Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-214/2022
11 марта 2022 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Солнечный экспресс»
на решение от 17.12.2021
по делу № А73-6937/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Солнечный экспресс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 16.04.2021 серия 27 № 011514 по делу об административном правонарушении;
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Экспресс»,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Солнечный экспресс» (далее – ООО «Солнечный экспресс», Общество), расположенное по адресу: 682711, <...>, зарегистрировано 23.04.2020 за основным государственным регистрационным номером 120270007091, ИНН <***>.
04.03.2021 в 15 часов 50 минут при проверке автотранспорта на линии на основании планового (рейдового) задания на проверку от 14.01.2021 № 05-016, выявлен факт нарушения порядка использования автобуса при осуществлении регулярных перевозок пассажиров ООО «Солнечный экспресс», а именно: в районе здания № 11В по Чернореченскому шоссе осуществлялась перевозка пассажиров в количестве 20 человек по маршруту «Хабаровск - р.п. Солнечный», автобусом марки Киа Грандберд государственный регистрационный знак СВ014 27, под управлением водителя ФИО1 (второй водитель – ФИО2). Указанную перевозку пассажиров осуществляло ООО «Солнечный экспресс», согласно представленным водителем документам (путевой лист № 30100 от 03.03-04.03.2021, договор фрахтования транспортного средства № 1Ф-11/2020 от 12.12.2020, список пассажиров). В ходе производства по делу об административном правонарушении Обществом был также представлен иной договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу от 21.12.2020 № 2Ф/122020, заключенный с ООО «Экспресс».
Исходя из представленного водителем ФИО1 документа - списка пассажиров, конечным остановочным пунктом в данной перевозке являлся р.п. Солнечный. Данный факт подтверждается объяснением пассажира ФИО3, указанной в списке пассажиров, которая пояснила, что электронный билет на указанный рейс для неё приобрела дочь через интернет сайт «Ребус», с целью добраться 04.03.2021 из г. Хабаровска до р.п. Солнечный.
Согласно информации поступившей из Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края (далее – Министерство), установлено что, в настоящее время на маршруте «р.п. Солнечный - г. Комсомольск-на-Амуре - г. Хабаровск» с порядковым номером маршрута 291а, осуществляет перевозку пассажиров индивидуальный предприниматель ФИО4 на основании открытого конкурса, по результатам которого указанному перевозчику было выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок на транспортные средства, сроком действия с 21.12.2020 по 20.12.2025, кроме того, Министерством ранее выдавались юридическому лицу ООО «Солнечный экспресс» на вышеуказанный маршрут № 291а свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок, сроком действия с 23.06.2020 по 20.12.2020. Срок действия указанных документов – свидетельства и карт маршрута, закончился.
Усмотрев в действиях ООО «Солнечный экспресс» признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), 05.03.2021 заместителем начальника отдела автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО5 в отношении ООО «Солнечный экспресс» возбуждено дело об административном правонарушении, о чем вынесено соответствующее определение. Законному представителю Общества предложено явиться 02.04.2021 в 11-00 час. по адресу: 680000, <...> этаж, каб. № 5 для дачи объяснения по факту нарушения, а также для составления протокола об административном правонарушении. Этим же определением назначена дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении (16.04.2021 в 11-00 час.). В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ у Общества истребованы документы, необходимые для рассмотрения дела. Копия определения направлена в адрес юридического лица 16.03.2021 по почте и получена адресатом 29.03.2021, что подтверждено отчетом об отслеживании почтового отправления АО «Почта России».
02.04.2021 заместителем начальника отдела автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Дальневосточного межрегионального УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО5 в отношении ООО «Солнечный экспресс», в отсутствии законного представителя Общества, при его надлежащем извещении, составлен протокол серия 27 № 015158 об административном правонарушении по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ. Копия протокола, содержащего сведения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, направлена в адрес юридического лица 02.04.2021 по почте и получена адресатом 12.04.2021.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 16.04.2021 вынесено постановление серия 27 № 011514, которым ООО «Солнечный экспресс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в котором просило такое постановление отменить за отсутствием события и состава административного правонарушения.
Определением суда от 12.05.2021 заявление принято к рассмотрению, возбуждено дело № А73-6937/2021.
Определением суда от 29.09.2021 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) произведена замена Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на его правопреемника – Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (далее – МТУ Ространснадзора по ДФО, административный орган).
