ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2346/19 от 17.07.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2346/2019

24 июля 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Полный текст  постановления изготовлен 24 июля 2019 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи    Мильчиной И.А.

судей                                                 Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.

при участии в заседании:

от ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 филиала ФБГУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу: Гущина А.А., представитель по доверенности от 28.12.2018 № ф-1291;

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу, Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области

на решение от 07.03.2019

по делу № А04-9888/2018

Арбитражного суда Амурской области

принятое судьей Варламовым Е.А.

по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 филиала ФБГУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу

к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области

о признании незаконными действий

третье лицо Октябрьский районный совет народных депутатов

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу (далее – ФГБУ «ЦЖКУ», учреждение, ОГРН 1027700430889,                           ИНН 7729314745) обратилось в Арбитражный суд Амурской области к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее – управление, ОГРН 1082801011457, ИНН 2801138815) с заявлением о признании незаконными действий Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, выразившихся в отказе установить норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для жилых домов, расположенных по адресам: Амурская область, Октябрьский район,  с. Екатеринославка, ул. Южная, №№ 57, 59, 88, 95, 125, 130, 137, 157, 104, 109, 158, 167. Обязать управление разработать проект постановления Правительства Амурской области об утверждение норматива коммунальной услуги по отоплению для жилых домов, расположенных по адресам: Амурская область, Октябрьский район, с. Екатеринославка, ул. Южная, №№ 57, 59, 88, 95, 125, 130, 137, 157, 104, 109, 158, 167, и передать его на рассмотрение в Правительство Амурской области.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Октябрьский районный совет народных депутатов.

Решением суда от 07.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу решением, ФГБУ «ЦЖКУ» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В жалобе учреждение указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка законности отказа управления по мотивам наличия нормативов, ранее установленных органом местного самоуправления. Считает необоснованным вывод суда о том, что решение Октябрьского районного Совета народных депутатов от 03.12.2008 № 31 об  установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению не распространяет свое действие на многоквартирные дома закрытого военного городка                              № 5 с. Екатеринославка.

С мотивировочной частью решения также не согласилось управление, которое сослалось на правомерность отказа в установлении норматива на отопление ввиду отсутствия правовых оснований. Считает, что судом приведены иные мотивы, не являвшиеся основанием для оспариваемого отказа. Полагает, что спорный закрытый военный городок не имеет статуса закрытого административно-территориального образования, поэтому норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в отношении                                        с. Екатеринославка утвержден решением Октябрьского районного Совета народных депутатов от 03.12.2008 № 31. Обращает внимание суда, что решение об установлении (утверждении) нормативов принимается Правительством Амурской области.

Октябрьский районный Совет народных депутатов в отзыве на апелляционные жалобы выразил несогласие с доводами их заявителей.

Судебное разбирательство по апелляционным жалобам откладывалось.

В судебном заседании, состоявшемся 10.07.2019, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 17.07.2019 (09-10).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Швец Е.А., в связи с нахождением в отпуске на дату рассмотрения дела, на судью Тищенко А.П.

Рассмотрение данного дела по апелляционным жалобам произведено с самого начала (часть 5 статьи 18 АПК РФ).

В ходе судебного разбирательства представители учреждения и управления поддерживали доводы апелляционных жалоб.

Октябрьский районный совет народных депутатов, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебные заседания не обеспечил, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционные жалобы в отсутствие третьего лица.

Изучив доводы апелляционных жалоб, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала «Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3» осуществляет теплоснабжение жилищного фонда, закрепленного за вооруженными силами Российской Федерации, в том числе расположенного в с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области.

Принадлежащий Минобороны России специализированный жилой фонд, расположенный в с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области (ул. Южная, №№ 57, 59. 88, 95, 125, 130, 137, 157, 104, 109, 158, 167), не оснащен общедомовыми приборами учета тепловой энергии.

В отношении потребителей многоквартирных домов, расположенных в закрытом военном городке, применялся расчетный норматив в размере                        0,018 Гкал/м2, ранее установленный для соответствующей квартирно-эксплуатационной части (являвшейся ресурсоснабжающей организацией для объектов военного городка). При этом документ об установлении норматива был утрачен, заявителю при передаче объектов коммунальной инфраструктуры военного городка предоставлен не был.

Письмом от 09.10.2018 № 370/ЖЭ(К)О/3/12/1545 учреждение обратилось к управлению с заявлением об установлении норматива потребления в отношении коммунальной услуги теплоснабжения в отношении перечисленных в заявлении многоквартирных домов.

Письмом от 07.11.2018 № 01-05-3006 управление отказало в установлении норматива ввиду отсутствия правовых оснований.

Посчитав действия органа, выразившиеся в отказе установить норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для вышеуказанных жилых многоквартирных домов незаконными, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Установив, что нормативы потребления коммунальных услуг отопления решением Октябрьского районного Совета народных депутатов от 03.12.2008 № 31 для многоквартирных домов закрытого военного городка                               с. Екатеринославка установлены не были, суд первой инстанции счел наличие у уполномоченного органа обязанности по рассмотрению заявления учреждения об установлении нормативов потребления с соблюдением установленного порядка. Вместе с тем, поскольку заявителем не соблюден предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306,  постановлением Правительства Амурской области от 16.01.2013 № 17 порядок обращения с заявлением об установлении норматива потребления, влекущего невозможность рассмотрения заявления по существу и необходимость его возврата, суд признал ненарушенными права и законные интересы учреждения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

До внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ утверждение нормативов потребления коммунальных услуг относилось к полномочиям органов местного самоуправления.

 В соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 22.12.2008 № 491 Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащие государственному регулированию.

