ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2350/2015 от 19.05.2015 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2350/2015

21 мая 2015 года

г. Хабаровск

   Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
  Полный текст  постановления изготовлен мая 2015 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Швец Е.А.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.

при участии  в заседании:

от Закрытого акционерного общества  "Гидрострой":  представитель не явился;

от Федеральной таможенной службы Дальневосточного таможенного управления Ванинской таможни: ФИО1, представитель по доверенности от 02.03.2015 № 05-30/00880; ФИО2, представитель по доверенности от 07.05.2015 № 05-30/1888

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Закрытого акционерного общества  "Гидрострой"

на решение от  17.03.2015

по делу № А73-178/2015

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей   Лесниковой О.Н.

по заявлению Закрытого акционерного общества  "Гидрострой"

к Федеральной таможенной службе Дальневосточного таможенного управления Ванинской таможне

о взыскании 314 395 руб. 36 коп.

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Гидрострой» (далее-заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Ванинской таможне (далее-Таможенный орган, Таможня) о взыскании 314 395 руб. 36 коп. излишне уплаченных авансовых платежей.

Решением суда от 17.03.2015 в удовлетворении требования отказано.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

Таможенный орган в представленном отзыве, его представители в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в отзыве, выслушав представителей таможенного органа, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что обществом на счет Главного управления федерального казначейства МФ РФ по г. Москва для Ванинской таможни платежными поручениями №№ 874 от 23.01.2009, 14661 от 30.12.2010 были внесены авансовые платежи на общую сумму 10 500 000 рублей.

Фактически израсходовано на таможенные пошлины и сборы, списано таможенных платежей на общую сумму 10 185 614,64 рублей.

        Аванс в размере 314 395,36 рублей не израсходован.

08.08.2014 Общество обратилось в Ванинскую таможню Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы с заявлением о возврате авансовых платежей в размере 314 395,36 рублей, которое было возвращено Таможней 22.08.2014 по причине пропуска заявителем трехгодичного срока, предусмотренного статьей 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон), для возврата   невостребованных авансовых сумм.

Считая отказ таможни в возврате излишне уплаченных авансовых платежей незаконным, Общество обратилось с заявлением в суд, который отказывая в удовлетворении заявленного требования, обоснованно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон) возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате

авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Частью 3 статьи 121 Закона предусмотрено, что денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Частью 2 статьи 122 Закона предусмотрено, что по истечении трех лет со дня последнего распоряжения об использовании невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.

Таким образом, срок подачи заявления о возврате авансовых платежей является пресекательным, возможность его восстановления законодательством не предусмотрена.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05.03.2013 №413-0 (далее -Определение), федеральный законодатель, обязанный, как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, при принятии законов в сфере таможенного регулирования исходить не только из публичных интересов государства, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений и внешнеэкономической деятельности (постановления от 14.05.1999 № 8-П, от 27.04.2001 № 7-П, от 12.05.2011 № 7-П), вправе учитывать объективно обусловленную специфику тех или иных диспозитивных, основанных на добровольном согласии форм взаимоотношений, складывающихся между соответствующими частными и публичными субъектами в связи с исполнением обязанностей по уплате таможенных платежей, которая может предполагать в том числе определенные имущественные последствия для физических и юридических лиц, вступающих в такие отношения, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими установленных законом условий участия в них.

В соответствии с Определением уплата авансовых платежей, направленная на рационализацию взаимоотношений плательщиков с таможенными органами, в частности при осуществлении ими множественных таможенных операций, и вместе с тем обеспечивающая дополнительные гарантии реализации публичного интереса, связанного со

