ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2171/2022 от 25.05.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2171/2022

01 июня 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2022 года.
Полный текст  постановления изготовлен июня 2022 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.

судей                                       Мильчиной И.А., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Полина": Утемовой А.С. представителя по доверенности от 15.03.2022 (сроком до 31.12.2022);

от Центрального банка  Российской Федерации в лице Дальневосточного главного управления: Михлик Д.А. представителя по доверенности  от 29.07.2019 (сроком до 30.06.2022);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Полина"

на решение от  30.03.2022

по делу № А73-2740/2022

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению  общества  с ограниченной ответственностью "Ломбард Полина"

к Центральному  банку Российской Федерации в лице Дальневосточного главного управления

о признании незаконным и отмене постановления от 18.02.2022                                  № 22-814/3110-1

УСТАНОВИЛ:

общество   с ограниченной ответственностью "Ломбард Полина" (далее – ООО «Ломбард Полина»; общество; заявитель; Ломбард) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации  в лице Дальневосточного главного управления (далее – ЦБ РФ; банк; банк в лице Дальневосточного главного управления) от 18.02.2022 № 22-814/3110-1 о наложении штрафа  по делу об административном правонарушении                                 № ТУ-08-ЮЛ-22-814.

         Решением суда от 30.03.2022 в удовлетворении требований общества отказано.

         Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «Ломбард Полина»  обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит рассмотреть ходатайство о необходимости применения закона, смягчающего ответственность  согласно ст. ст. 30.1-30.3, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении общества, подвергнутого штрафу в 50000 руб.; вынести постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания  по делу об административном правонарушении  № ТУ-08-ЮЛ-22-814 в отношении общества.

         Заявитель жалобы утверждает следующее: в связи с вступлением с 06.04.2022  в законную силу Федерального закона  от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений  в Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях»,  наличием имеющегося постановления банка от 28.02.2022 № ТУ-08-ДЛ-22-1054/3120-1 (о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ должностного лица общества), всех предпринятых обществом мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (письмо банка от 30.03.2022), есть необходимость пересмотра дела и прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении общества.

         Вместе с апелляционной жалобой в суд поступили, в том числе документы, на которые  ссылается общество в своей жалобе (перечислены в приложении к жалобе).

         В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, банк отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда – без изменения.

         В судебном заседании представитель общества  поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит  удовлетворить ее и  прекратить  производство  по делу об административном правонарушении в отношении общества, пояснила о том, что документы, перечисленные в приложении к апелляционной жалобе, представлены в обоснование доводов такой жалобы.

         Представитель банка в судебном заседании возражает против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

         В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлен перерыв до 25.05.2022 до 12 час. 45 мин.

         После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии тех же представителей лиц, участвующих в деле, что и до перерыва.

         После перерыва позиции представителей лиц, участвующих в деле, не изменились.

         Арбитражный суд, руководствуясь, в том числе положениями статьи 268 АПК РФ, определил: приобщить к материалам дела приложенные к апелляционной жалобе документы (постановления банка от 28.02.2022                           № ТУ-08-ДЛ-22-1054/3120-1, письмо банка от 30.03.2022).

         Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

         Как видно из материалов дела, в соответствии со сведениями Государственного реестра ломбардов ООО «Ломбард Полина» включено в указанный реестр 30.04.2010, то есть  является субъектом законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