Определением суда от 20.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Экспресс» (далее – ООО «Экспресс», третье лицо).
Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции решением от 17.12.2021 оспариваемое постановление изменил, назначенный Обществу штраф снизил до 150 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, Общество обжаловало его в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование жалобы указывает на следующее:
- постановление вынесено не уполномоченным на то лицом;
- доказательств нарушения правил использования автобуса в материалах дела нет;
- в акте № 111 от 04.03.2021 не отражено обнаружение факта выполнения регулярного рейса без наличия маршрутной карты, т.е. вменяемое правонарушение не было выявлено;
- поскольку сотрудники ГИБДД не наделены правом опроса свидетелей по делам, не отнесенным к их компетенции, то показания свидетелей получены с нарушением Закона и не могут быть использованы в качестве доказательства;
- ответственность за использование арендованного имущества несет арендатор, как лицо, использующее транспортное средство, а Общество, в свою очередь, несет обязанность и ответственность за содержание и управление транспортным средством.
В отзыве на апелляционную жалобу МТУ Ространснадзора по ДФО не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, заключается в осуществлении регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.
Субъектом ответственности за данное правонарушение может являться водитель транспортного средства, должностное лицо, а также юридическое лицо.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок определена как документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Статьей 14 Закона № 220-ФЗ установлен порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам; осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта (часть 8 статьи 14 Закона № 220-ФЗ).
Статьей 17 Закона № 220-ФЗ определен порядок организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам; право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты (часть 1 статьи 19 Закона № 220-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, подтверждающих право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок. Каждый субъект, осуществляющий перевозки пассажиров автомобильным транспортом, которым, как следует из норм Закона № 220-ФЗ, может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и участник договора простого товарищества, обязан иметь карту маршрута регулярных перевозок на каждое участвующее в перевозке транспортное средство.
В соответствии с Федеральным законом № 259-ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностными лицами органов государственного надзора проводятся плановые (рейдовые) проверки автомобильного транспорта в процессе его эксплуатации.
Целью плановых (рейдовых) осмотров, обследований является проверка выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта.
В процессе мероприятий по проверке осуществляется осмотр транспортных средств на соответствие требованиям по допуску их к эксплуатации и правилам перевозок пассажиров и грузов, наличие и соответствие путевой и иной установленной документации.
Рейдовые проверки осуществляются на основании плановых (рейдовых) заданий, утверждаемых начальником (заместителем начальника) территориального органа Ространснадзора, как правило, совместно с представителями органов ГИБДД УМВД России.
По результатам проведенных плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта государственными транспортными инспекторами составляется и подписывается акт результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств.
Как установлено судом по материалам дела, ООО «Солнечный экспресс» имеет лицензию от 25.05.2020 № АК-27-000478 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Также ООО «Солнечный Экспресс» имеет договор №VSKX22061245248000 от 08.06.2020 об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенный с САО «ВСК» в отношении транспортных средств, в том числе, автобуса KIA GRANDBIRD г/н СВ01427. Вид страхования: автомобильный транспорт - автобусные перевозки (регулярные и по заказам) в международном и междугородном сообщении с возможностью осуществления перевозок (регулярных и по заказам) в пригородном сообщении и (или) перевозок по заказам в городском сообщении.
Согласно пояснениям, представленным генеральным директором ООО «Солнечный Экспресс» на определение Управления № 056 от 05.03.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении, 04.03.2021 в 15-20 час. автобус KIA GRANDBIRD регистрационный знак СВ01427, правообладателем которого на законных основаниях является ООО «Солнечный экспресс», отправлялся от гостиницы «5 звезд» г. Хабаровска по маршруту г. Хабаровск – ГЛК «Холдоми» в соответствии с посадочной ведомостью на основании пункта 1.2 и приложения № 3 договора фрахтования от 21.12.2020 № 2Ф/122020, заключенного с ООО «Экспресс». Таким образом, ООО «Солнечный экспресс» 04.03.2021 в 15-20 часов осуществляло перевозку пассажиров по договору фрахтования, в связи с чем, наличие карт маршрута не требуется.
В силу статьи 787 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании заключенного в письменной форме договора фрахтования, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
В силу частей 1,4 статьи 27 Закона № 259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Договор фрахтования, должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
Согласно части 4 указанной статьи при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Статьей 27 Закона № 259-ФЗ и пунктом 90 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила № 112) выделены две разновидности перевозок пассажиров и багажа по заказам - перевозки, осуществляемые в интересах определенного и неопределенного круга лиц.
