ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2297/14 от 21.05.2014 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2297/2014

28 мая 2014 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
 Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2014 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Козловой Т.Д.

судей    Головниной Е.Н., Михайловой А.И.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Куликом Е.С.

при участии в заседании:

от Федеральной налоговой службы:   Мандрова А.В., представитель, доверенность от 19.07.2013 №27АА0510324;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу   Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края

на   определение  от 26.03.2014

по делу №  А73-12978/2011

Арбитражного суда   Хабаровского края

вынесенное судьей   Ивановой Н.И.

по жалобе   Федеральной налоговой службы

на   ненадлежащее исполнение Пуляевским Владимиром Михайловичем обязанностей внешнего управляющего открытого акционерного общества «Амурский судостроительный завод»

УСТАНОВИЛ:

определением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.06.2012 по окончании процедуры наблюдения в отношении открытого акционерного общества «Амурский судостроительный завод (г.Комсомольск-на-Амуре, Аллея Труда, д.1, ИНН 2703000015, далее – ОАО «АСЗ», Завод) введена процедура внешнего управления, внешним управляющим утвержден Пуляевский Владимир Михайлович.

В рамках дела о банкротстве Федеральная налоговая служба в порядке статьи 60 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) обратилась в суд с жалобой на ненадлежащее исполнение Пуляевским В.М. обязанностей внешнего управляющего ОАО «АСЗ», выразившееся в не созыве собраний кредиторов в процедуре внешнего управления, не представлении кредиторам информации об исполнении Плана внешнего управления ОАО «АСЗ», утвержденного собранием кредиторов 28.08.2012, в не исполнении Плана внешнего управления в части удовлетворения требований кредиторов ОАО «АСЗ», включенных в реестр.

Определением суда от 26.03.2014 жалоба ФНС России оставлена без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФНС России просит отменить определение суда от 26.03.2014 и принять новый судебный акт, признав неправомерными, нарушающими права и законные интересы кредиторов ОАО «АСЗ» действия внешнего управляющего по не исполнению Плана внешнего управления в части удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции, о том, что выявленные уполномоченным органом денежные средства, поступившие на депозитные счета должника в размере 23 825 094 600 руб. не могли быть направлены на погашение требований кредиторов, поскольку предназначались на выполнение оборонного заказа, в нарушение статьи 168 АПК РФ сделан без исследования назначения и источника поступления денежных средств.

В отзыве на апелляционную жалобу внешний управляющий должника выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ФНС России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дав по ним пояснения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.

От внешнего управляющего ОАО «АСЗ» поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав представителя ФНС России в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 60 Закона о банкротстве жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов подлежат рассмотрению арбитражным судом в порядке и сроки, установленные пунктом 1 указанной статьи Закона о банкротстве.

По смыслу данной нормы права основанием удовлетворения жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом фактов несоответствия этих действий (бездействия) законодательству о банкротстве и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов кредиторов должника.

Согласно пункту 2 статьи 99 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Установлено, что План внешнего управления ОАО «АСЗ» утвержден общим собранием кредиторов должника от 28.08.2012 и содержит меры по восстановлению его платежеспособности, перечисленные в жалобе ФНС России.

Ссылаясь на то, что меры по восстановлению платежеспособности должника внешним управляющим не реализуются, ФНС России обжаловала его действия.

Отказывая в удовлетворении жалобы в этой части, суд первой инстанции исходил из следующего.

В силу пункта 1 статьи 117 Закона о банкротстве по результатам проведения внешнего управления внешний управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет внешнего управляющего.

Как следует из материалов дела, на собрании кредиторов должника, состоявшемся 03.12.2013, внешним управляющим представлен отчет внешнего управляющего, составленный по результатам проведения процедуры внешнего управления, содержащий, в частности, сведения о реализации внешним управляющим мер по восстановлению платежеспособности должника.

Меры по восстановлению платежеспособности

Итоги реализации мер по восстановлению платежеспо­собности

1.Утверждение на головной заказ зав. №2101 «Корвет» проекта «20380» цены не ниже 13,5 млрд. рублей, что позво­лит компен-сировать затраты должника на его строительст­во.

