ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2348/2021 от 15.06.2021 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2348/2021

21 июня 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Полный текст  постановления изготовлен июня 2021 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Харьковской Е.Г.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии  в заседании:

отМинистерства труда и социальной защиты Российской Федерации: после отложения Кириллова М.В. представитель по доверенности от 20.04.2020 представлены копии паспорта, диплома о высшем юридическом образовании, документа о смене фамилии;

от правительства Хабаровского края: Ли А.Г., представитель по доверенности от 28.09.2020, представлены паспорт и диплом о высшем юридическом образовании;

от министерства социальной защиты населения Хабаровского края: Суржукова А.А. представитель по доверенности от 16.02.2021, представлены копия диплома о высшем юридическом образовании, документ о смене фамилии, паспорт;

от министерства строительства Хабаровского края: Петрова М.В., представитель по доверенности от 30.12.2020, представлены паспорт, копия диплома о высшем юридическом образовании;

от  министерства финансов Хабаровского края: после отложения Бахмат Т.А. представитель по доверенности от 05.08.2020, представлены паспорт, копия диплома о высшем юридическом образовании;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

на решение от  18.03.2021

по делу № А73-17354/2020

Арбитражного суда Хабаровского края

позаявлению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

к правительству Хабаровского края, министерству социальной защиты населения Хабаровского края,  министерству финансов Хабаровского края, министерству строительства Хабаровского края

о взыскании субсидии  в размере 14 647 869 руб. 61 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (ОГРН 1127746460885, ИНН 7710914971, далее Минтруд России) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к правительству Хабаровского края, к министерству социальной защиты населения Хабаровского края, к министерству финансов Хабаровского края с учетом принятых судом уточнений о взыскании денежных средств субсидии, предоставленной по соглашению от 12.02.2019  № 149-07-2019-010  в размере 14 647 869, 61 руб.

          Определением от 21.12.2020 в порядке статьи 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство строительства Хабаровского края.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.03.2021 в удовлетворении заявленных Минтруд России требований отказано.  

Не согласившись с принятым судебным актом, Минтруд России обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 18.03.2021 по делу № А73-17354/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобыссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.  

          В порядке ст.158 АПК РФ судебное разбирательство 25.05.2021 откладывалось на 15.06.2021.          

         В судебном заседании апелляционной инстанции представитель  Минтруда России доводы  апелляционной жалобы  поддержал в полном объеме

         Представители минстроя Хабаровского края, правительства Хабаровского края, минфина Хабаровского края, минсоцзащиты Хабаровского краяпротив доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзывах. Просили решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.03.2021 по делу № А73-17354/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.   

       Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.

        В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2019 № 94-р «Об утверждении адресного (пообъектного) распределения субсидий, предоставляемых в 2019 году из федерального бюджета в рамках подпрограммы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» бюджетам субъектов Российской Федерации» предусмотрено предоставление субсидии из федерального бюджета в 2019 году бюджету Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания, в частности на строительство Хабаровского женского психоневрологического интерната на 400 мест в с.Некрасовка Хабаровского края.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания (Приложение № 8(3) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»), которыми установлены цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания мероприятий, в том числе предоставления субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в целях финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в том числе:

до 2020 года на строительство (реконструкцию) зданий организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, и (или) их объектов, а также на завершение их строительства (реконструкции);

начиная с 2021 года на строительство зданий организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, и (или) их объектов.

В соответствии с Правилами субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 1 Правил (пункт 3).

Согласно пункту 5 Правил № 296 в редакции, действующей на 12.02.2019, условиями предоставления субсидии являются:

а) наличие правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего государственную программу субъекта Российской Федерации, содержащую перечень мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета, в размере, необходимом для их исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, и порядок определения объемов указанных ассигнований;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее соответственно - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий, соглашение).

