Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2201/2014
15 мая 2014 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен мая 2014 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.А. Швец
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 21.03.2014
по делу № А73-592/2014
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН-<***>, ИНН-<***>)
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю
об оспаривании постановлений отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска от 25.12.2013 о наложении административного штрафа по исполнительным производствам №№ 22358/11/01/27, 27600/11/01/27, 27599/11/01/27, 23349/11/01/27
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Министерство ЖКХ, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованиями признать незаконными и отменить постановления отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю (далее - Отдел судебных приставов, ОСП по Центральному району г. Хабаровска) от 25.12.2013, вынесенные в рамках исполнительных производств №№ 22358/11/01/27, 27600/11/01/27, 27599/11/01/27, 23349/11/01/27, которыми заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением от 21.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
23.06.2011 ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС № 019347442, выданного 10.05.2011 Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 20.04.2011 по делу № 2-2763/2011 об обязании Министерства ЖКХ предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах г. Хабаровска на состав семьи из одного человека размером не менее 18 кв.м. общей площади, за счет жилищного фонда Хабаровского края, возбуждено исполнительное производство №22358/11/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление. Указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска постановления от 26.01.2012г. о взыскании с Министерства ЖКХ исполнительского сбора по исполнительному производству №22358/11/01/27 в размере 5 000 руб.
Министерство ЖКХ обжаловало данное постановление в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 19.03.2012 в удовлетворении требований Министерства о признании незаконным постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска о взыскании исполнительского сбора от 26.01.2012г. отказано.
10.07.2013 Отделом судебных приставов вынесено постановление о наложении на должника административного штрафа в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ в размере 30 000 руб.
По состоянию на 06.12.2013 решение суда должником исполнено не было, в связи с чем судебным приставом-исполнителем ФИО2 06.12.2013 Министерству ЖКХ выдано очередное требование исх. № 22358/13/001/27 об исполнении решения суда в срок до 13.12.2013. Также Министерство ЖКХ предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда.
Этим же требованием должник уведомлен о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ (16.12.2013 в 15 час. 00 мин. в отделе судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска по адресу: <...>, каб. № 6), в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
16.12.2013 в связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2 в отношении Министерства ЖКХ составлен протокол № 397/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 16.12.2013, полученным Министерством ЖКХ под штамп входящей корреспонденции 19.12.2013г., рассмотрение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ было назначено на 25.12.2013 в 15 час. 20 мин. по адресу: <...>, каб. № 1.
25.12.2013 начальником Отдела судебных приставов ФИО3 вынесено постановление, которым Министерство ЖКХ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, должнику назначен административный штрафа в размере 50 000 руб.
29.08.2011 Отделом судебных приставов на основании исполнительного листа серии ВС № 019378440, выданного 10.08.2011 Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 19.07.2011 по делу № 2-4395/11 об обязании Министерства ЖКХ предоставить ФИО4 за счет жилищного фонда Хабаровского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах г.Хабаровска не менее 18 кв.м. общей площади, возбуждено исполнительное производство №27600/11/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление.
Указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска постановления от 07.09.2012г. о взыскании с Министерства ЖКХ исполнительского сбора по исполнительному производству №27600/11/01/27 в размере 5 000 руб.
Министерство ЖКХ обжаловало данное постановление в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 26.09.2012 в удовлетворении требований Министерства о признании незаконным постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска о взыскании исполнительского сбора от 07.09.2012г. отказано.
30.05.2013 Отделом судебных приставов вынесено постановление о наложении на Министерство ЖКХ Хабаровского края административного штрафа в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.07.2013 по делу №А73-6100/2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013г. № 06АП-4476/2013 постановление от 30.05.2013г. оставлено без изменения.
По состоянию на 06.12.2013 решение суда должником исполнено не было, в связи с чем судебным приставом-исполнителем ФИО2 06.12.2013 Министерству ЖКХ выдано очередное требование исх. № 27600/13/001/27 об исполнении решения суда в срок до 13.12.2013. Также Министерство ЖКХ предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда.
