ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2320/14 от 29.05.2014 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2320/2014

02 июня 2014 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
 Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2014 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Балинской И.И.

судей    Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии в заседании:

от Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю":   Каширина К.А., представитель по доверенности от 20.11.2012 б/н;

от Главного государственного инспектора города Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору Зиновьева Виктора Геннадьевича Отдела надзорной деятельности по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края:   представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу   Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю"

на   решение от 31.03.2014

по делу №   А73-231/2014

Арбитражного суда   Хабаровского края

принятое судьей   Шестак Ж.Г.

по заявлению   Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю"

о  б оспаривании постановления главного государственного инспектора г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору от 18.12.2013 № 645-647 о назначении административного наказания

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» (далее – Учреждение, ИК-8) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору Зиновьева Виктора Геннадьевича Отдела надзорной деятельности по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее – административный орган) от 18.12.2013 № 645-647 о назначении административного наказания, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 31.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву правомерности привлечения Учреждения к административной ответственности.

Не согласившись с решением суда, Учреждение в апелляционной жалобе, ссылаясь на недоказанность имеющих для дела обстоятельств, нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. При этом Учреждение считает, что факт правонарушения подтвержден материалами дела и выявленные нарушения обоснованно вменены в вину ИК-8, которые им устранены. Также, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, просит снизить размер назначенного ИК-8 административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы.

Административный орган в письменном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения. О времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще, своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не направил.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Учреждения, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, 24.10.2013 Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - прокурор) с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности по г. Комсомольску-на-Амуре УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в Учреждении, расположенном по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, п. Старт, ул. Нижняя, д. 2, корп. 2.

По ее результатам выявлены нарушения Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – ППР), Сводов правил в области противопожарной защиты, которые выразились в следующем:

- в нарушение пункта 22 ППР начальник исправительного учреждения не организовал проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями;

- в нарушение подпункта «в» пункта 42 ППР в помещениях эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией;

- в нарушение пункта 14 ППР в отрядах № 8, № 7 допускается курение в местах, не отведенных и не оборудованных для курения;

- в нарушение части 1 статьи 62 Закона № 123-ФЗ и пункта 8.6 СП 8.13130.2009 отсутствует указатель гидранта (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации), с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника.

09.12.2013г. по факту выявленных нарушений прокурором в отношении ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, о чем в присутствии законного представителя Учреждения вынесено соответствующее постановление.

Кроме того, проверкой установлено, что:

- в нарушение части 2, 3 статьи 4, статьи 5, статьи 6, части 1 статьи 151 Закона № 123-ФЗ, пункта 480 ППР, пунктов 4.2.5, 4.2.7 СП 9.13130-2009 в коридорах отрядов № 8, №7 огнетушители расположены на подставках на высоте более 1,5 метров от пола до верха огнетушителя, нет обязательной фиксации огнетушителя от возможного падения при случайном воздействии;

- в нарушение СП 9.13130-2009, пунктов 70, 465 ППР, части 2, 3 статьи 4, статьи 5, статьи 6, части 1 статьи 151 Закона № 123-ФЗ помещения укомплектованы огнетушителями малой емкости;

- в нарушение части 7, 8 статьи 82 Закона № 123-ФЗ в исправительном учреждении допущена открытая прокладка электрических проводов и кабелей с горючей изоляцией за подвесным потолком (горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара, прокладка должна осуществляться в кабель-каналах или трубах). Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение;

- в нарушение подпункта «з» пункта 42 ППР в помещении для приема пищи колонии-поселения, в помещении отряда для содержания осужденных женщин, в помещении для приема пищи ШИЗО, в каптерке 12 отряда эксплуатируются электрические розетки с термическими повреждениями, удлинители на скрутках для питания электроприборов не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ;

- в нарушение подпункта «з» пункта 42 ППР в помещении для приема пищи колонии-поселения, в процедурной, в помещении для приема пищи ШИЗО, в каптерке эксплуатируются удлинители на скрутках для питания электроприборов не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ;

- в нарушение части 4 статьи 82 Закона № 123- ФЗ в электрощитовой ШИЗО эксплуатируется некалиброванная плавкая вставка (1 шт.);

- в нарушение подпункта «а» пункта 42 ППР в помещении раздачи нарядов на работу, с торца деревянного здания 12-го отряда, допускается эксплуатация электропроводки (380 и 220 В) с видимыми нарушениям изоляции (3 участка электропроводки).

По данным фактам 09.12.2013 прокурором в отношении Учреждения вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.

