Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2211/2014
22 мая 2014 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Нефтеторг»: ФИО1, представитель по доверенности от 13.01.2014 № 01; ФИО2, директор, предъявлен паспорт;
от Хабаровского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству: ФИО3, представитель по доверенности от 09.01.2014 № 05-23/1;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нефтеторг»
на решение от 25.03.2014
по делу № А73-1180/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нефтеторг»
к Хабаровскому межрайонному отделу государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству
об оспаривании постановления Хабаровского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 21.01.2014 № 2с
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Нефтеторг» (далее – ООО «Нефтеторг», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Хабаровского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - административный орган) от 21.01.2014 № 2с, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением суда от 24.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку, суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Нефтеторг» состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Административный орган в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения Амурского территориального управления от 19.11.2013 № 106 проведена проверка ООО «Нефтеторг» с целью контроля за соблюдением юридическим лицом обязательных требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что в 2010 году юридическим лицом ООО «Нефтеторг» произведена реконструкция автозаправочной станции, находящейся по адресу: <...> км., Владивостокского шоссе. В результате реконструкции увеличен технологический трубопровод для сливов нефтепродуктов с 63,1 метра до 286,5 метров, увеличен резервуарный парк хранения топлива с 3-х емкостей до 7-ми емкостей, каждая до 25 кубических метров, расширена площадь заправки автомобилей путем установки на четвертый островок дублирующего топливораздаточного трубопровода с заправочным пистолетом.
Результат проведенных замеров следующий: расстояние от уреза воды до южного ограждения - 51,5м., до ливневой канализации - 54,4м., до ценовой стелы - 56,0м., до резервуарного парка хранения топлива - 69,3м., до первой топливораздаточной колонки - 87,0м., до операторной - 92.0м. Реконструкция осуществлена и эксплуатация автозаправочной станции в настоящее время производится без согласования с Амурским территориальным управлением.
02.12.2013 Амурским территориальным управлением с участием представителя ООО «Нефтеторг» ФИО4 составлен акт обследования водоохранной зоны реки Красная речка в районе 14 км с. Сосновка. 03.12.2013 Амурским территориальным управлением с участием директора ООО «Нефтеторг» ФИО2 составлен акт проверки.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО «Нефтеторг» является ФИО2
Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении вручено директору ООО «Нефтеторг» ФИО2
17.01.2014 Амурским территориальным управлением в отношении ООО «Нефтеторг», в присутствие законного представителя общества ФИО2, составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ. В протоколе имеется информация о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
21.01.2014 административным органом, в присутствие законного представителя общества ФИО2, ООО «Нефтеторг» постановлением № 2с привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение на юридических лиц административного штрафа от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Как установлено подпунктом 3 пункта 4 данной статьи, ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженность от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон о рыболовстве) установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Согласно частям 2, 3 статьи 50 Закона о рыболовстве деятельность, указанная в части 1 данной статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (и сохранении водных биологических ресурсов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 569 утверждены Правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее - Правила), которые устанавливают порядок согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания (пункт 1 Правил).
В силу пункта 3 Правил юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, обязаны представлять в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
В настоящее время Правила № от 28.07.2008 N 569 утратили в силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.04.2013 N 384.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
В соответствие с пунктом 3 Территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование:
а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства - в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации;
б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства ведение деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, должно осуществляться только при наличии согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384 юридические и физические лица, для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании.
Частью 2 статьи 65 ВК РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии (часть 3 статьи 65 ВК РФ).
Федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, осуществляющим согласование вышеперечисленной деятельности на территории Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края, является Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Амурского территориального управления от 19.11.2013 № 106 проведена проверка ООО «Нефтеторг», в ходе которой установлено, что в 2010 году юридическим лицом ООО «Нефтеторг» произведена реконструкция автозаправочной станции, находящейся по адресу: <...> км., Владивостокского шоссе. В результате реконструкции увеличен технологический трубопровод для сливов нефтепродуктов с 63,1 метра до 286,5 метров, увеличен резервуарный парк хранения топлива с 3-х емкостей до 7-ми емкостей, каждая до 25 кубических метров, расширена площадь заправки автомобилей путем установки на четвертый островок дублирующего топливораздаточного трубопровода с заправочным пистолетом.