В соответствии с Правилам № 296 в Минтруд России были представлены:

бюджетная заявка;

положительное заключение государственной экспертизы проектной документации КГБУ «Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края» от 27.11.218 № 27-1-1-3-005650-2018;

положительное заключение о проверке стоимости определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства КГБУ «Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края» от 29.11.218 № 27-1-0308-18;

положительное сводное заключение № 07/1707/01/35-2018;

разрешение на строительство № 27-RU27517000-324 р/с-2018 от 03.12.2018.

12.02.2019 между Минтруд России и правительством Хабаровского края заключено соглашение № 149-07-2019-010 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ (далее - соглашение), предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Хабаровского края субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных   программ   субъектов   Российской   Федерации,   направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных  министерству в рамках подпрограммы «Старшее поколение» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». Показатель результативности (результатов) использования субсидии - прирост технической готовности объекта в 2019 году в объеме не менее 5,51%.

Согласно пункту 1.2. соглашения предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в том числе в целях достижения результатов федерального проекта по субъекту (далее - результаты регионального проекта), согласно приложению № 1, приложению № 2 и приложению № 3 к соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлением правительства Хабаровского края от 16.05.2012 № 152-пр «О государственной программе Хабаровского края «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края».

Приложениями №№ 1-3 к соглашению согласован один объект капитального строительства, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, Хабаровский женский психоневрологический интернат на 400 мест в с.Некрасовка Хабаровского края.

Строительство объекта было включено в перечень основных мероприятий «Реализации регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение» с указанием ответственного исполнителя мероприятия – министерство строительства Хабаровского края (пункт 8.2.1 приложения № 2 к государственной программе Хабаровского края «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края», утвержденной постановлением правительства края № 152-пр).

В соответствии с пунктом 2.2. соглашения общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Хабаровского края исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в том числе направленного на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, уровня софинансирования 97,00 %, составляет в 2019 году не более 50 000 000 рублей.

Объем финансирования строительства объекта из краевого бюджета в 2019 году составил 1 546 390 руб.

Общий объем бюджетных ассигнований в 2019 году на финансовое обеспечение строительства объекта в размере 51 546 390 руб. предусмотрен ведомственной структурой расходов краевого бюджета на 2019 год (приложение № 11 к Закону Хабаровского края от 05.12.2018 № 387 «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов) и закреплен за министерством строительства Хабаровского края.

С целью реализации соглашения, 18.10.2019 между краевым государственным казенным учреждением «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» (заказчик) и ООО «Капторстрой» (подрядчик) в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон № 44-ФЗ) заключен контракт № 0122200002519005902-АН, предметом которого является  выполнение работ по строительству объекта.

Цена контракта 1 264 727 930 руб. и распределена по годам: 2019 год – 51 462 390 руб., 2020 год – 574 682 930 руб., 2021 год – 638 582 619 руб. (п. 2.1. контракта).

Согласно пункту 3.2. контракта оплата работ производится в соответствии с бюджетным законодательством по безналичному расчету путем перечисления заказчиком денежных средств на отдельный счет подрядчика, открытый в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, в следующем порядке:

аванс в 2019 году в размере 4% от цены контракта в течение 30 дней с момента заключения контракта на основании счета, предоставленного подрядчиком;

аванс в 2020 году в размере 11% от цены контракта до 30.03.2020 на основании счета, предоставленного подрядчиком.

28.10.2019  заказчик – ФГКУ «Служба заказчика минстрой Хабаровского края» платежным поручением № 110656 перечислило подрядчику 25 773 195,88 руб. с указанием назначения платежа: частичный аванс по счету 194 от 21.10.2019 по контракту за выполнение работ по строительству объекта.

В тот же день, платежным поручением № 98708 управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю на счет министерства строительства Хабаровского края зачислены денежные средства субсидии в размере 25 000 000,85 руб.

Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 13.02.2019 № 140 «О внесении изменений в пункт 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее - постановление № 140), вступившим в силу 23.02.2019, в Правила были внесены изменения, предусматривающие дополнение пункта 10 указанных Правил, согласно которому соглашение о предоставлении субсидии должно содержать обязательства об установлении в договоре (государственном контракте) о выполнении работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, авансовых платежей в размере, не превышающем 30 процентов суммы соответствующего договора (государственного контракта), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (за исключением нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих правила предоставления субсидий), но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Истец считает, что поскольку соглашением от 12.02.2019 не предусмотрена возможность перечисления подрядчику аванса по государственному контракту на выполнение работ по строительству объекта, а постановление № 140, вступившее в действие с 23.02.2019, не содержит положений, распространяющих его действие на ранее заключенные соглашения, то незаконно контрактом от 18.10.2019 № 0122200002519005902 был согласован и перечислен подрядчику аванс. В результате указанное расходование средств субсидии противоречит условиям соглашения № 149-07-2019-010 от 12.02.2019 и потому является нецелевым.

Истцом расходным расписанием от 23.10.2019 № 00149/0007703 были отозваны открытые Хабаровскому краю предельные объемы финансирования на строительство интерната, о чем сообщено  письмом Минтруда России от 07.11.2019 № 20-8/10/В-9402.

Письмом от 07.11.2019 № 20-8/10/В-9402 Минтруд России обратился в межрегиональное операционное управление Федерального казначейства об осуществлении блокировки лимитов бюджетных обязательств по соглашению  сумме 25 000 000 руб.

Письмом Минтруд России от 31.12.2019 № 20-8/10/П-11989 губернатору, председателя правительства Хабаровского края предъявлено требование принять меры по возврату в федеральный бюджет авансового платежа в размере 25 000 000 руб. в срок до 15.03.2020.

Письмом Минтруд России от 11.02.2020 № 20-8/10/П-1046 в предложении Хабаровского края о заключении дополнительного соглашения к соглашению отказано в связи с тем, что анализ работ показывает, что они не могут быть применены при дальнейшем строительстве объекта, с учетом корректировки объекта, исходя из положений пунктов 4.3.3 и 4.3.7. Принимая во внимание не достижение плановых значений Хабаровскому краю было предложено расторгнуть соглашение и возвратить средства федерального бюджета, предоставленные в виде субсидии.

Правительственной телеграммой Минтруд России от 11.03.2020 № 20-8/10/П-2081 за подписью министра труда и социальной защиты населения предъявлено требование о возврате в федеральный бюджет средств субсидии.

Письмом Минтруд России от 02.06.2020 № 20-8/10/П-5181 направлено повторное требование о незамедлительном исполнении пункта 2 поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 20.12.2019 № ТГ-П12-11195 в части возврата в федеральный бюджет средств субсидии.

Средства субсидии в федеральный бюджет не возвращены.

О взыскании денежных средств Минтруд России обратился в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд первой инстанции верно указал о том, что в подпункте «в(2)» пункта 10 Правил № 296 не установлено право получателя субсидии по расходованию субсидии в целях оплаты авансовых платежей, а указан предельный размер авансовых платежей (не более 30% суммы контракта), который может быть предусмотрен в государственном контракте.

В соответствии с пунктом 4.4.2 соглашения  субъект вправе осуществлять иные права, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» закреплено право получателя средств федерального бюджета предусматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) о поставке товаров, выполнении работ, об оказании услуг авансовые платежи в размере и порядке, установленные нормативными документами, но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до них в установленном порядке на соответствующие цели, в частности: в размере, не превышающем 30 процентов суммы договора (государственного контракта) о поставке товаров, выполнении работ, об оказании услуг, в том числе договора (государственного контракта) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (абз. 2 подпункт «а», пункт 18).

Пунктом 8 части 2 статьи 5 федерального закона № 459-ФЗ от 29.11.2018 «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусматривается в отношении авансовых платежей по государственным контрактам если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъекта Российской Федерации казначейской сопровождение.

На основании изложенного выше ограничение права субъекта Российской Федерации предусматривать расходные обязательства в виде авансирования подрядчика при условии, что такое авансирование соответствует целям предоставления субсидии, не предусмотрено законом и необоснованно.

