ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2333/19 от 21.05.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2333/2019

27 мая 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Полный текст  постановления изготовлен мая 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей                                       Мильчиной И.А., Швец Е.А.

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Щербак Д.А

при участии  в заседании:

от ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро»: ФИО1, представителя по доверенности от 27.01.2017 № 7647;

от Управления Федеральной налоговой службы  по Амурской области: ФИО2, представителя по доверенности от 14.03.2019 № 07-19/557;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области: ФИО2, представителя по доверенности от 15.05.2019 № 02/5-08/004946;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро»

на решение от  19.03.2019 по делу № А04-405/2019

Арбитражного суда Амурской области,  

принятое судьей В.И. Котляревским,

 по заявлению Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро»

к Управлению Федеральной налоговой службы по Амурской области; Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области

о  признании недействительным решения

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» в лице филиала ПАО «РусГидро» - «Бурейская ГЭС» (далее – общество, ПАО «РусГидро») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Амурской области (далее – инспекция, налоговый орган)  № 9927 от 30.08.2018  «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»  в доначисления налога  на прибыль организаций в за 2017 год в сумме 4 194 244 руб.

Решением суда от 19.03.2019 в удовлетворении заявленного требования  отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, общество заявило апелляционную жалобу, в обоснование которой приводит доводы о  применении судом недействующих норм права,  неполном выяснение всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела.

В заседании суда второй инстанции, проведенном в режиме видеоконференц-связи, представитель апеллянта на доводах настаивал, указав, что  ни в Налоговом кодексе, ни Постановлении Правительства РФ  от 30.09.2004 № 504 (далее – Постановление Правительства № 504) нет четкого указания на то,  что к льготируемому имуществу не относятся объекты, участвующие в процессе выработки, преобразования и передачи  электроэнергии.

Представитель налоговых органов настаивала на оставлении судебного решения в силе по основаниям, изложенным в отзывах.

По мнению инспекции и управления,   перечень имущества,  приведенный в Постановлении Правительства №504, является закрытым. Кроме того,  считает, что выводы, изложенные в решении Арбитражного суда  города Москвы от 17.09.2018 № А40-248663/17-108-4531, имеют значение для данного дела, поскольку экспертное заключение от 20.12.2016 дано так же в отношении спорных четырех объектов  Бурейской ГЭС – генераторов  синхронных к гидравлической турбине вертикальной.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность довод апелляционной жалобы с учетом отзывов на нее, выслушав пояснения участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, ПАО «РусГидро  представило в инспекцию декларацию по   налогу на имущество за 2017 год, по итогам проверки которой инспекцией принято решение от 30.08.2018 № 9927 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», но налогоплательщику  предложено   уплатить недоимку по  названному в сумме 4 194 244 руб.. в связи  неправомерным применением пониженной ставки в  отношении четырех «генераторов  синхронных к гидравлической турбине вертикальной».

Общество обжаловало решение инспекции в вышестоящий налоговый орган, который решением от 23.10.2018 № 15-07/2/305 отказал в удовлетворении жалобы, что послужило основанием для    обращения  в арбитражный суд с настоящим требованием.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии данных условий, в связи с чем  отказал в удовлетворении требования  налогоплательщика.

В соответствии с пунктом  1 статьи  373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьи  374 Кодекса.

ПАО «РусГидро» в лице филиала «Бурейская ГЭС» в проверяемом периоде являлось плательщиком налога на имущество организаций.

Согласно пункту  1 статьи  374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В силу пункта  3 статьи  380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могли превышать в 2017 году (проверяемом периоде) - 1,6 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью и соответствующих этим объектам кодов ОКОФ, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504.

Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. При этом структура кодов ОКОФ состоит из: Х0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX ХХХХ000 - класс, XX ХХХХ0ХХ - подкласс, XX ХХХХХХХ - вид.

Таким образом, в соответствии с Постановление Правительства № 504 подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом перечне имущества).

Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в  Постановлении Правительства № 504, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, который не зависит от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в вышеприведенном Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов по которой является закрытым.

