Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2190/2022
17 июня 2022 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен июня 2022 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от областного государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Еврейской автономной области": представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области: представитель не явился;
от Департамента образования Правительства Еврейской автономной области: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Биомика": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области
на решение от 14.12.2021
по делу № А16-2270/2021
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению областного государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Еврейской автономной области"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области
о признании незаконным решения от 02.08.2021
третьи лица: Департамент образования Правительства Еврейской автономной области; общество с ограниченной ответственностью "Биомика"
УСТАНОВИЛ:
областное государственное казенное учреждение "Центр государственных закупок Еврейской автономной области" (далее – ОГКУ «Центр государственных закупок ЕАО, Центр государственных закупок, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее – УФАС России по ЕАО; антимонопольный орган; антимонопольная служба; Управление) от 02.08.2021 по делу № 079/06/106-21/2021 о нарушении законодательства о закупках.
К участию в деле в качестве лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Департамент образования Правительства Еврейской автономной области (далее – Департамент образования; Департамент); общество с ограниченной ответственностью "Биомика" (далее – ООО «Биомика»).
Решением суда от 14.12.2021 заявление Центра государственных закупок удовлетворено: оспариваемое решение антимонопольного органа признано незаконным.
Не согласившись с указанным судебным актом, УФАС России по ЕАО обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: в силу положений части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ; Закон о контрактной системе) в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в документации об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в статье 64 Закона о контрактной системе, содержится информация, определенная в извещении о проведении такого аукциона; при покупке компьютерного оборудования необходимо обратить внимание на запреты, ограничения и условия допуска, установленные в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе; пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 (далее – Постановление Правительства РФ № 878) определен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, содержащий, в том числе товары с кодом ОКПД2 «26» «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое»; пунктом 7 Постановления Правительства РФ № 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень, и не включенная в него; в настоящем случае при закупках компьютерного оборудования заказчик должен следовать порядку из Постановления Правительства РФ № 878, а именно отклонять все заявки с иностранным товаром, при этом на закупку должно прийти как минимум 2 заявки, отвечающие требованиям, которые одновременно: включают предложения о поставке радиоэлектронной продукции, внесенной в реестр; не содержат предложений о поставке одного и того же вида товара одного производителя; в качестве подтверждения участник должен подать декларацию, указав в ней номер реестровой записи своей продукции; если в реестре нет товаров, подходящих заказчику по классу, характеристикам, ограничения не применяются, при этом заказчик должен обосновать невозможность закупки российского товара; согласно сведениям, размещенным в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878, сведения в отношении товара «Ноутбук» включены, при этом сведения в отношении товаров «МФУ» в Реестре отсутствуют, следовательно, в одну закупку нельзя было включать продукцию, внесенную в реестр и отсутствующую в нем.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлен перерыв до 09.06.2022 12 час. 50 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 15.07.2021 на официальном сайте в единой информационной системы по адресу: http://www.zakupki.gov.ru учреждением было размещено извещение № 0878500000221000356, в котором изложено следующее: «Наименование объекта закупки: ноутбук с кодом КТРУ 26.20.11.110-00000140, многофункциональное устройство с кодом КТРУ 26.20.18-00000000069».
УФАС России по ЕАО, по результатам рассмотрения жалобы ООО «Биомика», принято решение от 02.08.2021 № 5-1235 по делу № 079/06/106-21/2021 о нарушении законодательства о закупках, которым, в том числе действия учреждения признаны нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 33 , пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ, допущенными при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка оборудования для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» извещение от 15.07.2021 № 0878500000221000356), с выдачей, в том числе учреждению предписания об устранении требований Федерального закона № 44-ФЗ, и с передачей материалов дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Учреждение, не согласившись с названным решением антимонопольного органа, посчитав его не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящимзаявлением.
Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Федерального закона).
Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
По мнению антимонопольного органа, в рассматриваемом случае, установлено размещение заказа одновременно на товар, включенный в Реестр радиоэлектронной продукции (ноутбук) и не включенный в него (МФУ).
В силу пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – Постановление Правительства РФ № 878) ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции; подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего Постановления, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Согласно пункта 7 Постановления Правительства РФ № 878 для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
В рассматриваемом случае, как верно установил суд, закупаемые товары входят в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 878 – «Многофункциональное устройство (МФУ) и «Ноутбук» включены в перечень под кодом ОКПД2 26.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконности оспариваемого решения антимонопольного органа, как принятого с нарушением вышеуказанных положений Федерального закона № 44-ФЗ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции сделан в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они не опровергают выводы, изложенные в решении суда, а лишь выражают несогласие с ними.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 14 декабря 2021 года по делу № А16-2270/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.В. Вертопрахова
Судьи А.П. Тищенко
Е.А. Швец