ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2368/14 от 21.05.2014 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2368/2014

28 мая 2014 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
 Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2014 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Песковой Т.Д.

судей    Ротаря С.Б., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.

при участии в заседании:

от открытого акционерного общества «Хабаровсккрайгаз»:   Кайгородова А.Б., представитель по доверенности от 23.12.2014 № 04-22/399;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю:   Казарцева О.А., представитель по доверенности от 25.05.2014 № 6/3350;

от третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Газ Сервис Центр»:   Набока А.С., представитель по доверенности от 12.11.2013 б/н;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу   открытого акционерного общества «Хабаровсккрайгаз»

на   решение от 25.03.2014

по делу №   А73-797/2014

Арбитражного суда   Хабаровского края

принятое судьей   Леоновым Д.В.

по заявлению   открытого акционерного общества «Хабаровсккрайгаз» (ОГРН 1022701128317, ИНН 2722010548, г. Хабаровск)

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю(ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142, г. Хабаровск)

о   признании недействительными решения от 19.12.2013 № 32 и предписания 19.12.2013 №16

третьи лица   общество с ограниченной ответственностью «Газ Сервис Центр»

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Хабаровсккрайгаз» (далее - общество, ОАО «Хабаровсккрайгаз») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в соответствии с требованием которого просило признать недействительными решение от 19.12.2013 № 32 и предписание 19.12.2013 № 16 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее -Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Газ Сервис Центр» (далее – ООО «Газ Сервис Центр»).

Решением от 25.03.2014 суд в удовлетворении требований ОАО «Хабаровсккрайгаз» оказал.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В судебном заседании представитель ОАО «Хабаровсккрайгаз» поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель антимонопольного органа отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель ООО «Газ Сервис Центр» поддержал позиции антимонопольного органа, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, выслушав представителей лиц участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.

Как следует из материалов дела, ОАО «Хабаровсккрайгаз» включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка Федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» и имеет долю более 65% на рынке оказания услуг по снабжению газом на территории Хабаровского края.

В связи с поступлением жалобы ООО «Газ Сервис Центр» Хабаровским УФАС России приказом от 20.06.2013 № 361 возбуждено дело № 3-1/67 по признакам нарушения ОАО «Хабаровсккрайгаз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

По результатам проведенной проверки, антимонопольным органом вынесено решение от 19.12.2013 № 32 в соответствии с которым ОАО «Хабаровсккрайгаз» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось во взимании с ООО «Газ Сервис Центр» в 2012 году - ноябре 2013 года платы за «регистрацию приборов учета газа».

Основанием для вынесения такого решения, послужили установленные в ходе проверки факты, подтверждающие доводы жалобы ООО «Газ Сервис Центр» о взимании с него платы за «регистрацию приборов учета газа», установленных потребителям.

Предписанием от 19.12.2013 № 16 антимонопольный орган возложил на ОАО «Хабаровсккрайгаз» обязанность прекратить нарушение антимонопольного законодательства, установленного решением от 19.12.2013 № 32 в целях чего, предписано не допускать действий по взиманию с ООО «Газ Сервис Центр» денежных средств за «регистрацию приборов учета газа», установленных ООО «Газ Сервис Центр» в интересах потребителей коммунальной услуги газоснабжения, при принятии указанных приборов учета в качестве расчетных.

Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, общество обжаловало их в суд.

В обоснование заявленных требований, общество, со ссылкой на нормы Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго РФ 14.10.1996, ПБ 10-529-03, СП 42-101-2003, указывает, что оно осуществляет технический надзор за монтажом бытовых приборов учета газа, установленных в том числе и ООО «Газ Сервис Центр».

В связи с этим ОАО «Хабаровсккрайгаз» полагает обоснованным взимание с ООО «Газ Сервис Центр» платы за «регистрацию приборов учета», которая фактически является платой за осуществление технического надзора.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета, используемых энергетических ресурсов.

Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с частью 8 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Таким образом, действующее законодательство не ограничивает установку приборов учета только энергоснабжающими организациями и такие действия вправе осуществлять иные лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Газ Сервис Центр» имеет свидетельство № 287-11-2721106536-С-139-И1 о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и оказывает услуги гражданам по установке приборов учета газа на основании заключаемых договоров.

В свою очередь, ОАО «Хабаровсккрайгаз» оказывает гражданам-потребителям аналогичные услуги по установке приборов учета, являясь одновременно поставщиком газа и специализированной организацией, осуществляющей ввод приборов учета газа в эксплуатацию.

Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «индивидуальный прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.

Подпунктом «у» пункта 31 указанных Правил предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Исполнителем коммунальной услуги, в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Согласно пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг, под вводом установленного прибора учета в эксплуатацию, понимается документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги.

Ввод прибора осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Пунктом 22 Правил поставки газа предусмотрено, что поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. При этом первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.

Таким образом, единственным лицом, которое вправе устанавливать пломбу на приборе учета газа, является поставщик газа, которым в данном случае, является ОАО «Хабаровсккрайгаз».

В силу пункта 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.

При этом условиями установки пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, является исправное состояние прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

Анализ указанных норм свидетельствует, что при вводе прибора учета газа в эксплуатацию и первичная установка пломбы осуществляется поставщиком газа без взимания какой-либо платы.

В ходе проверки установлено, что ОАО «Хабаровсккрайгаз» осуществляет взимание платы с ООО «Газ Сервис Центр» и других организаций за оформление и регистрацию приборов учета, установленных бытовым потребителям - гражданам в соответствии с заключенными договорами.

При этом, согласно пояснениям представителя ОАО «Хабаровсккрайгаз», взимание указанной платы производится только в случае обращения ООО «Газ Сервис Центр» за регистрацией прибора учета и представляет собой плату за осуществление технического надзора.

В случае обращения потребителя за опломбированием установленного сторонней организацией прибора учета, взимание соответствующей платы не производится.

Согласно приложению к стоимости услуг от 02.07.2012, утвержденных ОАО «Хабаровсккрайгаз» (т. 2 л.д. 69), в состав работ, связанных с оформлением и регистрацией приборов учета, установленных специализированными организациями, входят следующие работы; проезд к месту работы и обратно; осмотр монтажа прибора учета газа; оформление технической документации; инструктаж абонента; регистрация в журнале учета.

Вместе с тем, как указывалось выше, ни Законом об энергосбережении, ни Правилами поставки газа, а также Правилами оказания коммунальных услуг, не предусмотрено взимание платы за оформление и регистрацию приборов учета газа, как с потребителей, так и с организации, установившей прибор учета потребителю.

ОАО «Хабаровсккрайгаз» полагает, что оно является владельцем источника повышенной опасности, а также оказывает услуги по техническому и аварийному обслуживанию газового оборудования, т.е. является специализированной организацией по эксплуатации сетей газораспределения и внутридомового газового оборудования.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, иные организации, такие как ООО «Газ Сервис Центр», осуществляя установку бытовых приборов учета газа, вмешиваются в действующую систему газораспределения, переоборудуя её и реконструируя, в связи с чем, во избежание несения ответственности за действия иных юридических лиц, общество осуществляет технический надзор за деятельностью организаций, осуществляющих монтаж бытовых приборов учета газа и правомерно взимает за это соответствующую плату.

При этом общество ссылается на положения ПБ 10-529-03, СП 42-101-2003, Правила технической эксплуатации и требования безопасности в газовом хозяйстве РФ, утвержденные приказом Росгазификации от 20.10.1991 № 70-П.

Однако, эти доводы правомерно отклонены Хабаровским УФАС России при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

Так, общество ссылается на пункт 5.2.3 ПБ 10-529-03, которым предусмотрено, что лица, ответственные за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов газопотребления вправе: осуществлять технический надзор при реконструкции и техническом перевооружении опасных производственных объектов.

