ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2330/2015 от 26.08.2015 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2330/2015

01 сентября 2015 года

г. Хабаровск

   Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2015 года.
   Полный текст  постановления изготовлен сентября 2015 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Волковой М.О.,

судей                                       Дроздовой В.Г., Гричановской Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,

при участии  в заседании:

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 21.07.2015 № 491,

от главы КФХ  ФИО2: ФИО2(лично),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края

на решение от  27.03.2015

по делу № А73-15420/2014

Арбитражного суда Хабаровского края,

принятое судьей Пичининой И.Е.,

по иску  Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края

к  главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2

о  взыскании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 468 000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 46 975,50 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (ОГРН <***>, место нахождения: г. Хабаровск)  (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>, место нахождения: Хабаровский край, с. Дормидонтовка)(далее – ИП ФИО2)с иском о взыскании гранта на   создание   и   развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 468 000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 46 975,50 рублей.

Решением от 27.03.2015 в иске отказано.

Не согласившись с судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств по делу, имеющих значение для дела.

В обоснование жалобы указано на обязанность ответчика израсходовать грант на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев, в связи с чем датой использования гранта является 30.08.2014, однако генератор инверторный на сумму 26 097 рублей приобретен ответчиком 11.11.2014,  то есть за пределом указанного срока.

Кроме того, ответчиком не исполнена обязанность по государственной регистрации трактора за главой КФХ ФИО2, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что трактор ISEKI, приобретенный ответчиком по договору купли-продажи  транспортного средства от 27.12.2013 № 1, приобретен на средства гранта.

По указанным основаниям полагает необходимым отменить решение суда и взыскать с ответчика 278 780,96 рублей, из них: 266 087 рублей – возврат гранта, 12 683,96 рублей – проценты  за пользование чужими денежными средствами.

          Отзыв в материалы дела не представлен.

  Определениями суда от 03.06.2015, 22.07.2015 по ходатайству ответчика судебное разбирательство откладывалось  для представления последним доказательств государственной регистрации трактора.

   В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивая на ее удовлетворении.

   Глава КФХ ФИО2, возражая против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал на невозможность государственной регистрации трактора по независящим от него причинам, ввиду ошибочности данных, указанных в паспорте транспортного средства. Также пояснил, что данный трактор у него единственный, посредством которого он осуществляет свою сельскохозяйственную деятельность.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.

   Как следует из материалов дела, 17.06.2013 Глава КФХ ФИО3 обратился  в Министерство с  заявкой на участие в конкурсе на предоставление грантов на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.

   По результатам заседания конкурсной комиссии, оформленной протоколом от 31.07.2013 № 1, победителями конкурса на предоставление,  создание и развитие КФХ и единовременной помощи на обустройство начинающим фермерам признаны 13 заявителей, в том числе Глава КФХ ФИО2 «Развитие крестьянского (фермерского) хозяйства», сумма гранта 468 000 рублей, единовременной помощи – 0 рублей.

   26.08.2013 между Министерством и Главой КФХ ФИО2 подписано  соглашение № 67 о взаимодействии сторон и комплексном участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, и Государственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 №277-пр.

   По условиям соглашения Министерство обязалось выплачивать ответчику субсидии, выделяемые из краевого бюджета, по направлениям, предусмотренным нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия предоставления государственной поддержки.

В свою очередь, Глава КФХ обязался представлять отчетность в порядке, по формам и в сроки, установленные нормативными правовыми актами; годовую и промежуточную бухгалтерскую отчетность; информацию о степени готовности инвестиционных проектов, реализуемых на территории Хабаровского края, их запланированном и фактическом финансировании, освоении средств и причинах отставания от плановых показателей (пункт 2.2.2 Соглашения № 67).

  Согласно пункту 2.2.4 соглашения № 67  Глава КФХ обеспечивает возврат субсидий, перечисленных Министерством, в случае установления факта нарушения условий их предоставления.

  Платежными поручениями от 29.08.2013 № 5915877 (л.д.30), от 30.08.2013 № 5925421  (л.д.31) денежные средства в общей сумме 468 000 рублей перечислены на счет ответчика.

  16.10.2014 Министерство обратилось к ответчику с письменным требованием о представлении отчетов об использовании гранта,

  Поскольку ответчиком не представлены истребованные отчеты по состоянию на 01.10.2013, 01.01.2014, 01.04.2014, 01.07.2014, истец обратился с настоящим иском в суд.

  Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, свидетельствующих о неправомерном использовании полученной ответчиком суммы  гранта.

  В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»  (далее – Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ) оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

  В соответствии с пунктом 2 статьи 16 указанного Федерального закона  условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

  Постановлением   Правительства   Российской Федерации от 28.02.2012 № 166 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающим фермерам, которыми установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.09.2012 № 991).

