Шестой арбитражный апелляционный суд
Именем Российской Федерации
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Хабаровск
08 июня 2009 года № 06АП-2085/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.
Судей: Гричановской Е.В., Карасева В.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ракиновой Е.Н.
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи»: ФИО1, паспорт <...>, выдан 11.02.2003 УВД г.Южно-Сахалинска, представитель по доверенности от 20.01.2009 № ДСВ-20 ХФ;
от Управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области: ФИО2, удостоверение ФЗ № 578, представитель по доверенности от 19.01.2009 б/н
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалоб у открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи»
на решение от 22 апреля 2009 года
по делу № А16-327/2009-9
Арбитражного суда Еврейской автономной области
Дело рассматривал судья Янина С.В.
по заявлению открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи»
к Управлению природных ресурсов Правительства Еврейской автономной области
об оспаривании постановления от 27.03.2009 № 18
Открытое акционерное общество «Дальневосточная компания электросвязи» (далее – ОАО «Дальсвязь», общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к Управлению природных ресурсов Правительства Еврейской автономной области (далее - Управление природных ресурсов Правительства ЕАО, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.03.2009 № 18, которым оно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Требования общества обоснованы тем, что нарушений норм Лесного кодекса Российской Федерации со стороны общества не имеется, административным органом допущены процессуальные нарушения при привлечении общества к административной ответственности.
Решением суда первой инстанции от 22.04.2009 заявленные требования удовлетворены, постановление от 27.03.2009 № 18 о привлечении общества к административной ответственности признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку в основу названного постановления положен протокол от 16.03.2009 № 67-76/8 об административном правонарушении, который составлен по результатам проверки, проведенной в нарушение действующего законодательства, оспариваемое постановление не может являться законным.
Не согласившись с судебным актом, ОАО «Дальсвязь» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит внести изменения в мотивировочную часть решения суда первой инстанции, исключив из нее вывод суда о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на отсутствие в его действиях состава правонарушения, поскольку фактически обществом эксплуатируются линии связи, находящиеся ниже почвенного слоя лесных участков, следовательно, обществом используются недра, а не лесные участки, в связи с чем, указанные правоотношения регулируются разными нормами права.
Кроме того, по мнению общества, факт наличия в недрах объекта недвижимости (сооружения связи), на которое в установленном порядке оформлено право собственности, исключает самовольное занятие земельного участка.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил исключить из мотивировочной части решения суда первой инстанции вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.
Представитель Управления природных ресурсов Правительства ЕАО отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просила мотивировочную часть решения суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для исключения из мотивировочной части решения суда первой инстанции вывода о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что в целях обеспечения исполнения лесного законодательства с 20.01.2009 по 19.02.2009 на основании плана проведения государственного надзора и контроля на 1 квартал 2009 года и приказа от 31.12.2008 № 540 главными лесными инспекторами ФИО3 и ФИО4 проведена проверка ОАО «Дальсвязь».
Извещением от 30.12.2008 № 01-16/2742 общество уведомлено о назначении плановой проверки и необходимости обеспечить содействие при осуществлении проверки - представить необходимую документацию и организовать явку законного представителя.
В связи с неявкой законного представителя общества, административный орган извещением от 26.01.2009 № 01-16/183 повторно уведомил ОАО «Дальсвязь» о проведении плановой проверки.
В ходе проверки установлено, что ОАО «Дальсвязь» не заключены договоры аренды лесных участков:
- в Смидовичском участковом лесничестве Биробиджанского лесничества в кварталах № 115, выдел 14; № 116 выдел 1, 3; № 117 выдел 11, 13, 14; площадью 1,38 га в эксплуатационных лесах;
- в Смидовичском участковом лесничестве Биробиджанского лесничества в кварталах № 104 выдел 19; № 106 выдел 29; № 118 выдел 2, 5 - 13, 14, 22, 30; № 119 выдел 1, 3, 7; № 120 выдел 1; № 122 выдел 2, 8, 11, 13, 14; № 123 выдел 6, 7, 9; № 129 выдел 1 - 7, 9, 10; № 130 выдел 1 - 3, 5 - 7, 12, 14 - 16, 18, 20; площадью 11,02 га, в защитных лесах, используемых под эксплуатацию оптиковолоконного кабеля, о чем составлен акт№ 06 от 16.03.2009.
Управлением природных ресурсов извещением от 04.03.2009 № 01-16/662 сообщено обществу о том, что 16.03.2009 в 11 часов 00 минут будут подведены итоги плановой проверки, в связи с чем, законному представителю общества необходимо прибыть по указанному в извещении адресу для оформления результатов проверки и составления протокола об административном правонарушении.
Направление извещения в адрес юридического лица подтверждается почтовым конвертом и уведомлением о вручении отправленным 04.03.2009 и полученным обществом 10.03.2009.