- Сформирован комплект расчетно-калькуляционных материалов по цене заказа зав. №2101, с выделением работ фактически выполненных на заказе с учетом вы­плаченных авансов подрядным организациям и ожи­даемых затрат по состоянию на 01.10.2012.

- Расчет согласован с департаментом экономики ОАО «ОСК».

- Во исполнение п. 4 Протокола совещания №39 по проблемным вопросам военного кораблестроения, ут­вержденного заместителем Министра обороны РФ 11.04.2013, ОАО «АСЗ» сформировало и представило расчетно-калькуляционные материалы в 485 ВП МО РФ (исх. от 22.04.2013 №62-03-173/ДСП) и Департамент Минобороны РФ по обеспечению ГОЗ (исх. от 29.04.2013 №62-03-1 75/ДСП).

- 485 ВП МО дало заключение цены и направило его в МО РФ (исх. от 29.04.2013 №8/ДСП). Согласованный с ВП МО РФ уровень цены соответствует ожидаемой и со­ставляет более 13,5 млрд. рублей.

-Расчетно-калькуляционные материалы направ-лены на экспертизу в ОАО «ЦТСС» при уч.659с от 28.10.2013.

В настоящий момент с МО РФ подписаны два контракта, согласно которых цены на строительство корветов проекта 20380 зав.2101, 2102 пересмотрены в сторону увеличения, соответственно сдвинуты и сроки их сдачи Заказчику.

2. Возмещение со стороны За­казчика (МО РФ) всех поне­сенных дополнитель-ных за­трат при достройке заказа зав. №518 в размере не менее 6,7 млрд. руб.

- На ОАО «АСЗ» привлечена аудиторская консультаци­онная группа ООО «С.А. Партнерство» г.Москва (ИНН 7713191858) на оказание услуг по подготовке доказа­тельной базы совместно со специалистами предпри­ятия.

- Расчетно-калькуляционные материалы направ-лены на рассмотрение в МО РФ. Неоднократно ОАО «АСЗ» на­правляло дополнительные материалы в адрес как ВП МО РФ, так и в Департамент МО РФ по обеспечению ГОЗ.

- На момент составления настоящего отчёта ответа МО РФ о согласовании цены не поступило.

3. Получение должником но­вых заказов от Минобороны России в размере не менее одного боевого корабля типа «Корвет» или «Фрегат» проек­тов «20380-20385» в год

- На настоящий момент ведется проработка возможно­сти размещения на ОАО «АСЗ» заказов, заложенных в план поставки вооружения для нужд Тихоокеанского флота РФ до 2020 года.

- Для удовлетворения требований Госзаказчика по тех­ническим и производственным критериям перспектив­ных заказов на предприятии реализуется план техниче­ского перевооружения. На момент составления на­стоящего отчета ОАО «АСЗ» готово самостоятельно осуществлять работы со стеклопластиковыми (поли­мерными) конструкциями.

4.0существление со стороны участника Общества и одно­временно основного креди­тора (ОАО «ОСК») беспроцент­ной реструктуризации суммы всех требований реестра тре­бований кредиторов (16 609 488 885,81 рублей или 93,7% от общих требований кредиторов) на срок до 2030 года при условии выполнения п. 1-3

На момент составления отчета дорожная карта по вы­воду ОАО «АСЗ» из кризисного состояния главным кре­дитором ОАО «ОСК» практически согласована.

5. Достижение договорен-но­сти с главным креди-тором должника (ОАО «ОСК») об ос­вобождении должника от уп­латы процентов, начисляемых в соответствии со ст.95 Закона о банкротстве

Между ОАО «ОСК» и ОАО АСЗ» подписано соглашение об освобождении ОАО «АСЗ» от начисления и уплаты процентов, начисляемых в соответствии со ст. 95 Закона о банкротстве.

6. Получение субсидии из фе­дерального бюджета в соот­ветствии с «Правилами пре­доставления из федерального бюджета субсидий стратеги­ческим организациям обо­ронно-промышленного ком­плекса с целью предупрежде­ния банкротства», утвержден­ными Постановлением Прави­тельства Российской Федера­ции от 07.05.2008 №368 на частичное погашение требо­ваний кредиторов в размере 978 861 956,55 руб.