По результатам рассмотрения в рамках реализации надзорных мероприятий за деятельностью НФО, документов и информации, предоставленных ООО «Ломбард Полина» письмом от 19.11.2021 № 19/11 были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, а именно: 08.09.2021 ООО «Ломбард Полина» направило в уполномоченный орган информацию о результатах проверки, проведенной 08.09.2021 (Акт № 9 от 08.09.2021) в виде ФЭС (файл «SNF03484_04_2724068617_272401001_20210908_001.xml», номер записи: «2021_2724068617_272401001_00000010») с нарушением порядка заполнения показателя «номер записи в ФЭС» таблица 3.4 (строка 3), установленного Указанием № 4937-У (Таблица 2); 12.10.2021 ООО «Ломбард Полина» направило в уполномоченный орган информацию о результатах проверки, проведенной 12.10.2021 (Акт№ 10 от 12.10.2021) в виде ФЭС (файл «SNFO3484_04_724068617_272401001_20211012_001.xml», номер записи: «2021_2724068617_272401001_00000009») с нарушением порядка заполнения показателя «номер записи в ФЭС» таблица 3.4 (строка 3), установленного Указанием № 4937-У (Таблица 3); допущено нарушение порядка заполнения показателя «номер записи в ФЭС» таблица 3.4 (строка 3), установленного Указанием Банка России от 17.10.2018 № 4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Указание № 4937-У); также выявлено нарушение Ломбардом пункта 2 Указания № 4937-У, выразившееся в необеспечении хранения, поименованных в постановлении от 18.02.2022, файлов усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - УКЭП) для ФЭС, что указывает на не исполнение требования законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ в части осуществления внутреннего контроля, а именно: ООО «Ломбард Полина» в нарушение пункта 2 Указания № 4937-У не обеспечено хранение файлов УКЭП для ФЭС: с номером записи «2021_2724068617_272401001_00000001», направленного в уполномоченный орган 07.02.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); с номером записи «2021_2724068617_272401001_00000003», направленного в уполномоченный орган 10.03.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); с номером записи «2021_2724068617_272401001_00000004», направленного в уполномоченный орган 07.04.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); с номером записи «2021_2724068617_272401001_00000005», направленного в уполномоченный орган 15.05.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); с номером записи «2021_2724068617_272401001_00000006», направленного в уполномоченный орган 14.06.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); с номером записи «2021_2724068617_272401001_00000007», направленного в уполномоченный орган 14.07.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); с номером записи «2021_2724068617_272401001__00000008», направленного в уполномоченный орган 07.08.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); с номером записи «2021_2724068617-272401001^00000010», направленного в уполномоченный орган 08.09.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); с номером записи «2021_2724068617_272401001_00000009», направленного в уполномоченный орган 12,10.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии),

Телеграммой от 27.01.2022 № Т708-7-5/641, уведомлением от 27.01.2022 № 156018/1010-1 о составлении протокола об административном правонарушении (исх. № Т708-7-5/642), общество уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

04.02.2022 главным юрисконсультом юридического отдела Отделения Хабаровск Смирновым А.А., в присутствии защитника Общества – Пронькиной Натальи Юрьевны, действующей на основании доверенности от 01.02.2022, составлен протокол об административном правонарушении № ТУ-08-ЮЛ-22-814/1020-1 в отношении ООО «Ломбард Полина» по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении осуществлен вызов ООО «Ломбард Полина» телеграммой от 04.02.2022                      № Т708-7-5/870 (согласно уведомлению от 10.02.2022 № 7-6369 «Телеграмма вручена 08.02.2022 Елисеевой»), а также уведомлением от 04.02.2022                          № Т708-7-5/871 о рассмотрении дела об административном правонарушении (согласно сведениям сервиса «Отслеживание почтовых отправлений» доступного на официальном сайте АО «Почта России» (https://pochta.ru), почтовое отправление с идентификатором 68092258717865 «17.02.2022 возврат из-за истечения срока хранения»; заказное письмо от 04.02.2022                                 № Т708-7-5/873 о направлении копии Протокола и уведомление от 04.02,2022 № Т708-7-5/871 о рассмотрении дела об административном правонарушении были размещены в личном кабинете - 04.02.2022.

18.02.2022 заместителем   управляющего Отделением но Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации  по выявленному факту в присутствии защитника общества - Пронькиной Н.Ю., действующей на основании доверенности от 17.02.2022, при надлежащем извещении, вынесено постановление № 22-814/3110-1, которым ООО «Ломбард Полина» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением банка, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ  неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Пунктом 9,1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ) определено, что Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (далее - НФО) в соответствии с федеральными законами.

По  статье 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ к НФО относятся в том числе лица, осуществляющие деятельность ломбардов.

Статьей 76.5 Федерального закона № 86-ФЗ установлено, что Банк России проводит проверки деятельности НФО, направляет НФО обязательные для исполнения предписания, а также применяет к НФО предусмотренные федеральными законами иные меры. Порядок проведения проверок, в том числе определение обязанностей проверяемых лиц по содействию в проведении проверок, и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.

Согласно статье 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей

В силу статьи  2.3 Федерального закона № 196-ФЗ Банк России осуществляет регулирование деятельности ломбардов и надзор за их деятельностью, за исключением их деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказания ими консультационных и информационных услуг. Банк России ведет государственный реестр ломбардов в порядке, установленном Федеральным законом № 196-ФЗ и нормативным актом Банка России, запрашивает и получает от ломбардов документы и информацию, необходимые для осуществления Банком России своих функций.

