Шестой арбитражный апелляционный суд
Именем Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Хабаровск
19 августа 2008 года № 06АП-А73/2008-1/2231
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей: Головниной Е.Н., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, представителя по доверенности от 23.05.2006 б/н
от ответчиков: Министерства финансов РФ – ФИО2, представителя по доверенности от 10.01.2008 б/н
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 20.05.2008
по делу № А73-13508/2007-47
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривала судья Шальнева О.В.
по иску муниципального унитарного предприятия г.Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление»
к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края
о взыскании 12 816 641 рубля 27 копеек
Муниципальное унитарное предприятие г.Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 12 816 641 рубля 27 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в 2004 году гражданам льготной скидки по оплате проезда в общественном транспорте в соответствии с Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», Законом Хабаровского края «О краевой целевой программе «Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан».
В процессе рассмотрения спора истец в порядке статьи 49 АПК РФ уменьшил исковые требования к Министерству финансов РФ до 4 968 167 рублей 04 копеек, к Министерству финансов Хабаровского края до 5 163 148 рублей 72 копеек.
До принятия Арбитражным судом Хабаровского края решения истец и Министерство финансов Хабаровского края заявили ходатайство об утверждении мирового соглашения в части исковых требований предъявленных к данном ответчику.
Решением от 20.05.2008 утверждено мировое соглашение между МУП г.Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» и Министерством финансов Хабаровского края. С Министерства финансов РФ в пользу истца взыскано 4 986 167 рублей 04 копейки. При этом суд первой инстанции исходил из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ – Хабаровский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме льгот, предусмотренных вышеназванными федеральными законами, не учло при формировании федерального бюджета на 2004 год средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, подпадающим под действие этих законов.
Не согласившись с решением суда в части взыскания с него суммы убытков, Министерство финансов РФ направило апелляционную жалобу в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение в этой части отменить, как вынесенное с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об исполнении Минфином РФ своих обязательств по реализации полномочий, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта в полном объеме.
Кроме того, Минфин РФ считает, что судом необоснованно не применен срок исковой давности, о пропуске которого он заявлял в первой инстанции.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства финансов РФ жалобу поддержал в полном объеме, дав по ней пояснения.
Представитель истца выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы. Считает принятое по делу решение законным и обоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ апелляционная инстанция проверяет законность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Заслушав присутствующих в судебном заседании представителей, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МУП г.Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» в 2004 году при перевозке граждан на автомобильном транспорте общего пользования городских маршрутов, учитывало в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах» льготу в виде бесплатного проезда гражданам, подпадающим под действие этих законов.
Всего за счет собственных средств истец в 2004 году предоставил льготы по оплате проезда инвалидам на сумму 26 745 444 рублей 99 копеек, ветеранам 40 894 588 рублей 68 копеек.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 4 986 167 рублей 04 копейки на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования. Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ в случае, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 10 ФЗ «О ветеранах» расходы на оплату проезда ветеранов на всех видах общественного транспорта (кроме такси) возмещаются за счет средств федерального бюджета. В части 2 статьи 10 данного Закона предусмотрено, что порядок возмещения расходов утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением от 14.12.2000 № 946 Правительство РФ утвердило Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, действие Правил продлено на 2004 год.
Указанными Правилами предусмотрено, что финансирование данных расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития РФ на реализацию льгот ветеранами, пенсионное обеспечение которых осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальными органами Пенсионного фонда РФ.
В статье 30 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Статьей 4 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот инвалидам, назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Согласно статьям 38, 39, 49 ФЗ от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 № 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», действие Порядка продлено на 2002 - 2004 годы.
Данным Порядком определено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Субсидии и субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.
В спорный период в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» Хабаровскому краю выделены субсидии на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в сумме 506 088 000 рублей, ФЗ «О ветеранах» в сумме 4 583 000 рублей.
Доказательства нецелевого использования денежных средств субъектом Федерации в материалах дела отсутствуют.
Указанные денежные средства перечислены Министерством социальной защиты населения Хабаровского края предприятиям, оказывающим услуги инвалидам и ветеранам, в том числе и истцу.
Поскольку объем переданных субвенций и дотаций органами государственной власти РФ не покрывает расходы на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», «О ветеранах», суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
Довод заявителя жалобы о пропуске истцом срока исковой давности судом первой инстанций отклонен правомерно, так как в соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса РФ срок исковой давности на взыскание спорных расходов за 2004 год начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2005, и истекал 01.01.2008. Истец обратился с иском 20.12.2007, то есть в пределах срока исковой давности.
Так как решение от 20.05.2008 принято судом в соответствии с процессуальными и материальными нормами и всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, то оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 20.05.2008 Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-13508/2007-47 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий Е.В.Гричановская
Судьи Е.Н.Головнина
А.А.Тихоненко