Для получения субсидии необходимо положительное заключение Минпромторга России по Плану внешнего управления ОАО «АСЗ».

С указанной целью 03.08.2012 внешним управляющим в адрес Минпромторга РФ был направлен план внешне­го управления ОАО «АСЗ». На настоящий момент заклю­чение Минпромторга РФ еще не получено.

7.Увеличение доходов Долж­ника в период внешнего управления от основной про­изводственной деятельности за счет утверждения экономически обоснованных цен на продукцию военного назначе­ния (заказы зав. №473 и №2101) и загрузки производ­ственных мощностей ОАО АСЗ» новыми заказами (ре­монт заказа зав. №513, дост­ройка зав. №519, запуск 2-х Корветов проекта «20385»)

- Открыт отдельный счёт в Филиале ОАО Банк ВТБ г.Ха­баровск с целью консолидации денежных средств, по­ступающих от дополнительных мер восстановления платежеспособности Должника.

- По заказу №473 29.05.2013 направлены расчетно -калькуляционные материалы в 485 ВП МО РФ,

11.06.2013 г.- в Департамент Минобороны РФ по обес­печению ГОЗ.

- 18.06.2013 в МО РФ направлено положительное за­ключение 485 ВП МО РФ по цене.

- 28.10.2013 расчетно-калькуляционные материалы направлены на экспертизу в ОАО «ЦТСС».

- Ожидается утверждение новой цены на перечислен­ные проекты со стороны МО РФ.

8.Реализация объектов произ­водственного назначения (до­полнительная мера)

- Проведена инвентаризация всего имущества Должни­ка.

- Проведена оценка объектов производственного на­значения Должника балансовая стоимость, которых на дату введения процедуры внешнего управления соста­вила более 100 000 руб.;

- Осуществляется оформление технических паспортов на объекты недвижимости должника

- 30.07.2013 проведено собрание кредиторов по ут­верждению изменений к плану внешнего управления; по утверждению порядка продажи имущества стоимостью менее 100 000 руб. путем заключения прямых договоров купли-продажи с Покупателем без проведения оценки имущества и торгов, а также по утверждению порядка и условий продажи имущества ОАО «АСЗ» стоимостью более 100 000 руб. Результат собрания: утверждены изменения к плану внешнего управления, утвержден порядок продажи имущества стоимостью менее 100 000 руб. путем заключения прямых договоров купли-продажи с Покупателем без проведения оценки имущества и торгов. Порядок и условия продажи имущества ОАО «АСЗ» стоимостью более 100 000 руб. не утвержден.

-15.10.2013 проведено собрание кредиторов по утверждению порядка и условий продажи имущества Должника балансовая стоимость, которого на последнюю отчетную дату до даты утверждения плана внешнего управления, составляет более чем 100 000 руб. Результат собрания: Порядок не утвержден.

- В связи с тем, что собранием кредиторов порядок продажи имущества, балансовая стоимость которого составила более 100 000 руб. не утвержден, внешний управляющий обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с ходатайством об утверждении указанного порядка. Определением суда данный порядок утвержден.

- Проведено собрание кредиторов на 03.12.2013 для утверждения порядка реализации объекта незавершенного строительства - Общежитие ПТУ «Причал». Результат: Решение по вопросу повестки дня: «Утверждение порядка реализации и начальной стоимости объекта незавершенного строительства - Общежития ПТУ» - не принят.

9. Передача объектов Должника, не связанных с обороноспособностью страны, в аренду

Заключены следующие договоры аренды:

1. Договор № 01 -13 от 21.02.2013 между ООО ПКФ АМГУНЬ и ОАО «АСЗ» на аренду недвижимого имущества (гараж) для организации стоянки автомобилей.

2. Договор № 02-13 от 21.02.2013 между ООО ПКФ АМГУНЬ и ОАО «АСЗ» на аренду недвижимого имущества для организации стоянки автомобилей.

В отношении иных объектов недвижимости заключение договоров аренды является нецелесообразным, в силу того, что планируется их использование в производственной деятельности должника, в связи с предстоящим заключением новых государственных контрактов.

