Шестой арбитражный апелляционный суд
Именем Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Хабаровск
26 августа 2008 года № 06АП-А73/2008-1/2359
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2008
В полном объеме постановление изготовлено 26.08.2008
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.
судей Гричановской Е.В., Малышевой Л.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, доверенность от 14.04.2008 №404/3-3; ФИО2, доверенность от 11.04.2008 №403/3-3
от ответчиков: ФИО3, доверенность от 20.12.2007 №02-13/1199, доверенность от 08.10.2007 №3-11/1793
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
администрации сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края
на решение от 15 мая 2008 года
по делу № А73-13732/2007-17
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Захаренко Е.Н.
по иску третьего лица с самостоятельными требованиями муниципального образования сельское поселение «Село Некрасовка»
к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района Хабаровского края
третьи лица Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, муниципальное образование сельское поселение «Село Некрасовка»
о признании права собственности
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.12.2007 из дела №А73-2440/2006-30/17 выделено в отдельное производство исковое требование третьего лица с самостоятельными требованиями - Муниципального образования сельское поселение «Село Некрасовка» (далее – сельское поселение), предъявленное к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - муниципальный район), Комитету по управлению имуществом и экономике Администрации Хабаровского муниципального района (далее – КУМИ района) о признании права собственности на 24 единицы автотранспорта:
- МАЗ самосвал 5551 Х 254 АХ
- МАЗ 509 грузовой тягач Х 817 АН 27
- ГАЗ 53 техпомощь Х 641 АТ
- Тойота Хайс (грузовой фургон) Х 646 ВВ
- ГАЗ 53 мусоровоз Х 677 АТ
- ГАЗ 53 мусоровоз Х 640 АТ
- ГАЗ 53 мусоровоз Х 852 ЕВ
- ГАЗ 53 «Шамбо» Х 642 АТ
- ГАЗ 3307 спеццистерна Х 643 АТ 27
- экскаватор ЭО 3323 ХС 2214
- трактор МТЗ 82 ХЗ 1284
- Тойота Марк-2 Х 440 КУ
- ЗИЛ 130 самосвал Х636 АТ
- трактор Т 150 К ХС 71-67
- автокран ЗИЛ 133 Х 408 АТ
- автобус КАВЗ 3271 Х 012 АТ
- трактор Т 150 К ХС 69-86
- бульдозер ДЗ-42 (ДТ-75) ХС 15-66
- «Волга» ГАЗ-31-105 Х 056 ТО
- прицеп тракторный 2ПТС 4 ХС 26-16
- прицеп тракторный 2ПТС 6 ХС 26-74
- трактор МТЗ-80 ХС 79-85
- трактор Т-150 ХС 69-89
- полуприцеп ОДАЗ 9370 ХА 0875 27
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю.
Решением от 15.05.2008 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе сельское поселение в лице администрации выражает несогласие с решением суда. Считает, что ст.50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) определяет исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в собственности поселения, поэтому неверен вывод суда о неустановлении этим законом и Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №122-ФЗ) права собственности сельского поселения на определенное имущество. Указывает на необходимость спорных машин и механизмов сельскому поселению для организации работы в области обращения с отходами на территории поселения, для обслуживания автомобильных дорог, жилищного фонда и объектов водо-газо-электро-водоснабжения и водоотведения, а также для транспортного обслуживания в границах сельского поселения. Считает, что регистрация транспорта не является подтверждением права собственности на него. Не соглашается с выводом суда об отсутствии отдельных транспортных средств, поскольку две единицы техники переданы в аренду. Полагает, что отсутствие механизма разграничения имущества не может препятствовать реализации права иметь в собственности имущество, находящееся на территории поселения и необходимое для решения вопросов жизнеобеспечения этого поселения. Кроме того, не соглашается с взысканием государственной пошлины с сельского поселения.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В заседании суда апелляционной инстанции представители третьего лица с самостоятельными требованиями поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении. Представитель ответчиков считает решение законным и обоснованным, а в этой связи не подлежащим отмене. От третьих лиц без самостоятельных требований, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представители не присутствовали.
Рассмотрев дело в порядке ст.266 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд оснований для отмены обжалуемого решения не установил, исходя из следующего.