К перевозкам определенного круга лиц относятся перевозки организованных групп людей (например, детей, перевозимых в летний лагерь, сотрудников предприятия - к месту работы и обратно, туристов - на экскурсию).
Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 Правил № 112. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
К перевозкам неопределенного круга лиц относятся, например, перевозки, организуемые крупными торговыми центрами для подвоза из транспортных узлов потенциальных покупателей. Данные перевозки осуществляются по расписанию и по обращению любого лица. Частью 5 статьи 27 Закона № 259-ФЗ и пунктом 98 Правил № 112 установлен запрет на взимание какой-либо платы с пассажиров при осуществлении заказных перевозок неопределенного круга лиц.
Оплата стоимости пользования транспортным средством при осуществлении заказной перевозки должна производиться исключительно фрахтователем (заказчиком) фрахтовщику (исполнителю, перевозчику) в соответствии с условиями заключенного между ними договора фрахтования.
Таким образом, отличительным признаком регулярных перевозок пассажиров и багажа является наличие публичного договора как основание перевозки, осуществление перевозки согласно установленному расписанию по маршруту регулярного сообщения на основании разрешительных документов, выдаваемых уполномоченным органом в сфере организации регулярных пассажирских перевозок, перевозки осуществляются систематически.
Отличительной особенностью перевозок пассажиров по заказу является то, что перевозки осуществляются по заказу пассажира (фрахтователя), при этом маршрут движения и время отправления определяется фрахтователем.
Отличие деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам на основании публичных договоров перевозки пассажиров от перевозок по заказу состоит в цели (предмете) данной деятельности для сторон данных договоров.
Так, целью деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту, перевозке за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, в для пассажира-получение платной услуги по перевозке. То есть, плата взимается с пассажира за оказываемую публичную услугу перевозки.
Целью перевозки по заказу для фрахтовщика является предоставление фрахтователю в пользование всей либо части вместимости транспортного средства за плату, а целью фрахтователя - получение за плату всей либо части вместимости транспортного средства для использования в целях перевозки пассажиров. То есть, плата по данному договору взимается с фрахтователя фрахтовщиком за предоставление транспортного средства.
Перевозимые лица сторонами договора не являются и плату за проезд (услугу перевозки) не вносят.
Судом по материалам дела установлено, что, несмотря на наличие договора фрахтования и таблички «Заказной» на лобовом стекле автобуса, воспользоваться услугами перевозчика мог неопределенный круг лиц. Как следует из пояснений пассажира ФИО3, 02.03.2021 её дочь через интернет сайт «Ребус» приобрела электронный билет на её имя для того, чтобы она могла добраться с г. Хабаровска до п. Солнечного на автобусе (заказном). Билет был куплен за 1 049 руб. на 04.03.2021.
04.03.2021 ФИО3 прибыла на Автовокзал г. Хабаровска для посадки на свой рейс. Контролер диспетчер после посадки проверил наличие посадочных билетов у пассажиров, после чего автобус отправился в рейс.
В ходе проверочных мероприятий водителем ФИО1 был представлен договор фрахтования транспортного средства № 1Ф-11/2020 от 12.12.2020, заключенный между ООО «Солнечный экспресс» (фрахтовщик) и ООО «Экстрим Сервис» (фрахтователь). В соответствии с указанным договором фрахтовщик обязуется осуществить перевозку по заказу фрахтователя определенного круга лиц, по маршруту «Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре - п. Солнечный – ГЛК «Холдоми», т.е. доставить пассажиров из г. Хабаровска на горнолыжный комплекс «Холдоми», находящийся в 5,5 км от р.п. Солнечный. Однако, согласно представленному списку пассажиров, никто из у пассажиров не осуществлял поездку до ГЛК «Холдоми», все пассажиры следовали до иных пунктов назначения - Маяк, ФИО6, Троицкое, Комсомольск-на-Амуре, р.п. Солнечный. При этом доказательств заключения пассажирами какого-либо договора с фрахтователем, в материалы дела не представлено.