Таким образом, право на применение льготы или пониженной ставки налога на имущество организаций возникает у налогоплательщика при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ; имущество поименовано в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства № 504; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Из материалов дела усматривается, что налогоплательщиком  в спорный период применена пониженная ставка в отношении имущества общества, в том числе в отношении генератора синхронного к гидравлической турбине вертикальной, СВ 1313/265-48 УХП № 81, код ОКОФ 143114220;   генератора синхронного  к гидравлической турбине вертикальной, СВ 1313/265-48 УХП № 2, код ОКОФ 143114220;  генератора  синхронного  к гидравлической турбине вертикальной, СВ 1313/265-48 УХП № 3, код ОКОФ 143114220;  генератора синхронного  к гидравлической турбине вертикальной, СВ 1313/265-48 УХП № 4, код ОКОФ 143114220.

Данный код ОКОФ в  Постановлении Правительства № 504 не приведен и не входит в интервал указанных в нем имущественных объектов, относящихся к подклассам кодов ОКОФ.

Также налоговые органы  установили, что основным видом деятельности ПАО «РусГидро», согласно   ОКВЭД,  является производство и реализация электрической энергии.

Функциональным назначением, а также фактическим использованием всего спорного  имущества филиала  общества -  Бурейская ГРЭС, является обеспечение  деятельности генерирующего объекта, направленное на выработку  энергии.

Исходя из положений ГОСТ 24291-90 «Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 № 3403, линией электропередачи является электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором, электропередача - совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 «Об электроэнергетике» субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе, производство электрической, тепловой энергии и мощности; приобретение и продажа электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей; оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике; сбыт электрической энергии (мощности), организация купли-продажи электрической энергии и мощности.

Все элементы имущества ПАО «РусГидро» имеют определенный правовой режим и специфическое правовое регулирование, которое определяет спорные объекты основных средств, как элементы производственно - технологического комплекса, предназначенные для выработки электроэнергии, что в свою очередь, соответствует их разрешенному виду использования в соответствии с видом деятельности самого налогоплательщика.

Инспекция в обжалуемом решении  пришла к выводу, что спорные  объекты являются оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения, находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности филиала ПАО «РусГидро» - «Бурейская ГЭС», и не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и, следовательно, не относятся к имуществу по смыслу Постановления Правительства № 504.

Данный вывод основывается, в том числе и на  заключение экспертизы  от 20.12.2016,  основанной  на  исследовании и оценки  первичной документации.

Согласно данному заключению, объекты Бурейской ГЭС - генераторы синхронные к гидравлической турбине вертикальной (СВ 1313/265-48 УХП №№ 2, 3, 4, 81 с кодами ОКОФ 14311422) не входят в состав линий электропередачи, не участвуют в процессах электропередачи электрической и тепловой энергии по сетям электрическим и сетям тепловым магистральным. Спорные объекты основных средств входят в состав объектов (технологических комплексов) генерации (производства) электрической и тепловой энергии заданного качества и количества для последующей передачи с необходимым учетом по сетям электрическим и тепловым потребителям. Основной функцией гидрогенератора является выработка электроэнергии.

При этом  названное  заключение  от 20.12.2016  было предметом оценки  в рамках рассмотрения дела № А40-248663/2017-108-4531 по иску  ПАО «РусГидро»  об оспаривании решения налогового органа по доначислению, в том числе налога на прибыль в связи с неправомерным применения льготы (пониженной ставки) в отношении оборудования, в том числе генераторов синхронных к гидравлической турбине вертикальной.

Кроме того, из решения инспекции  в обоснование неправомерности применения обществом пункта 3 статьи 380 НК РФ следует, согласно представленным техническим паспортам, гидрогенератор типа СВ 1313/265-48 УХЛ4 предназначен для сопряжения с гидравлической турбиной и установки на Бурейской ГЭС.  Функция генератора синхронного к гидравлической турбине вертикальный -  это выработка электроэнергии. Данный генератор относится к оборудованию, участвующему в производстве и преобразовании электроэнергии, а не ее передаче.

Таким образом,   позиция налоговых органов, что пониженная ставка по налогу на имущество организаций в отношении  спорного имущества - «генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной», в данном случае применена налогоплательщиком необоснованно,  поддерживается и апелляционным судом.

Ссылка  общества на применение судом первой инстанции недействующих норм материального права не принимается во внимание судебной коллегии, поскольку в обжалуемом решении по настоящему делу  (стр.9 – 13) приводятся  обстоятельства, установленные в рамках дела № А40-248663/17-108-4531 (стр.51-53).

Иные доводы, приведенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, что не могут рассматриваться в качестве основания для отмены  или изменения судебного акта.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области  от 19.03.2019 по делу № А04-405/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро»  из федерального  бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 02.04.2019 № 627, за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия  через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

И.А. Мильчина

Е.А. Швец