Согласно материалам дела, Советом депутатов сельского поселения принято решение от 27.10.2005 №59/1 об одобрении перечня муниципального имущества, необходимого сельскому поселению для решения вопросов местного значения. В перечень включены, в том числе, спорные транспортные средства (14 единиц).
На заседании согласительной комиссии при главе Хабаровского муниципального района по вопросам разграничения имущества между муниципальным районом и сельскими поселениями района, состоявшемся 24.01.2006, принято решение об отказе в передаче в собственность сельского поселения машин и механизмов, необходимых для обслуживания жилого фонда.
Поскольку спорные транспортные средства не переданы сельскому поселению, последнее, считая отказ в передаче имущества противоречащим ст. ст. 14, 50 Закона №131-ФЗ, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском – о признании права собственности на автотранспорт согласно перечню.
В силу ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Установлено, что 19 из 24 единиц техники, относительно которых рассматривается спор, внесены в Реестр (Сводную опись) муниципального имущества муниципального района на основании постановлений главы района от 20.05.1996 №478, от 10.07.1996 №664, от 09.07.1996 №659 и №661, от 14.05.1997 №538, от 15.07.1996 №687, от 11.06.1999 №635, распоряжения и приказа Комитета по управлению имуществом Хабаровского края от 28.05.1996 №132 и от 15.05.1997 №205 соответственно, распоряжения и.о. главы района от 16.01.2004 №21-р.
Отсутствует информации о включении в этот реестр следующего автотранспорта: МАЗ 509 грузовой тягач Х 817 АН 27, ГАЗ 3307 спеццистерна Х 643 АТ 27, трактор МТЗ-80 ХС 79-85, трактор Т-150 ХС 69-89, полуприцеп ОДАЗ 9370 ХА 0875 27.
Указанное подтверждается справкой КУМИ района.
Согласно данным Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения за КУМИ района зарегистрированы 12 транспортных средств из спорного перечня: МАЗ-5551 Х 254 АХ, МАЗ-509 Х 817 АН 27, ГАЗ-53 Х 641 АТ, Тойота Хайс Х 646 ВВ, ГАЗ-53 Х 677 АТ, ГАЗ-53 Х 640 АТ, ГАЗ-53 Х 852 ЕВ, ГАЗ-53 Х 642 АТ, ГАЗ-3307 Х 643 АТ 27, Тойота Марк-2 Х 440 КУ, ЗИЛ-130 Х636 АТ, ГАЗ-31105 Х 056 ТО. По этим же данным автобус КАВЗ 3271 Х 012 АТ зарегистрирован за МУМПП ЖКХ «Некрасовское».
В соответствии данными Краевого государственного учреждения «Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техника» по Хабаровскому району Хабаровского края за КУМИ района зарегистрировано 7 единиц техники: экскаватор ЭО 3323 ХС 2214, трактор МТЗ 82 ХЗ 1284. трактор Т 150 К ХС 71-67, бульдозер ДЗ-42 (ДТ-75) ХС 15-66, трактор МТЗ-80 ХС 79-85, прицеп 2ПТС 4 ХС 26-16, прицеп 2ПТС 6 ХС 26-74. Согласно справке трактор Т 150 К ХС 69-86 зарегистрирован за ГСП «Некрасовское», трактор Т-150 ХС 69-89 в базе данных отсутствует.
Регистрация спорной техники подразделением ГИБДД и органом Ростехнадзора за муниципальным районом подтверждает права собственника последнего на зарегистрированные транспортные средства, учитывая п.4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 №938
«О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»
По мнению третьего лица с самостоятельными требованиями, право собственности сельского поселения на транспортные средства возникло в связи с разграничением муниципальной собственности между муниципальными районами и сельскими поселениями.
Законом №131-ФЗ определены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления. Экономическую основу местного самоуправления, согласно ст.49 названного Закона составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Положения ст.14 Закона №131-ФЗ определяют вопросы местного значения поселения.
Согласно п. 1.2 ч. 1 ст. 50 Закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами. Частью 2 данной статьи определен перечень видов имущества, которое может находиться в собственности поселений, частью 3 - в собственности муниципальных районов.