Исходя из объяснений пассажира ФИО3 и информации, указанной в списке пассажиров, установлено что, пассажиры приобретали билеты на маршрут сообщением г. Хабаровск - п. Солнечный напрямую, оплачивая билеты через кассу (16 билетов через ООО «Автовокзалы Хабаровского края») и сайт (5 билетов через ООО «Р-Групп»), не заключая при этом договоров фрахтования транспортного средства, т.е. на основании публичного договора. Таким образом, данная перевозка пассажиров не является перевозкой по заказу, а признается перевозкой транспортом общего пользования на основании публичного договора по регулярному маршруту пассажирских перевозок сообщением «г. Хабаровск - р.п. Солнечный».
При этом судом установлено и следует из имеющейся в материалах административного дела информации министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, представленной в письме от 29.01.2021 № 01.20-395, что на территории Хабаровского края утвержден реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, в который включен межмуниципальный маршрут регулярной перевозки пассажиров № 291а «р.п. Солнечный – г. Комсомольск-на-Амуре – г. Хабаровск» (перевозчик ИП ФИО4). При этом пути следования транспортных средств по указанному официальному маршруту № 291а являются идентичными путям оказания услуг перевозок пассажиров ООО «Солнечный экспресс».
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд пришел к правомерному выводу о том, что представленные Обществом договоры фрахтования не подтверждают совершение перевозки пассажиров по заказу и оформлены только лишь для создания видимости осуществления заказной перевозки, тогда как фактически 04.03.2021 осуществлялась регулярная перевозка пассажиров по межмуниципальному маршруту регулярной перевозки пассажиров «р.п. Солнечный – г. Комсомольск-на-Амуре – г. Хабаровск».
Таким образом, при осуществлении данного вида перевозки пассажиров по регулярному маршруту заявитель должен был в установленном порядке получить соответствующие разрешительные документы, в том числе карту маршрута; отсутствие у ООО «Солнечный экспресс» карты маршрута образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу от 12.12.2020 № 1Ф-11/2020, заключенный с ООО «Экстрим-Сервис», не соответствует положениям статьи 787 ГК РФ, поскольку заключен сторонами на безвозмездной основе, в то время, как договор фрахтования является возмездным договором.
На основании анализа и оценки установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что представленные в материалы дела договоры фрахтования транспортного средства являются лишь способом придания осуществляемой деятельности по перевозке пассажиров по регулярному маршруту видимости осуществления заказной перевозки.
Таким образом, судом установлено, что ООО «Солнечный экспресс» под видом заказных перевозок пассажиров в спорный период осуществляло перевозку пассажиров по маршруту, полностью совпадающему с маршрутом регулярных перевозок № 291А сообщением «р.п. Солнечный - г. Комсомольск-на-Амуре - г. Хабаровск», установленным министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, при этом, используя автобус при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, чем допустило нарушение требований части 2, части 3 статьи 17, части 1, части 3 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации», что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
На основании изложенного, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Солнечный экспресс» события и признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В рассматриваемом деле правонарушение совершено Обществом с умышленной формой вины, поскольку ему должны были быть известны требования законодательства, регулирующего отношения в сфере перевозок пассажиров наземным транспортом, однако, необходимых действий им предпринято не было, что свидетельствует о безразличном отношении к требованиям публичного порядка. В материалах дела отсутствуют и Обществом не представлены доказательства, которые бы свидетельствовали о принятии им достаточных мер по предотвращению совершения рассматриваемого правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, суд находит доказанным факт наличия в действиях ООО «Солнечный экспресс» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Нарушений процедуры производства по делу об административном правонарушении, не позволивших управлению всесторонне и полно рассмотреть дело и влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено. Общество было своевременно извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления, в связи с чем лицо, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, имело возможность воспользоваться всеми правами, предусмотренными статьями 28.2, 25.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Полномочия должностного лица управления автодорожного надзора на составление административного протокола и вынесение оспариваемого постановления судом проверены.
Оснований для признания правонарушения малозначительным, судом не установлено.
Вместе с тем, суд с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, исходя из принципа дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, учитывая, что общество относится к числу субъектов малого и среднего предпринимательства (категория – микропредприятие), а также, принимая во внимание значительный размер штрафа, снизил размер назначенного Обществу административного штрафа до 150 000 руб. Оснований для дальнейшего снижения размера штрафа коллегия не усматривает.
Фактически доводы, изложенные в настоящей жалобе, повторяют доводы Общества в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование заявителем норм действующего законодательства, а также иная оценка установленных обстоятельств спора, не свидетельствует о неправильном применении их судом.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 17.12.2021 по делу № А73-6937/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | А.П. Тищенко |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
Е.А. Швец |