Постановлением Правительства Амурской области от 30.08.2012 № 466 «О нормативах потребления коммунальных услуг на территории Амурской области» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг за исключением коммунальной услуги по отоплению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012                   № 857 «Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – постановление Правительства РФ № 857), субъектам Российской Федерации предоставлено право выбора до 15.09.2012, в том числе принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.

В целях недопущения значительного роста платы граждан за коммунальные услуги, с учетом права выбора, предусмотренного постановлением Правительства РФ № 857, Правительством Амурской области принято постановление от 11.09.2012 № 484 «О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению», которым постановлено при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применять порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1380 органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31.12.2016 вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, при условии утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих, в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов.

В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 01.01.2020.

Решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении порядка расчета платы за отопление в соответствии с прежними правилами с использованием нормативов потребления тепловой энергии, действовавших на 30.06.2012, действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее дня, с которого утрачивают силу пункты 15 - 28 прежних Правил предоставления коммунальных услуг и пунктов 1 - 4 Приложения 2 к данным Правилам.

Постановлением Правительства Амурской области от 07.11.2016 № 494 принято решение осуществить поэтапный переход к установлению единых на территории Амурской области нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в отношении всех муниципальных образований Амурской области, завершив его не позднее 01.01.2020.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 пункт 2.4 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», устанавливающий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012, сохраняется до 01.01.2020.

В силу статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 76-ФЗ), к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

В соответствии с пунктом 1 статьи1 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (далее – Закон РФ № 3297-1) закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее - организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Судебной коллегией установлено, что Военный городок № 5                                 пос. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области является закрытым военным городком, статус которого подтвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 № 752-р «Об утверждении перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности России».

Согласно положениям Закона Амурской области от 17.03.2005 № 457-03 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Октябрьского района и муниципальных образований в его составе», на территории муниципального образования Октябрьского района отсутствуют закрытые административно-территориальные образования.

Не указан Военный городок № 5 пос. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области и в Перечне закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территории населенных пунктов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 508.

С учетом положений Закона РФ № 3297-1 и Закона № 76-ФЗ, поскольку закрытый военный городок в отличие от закрытого административно-территориального образования не является самостоятельным муниципальным образованием, вышеуказанные обстоятельства позволяют признать ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что Военный городок № 5 пос. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области обладает статусом закрытого административно-территориального образования, соответственно является самостоятельным муниципальным образованием.

Ссылка суда на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2001 по делу № 59-Г01-7 является ошибочной, поскольку в приведенном судебном акте не идет речь об отношениях, связанных с установлением норматива на коммунальную услугу по отоплению.

Решением Октябрьского районного Совета народных депутатов от 03.12.2008 № 31 утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для населения на территории Октябрьского района, в том числе нормативы на отопление в отношении с. Екатеринославка в размере                     0,0301 Гкал/м2.

При этом указанный норматив утвержден единым для многоквартирных домов и жилых домов без указания критериев дифференциации группы домов в зависимости от степени их благоустройства. В материалах дела отсутствуют доказательства изменения норматива потребления услуги отопления, введенного в действие указанным решением органа местного самоуправления, либо признания его в установленном порядке недействующим.

С учетом изложенного, поскольку нормативно-правовым актом - постановлением Правительства Амурской области от 07.11.2016 № 494, принятым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1380, определено, что установление нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в отношении всех муниципальных образований Амурской области завершить не позднее 01.01.2020, действия управления по отказу в установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для жилых домов, расположенных на территории военного городка № 5 пос. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области, являются правомерными.

ФГБУ «ЦЖКУ» не доказано нарушение его прав и законных интересов, поскольку наличие установленных ранее нормативов потребления не препятствует реализации ресурсоснабжающей организации права на получение с населения платы за оказанные услуги.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации отсутствуют установленные частью 2 статьи 201 АПК РФ условия для удовлетворения заявленных требований.

Также нельзя признать обоснованным вывод суда о несоблюдении учреждением порядка обращения с заявлением об установлении норматива потребления, влекущего невозможность рассмотрения заявления по существу и необходимость его возврата, что не привело к нарушению прав и законных интересов учреждения, выходящим за пределы предмета заявленных требований, поскольку настоящий спор возник не по вопросу соблюдения последним порядка установления размера норматива на коммунальную услугу, а в связи с невыполнением уполномоченным органом, по мнению заявителя, обязанности, вытекающей из части 1 статьи 157 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционный инстанции в соответствии с предоставленными ему статьей 269 АПК РФ полномочиями, принимая во внимание разъяснения, изложенные в абзаце 2 пункта 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», установив, что выводы суда первой инстанции о наличии у военного городка № 5 пос. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области статуса закрытого административно-территориального образования, о наличии у уполномоченного органа обязанности по рассмотрению заявления учреждения об установлении нормативов потребления с соблюдением установленного порядка, о несоблюдении учреждением порядка обращения с заявлением об установлении норматива потребления, влекущего невозможность рассмотрения заявления по существу и необходимость его возврата, что не привело к нарушению прав и законных интересов учреждения, являются ошибочными, противоречащими материалам дела и действующему законодательству, считает необходимым мотивировочную часть решения Арбитражного суда Амурской области от 07.03.2019 по настоящему делу в указанной части изменить, апелляционные жалобы ФГБУ «ЦЖКУ», Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в данной части удовлетворить.

Остальные доводы жалобы учреждения не принимаются во внимание как не имеющие правового значения.

Поскольку ошибочные выводы суда первой инстанции в указанной части не повлекли принятие незаконного судебного акта, оспариваемое решение отмене не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.03.2019 по делу № А04-9888/2018 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения.

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

И.А. Мильчина

Судьи

Е.И. Сапрыкина

А.П. Тищенко