ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2410/2009 от 23.06.2009 Шестого арбитражного апелляционного суда


Шестой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Хабаровск                                                                         

25 июня 2009 года                                                                 06АП-2410/2009

Резолютивная часть оглашена 23 июня 2009 года.

В полном объеме постановление изготовлено 25 июня 2009 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего              Меркуловой Н.В.,

судей  Карасёва В.Ф., Гричановской Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.

при участии в судебном заседании:

от заявителя не явились (уведомление от 08.06.2009 № 278898);

от налогоплательщика не явились (уведомление от 08.06.2009                         № 278904)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области

на решение Арбитражного суда Магаданской области от 29.04.2009  

по делу № А37-428/2009, принятое судьей Нестеровой Н.Ю.

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Магаданской области   

к Департаменту лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области

о взыскании недоимки по транспортному налогу за 3 квартал 2008 года в сумме 228 руб., а также пени по указанному налогу в сумме 10 руб. 12 коп.

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Магаданской области (далее – заявитель, Межрайонная ИФНС России № 2 по Магаданской области, налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области (далее – Департамент лесного хозяйства, налогоплательщик) недоимки по транспортному налогу за                       3 квартал 2008 года в сумме 228 руб., а также пени по указанному налогу в сумме 10 руб. 12 коп., а всего 238 руб. 12 коп.

Право на обращение с соответствующим заявлением налоговым органом  обусловлено тем, что налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнено требование от 05.11.2008 № 5466 об уплате недоимки в сумме      228 руб.

Решением Арбитражного суда Магаданской области от 29.04.2009 по делу № А37-428/2008 требование Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области о взыскании с Департамента лесного хозяйства пени в сумме 10 руб. 12 коп. оставлено без рассмотрения. С Департамента лесного хозяйства в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области взыскана недоимка по транспортному налогу за 3 квартал 2008 года в сумме 228 руб. С налогоплательщика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 478 руб. 75 коп.

Оставляя без рассмотрения требование заявителя в части взыскания пени, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом нарушена процедура бесспорного (внесудебного) взыскания налога, сбора, штрафа и пени, в частности требование об уплате пени в сумме                            10 руб. 12 коп. в адрес налогоплательщика не выставлялось инспекцией.  

Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, налогоплательщик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 29.04.2009 по делу                  № А37-428/2008 отменить в части взыскания с органа исполнительной власти Магаданской области как государственного органа государственной пошлины в сумме 478 руб. 75 коп. ввиду неправильного применения арбитражным судом статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

О месте и времени рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле,  извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения дела.    

Исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает решение арбитражного суда первой инстанции в силу подпункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежащим отмене в части. 

Из материалов дела следует, что Департамент лесного хозяйства, контроля и над­зора за состоянием лесов администрации Магаданской области зарегистрирован в каче­стве юридического лица 10.01.2007,                                    ОГРН <***>, с местонахождением по адресу: <...>; что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ от 18.02.2009              № 00003 (л.д. 18-25).

В порядке пункта 3 статьи 363.1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик 14.10.2008 представил в налоговый орган по месту учета налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу за 3 квартал 2008 года.

По результатам камеральной проверки налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 3 квартал 2008 года в связи с ненадлежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога за указанный период налоговым органом в адрес Департамента лесного хозяйства выставлено требование от 05.11.2008                      № 5466 об уплате транспортного налога в сумме 228 руб.  

Ввиду неисполнения налогоплательщиком требования об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке налоговый орган обратился в  арбитражный суд с соответствующим заявлением. 

Удовлетворяя требования налогового органа в части взыскания с Департамента лесного хозяйства недоимки по транспортному налогу за 3 квартал 2008 года в сумме 228 руб., арбитражный суд первой инстанции исходил из обязанности  налогоплательщиков установленной статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивать законно установленные налоги.  

Условия, порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены                 главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог устанавливается Налого­вым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обяза­телен к уплате на всей территории соответствующего субъекта. Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты.

Лица, на которых в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом на­логообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются налогоплательщиками транспортного налога если иное не предусмотрено данной статьей.

Налогоплательщики, являющиеся организа­циями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчет­ного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ба­зы и налоговой ставки (пункт 2.1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации порядок и сроки уплаты налога определяются за­коном субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 3 Закона Магаданской области от 28.11.2002 № 291-03 «О транспортном налоге» установлено, что налогоплательщиками, являющимися организациями, суммы авансовых платежей уплачиваются не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом и не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу изложенного, а также ввиду ненадлежащего исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога за 3 квартал 2008 года арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные налоговым органом требования об уплате налога в сумме 228 руб. Является и правомерным вывод арбитражного суда первой инстанции о несоблюдении налоговым органом процедуры бесспорного (внесудебного) взыскания пени в суме 10 руб. 12 коп., что является основанием для оставления без рассмотрения в указанной части требований заявителя.   

В части доводов апелляционной жалобы о неправильном взыскании с  Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области государственной пошлины арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с подпунктами 1, 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от  уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку по данному делу налоговый орган обращался с заявлением в защиту публичных интересов, то на основании подпункта 1 пункта 1                        статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом. Данная правовая позиция изложена в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

Не может быть возложено взыскание в доход федерального бюджета государственной пошлины и на Департамент лесного хозяйства, контроля и над­зора за состоянием лесов администрации Магаданской области в силу следующего.

На основании Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ с 1 февраля 2009 года в соответствии с изложенным выше подпунктом 1.1 пункта 1                           статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истов и ответчиков.  Причем данная норма не содержит ограничения по виду заявленного или предъявленного к государственному органу, органу местного самоуправления требования. 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что налоговый орган при подаче заявления не понес судебные расходы в виде государственной пошлины, что явилось бы основанием для руководства, при разрешении вопроса о распределении судебных расходов, пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения                     главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит  отмене.

Тот факт, что Департамент лесного хозяйства, контроля и над­зора за состоянием лесов администрации Магаданской области является органом исполнительной власти Магаданской области, подтверждается Положением о Департаменте лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, утвержденным постановлением администрации Магаданской области от 28.12.2006 № 500-па.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Магаданской области от                                                    29 апреля 2009 года по делу № А37-428/2009 в части взыскания с Департамента лесного хозяйства, контроля и над­зора за состоянием лесов администрации Магаданской области в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 478 руб. 75 коп. отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Магаданской области.

Председательствующий                                                       Н.В. Меркулова

Судьи:                                                                                    В.Ф. Карасёв

                                                                                                Е.В. Гричановская