

При таких обстоятельствах возникает объективная невозможность декларирования в рубку лесовозных усов именно под видом лесной дороги, поскольку последует отказ в принятии декларации по основанию несоответствия лесной декларации проекту освоения лесов, ввиду отсутствия лесной дороги с конкретными координатами и характеристиками в Проекте освоения лесов.

В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о том, что строительство лесовозных усов, а следовательно и подача соответствующих деклараций в настоящем случае связаны с непосредственным освоением конкретной лесосеки, координаты которой приведены в лесных декларациях, в связи с чем, у Управления лесами Правительства Хабаровского края не имелось оснований для непринятия спорных деклараций.

Оценив в совокупности, установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Управления лесами отсутствовали правовые основания для отказа в принятии лесных деклараций Общества от 24.07.2019 №№ 24/2019/0004, 32/2019/0004 по договору аренды лесного участка от 24.07.2008 № 0004/2008 в связи с чем правомерно удовлетворил требования заявителя.

При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции: решение об отказе в принятии лесных деклараций повлекло за собой невозможность использования лесного фонда на арендуемом по договору лесном участке в целях заготовки древесины, чем нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.

Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 26.02.2020 по делу № А73-15399/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

А.П. Тищенко

Судьи

Е.И. Сапрыкина

Е.А. Швец