10. Передача непрофильных активов Должника

- Получены кадастровые паспорта на 7 общежитий и оформлена необходимая техническая документация для оформления передачи объектов недвижимости в муниципальную собственность. В настоящий момент это имущество передано в муниципальную собственность Администрации г. Комсомольска-на-Амуре.

Таким образом, с даты введения внешнего управления и по настоящий момент, внешним управляющим осуществляются меры по восстановлению платежеспособности должника.

С учетом стратегического назначения ОАО «АСЗ» и специфики его деятельности, исполнение перечисленных в Плане внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности должника затруднено длительным и многоступенчатым согласованием документов с органами государственной власти и главным кредитором должника ОАО «ОСК».

Вторым основанием для оспаривания действий арбитражного управляющего, ФНС России указало на не предоставление Пуляевским В.М. отчета о реализации Плана внешнего управления и не проведение собраний кредиторов должника.

Отказывая в удовлетворении жалобы в этой части, суд первой инстанции исходил из того, что отчет представлен арбитражным управляющим на собрании кредиторов 03.12.2013, что подтверждается Протоколом собрания №6 от 03.12.2013.

В соответствии с пунктом 4 статьи 106 Закона о банкротстве внешний управляющий по требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов отчитывается перед кредиторами о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления.

Доказательств того, что ФНС России обращалась с требованием к внешнему управляющему о проведении дополнительного собрания с такой повесткой, в материалы дела не представлено.

В качестве третьего основания для обжалования действий арбитражного управляющего уполномоченный орган сослался на неисполнение им плана внешнего управления в части удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.

Планом внешнего управления предусмотрено, что требования ФНС России по основному долгу в размере 206 631 818 руб. 32 коп. будут оплачены за счет средств субсидии в период 2013 года, пени в размере 10 103 605 руб. 19 коп. – в период до 2 квартала 2013 года.

По мнению заявителя жалобы, непогашение требований ФНС России вызвано незаконными действиями арбитражного управляющего.

Вместе с тем, получение субсидии в соответствии с «Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 №368, для частичного погашения требований кредиторов ОАО «АСЗ» напрямую зависит от деятельности Правительственной комиссии по обеспечению реализаций мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, и Министерства промышленности Российской Федерации.

Для получения субсидии необходимо положительное заключение Минпромторга России по плану внешнего управления ОАО «АСЗ».

Арбитражным управляющим действия, направленные на получение субсидии, предпринимались.

Возражения ФНС России о том, что на депозитном счете должника в период с 22.06.2012 по 07.10.2013 размещались денежные средства в размере 23 825 094 600 руб., которые могли быть направлены на погашение требований кредиторов, судом апелляционной инстанции отклоняется в связи со следующим.

Денежные средства, размещенные на депозитных счетах, являются финансовыми средствами, перечисленными ОАО «АСЗ» по государственным контрактам для выполнения государственных оборонных заказов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.12.1995 №213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю (исполнителю), предназначаются только для расходов на выполнение оборонного заказа и авансирование соответствующих работ.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что денежные средства являются целевыми и не могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов ОАО «АСЗ».

Довод жалобы о том, что суд не исследовал источник поступления денежных средств на депозитный счет суда, отнеся их к средствам перечисленным по контрактам, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку планом внешнего управления получение такой суммы денежных средств предусматривалось только от проектов по оборонным заказам (л.д.92).

В силу статьи 2 Закона о банкротстве основной целью внешнего управления является восстановление неплатежеспособности должника, а не погашение отдельных требований его кредиторов.

В этой связи, погашение требований кредиторов должника, в частности, ФНС России, возможно лишь при полном восстановлении платежеспособности ОАО «АСЗ».

В период, установленный в плане внешнего управления, объективная возможность для погашения требований кредиторов должника отсутствовала.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что определением суда от 19.12.2013 процедура внешнего управления продлена сроком до 17.06.2014.

При этом соблюдение прав кредиторов, в том числе ФНС России, обеспечивается начислением процентов, предусмотренных статьей 95 Закона о банкротстве, на требования, включенные в реестр кредиторов.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, основания для отмены определения суда от 26.03.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Хабаровского края от 26 марта 2014 года по делу №А73-12978/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Т.Д. Козлова

Судьи

Е.Н. Головнина

А.И. Михайлова