По результатам проведенной проверки в присутствии представителя общества ФИО5 по доверенности при надлежащем извещении юридического лица в отношении общества составлен протокол от 16.03.2009 № 67-76/8 об административном нарушении, выразившемся в том, что общество, не заключив договоры аренды лесных участков, использует их для эксплуатации линий электросвязи на общей площади 12,4 га, что является нарушением статей 9, 25, части 2.1 статьи 45 Лесного кодекса РФ, пункта 2 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17,04.2007 № 99.
Определением от 16.03.2009 № 39 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 14 часов 00 минут 27 марта 2009 года.
Акт № 06, протокол № 67-76/8 от 16.03.2009 об административном правонарушении, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлены в адрес общества с сопроводительным письмом 17.03.2009 и получены им 20.03.2009.
Постановлением от 27.03.2009 № 18 ОАО «Дальсвязь» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, ОАО «Дальсвязь» оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статьёй 23.24 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.9 КоАП РФ, рассматривают органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов рассматривать дела об административных правонарушениях отношении указанных органов вправе, в том числе, главные государственные лесные инспектора в субъектах Российской Федерации, их заместители.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» государственный лесной надзор и контроль в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. В Еврейской автономной области данные полномочия закреплены за Управлением природных ресурсов (Положение об Управлении природных ресурсов ЕАО, утвержденное постановлением правительства ЕАО № 247-пп от 10.10.2006).
Следовательно, постановление от 27.03.2009 № 18 вынесено заместителем главного государственного инспектора ЕАО, одновременно являющимся по должности заместителем начальника Управления природных ресурсов, в пределах предоставленных КоАП РФ полномочий.
В соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс РФ) на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Статьей 24 Лесного кодекса РФ установлено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков.
Одним из видов использования лесов, в силу статьи 25 Лесного кодекса РФ, является строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Данный вид использования лесов осуществляется с предоставлением лесных участков (статья 45 Лесного кодекса РФ).
В силу части 2.1 статьи 45 Лесного кодекса РФ, лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
С учетом изложенного, эксплуатация линий связи ОАО «Дальсвязь» возможна только при условии предоставлении лесного участка для указанных целей.
Судом установлено, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие использование обществом лесных участков для эксплуатации линий связи на основании какого-либо права, предусмотренного статьей 9 Лесного кодекса РФ.
Статьей 7 Лесного кодекса РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке, расположенный на землях лесного фонда.
Согласно пунктам 6, 9 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 578 от 09.06.1995, вдоль трассы кабеля связи должны быть созданы просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях, которые должны содержаться в безопасном в пожарном отношении состоянии силами предприятий, в ведении которых находятся линии связи, на трассах кабельных линий связи вне городской черты устанавливаются информационные знаки, являющиеся ориентирами.
Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов РФ № 99 от 17.04.2007 предусмотрено, что лица, осуществляющие использование лесов для эксплуатации линий связи, обеспечивают регулярное проведение очистки предоставленного земельного участка, при угрозе развития эрозии на участках с нарушенным почвенным покровом должны проводить рекультивацию земель, при устранении аварий на линии связи производится выезд на место аварии и раскопка в месте залегания кабеля.
Таким образом, общество было обязано оформить права на лесной участок в порядке, предусмотренном Лесным кодексом РФ, следовательно, вывод суда первой инстанции, отраженный в мотивировочной части решения, о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, соответствует обстоятельствам дела, установленным судом, поскольку ОАО «Дальсвязь» самовольно использовало спорные лесные участки при эксплуатации кабельных линий связи.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в действиях ОАО «Дальсвязь» вменяемого ему правонарушения, поскольку фактически обществом эксплуатируются линии связи, находящиеся ниже почвенного слоя лесных участков, следовательно, обществом используются недра, а не лесные участки, судом отклоняется ввиду следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (далее - Закон о недрах) недра могут быть предоставлены в пользование для строительства и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования.
Статья 11 Закона о недрах определяет, что отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользования недр осуществляется после утверждения проекта работ по недропользованию, в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Согласно пункту 4.1 Положения о порядке лицензирования использования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 № 3314-1 предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками.
Следовательно, ОАО «Дальсвязь» и в случае пользования недрами для размещения линий связи одновременно является фактическим пользователем лесного участка.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для исключения из мотивировочной части решения суда первой инстанции вывода суда о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
В удовлетворении апелляционной жалобы открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи» об исключении из мотивировочной части решения Арбитражного суда Еврейской автономной областиот 22 апреля 2009 годапо делу № А16-327/2009-9 вывода суда о наличии в действиях открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, отказать.
Мотивировочную часть решения Арбитражного суда Еврейской автономной областиот 22 апреля 2009 годапо делу № А16-327/2009-9 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий Т.Д. Пескова
Судьи Е.В. Гричановская
В.Ф. Карасев