При этом, ссылаясь на п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, общество полагает, что монтаж прибора учета газа относится к реконструкции, в связи с чем общество вправе осуществлять технический надзор в соответствии с ПБ 10-529-03.

Вместе с тем, обществом не учтено, что в соответствии с пунктом 1.1.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 10-529-03, настоящие Правила устанавливают специальные требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, монтажу, реконструкции и эксплуатации систем газораспределения и газопотребления природными газами, используемыми в качестве топлив, а также к применяемому в этих системах оборудованию (техническим устройствам).

Пунктом 1.1.5 Правил прямо предусмотрено, что их требования не распространяются на внутренние газопроводы и газовое оборудование производственных, административных, общественных и бытовых зданий, где газ используется для пищеприготовления или лабораторных целей.

Кроме того, пунктом 1.1.4 Правил не предусмотрено, что данные Правила распространяются на газовое оборудование жилых домов.

Следовательно, ссылки общества на положения названных Правил, как основание проведения технического надзора за монтажом счетчика учета газа для бытовых потребителей и взимания соответствующей платы с организации, установившей указанный счетчик, судом признаются несостоятельными.

Подлежит отклонению и ссылка общества на положения свода Правил СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб», поскольку указанный свод правил регламентирует технические вопросы проектирования и строительства газораспределительных систем, а не вопросы технического надзора за установкой приборов учета газа в действующих системах газоснабжения жилых домов и вопросы взимания соответствующей платы.

Заявителем не учтено, что ООО «Газ Сервис Центр», производя установку счетчиков учета газа бытовым потребителям, на основании заключаемых договоров, и обращаясь в ОАО «Хабаровсккрайгаз» за регистрацией этих приборов учета, действует в интересах потребителя, заказавшего установку счетчика.

Фактически, в данном случае после установки счетчика, между потребителем и ОАО «Хабаровсккрайгаз» возникают взаимоотношения, связанные с вводом установленного прибора учета в эксплуатацию, под которым понимается документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги.

Указанные взаимоотношения регулируются Законом об энергосбережении, Правилами оказания коммунальных услуг и Правилами поставки газа, а не техническими нормами, указанными в заявлении ОАО «Хабаровсккрайгаз».

Возможность взимание какой-либо платы, в том числе и с организации, имеющей право на установку прибора учета, при вводе прибора учета в эксплуатацию и первичной установке пломбы, вышеприведенными нормативными правовыми актами не предусмотрена.

Доводы ОАО «Хабаровсккрайгаз» о том, что в ОАО «Хабаровскрайгаз» за заявкой на ввод приборов учета в эксплуатацию обращается не потребитель, а ООО «Газ Сервис Центр» судом отклоняются, поскольку данное обстоятельство не изменяет характера взаимоотношений между потребителем и ОАО «Хабаровсккрайгаз», связанных с установкой прибора учета, в том числе и в части обязанности ОАО «Хабаровсккрайгаз» бесплатно произвести установку пломбы.

В свою очередь, между ОАО «Хабаровскакрайгаз» и ООО «Газ Сервис Центр», каких-либо взаимоотношений, связанных с установкой приборов учета потребителям не возникает, а, следовательно, ОАО «Хабаровсккрайгаз» не вправе навязывать ООО «Газ Сервис Центр» обязанность оплачивать услугу по регистрации прибора учета газа, которая фактически оказывается для потребителя.

Учитывая изложенное, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о нарушении ОАО «Хабаровсккрайгаз» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку действия общества по взиманию платы за «регистрацию приборов учета» приводят к ущемлению интересов ООО «Газ Сервис Центр» и возложению на него дополнительных расходов, связанных с установкой приборов учета.

Следовательно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.03.2014 по делу № А73-797/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить открытому акционерному обществу «Хабаровсккрайгаз» из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением от 25.03.2014 № 2573 в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Т.Д. Пескова

Судьи

С.Б. Ротарь

Е.И. Сапрыкина