ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-208/2015 от 25.03.2015 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-208/2015

31 марта 2015 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
Полный текст  постановления изготовлен марта 2015 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Козловой Т.Д.

судей                                       Гетмановой Т.С., Ротаря С.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.

при участии  в заседании:

от МУП г.Хабаровска «Водоканал»: ФИО1, представитель, доверенность от 01.01.2015 №6/37-4;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Материальные ресурсы»

на решение от 15.12.2014

по делу №А73-5205/2014

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Захаренко Е.Н.

по иску открытого акционерного общества «Материальные ресурсы»

к муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска «Водоканал»

об урегулировании преддоговорных разногласий

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Материальные ресурсы» (ОГРН <***> ИНН  <***>, далее – ОАО «Материальные ресурсы») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска «Водоканал» (ОГРН <***> ИНН <***>, далее – МУП г.Хабаровска «Водоканал») об урегулировании преддоговорных разногласий, возникших при заключении типового договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2014 №494, просило:

- из предмета договора раздел 1 пункт 1 абзац 2 предложение 2 исключить указание «и составу» и «нормативы допустимых сбросов»;

- раздел 3 пункт 11 исключить;

- раздел 4 пункт 12 подпункт «в» принять в редакции ОАО «Материальные ресурсы»: «Осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и контроль объема сточных вод»;

- раздел 4 пункт 12 подпункт «п» принять в редакции ОАО «Материальные ресурсы»: «Требовать от Абонента соблюдения нормативов по объему сточных вод в центральную систему водоотведения»;

- раздел 4 пункт 12 подпункт «р» исключить;

- раздел 4 пункт 12 подпункт «с» исключить;

- раздел 4 пункт 13 подпункт «г» принять в редакции ОАО «Материальные ресурсы»: «Иметь беспрепятственный доступ к водопроводным сетям и приборам учета холодной воды в порядке, предусмотренном разделом VI настоящего договора»;

- раздел 4 пункт 13 подпункт «д» принять в редакции ОАО «Материальные ресурсы»: «Взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему в централизованную систему сточных вод»;

- раздел 4 пункт 14 подпункт «е» принять в редакции ОАО «Материальные ресурсы»: «Производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации вносить плату за нарушение нормативов по объёму сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения»;

- раздел 4 пункт 14 подпункт «ж» принять в редакции ОАО «Материальные ресурсы»: «Обеспечить беспрепятственный доступ представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства к водопроводным сетям, местам отбора проб холодной воды и приборам учета»;

- раздел 4 пункт 14 подпункт «т» принять в редакции ОАО «Материальные ресурсы»:

«Соблюдать лимиты на сброс сточных вод, нормативы по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод»;

- раздел 4 пункт 14 подпункт «ф» исключить;

- раздел 6 пункт 24 в наименовании раздела после слов «отбор проб» дополнить словами «питьевой воды»;

- раздел 6 пункт 24 подпункт «а» дополнить предложением «Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления»;

- раздел 6 пункт 24 подпункт «в» по тексту исключить слова «и сточных вод»;

- раздел 8 пункт 29 исключить;

- раздел 8 пункт 30 исключить слова «сточных вод»;

- раздел 8 пункт 31 после слов «нормативы водоотведения по объему» исключить слова «и составу»;

- раздел 8 пункт 32 исключить;

- раздел 10 пункт 54 после слов «мест отбора проб воды» исключить слова «и сточных вод»;

- приложение № 5 столбец 4 принять в редакции ОАО «Материальные ресурсы»: «Согласно графику отбора проб холодной питьевой воды»; исключить слова «сточных вод»;

- приложение № 8 исключить (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением суда от 15.12.2014 раздел 3 пункт 11, раздел 4 пункт 12 подпункты «в», «р», раздел 4 пункт 13 подпункт «г», «д», раздел 4 подпункт 14 подпункт «е», «ж», раздел 6 пункт 24, раздел 6 пункт 24 подпункт «в», раздел 8 пункты 29, 30, 31, раздел 10 пункт 54 приняты в редакции МУП г.Хабаровска «Водоканал», типового договора; раздел 1 пункт 1 абзац 2 предложение 2, раздел 4 пункт 12 подпункт «п», «с», раздел 4 пункт 14 подпункт «т», раздел 6 пункт 24 подпункт «а», раздел 8 пункт 32 изложены судом в новой редакции; раздел 4 пункт 14 подпункт «ф» исключен; приложение №5 оставлено в согласованной редакции проекта договора; приложение №8 переименовано на «Требования к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента» без изменения содержания в редакции МУП г.Хабаровска «Водоканал» по проекту договора.