Истцом заявлено о несоответствии  проекта на строительство интерната концептуальным направлениям развития жизненного пространства в зданиях, для размещения граждан старших возрастных групп в стационарных организациях социального обслуживания. По определению суда первой инстанции от 26.01.2021 истец не представил документа о концептуальных направлениям, а пояснил, что информация по концепции была доведена на совещании 27.09.2019. В тоже время имеется положительное заключение государственной экспертизы проектной документации КГБУ «Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края» от 27.11.218 № 27-1-1-3-005650-2018, положительное заключение о проверке стоимости определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства КГБУ «Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края» от 29.11.218 № 27-1-0308-18, положительное сводное заключение № 07/1707/01/35-2018 на объект строительства, отсутствуют сведения о конкретных технических нарушениях проекта.

Отклоняется довод жалобы о нарушении рекомендаций по концептуальным направлениям развития жизненного пространства в зданиях, для размещения граждан старших возрастных групп в стационарных организациях социального обслуживания, поскольку это не является обязательным нормативным правовым актом.

Отклоняется довод жалобы о нецелевом  расходовании субъектом средств федерального бюджета, поскольку определенное соответствующими актами целевое назначение предоставления указанной субсидии не нарушено – расходы бюджета Хабаровского края осуществлены на оплату государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта «Хабаровский женский психоневрологический интернат на 400 мест в с.Некрасовка Хабаровского района», указанного в соглашении от 12.02.2019 № 149-07-2019-010, что соответствует позиции руководителя Федерального казначейства в письме от 05.06.2020 № 07-04-04/17-11241.

В соответствии с пунктом  4.3.3 соглашения субъект обязуется обеспечивать достижение значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением № 2 к настоящему соглашению. В приложении № 2 согласовано значение результатов на 2019 год «о».

Пунктом 10 Правил № 296 предусматривается установление в соглашении в том числе, показателя результативности использования субсидии - прирост технической готовности объекта за текущий финансовый год.

Пунктом 4.3.10  соглашения закреплена обязанность субъекта обеспечить достижение в 2019 году показателя прироста технической готовности объекта капитального строительства в объеме не менее 5,51%.

Как следует из представленной отчета об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству объектов капитального строительства по состоянию на 01.01.2020 показатель технической готовности объекта составил 2,37%.

Довод жалобы о непригодности результатов строительства для целей предоставления субсидии истцом не подтвержден. Доказательств нарушения при строительстве объекта проекта, имеющего положительное заключение государственной экспертизы, также не представлено.

Несостоятелен довод жалобы о пересмотре губернатором края проекта интерната и строительстве дома социального сопровождения, поскольку размещение 07.11.2019 на официальных сайтах правительства края общественной палаты Хабаровского края информации пресс-службы губернатора и правительства края не является официальным правовым актом, влекущим правовые последствия в бюджетной сфере.

В соответствии с пунктом 4.1.4 Соглашения, пункту 20 правил № 296, в случае нарушения субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидии, в том числе при невозврате субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 21 Правил № 296 закреплено, что в случае если в отчетном финансовом году субъектом Российской Федерации не достигнуты значения показателей результативности (результатов) использования субсидии, средства из бюджета субъекта Российской Федерации подлежат возврату в федеральный бюджет в порядке и размере, которые предусмотрены пунктами 16 - 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

Согласно расчету, представленному Министерством финансов Хабаровского края, при показателе технической готовности объекта составил 2,37% объем средств субсидии, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет составляет 834 928,57 рублей.