Этим же требованием должник уведомлен о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ (16.12.2013 в 15 час. 00 мин. в отделе судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска по адресу: <...>, каб. № 6), в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
16.12.2013 в связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2 в отношении
Министерства ЖКХ составлен протокол № 394/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 16.12.2013, полученным должником под штамп входящей корреспонденции 19.12.2013, рассмотрение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ было назначено на 25.12.2013г. в 15 час. 10 мин. по адресу: <...>, каб. № 1.
25.12.2013 начальником Отдела судебных приставов ФИО3 вынесено постановление, которым Министерство ЖКХ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, должнику назначен административный штрафа в размере 50 000 руб.
29.08.2011 ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС № 019332201, выданного 28.07.2011 Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 06.07.2011 по делу № 2-4274/11 об обязании Министерства ЖКХ предоставить ФИО5 за счет жилищного фонда Хабаровского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах г. Хабаровска, на состав семьи из одного человека общей площадью не менее 18 кв.м., возбуждено исполнительное производство №27599/11/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление. Указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска постановления от 21.08.2012 о взыскании с Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора по исполнительному производству №27599/11/01/27 в размере 5 000 руб.
Министерство ЖКХ обжаловало данное постановление в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 08.10.2012 в удовлетворении требований Министерства о признании незаконным постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска о взыскании исполнительского сбора от 21.08.2012 отказано.
30.05.2013 отделом судебных приставов по Центральному району г.Хабаровска вынесено постановление о наложении на Министерство ЖКХ
Хабаровского края административного штрафа в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.07.2013 по делу №А73-6099/2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 № 06АП-4478/2013 постановление от 30.05.2013 оставлено без изменения.
По состоянию на 06.12.2013 решение суда должником исполнено не было, в связи с чем судебным приставом-исполнителем ФИО2 06.12.2013 Министерству ЖКХ выдано очередное требование исх. № 27599/13/001/27 об исполнении решения суда в срок до 13.12.2013. Также должник предупрежден о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда.
Этим же требованием должник уведомлен о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ (16.12.2013 в 15 час. 00 мин. в отделе судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска по адресу: <...>, каб. № 6), в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
16.12.2013 в связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2 в отношении Министерства ЖКХ составлен протокол № 393/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 16.12.2013 полученным Министерством ЖКХ под штамп входящей корреспонденции 19.12.2013, рассмотрение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ было назначено на 25.12.2013 в 16 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. № 1.
25.12.2013 начальником отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска ФИО3 вынесено постановление, которым Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, должнику назначен административный штрафа в размере 50 000 руб.
05.07.2011 ОСП по Центральному району города Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС № 006677975, выданного 24.06.2011 Хабаровским районным судом Хабаровского края в соответствии с решением от 11.04.2011г. по делу № 2-429/2011 об обязании Министерства ЖКХ предоставить ФИО6, ФИО7 вне очереди жилое помещение государственного жилищного фонда края по договору социального найма, в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 30 кв.м., но не более 60 кв.м. по месту их постоянного проживания, возбуждено исполнительное производство №23349/11/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление. Указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска постановления от 07.09.2012 о взыскании с Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора по исполнительному производству №23349/11/01/27 в размере 5 000 руб.
Министерство ЖКХ обжаловало данное постановление в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 08.10.2012 в удовлетворении требований Министерства о признании незаконным постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска о взыскании исполнительского сбора от 07.09.2012 отказано.
20.05.2013 отделом судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска вынесено постановление о наложении на Министерство ЖКХ Хабаровского края административного штрафа в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.07.2013 по делу №А73-6101/2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 № 06АП-4477/2013 постановление от 20.05.2013 оставлено без изменения.
По состоянию на 06.12.2013 решение суда должником исполнено не было, в связи с чем судебным приставом-исполнителем ФИО2 06.12.2013 Министерству ЖКХ Хабаровского края выдано очередное требование исх. № 23349/13/001/27 об исполнении решения суда в срок до 13.12.2013 Также Министерство ЖКХ Хабаровского края предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда.
Этим же требованием должник уведомлен о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ (16.12.2013 в 15 час. 00 мин. в отделе судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска по адресу: <...>, каб. № 6), в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
16.12.2013 в связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2 в отношении Министерства ЖКХ Хабаровского края составлен протокол № 395/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 16.12.2013, полученным Министерством ЖКХ под штамп входящей корреспонденции 19.12.2013, рассмотрение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ было назначено на 25.12.2013 в 15 час. 40 мин. по адресу: <...>, каб. № 1.