Не согласившись с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось ОАО «Материальные ресурсы», в которой просит решение суда изменить в части применения и распространения на истца постановления Мэра г.Хабаровска от 29.11.2006 №1496, как не соответствующее действующему законодательству.

В доводах жалобы заявитель также ссылается на то, что по заключению №2134 к паспорту водного хозяйства установлен иной среднесуточный объем отводимых вод, нежели приведенный судом в решении.

Не согласилось с выводом суда о том, что с ответчика может быть взыскана плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, поскольку водопотребление холодной и горячей воды используется только на хозяйственно-бытовые нужды и стоимость очистки хозяйственно-бытовых стоков входит в тариф на сточную воду.

В отзыве на апелляционную жалобу МУП г.Хабаровска «Водоканал» отклонило доводы жалобы как несостоятельные, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель МУП г.Хабаровска «Водоканал» поддержал доводы отзыва, дав по ним пояснения.

ОАО «Материальные ресурсы», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя не обеспечило.

Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, заслушав в судебном заседании представителя ответчика, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что в адрес ОАО «Материальные ресурсы» МУП г.Хабаровска «Водоканал» направило типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2014 №494, с приложениями.

Договор подписан Абонентом с протоколом разногласий и письмом от 25.03.2014 №600/37-1 направлен в адрес организации ВКХ.

Согласно протоколу разногласия, разногласия абонента возникли в отношении пункта 1 части 2 предложения 2, пункта 11, пункта 12 «в», пункта 12 «п», пункта 12 «р», пункта 12 «с», пункта 13 «г», пункта 13 «д», пункта 14 «е», «ж», «т», «ф», «х», пункта 15 «а», «д», пункта 24, пункта 24 «а», «в», «д», «е», пункта 28, пункта 29, пункта 30, пункта 31, пункта 32, главы 10 пунктов 36-43, главы 13 пунктов 49-52, пункта 54, приложения № 5 столбец 4, Приложения № 8.

МУП г.Хабаровска «Водоканал» признав предложения абонента в части пункта 14 подпункта «х», пункта 15 подпункты «а», «д», пункт 24 подпункты «д», «е», пункт 28, главы 10 пунктов 36-43, главы 13 пунктов 49-52 обоснованными направило в адрес ОАО «Материальные ресурсы» протокол согласования разногласий.

Поскольку в отношении спорных пунктов договора стороны не достигли согласия, ОАО «Материальные ресурсы» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 421 ГК РФ условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда соответствующее условие предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Как следует из материалов дела, МУП г.Хабаровска «Водоканал» направило в адрес абонента единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Статья 15 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»от 07.12.2011 № 416-ФЗ устанавливает, что в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.

Перечень существенных условий для договора водоснабжения приведен в пункте 5 статьи 13 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в числе которых указано:

1) предмет договора, режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), определяемый в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (водопроводным сетям);

2) сроки осуществления подачи воды;

3) качество воды, в том числе температура подаваемой воды в случае заключения договора горячего водоснабжения;

4) порядок контроля качества воды;

5) условия прекращения или ограничения подачи воды;

6) порядок осуществления учета поданной воды;

7) сроки и порядок оплаты по договору;

8) границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей;

9) права и обязанности сторон по договору;

10) ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору водоснабжения;

11) порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору;

12) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета в целях определения объема поданной воды, тепловой энергии (в случае горячего водоснабжения) и определения качества воды;

13) иные условия, установленные правилами горячего водоснабжения, правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Перечень существенных условий для договора водоотведения приведен в пункте 5 статьи 14 указанного закона, в числе которых:

1) предмет договора, режим приема сточных вод;

2) порядок учета принимаемых сточных вод;

3) условия прекращения или ограничения приема сточных вод;

4) места и порядок отбора проб сточных вод, порядок доступа к местам отбора проб представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации;

5) порядок декларирования состава и свойств сточных вод (для абонентов, которые обязаны подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод);

6) порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы и показателей декларации о составе и свойствах сточных вод (для абонентов, в отношении объектов которых устанавливаются такие нормативы или лимиты), требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения;

7) сроки и порядок оплаты по договору;

8) права и обязанности сторон по договору;

9) ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных договором;

10) порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору;

11) границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения абонента и организации, осуществляющей водоотведение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей;

12) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации к канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам) и приборам учета сточных вод в целях определения объема отводимых сточных вод, их состава и свойств;

13) иные условия, установленные правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Обращаясь с настоящим иском, истец указал, что не является абонентом, для которого установлены:

- нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод (пункт 1 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 №525)

-  нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (статья 27 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»);

- нормативы по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод с объемом отводимых сточных вод (без учета поверхностных сточных вод) менее 50 куб. метров в сутки в среднем за истекший календарный год (пункт 135 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644);

- абонент не осуществляет деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которому принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения. (Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 №230);

- абонент не осуществляет деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, не имеет самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки (пункт 124 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644).

К абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» относятся абоненты, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 200 куб. м/сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

Исходя из согласованного в приложении №7 к типовому договору от 01.01.2014 объема сточных вод – 39,5 куб.м. в сутки, суд первой инстанции установил, что ОАО «Материальные ресурсы» относятся к малым абонентам, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 №230.

Учитывая среднесуточный объем сточных вод, суд первой инстанции признал доводы ОАО «Материальные ресурсы» обоснованными в части того, что для истца не установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Доводы истца о том, что по заключению №2134 к паспорту водного хозяйства установлен иной среднесуточный объем отводимых вод, апелляционной инстанцией во внимание принимаются, поскольку судом приведен среднесуточный объем согласованный сторонами в приложении №7 к договору.

В силу пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

Согласно пункту 35 Правил № 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.

В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Нормативные показатели допустимых сбросов сточных вод в централизованную систему водоотведения утверждены в приложении № 3 к Правилам № 644.

Вместе  с тем, поскольку для ОАО «Материальные ресурсы» не установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади, то в силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 №644 на истца распространяются положения пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».

Пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 №167, в редакции, действующей на дату подачи иска, установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:

соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;

обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;

техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;

защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167Постановлением Мэра города Хабаровска от 29.11.2006 №1496 утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод при сбросе в систему бытовой канализации города Хабаровска, поступающих на очистные сооружения МУП г.Хабаровска «Водоканал».

Приведенные в приложении №8 к договору нормативы допустимых сбросов соответствуют нормативам, приведенным в постановлении Мэра г.Хабаровска.

В апелляционной жалобе ОАО «Материальные ресурсы» не согласилось с применением Постановления Мэра г.Хабаровска, поскольку оно не отвечает требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем, приведенные в Постановлении Мэра г.Хабаровска нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод при сбросе в систему бытовой канализации города Хабаровска, поступающих на очистные сооружения МУП г.Хабаровска «Водоканал» не противоречат нормативам, установленным в приложении № 3 к Правилам №644, а также отражены в приложении №8 типового договора.

Таким образом, учитывая, что ОАО «Материальные ресурсы» не относится к категории абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, вместе с тем отводимые от абонента сточные воды в центральную систему водоотведения должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, суд первой инстанции верно пришел к выводу об удовлетворении требований истца в части, с учетом установленного, исключив из спорных пунктов указание на нормативы допустимых сбросов, при этом судом первой инстанции учтены существенные условия договора водоснабжения и водоотведения.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 декабря 2014 года по делу №А73-5205/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Т.Д. Козлова

Судьи

Т.С. Гетманова

С.Б. Ротарь