Также 09.12.2013 прокурором в отношении Учреждения, в присутствии начальника Учреждения, возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, поводом для возбуждения которого послужили следующие нарушения:

- в нарушение пункта 61 ППР руководителем не организовано, не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности систем противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте не хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;

- в нарушение части 1, 3 статьи 88, таблицы № 24 Закона № 123-ФЗ складские помещения горючих материалов (каптерки) не отделены от помещений общего коридора противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30, предел огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности ограждающей конструкции (заполнение проёма), разделяющей коридор от склада, не соответствует второму типу заполнения;

- в нарушение пункта 19 статьи 88 Закона № 123- ФЗ и пункта 4.2.7 СП 1.13130.2009 объёмно-планировочные решения и конструктивное исполнение лестничных клеток не препятствует распространению пожара между этажами, а, именно: двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания;

- в нарушение пункта 1 части 2 статьи 53 Закона № 123-ФЗ и пункта 4.4.2 СП 1.13130.2009 ширина проступи ступеней нескольких крылец выходов из здания составляет более 25 см, нарушена геометрия при строительстве;

- в нарушение пункта 63 ППР не организовано техническое обслуживание и проведение планово-предупредительных ремонтов ОПС и СОУЭ работоспособности систем противопожарной защиты объекта с оформлением в журнале обслуживания;

- в нарушение части 1 статьи 151, части 1 статьи 53 Закона № 123-ФЗ, а также пункта 5.3 СП 3.13130.2009 эвакуационные выходы отрядов № 8, № 12 не оборудованы световым оповещателем «Выход»;

- в нарушение пункта 4.3.1 СП 1.13130.2009 на путях эвакуации (общие коридоры, лестничные клетки всех этажей) отсутствует аварийное освещение;

- в нарушение пункта 13.14.12 СП 5.13130.2009 помещение, в котором находится персонал, ведущий круглосуточное дежурство, не обеспечено аварийным освещением;

- в нарушение части 3 статьи 4, статьи 5, части 1 статьи 151 Закона № 123-ФЗ, пункта 11 таблицы А.2, раздела II, пункта 13.3.11 СП 5.13130-2009 отсутствует установка автоматической пожарной сигнализации за подвесным потолком в коридоре, где проложены открыто незащищенные электрические кабели и провода с горючей изоляцией;

- в нарушение пункта 36 «б» ППР эвакуационный выход со второго этажа колонии поселения заблокирован: перекрыт мебелью и мусором;

- в нарушение пункта 61 ППР в помещении отряда для содержания осужденных - женщин участка колонии-поселения при исправительном учреждении пожарная сигнализация находится в нерабочем состоянии;

- в помещениях планы эвакуации людей на случай возникновения пожара выполнены в отступление от требований пунктов 6.2.7 и 6.2.4 ГОСТ 12.2.143-2009.

По результатам проверки прокурором составлена соответствующая справка. Указанные выше постановления от 09.12.2013 о возбуждении в отношении Учреждения дел об административных правонарушениях по части 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ направлены в административный орган.

18.12.2013 по результатам рассмотрения поступивших материалов административным органом вынесено постановление № 645-647, которым Учреждение признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Учреждение с заявлением о признании его незаконным обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Учреждения составов вменяемых ему административных правонарушений и отсутствия нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи.

Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Закона N 69-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 69-ФЗ пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии со статьей 37 Закона № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здании, сооружения и иные объекты предприятий.

В силу статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», определяющий основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).

Согласно пункту 15 статьи 2 Закона № 123-ФЗ объект защиты – это продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Частью 3 статьи 5 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Закона 123-ФЗ каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. В силу пункта 1 части 2 вышеназванной статьи для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов.

Частью 1 статьи 62 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

Согласно части 4 статьи 82 Закона № 123-ФЗ линии электроснабжения помещений зданий и сооружений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара.

В силу частей 7, 8 статьи 82 Закона № 123-ФЗ горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций. Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение.

Согласно частям 1, 3 статьи 88 закона № 123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека. Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.

Частью 19 статьи 88 Закона № 123-ФЗ определено, что объемно-планировочные решения и конструктивное исполнение лестниц и лестничных клеток должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей из зданий, сооружений при пожаре и препятствовать распространению пожара между этажами.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 и вступили в силу 15.05.2012 (ППР). Данные Правила включают требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Пунктом 14 ППР на руководителя организации возложена обязанность обеспечить выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Места, специально отведенные для курения табака, обозначаются знаками "Место для курения".

Согласно пункту 22 ППР руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.

В соответствии с пунктом 36 ППР при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.

В силу подпунктов «а», «б», «в», «з» пункта 42 ППР запрещается: эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; при проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов.

В силу пункта 61 ППР руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

Как предусмотрено пунктом 63 ППР, руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов от пожаров.

Исходя из пунктов 70, 465 ППР, выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте (в помещении) осуществляется в соответствии с приложениями 1 и 2 в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, предельной площади помещения, а также класса пожара. Руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2. Первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты.

Согласно пункту 480 ППР огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра.