своевременной и полной уплатой плательщиками всех причитающихся сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, предполагает возникновение особого правового режима, который характеризуется сочетанием публично-правовых и частноправовых средств правового регулирования. Такой правовой режим формируется на добровольной основе, по инициативе лица, уплачивающего авансовые платежи, и не предполагает прекращения права собственности плательщика на эти денежные средства, использование которых осуществляется при наличии с его стороны распорядительных актов. Вместе с тем соответствующие денежные средства, находящиеся на счете Федерального казначейства, приобретают публично-целевой характер и не могут использоваться иначе как для исполнения обязанностей, возникающих из таможенных отношений, если только лицом, внесшим авансовые платежи, не будет принято решение об их возврате. За счет неизрасходованных остатков авансовых платежей допускается взыскание таможенных платежей таможенными органами (часть 2 статьи 150, статья 158 Закона). Если же лицом, внесшим авансовые платежи, распоряжение об их использовании не производится, срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления соответствующих денежных средств на счет Федерального казначейства. При этом в соответствии с частью 2 статьи 122 Закона по истечении такого срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат. Тем самым предполагается, что в случае, если в течение установленного трехлетнего срока лицо, внесшее авансовый платеж, им не распорядилось, денежные средства переходят в собственность государства.

Как усматривается из материалов дела, от Общества на счет Ванинской таможни внесены авансовые платежи платежными документами от 23.01.2009 № 874 на сумму 6 000 000,00 руб. и от 30.12.2010 № 661 на сумму 4 500 000,00 руб. Распоряжение денежными средствами по указанным платежным документам ЗАО «Гидрострой» произведено по следующим основаниям.

Списание денежных средств по платежному документу от 30.12.2010 №661 произведено по декларации на товары № 10711020/140111/0000036 на сумму 4 313 006,13 руб.

Остаток денежных средств по платежному документу от 30.12.2010 № 661 в размере 186 993,87 руб. возвращен участнику внешнеэкономической деятельности ЗАО «Гидрострой» по решению о возврате авансовых платежей от 13.11.2013 № 10711000/131113/ВАВ-121/-/3 на основании заявления ЗАО «Гидрострой» о возврате авансовых платежей от 25.10.2013 № б/н.

Списание денежных средств по платежному документу от 23.01.2009 № 874 произведено по декларациям на товары:

№ 10711020/120209/0000402 на сумму 5 585 614,64 руб.;

№ 10711020/020209/0000276 на сумму 100 000,00 руб.

Остаток денежных средств по платежному документу от 23.01.2009 № 874 составляет 314 385,36 руб.

Последним распоряжением об использовании авансовых платежей по платежному документу от 23.01.2009 № 874 считается декларация на товары № 10711020/120209/0000402 от 12.02.2009.

18.04.2012 составлен Акт о выявлении невостребованных денежных средств от 18.04.2012 № 10711000/111 на сумму 314 385,36 рублей.

Денежные средства в размере 314 385,36 руб. по платежному документу от 23.01.2009 № 874 перечислены Ванинской таможней в федеральный бюджет по реестру уведомлений об уточнении вида платежа от 19.04.2012 № 10711000/80.

Трехлетний срок для обращения с заявлением о возврате авансовых платежей в сумме 314 385,36 руб. по платежному документу ЗАО «Гидрострой» от 23.01.2009 № 874 истек 12.02.2012, тогда как заявление подано Обществом 08.08.2014, то есть за пределами установленного частью  2 статьи 122 Закона трехлетнего срока для их возврата.

Довод апеллянта о том, что срок давности для обращения с заявлением о возврате авансовых платежей необходимо исчислять с 23.01.2012, то есть с момента, когда Общество узнало или могло узнать о перечислении Таможней неиспользованных авансовых платежей, является ошибочным, поскольку,  как указано в части 2 статьи 122 Закона, что по истечении трех лет со дня последнего распоряжения об использовании невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.

Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, а также оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о том, что требования Общества о взыскании с Ванинской таможни денежных средств, удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

      решение Арбитражного суда Хабаровского края от  17.03.2015 по делу № А73-178/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

       Возвратить Закрытому акционерному обществу  "Гидрострой" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением № 2980 от 07.04.2015 государственную пошлину в размере 3144 рубля.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

      Е.А. Швец

Судьи

Е.В. Вертопрахова

     Т.Д. Пескова