Иной расчет истцом не представлен. Доказательств непригодности результатов  строительства целям предоставления субсидии также не представлено. Отчет об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству объектов капитального строительства по состоянию на 01.01.2020, согласно которому показатель технической готовности объекта составил 2,37%, принят истцом.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 № 559 действие пунктов 16-20 (1) Правил № 999 приостановлено до 01.01.2022. Согласно пункту 4 постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020. В силу статьи 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году. Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 242 БК РФ). Исходя из анализа Правил № 296 в совместном применении с Правилами № 999 следует, что обязанность по возврату средств субсидии возникает у ее получателя не ранее 01 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, но не в течение финансового (бюджетного) года. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 158 БК РФ в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о взыскании средств выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации по ведомственной принадлежности.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 13 от 28.05.2019 разъяснено, что сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении к соответствующему закону о бюджете «Ведомственная структура расходов бюджета».

В Ведомственной структуре расходов краевого бюджета на 2019 год, являющейся приложением 11 к Закону о краевом бюджете на 2019 год, бюджетные ассигнования по целевой статье 050Р35121А «Финансовое обеспечение программ, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания («Хабаровский женский психоневрологический интернат на 400 мест в с.Некрасовка Хабаровского района»), в рамках государственной программы Хабаровского края «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края» в краевом бюджете на 2019 год предусмотрены как главному распорядителю средств краевого бюджета министерству строительства Хабаровского края (КБК расхода 861 10 02 050Р35121А 410). Поэтому судом первой инстанции верно определено отсутствие оснований для солидарной ответственности ответчиков.

Согласно пунктам 18, 22 Правил № 296 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляется оценка эффективности предоставления субсидии на основании сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых субъектом Российской Федерации (по итогам отчетного года) значений показателей результативности (результатов) использования субсидии, а также контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий.

Главный распорядитель средств федерального бюджета в случае полного или частичного неперечисления сумм, указанных в требовании по возврату, в течение 5 рабочих дней со дня истечения установленных пунктами 16 и 19 настоящих Правил сроков для возврата в федеральный бюджет средств из бюджета субъекта Российской Федерации представляет информацию о неисполнении требования по возврату в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, обязан не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанной информации от главного распорядителя средств федерального бюджета обеспечить назначение проверки исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации требования по возврату.

В соответствии с пунктом 2 указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

Проверка исполнения органами государственной власти субъекта РФ требования по возврату проводится Федеральным казначейством в форме внутреннего государственного финансового контроля в соответствии со стандартом осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля «Проверка предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, имеющих целевое назначение, и (или) их использования», утвержденным приказом Минфина России № 113н от 28.05.2018.

Пунктом 6.7(1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 703 от 01.12.2004, Федерального казначейство наделено правом обращаться в суд с исковыми заявлениями в случае неисполнения предписаний о возмещении ущерба, причиненного нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. В силу пункта 5.15(8) Положения, Федеральное казначейство представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального казначейства.

Согласно положению «О министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 610 от 19.06.2012, Минтруд России, контролирующий соблюдение субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий, не наделен функцией по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и полномочиями по представлению в судах прав и законных интересов Российской Федерации. Субъектами рассматриваемых правоотношений являются Российская Федерация и Хабаровский край. При установлении фактов нарушения бюджетного законодательства, невозврата в федеральный бюджет средств субсидии, права затрагиваются Российской Федерации, интересы которой представляет Федеральное казначейство.

Информация Федерального казначейства о не проведении проверок в 2020 году автоматически не наделяет Минтруд России полномочиями, не предусмотренными законодательством.

          Отклоняется ссылка в жалобе на приложенную копию письма заместителя министра Минфин России от 15.03.2021 № 09-05-09/18068, поскольку оно подготовлено в ответ на запрос Минтруд России, в котором сообщалось о решении губернатора края о прекращении строительства объекта, что не подтверждено доказательствами дела. Письмо не является нормативным правовым актом и содержащиеся в нем мнение не может подменять нормативно-правовое регулирование.

На основании изложенного с учетом обстоятельств рассматриваемого спора апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии полномочий Минтруд России по обращению в суд о взыскании средств субсидии в федеральный бюджет.

        Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от 18.03.2021  по делу   № А73-17354/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.Г. Харьковская

Судьи

Е.В. Вертопрахова

А.П. Тищенко