Статьей 1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) определено, что закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

В силу требований статьи 2 Федерального закона № 115-ФЗ данный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Согласно положений статей  5, 4, 3  Федерального закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся,  в том числе ломбарды;  к числу мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся организация и осуществление внутреннего контроля, которое является реализацией  организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающей  в себя в том числе выполнение требований законодательства по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации.

В соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Согласно пункту 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Проверки, проводимые НФО в соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 7 и пункта б статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ далее по тексту обозначаются термином «Проверка».

В целях исполнения требований законодательства Центральным банком Российской Федерации издано Указание Банка России от 17.10.2018                      № 4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Указание № 4937-У), устанавливающее порядок и срок представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, в том числе информации о результатах Проверки.

Согласно пунктам 2, 3 Указания № 4937-У сведения и информация, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ, представляются в уполномоченный орган в виде формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС) через личный кабинет НФО на портале уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Перечень и структура показателей, включаемых НФО в ФЭС предусмотрены «Порядком составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Порядок), разработанным Банком России в соответствии с пунктом 2 Указания № 4937-У и размещенным на официальной странице Банка России в информационно- телекоммуникационной сети Интернет (https://www.cbr.ru)>

В соответствии с пунктом 4 Указания № 4937-У ФЭС, содержащее информацию о результатах проверки в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и (или) результатах проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ, должно направляться НФО в уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней после дня окончания каждой из этих проверок. При этом, согласно пункту 5 Порядка, предусмотренного Указанием № 4937-У, усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - УКЭП) вышеуказанного ФЭС должна хранится в организации не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о принятии ФЭС

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля.

Такие Правила  разрабатываются НФО с учетом требований, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации (пункт 2 статьи 7 Федерального закона № 115- ФЗ),

Требования к правилам внутреннего контроля НФО в целях ПОД/ФТ

определены в Положении Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Приказами общества от 11,01.2021 № 1/ПОД/ФТ/ФРОМУ, от 26.04.2021 № 2/ГЮД/ФТ/ФРОМУ, от 11.09.2021 № 4/ПОД/ФТ/ФРОМУ утверждены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Полина» (далее- ПВК), пунктом 1.13 которых  установлено, что в Ломбарде осуществляется контроль за выполнением обществом и его сотрудниками программ ПВК.

В соответствии с пунктом 2.5.3 ПВК ФЭС, направленные обществом в уполномоченный орган, файлы УКЭП, а также полученные Ломбардом от уполномоченного органа квитанции о принятии (непринятии) ФЭС и УКЭП для каждой такой квитанции, должны храниться обществом в порядке, определяемом Ломбардом, в электронном виде не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о принятии (непринятии) соответствующего ФЭС.

По материалам дела, 08.09.2021 ООО «Ломбард Полина» направило в уполномоченный орган информацию о результатах Проверки, проведенной 08.09.2021 (Акт № 9 от 08.09.2021) в виде ФЭС (файл «SNF03484_04_2724068617_272401001_20210908_001.xml», номер записи: «2021_2724068617_272401001_00000010») с нарушением порядка заполнения показателя «номер записи в ФЭС» таблица 3.4 (строка 3), установленного Указанием № 4937-У (Таблица 2); 12.10.2021 ООО «Ломбард Полина» направило в уполномоченный орган информацию о результатах Проверки, проведенной 12.10.2021 (Акт№ 10 от 12.10.2021) в виде ФЭС (файл SNFO3484_04_724068617_272401001_20211012_001.xml», номер записи: «2021_2724068617_272401001_00000009») с нарушением порядка заполнения показателя «номер записи в ФЭС» таблица 3.4 (строка 3), установленного Указанием № 4937-У (Таблица 3); также в нарушение пункта 2 Указания                    № 4937-У общество  не обеспечено хранение файлов УКЭП для ФЭС: с номером записи «2021_2724068617_272401001_00000001», направленного в уполномоченный орган 07.02.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); с номером записи «2021_2724068617_272401001_00000003», направленного в уполномоченный орган 10.03.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); с номером записи «2021_2724068617_272401001_00000004», направленного в уполномоченный орган 07.04.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); с номером записи «2021_2724068617_272401001_00000005», направленного в уполномоченный орган 15.05.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); с номером записи «2021_2724068617_272401001_00000006», направленного в уполномоченный орган 14.06.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); с номером записи «2021_2724068617_272401001_00000007», направленного в уполномоченный орган 14.07.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); с номером записи «2021_2724068617_272401001__00()00008», направленного в уполномоченный орган 07.08.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); с номером записи «2021_2724068617 272401001^00000010», направленного в уполномоченный орган 08.09.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); с номером записи «2021_2724068617_272401001_00000009», направленного в уполномоченный орган 12,10.2021 в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии),