25.12.2013 начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО3 вынесено постановление, которым Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, должнику назначен административный штрафа в размере 50 000 руб.
Несогласие Министерства с постановлениями о наложении административного штрафа явилось основанием для обращения в суд с заявлением об оспаривании их законности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 за № 229-ФЗ (далее – Закон № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона № 229-ФЗ).
Согласно статье 14 Закона № 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Статьей 6 Закона об исполнительном производстве установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Закона РФ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статья 105 Закона об исполнительном производстве устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
Так, согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона № 229-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительных листов Центрального районного суда г. Хабаровска и Хабаровского районного суда Хабаровского края возбуждены исполнительные производства №№22358/11/01/27, 27600/11/01/27, 27599/11/01/27, 23349/11/01/27.
Согласно требованиям исполнительных документов на должника - Министерство ЖКХ возложена обязанность за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить благоустроенное жилое помещение гражданам ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7
Постановлениями о возбуждении исполнительных производств должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительных документов, а также должник предупрежден, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пяти тысяч рублей.
Неисполнение должником требований исполнительных документов в установленный срок явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановлений от 26.01.2012 по исполнительному производству № 22358/11/01/27, от 07.09.2012 по исполнительному производству № 27600/11/01/27, от 21.08.2012 по исполнительному производству № 27599/11/01/27, от 07.09.2012 по исполнительному производству №23349/11/01/27 о взыскании с Министерства ЖКХ исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по каждому исполнительному производству.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда.
В адрес отдела судебных приставов от Министерства в ответ на требования поступали информационные письма одинакового содержания, а именно, о наличии обстоятельства, препятствующего исполнению решения суда, - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в соответствующем населенном пункте.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем после вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора, явилось основанием для привлечения должника к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 30 000 рублей по каждому исполнительному производству, о чем вынесены соответствующие постановления.
После наложения административного штрафа должнику были выданы очередные требования от 06.12.2012 исх. №№ 22358/13/001/27, 27600/13/001/27, 27599/13/001/27, 23349/13/001/27№131819/12/01/27, в которых судебным приставом-исполнителем вновь установлен срок для исполнения решений суда (до 13.12.2012).
Однако, в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительных документов должником исполнены не были.
Письмом от 13.12.2012 Министерство сообщило судебному приставу-исполнителю о том, что в настоящее время решения судов не могут быть исполнены по объективным причинам, в частности, в виду отсутствия свободных жилых помещений в соответствующих населенных пунктах.
При этом, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не представлено.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии Министерства ЖКХ события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина Министерства установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению гражданам благоустроенного жилого помещения.
Направление в Министерство имущественных отношений Хабаровского края заявок на приобретение квартир для нуждающихся граждан, а также направление информационных писем судебному приставу-исполнителю с указанием процедуры приобретения жилого помещения не свидетельствует об отсутствии вины Министерства в совершении административного правонарушения, поскольку указанные действия не привели к исполнению решений суда в установленный срок, следовательно, принятые должником меры являются недостаточными и не освобождают его от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Также в материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение заявителем требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решений суда должнику было известно со дня вынесения судебных актов, то есть с 2011 года. Отсутствие денежных средств и иных ресурсов, таких как свободное жилое помещение и эффективный механизм его приобретения для передачи взыскателю, не может быть признано уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода вступившего в законную силу судебного решения, на что неоднократно указывал в своих постановлениях Европейский суд по правам человека.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства предоставить гражданину благоустроенное жилое помещение, носит имущественный характер, в связи с чем привлечение Министерства к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ является незаконным, подлежит отклонению ввиду следующего.
В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие – предоставить гражданину жилое помещение.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Министерства к административной ответственности по части 2 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствие правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановлений от 25.12.2013 о наложении административного штрафа по исполнительным производствам №№ 22358/11/01/27, 27600/11/01/27, 27599/11/01/27, 23349/11/01/27.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.03.2014 по делу № А73-592/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Е.А. Швец |