Спорное имущество, по пояснениям сельского поселения, необходимо для содержания муниципального жилищного фонда, организации сбора и вывоза бытовых отходов и является имуществом, предназначенным для этих целей, что соответствует п.п.6, 18 ч.1 ст.14 и п.п. 12 ч.2 ст.50 Закона №131-ФЗ.
В соответствии со ст.83 Закона №131-ФЗ со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2009 года устанавливается переходный период. В переходный период законом субъекта Российской Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений. В переходный период указанными законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.
Обеспечение реализации положений названного Федерального закона предусмотрено ч.11.1 ст.154 Закона №122-ФЗ, устанавливающей, что в связи с разграничением полномочий между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы, между вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями, а также между муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования, должна быть произведена безвозмездная передача муниципального имущества. До 1 января 2009 года разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с Законом №131-ФЗ.
Из вышеприведенных норм следует, что передача имущества сельскому поселению производится в соответствии с установленными перечнями в случае, если сельское поселение является вновь образованным или преобразованным.
Муниципальное образование село Некрасовка расположено на территории муниципального образования Хабаровский район.
Установлено, что муниципальное образование село Некрасовка не является вновь образованным, поскольку наделено статусом муниципального образования на момент вступления в силу Закона
№131-ФЗ и зарегистрировано в качестве такового в 2001 году; нет доказательств изменения границ указанного муниципального образования, повлекшее отнесение его территории к территории другого муниципального образования; изменение полномочий муниципального образования не свидетельствует о его создании в смысле вышеприведенных норм права. Такие же выводы возможно сделать в отношении муниципального образования Хабаровский район.
Следовательно, нормы Закона №131-ФЗ о передаче имущества не подлежат прямому применению в данном случае.
Кроме того, в развитие положений Закона №131-ФЗ (ст.83) в целях определения порядка решения вопросов местного значения соответствующий закон субъектом Российской Федерации - Хабаровским краем не принимался.
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 25.05.2005 №364-р утверждены Рекомендации об условиях и порядке разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальным районом и поселениями, расположенными на территории муниципального района, в которых определены основные принципы и организационные основы разграничения имущества, порядок проведения процедуры разграничения муниципального имущества. В п.3.3 Рекомендаций указано на то, что безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями в соответствии с разграничением вопросов местного значения осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством. Такой порядок в настоящее время не установлен.
Следовательно, в силу норм Закона №131-ФЗ право собственности у сельского поселения на имущество, внесенное в реестр муниципальной собственности муниципального района, не возникло.
Оснований для признания право собственности сельского поселения на спорные объекты возникшим по общим основаниям, поименованным в ст.218 ГК РФ, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право муниципальной собственности сельского поселения на автотранспорт возникло ввиду наделения его соответствующими полномочиями в силу закона, в том числе ст.50 Закона №131-ФЗ, о том, что передача имущества возможна в отсутствие установленного механизма разграничения муниципального имущества, а также о том, что регистрация транспорта не является подтверждением права собственности на него, отклоняются по основаниям, изложенным в мотивировочной части постановления.
Довод апелляционной жалобы о передаче в аренду двух единиц техники - трактора Т 150 К ХС 69-86 и полуприцепа ОДАЗ 9370 ХА 0875 27, что, по мнению заявителя жалобы, свидетельствует о неправильности вывода суда об отсутствии этой техники, не принимается во внимание как не влияющий на результат разрешения спора.
Довод заявителя жалобы относительно взыскания с сельского поселения государственной пошлины отклоняется как не соответствующий нормам права. Согласно пп.1 п.1 ст.333.37 НК РФ и п.3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотренная вышеназванной нормой налогового законодательства льгота по освобождению от уплаты госпошлины предоставляется по делам, по которым соответствующие иски (заявления) были предъявлены государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами на основании ст.53 АПК РФ в целях защиты публичных интересов. В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, что имеет место в данном случае, публично-правовые образования участвуют на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п.1 ст.124 ГК РФ). На данные требования льгота, предусмотренная пп.1 п.1 ст.333.37 НК РФ, ввиду отсутствия защищаемого публичного интереса не распространяется.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15 мая 2008 года по делу № А73-13732/2007-/17 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий Е.Н. Головнина
Судьи Е.В. Гричановская
Л.Г. Малышева