Таким образом, как верно установил суд, не обеспечив хранение файлов УКЭП для ФЭС в течение срока, установленного пунктом 5 Порядка, ООО «Ломбард Полина» нарушило пункт 2 Указания № 4937-У, следовательно, не исполнило требования законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ в части осуществления внутреннего контроля, соответственно в его  действиях (бездействии) присутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Судом обоснованно отражено об отсутствии в  материалах дела  сведений о принятии заявителем исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства, по недопущению вменяемого правонарушения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции  соглашается с данным фактом отсутствия принятия обществом всех  мер  по соблюдению требований законодательства, направленных на недопущение вменяемого правонарушения, и представленное заявителем письмо  банка  от 30.03.2022, носящее информационный характер о способах получения НФО файлов ФЭС и УКЭП, адресованное руководителям некредитных финансовых организаций,  не может быть приравнено к принятию обществом соответствующих исчерпывающих мер  по недопущению правонарушения.

Таким образом, в действиях (бездействии) общества верно установлен состав  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Сроки давности привлечении к ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления банка не истекли.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.        Малозначительность правонарушения имеет

место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Данные обстоятельства учитываются в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания.

Пунктом 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений  пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния;  при этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

С учетом особой значимости охраняемых отношений в указанной сфере, суд пришел к верному выводу о том, что  такое административное правонарушение не является малозначительным (нет чрезвычайных, исключительных обстоятельств, указывающих на наличие признаков малозначительности правонарушения).

Оснований для замены административного штрафа предупреждением

суд также обоснованно не усмотрел, поскольку ООО «Ломбард Полина» ранее привлекалось к ответственности по части 1 статье 15.26.2 КоАП РФ, постановлением Отделения Хабаровск от 22.07.2021 № ТУ-08-ЮЛ-21- 2989/3120-1 о назначении предупреждения по делу об административном правонарушении № ТУ-08-ЮЛ-21-2989 (вступило в силу 03.08.2021).

         Поскольку, при установленном  факте  отсутствия принятия обществом всех  мер  по соблюдению требований законодательства, направленных на недопущение вменяемого правонарушения, наличие в материалах дела постановления банка от 28.02.2022 № ТУ-08-ДЛ-22-1054/3120-1 (о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ должностного лица общества), не является обстоятельством применения к заявителю положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, в редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ.

         Нарушения порядка и сроков привлечения к ответственности не выявлено.

Между тем, установив, что общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 50000 руб., (в соответствии с минимальным размером штрафа, установленного для юридических лиц частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ), и оно  включено в Единый реестр  субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие (стр.  12  оспариваемого постановления), проанализировав положения части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, изменения, внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ в КоАП РФ, в частности в отношении введения в действие с 06.04.2022 статьи 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающей особенности назначения наказания в виде административного штрафа, в том числе юридическим лицам, отнесенным к микропредприятиям, выявив, что оспариваемое постановление банка не исполнено,  арбитражный суд апелляционной инстанции считает,  что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах,оспариваемое  постановление Центрального банка Российской Федерации в лице Дальневосточного главного управления  от 18.02.2022   № 22-814/3110-1 о наложении  штрафа по делу об административном правонарушении  № ТУ-08-ЮЛ-22-814 следует признать не подлежащим исполнению в части назначения административного штрафа  в размере, превышающем 25000 руб.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от  30 марта  2022 года по делу № А73-2740/2022  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

         Признать постановление Центрального банка Российской Федерации в лице Дальневосточного главного управления  от 18.02.2022                                           № 22-814/3110-1 о наложении  штрафа по делу об административном правонарушении  № ТУ-08-ЮЛ-22-814 не подлежащим исполнению в части назначения административного штрафа  в размере, превышающем 25000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                       Е.В. Вертопрахова

Судьи                                                                                   И.А. Мильчина

                                                                                                 А.П. Тищенко