Результат проведенных замеров следующий: расстояние от уреза воды до южного ограждения - 51,5м., до ливневой канализации - 54,4м., до ценовой стелы - 56,0м., до резервуарного парка хранения топлива - 69,3м., до первой топливораздаточной колонки - 87,0м., до операторной - 92.0м. Реконструкция осуществлена и эксплуатация автозаправочной станции в настоящее время производится без согласования с Амурским территориальным управлением.
Доводы ООО «Нефтеторг» о том, что в 2000 году выдано согласование по строительству, в 2001 году дано заключение о готовности работ, а так же решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-4398/2010 реконструкция объекта признана законной, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующего.
Письмом Амуррыбвод от 06.10.2000 № 03-15/1701 согласовано строительство названной АЗС в районе с. Сосновка при наличии 3-х топливораздаточных колонок, 3-х подземных горизонтальных резервуаров, технологических трубопроводов длиной 63,1 метра. В данном согласовании указывается, что ширина водоохраной зоны составляет 100 метров, а территория АЗС частично попадает в водоохранную зону.
В 2010 г. АЗС была реконструирована. Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.06.2010 по делу № А73-4398/2010 за обществом признано право собственности на реконструированную АЗС, данный факт не отрицается, однако реконструкция выразилась в увеличении подземных емкостей для хранения топлива с 3-х до 7-ми, соответственно технологических трубопроводов с 63,1 до 286,5 метров, установлении дополнительного четвертого островка топливораздаточных колонок, в связи с чем велась и ведется деятельность, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, и такая деятельность должна осуществляться только при наличии согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В том же письме Амуррыбвод от 06.10.2000 г. № 03-15/1701 указывается, что работы, проводимые в водоохраной зоне, оказывают отрицательное воздействие на экосистему водного объекта, вызывая сокращение рыбных запасов через нарушение почвенного и растительного покрова на водосорной площади водоема, так же рассчитан ущерб рыбным запасам.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 21.10.2013 № 282-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации». Закон № 73-ФЗ дополнен статьей 6.5, согласно которой допускается эксплуатация в границах водоохранных зон автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов и используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств станций технического обслуживания, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу пункта 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Пункт 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации введен тем же Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ
Автозаправочная станция, находящаяся по адресу: Хабаровский край. Хабаровский район, с. Сосновка, 13км., Владивостокского шоссе, введена в эксплуатацию до дня вступления в силу пункта 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, в связи с чем эксплуатация данной автозаправочной станции в водоохраной зоне не запрещается, однако для юридического лица, в собственности которой находится данная АЗС, обязательны для исполнения требованиями законодательства предусматривающие согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и иные требования экологического и санитарного законодательства.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о доказанности факта административного правонарушения заключающегося в осуществлении хозяйственной деятельности - автозаправочная станция (хранение и реализация нефтепродуктов) в пределах двухсотметровой зоны залива Николаевский без согласования с органом исполнительной власти.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Управления заключается в непринятии всех возможных мер по соблюдению условий согласований специального режима осуществления хозяйственной деятельности в водоохранных зонах водных объектов, условий и ограничений, необходимые для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Обществом суду не представлено доказательств об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Несостоятельна ссылка общества на акт проверки Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 10.06.2010, которым не установлено нарушений природоохранного законодательства, поскольку данная проверка проводилась в связи с обращением гражданина по факту осуществления обществом сброса сточных вод в реку Красная речка и не имеет отношения к нарушению рассматриваемому по данному делу.
Подлежит отклонению довод общества о том, что на момент совершения ООО «Нефтеторг» инкриминируемого деяния по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ данный закон не действовал (вступил в действие с 31.03.2010), поэтому общество нельзя привлечь к административной ответственности по указанной статье, при этом оно полагает, что деяние имело место в феврале 2010.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности и выражается в длительном непрекращающемся невыполнении обязанности, возложенной на нарушителя законом. С учетом характера правонарушения срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год со дня обнаружения правонарушения.
Совершенное обществом правонарушение выявлено Амурским территориальным управлением 02.12.2013, о чем составлен акт обследования водоохранной зоны реки Красная речка в районе 14 км с. Сосновка.
Наказание в виде административного штрафа назначено обществу в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств совершения правонарушения, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности деяния судом не установлено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
На основании изложенного, постановление Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 21.01.2014 № 2с, законно и обоснованно, отмене не подлежит.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ :
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.03.2014 по делу № А73-1180/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А. Швец
Судьи
Т.Д. Пескова
Е.И. Сапрыкина