  Согласно указанным Правилам максимальный размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства определяется субъектом Российской Федерации в размере, не превышающем 1,5 млн. рублей. Размер гранта, предоставляемого конкретному начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией, создаваемой субъектом Российской Федерации.

  В соответствии с пунктом 4 Правил в случае нецелевого использования начинающими фермерами полученного гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства средства, составляющие его сумму, подлежат возврату в соответствующий субъект.

   Порядок и условия предоставления из краевого бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», Государственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 №277-пр, установлен постановлением Правительством Хабаровского края от 20.03.2012 №66-пр.

 В силу пункта 6 Порядка сумма гранта должна соответствовать плану расходов, а грант должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня поступления на счет начинающего фермера. При этом,  начинающий фермер, получивший грант и единовременную помощь, предоставляет ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о целевом расходовании средств гранта, отчет о выполнении требований к заявителю.

  Расход по плану расходов осуществляется по каждому наименованию (статье) расхода средств начинающего фермера: не более 90 процентов от суммы наименования (статьи) расхода за счет средств краевого бюджета, но не менее 10 процентов от суммы наименования (статьи) расхода за счет собственных средств начинающего фермера.

  Согласно пункту 7 Правил  в случае нецелевого использования гранта (единовременной помощи) полностью или частично грант (единовременная помощь), часть гранта (часть единовременной помощи), использованные нецелевым образом, подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации

  Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается ответчиком, главой КФХ ФИО2 нарушено требование пункта 6 Правил №66-пр и условий соглашения от 26.08.2013 №67 о предоставлении отчетности о целевом расходовании средств гранта.

  Между тем, представленными главой КФХ ФИО2 в материалы дела договорами и платежными документами подтверждено направление ответчиком полученных средств гранта в размере 468 000 рублей в соответствии с утвержденным планом расходов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе, с привлечением собственных средств.

  Так, платежным поручением от 17.02.2014 №84  на сумму 59 016 рублей (л.д.53) произведена оплата за приобретенные плуг MF 1 L 320 - 10 573 рублей, окучник дисковый MF 3 Z -80 – 21 380 рублей, картофелекопалку MFPD 500 – 27 063 рубля.

   Договором №1 купли-продажи пиломатериалов от 27.12.2013 (л.д.л.д.57-59), счетом-фактурой от 27.12.2013 №10 (л.д.55), квитанцией к приходному кассовому ордеру  от 20.08.2013 № 10 на сумму 200 000 рублей за пиломатериалы (л.д.54) подтверждена реализация пунктов 2-5 Плана.

   Платежным поручением от 11.11.2014 №12 (л.д.63), счетом на оплату от 10.11.2014 №895 (л.д.66), товарной накладной от 10.11.2014 №1284 (л.д.68) подтверждено приобретение генератора инверторного Huter DN2100, что соответствует пункту 6 плана.

   Кроме того, в материалы дела представлены договор купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата) от 27.12.2013 №1 (л.д.62), заключенный с ООО «Мастер», платежное поручение от 27.12.2013 №88 (л.д.61), свидетельствующие о приобретении ответчиком в собственность трактора  ISEKI TU205F, заводской номер TU19F-05806, двигатель E3AF1-139408,  стоимостью 240 000 рублей (пункт 1 плана).

   Довод заявителя жалобы о неисполнении ответчиком обязанности, предусмотренной порядком, по государственной регистрации трактора за главой КФХ ФИО2, подлежит отклонению, исходя из положений статей 218, 223 ГК РФ, Федерального закона от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»,  поскольку действующее законодательство связывает момент приобретения в собственность имущества (транспортного средства) с моментом его передачи (если иное не предусмотрено договором).

   При этом, факт использования спорного трактора в хозяйстве ответчика не оспаривается.

   В этой связи довод истца, аналогичный доводу апелляционной жалобы  о недоказанности факта приобретения трактора ввиду наличия в паспорте самоходной техники в отношении трактора ISEKI TU205F, заводской номер TU19F-05806, записи об ином владельце,  правомерно отклонен.

   Кроме того, использование части гранта на покупку трактора направлено на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждает использование ответчиком части гранта в размере 240 000 рублей   по целевому назначению.

Принимая во внимание целевое направление выделенных ответчику денежных средств,  довод апелляционной жалобы  об использовании ответчиком гранта на покупку  генератора инверторного на сумму 26 097 рублей за пределом срока его использования, подлежит отклонению.

При этом, учитывая буквальное толкование цели и задач  предоставления гранта (поддержка крестьянского (фермерского) хозяйства), само по себе использование части денежных средств за пределами установленного срока, при доказанности их целевого использования,  не влечет безусловную обязанность главы  крестьянского  (фермерского)  хозяйства  возвратить  их  Министерству.

   По указанным основаниям у апелляционного  суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

   Решение  Арбитражного суда Хабаровского края от  27.03.2015 по делу № А73-15420/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

   Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

      М.О. Волкова

Судьи

Е.В. Гричановская

       В.Г. Дроздова