В силу пунктов 4.2.5., 4.2.7. СП 9.13130-2009 «Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации.» рекомендуется переносные огнетушители устанавливать на подвесных кронштейнах или в специальных шкафах. Огнетушители должны располагаться так, чтобы основные надписи и пиктограммы, показывающие порядок приведения их в действие, были хорошо видны и обращены наружу или в сторону наиболее вероятного подхода к ним. Огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, должны быть установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола; переносные огнетушители, имеющие полную массу 15 кг и более, должны устанавливаться так, чтобы верх огнетушителя располагался на высоте не более 1,0 м. Они могут устанавливаться на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии.

В соответствии с пунктом 8.6. СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части.

Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно пункту 4.2.7. СП 1.13130-2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (СП 1.13130-2009) двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.

Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.

Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

В соответствии с пунктом 5.3. СП 3.13130-2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требований пожарной безопасности» световые оповещатели "Выход" следует устанавливать: в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек - над эвакуационными выходами; над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону; в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей "Выход".

Согласно пункту 4.4.2. СП 1.13130-2009 уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи, как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см.

Уклон открытых лестниц для прохода к одиночным рабочим местам допускается увеличивать до 2:1.

Пунктом 4.3.1. СП 1.13130-2009 предусмотрено, что в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями [1].

В соответствии с пунктом 13.14.12. СП 5.13130-2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (далее - СП 5.13130-2009) помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать следующими характеристиками: площадь, как правило, не менее 15 кв. м; температура воздуха в пределах от 18 °С до 25 °С при относительной влажности не более 80%; наличие естественного и искусственного освещения, а также аварийного освещения, которое должно соответствовать [9] и др.

Согласно пункту 13.3.11. СП 5.13130-2009 при расстановке пожарных извещателей под фальшполом, над фальшпотолком и в других недоступных для просмотра местах должна быть обеспечена возможность определения места расположения сработавшего извещателя (например, они должны быть адресными или адресуемыми, то есть иметь адресное устройство, либо подключены к самостоятельным шлейфам пожарной сигнализации, либо должны иметь выносную оптическую индикацию и т.п.). Конструкция перекрытий фальшпола и фальшпотолка должна обеспечивать доступ к пожарным извещателям для их обслуживания.

В Приложении А к СП 5.13130-2009 содержится Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения (АУП) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).

В соответствии с пунктом 11 таблицы А2 раздела II СП 5.13130-2009, обязательной защите АУП и АУПС подлежат пространства за подвесными потолками и под двойными полами при прокладке в них воздуховодов, трубопроводов с изоляцией, выполненной из материалов группы горючести Г1 - Г4, а также кабелей (проводов), не распространяющих горение (НГ) и имеющих код пожарной опасности ПРГП1 (по [21]), в том числе при их совместной прокладке.

Согласно пункту 6.2.4. ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля», размеры планов эвакуации выбирают в зависимости от его назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов: 600 х 400 мм – для этажных и секционных планов эвакуации; 400 х 300 мм – для локальных планов эвакуации.

В соответствии с пунктом 6.2.7 ГОСТ Р 12.2.143-2009 планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов.

Проанализировав приведенные нормы законодательства о пожарной безопасности, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что материалами дела подтверждается наличие в действиях Учреждения составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку Учреждением не представлены доказательства принятия всех зависящих от него необходимых мер по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Учреждения составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Недостаточное финансирование Учреждения само по себе не свидетельствует об отсутствии его вины и не является обстоятельством, исключающим административную ответственность.

Факт доказанности вменяемых правонарушений, равно как и его вины в их совершении, Учреждением не оспаривается.

Апелляционный суд также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии существенных нарушений КоАП РФ при привлечении Учреждения к административной ответственности.

При этом, как верно отмечено судом, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать совершенные Учреждением правонарушения малозначительными по правилам статьи 2.9. КоАП РФ.

Административное наказание назначено ИК-8 с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данные правонарушения.

При таких обстоятельствах, суд правомерно отказал в удовлетворении требования Учреждения о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.

Доводы апелляционной жалобы о возможности снижения размера назначенного Учреждению штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, апелляционным судом отклоняются ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

В силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Как следует из материалов данного дела, при назначении Учреждению административного наказания административным органом были учтены требования статьи 4.1, части 2 статьи 4.4 КоАП РФ и административный штраф за совершение трех правонарушений назначен ИК-8 в пределах санкции части 4 статьи 20.4 КоАП РФ и в минимальном размере.

Исходя из пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Учитывая факт совершения Учреждением правонарушения, содержащего составы трех административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, а также характер выявленных нарушений, а именно несоблюдение Учреждением с массовым пребыванием людей требований пожарной безопасности, создающее непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, в данном конкретном случае суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для снижения минимального размера административного штрафа, назначенного постановлением административного органа от 18.12.2013 № 645-647.

Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь частью 4.1 статьи 206, статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 31.03.2014 Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-231/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

И.И. Балинская

Судьи

Т.Д. Пескова

Е.И. Сапрыкина