Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2479/2022
08 июня 2022 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен июня 2022 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: представитель не явился;
от Министерства социальной защиты населения Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 14.04.2022
по делу № А73-14707/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
позаявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю
третье лицо: Министерство социальной защиты населения Хабаровского края
о признании недействительным представления
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - заявитель, Министерство ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю) с заявлением о признании недействительным представление от 05.08.2021 № 22-14-75/50-4919.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края (далее -Минсоцзащиты края).
Определением от 24.11.2021 производство по делу № А73-14707/2021 приостанавливалось до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-14709/2021.
Решением суда от 14.04.2022 в удовлетворении заявления Министерства ЖКХотказано.
Не согласившись с данным судебным актом,Министерство ЖКХ обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: показатель по выплатам на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, не достигнут по причине длительной процедуры приобретения гражданами жилья (граждане подбирают жилье в других субъектах Российской Федерации и других муниципальных образованиях края), проведения оценки стоимости жилого помещения; показатель предоставления выплатгражданам, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, не достигнут по причине отказов в предоставлении выплаты в связи с наличием у граждан иного жилого помещения в собственности;отчеты за 1 квартал 2020 года сформированы в системе «Электронный бюджет» 08.04.2020 и 06.04.2020 на основании данных о поступивших доходах и данных Министерства социальной защиты Хабаровского края о расходах за счет средств федерального и краевого бюджетов и показателей результативности их предоставления; вина Министерства отсутствует, а кроме того, каких-либо замечаний от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в адрес Министерства не поступало.
К апелляционной жалобе приложен экземпляр письма Министерства строительства и ЖКХ РФ от 21.09.2021 № 40262-АЛ/13.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу,УФК по Хабаровскому краю, доводы жалобы отклонило, просит оставить ее без удовлетворения.
Минсоцзащиты края в представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, поддержало доводы жалобы, просит отменить решение суда, вынести новый судебный акт.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд считает возможный приложенный к апелляционной жалобе экземпляр письма Министерства строительства и ЖКХ РФ от 21.09.2021 № 40262-АЛ/13 приобщить к материалам настоящего дела.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, а также отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в период с 28.04.2021 по 19.05.2021 УФК по Хабаровскому краю на основании приказа от 26.04.2021 № 182 и на основании пункта 32 Плана контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в отношении Министерства ЖКХ была проведена выездная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 15 октября 2019 года № 2428-р, от 16 октября 2019 года № 2436-р, от 5 ноября 2019 года № 2617-р, от 26 ноября 2019 года № 2805-р. Проверяемый период: с 01.01.2019 по 31.12.2020.
В ходе проверки выявлено следующее:
1. В нарушение пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 05.11.2019 № 069-17-2020-005 (далее - Соглашение) министерством в 2020 году не обеспечено достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета по состоянию на 01.01.2021, установленных Соглашением в редакции Дополнительного соглашения от 18.11.2020 № 069-17-2020-005/2, а именно: значение предоставления выплат гражданам на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений не достигнуто на 203,2 кв. м. от планового значения.
2. В нарушение пункта 29 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327, пунктов 4.3.5, 4.3.5.1, 4.3.5.2 Соглашения министерством не обеспечено своевременное представление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчета о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт и отчета о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта за 1 квартал 2020 года.
Выявленные нарушения отражены в акте выездной проверки от 21.05.2021.
УФК по Хабаровскому краю в целях принятия мер по устранению причин и условий совершения допущенных нарушений в адрес Министерства ЖКХ внесено представление от 05.08.2021 согласно которого на Министерство ЖКХ возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий совершения указанных в представлении нарушений в срок до 10.09.2021, представить документально подтвержденную информацию о результатах исполнения настоящего представления в управление казначейства не позднее
24.09.2021.
Министерство ЖКХ, не согласившись с представлением УФК от 05.08.2021 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Порядок получения субъектами Российской Федерации средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации на социальную поддержку граждан, жилье которых утрачено или повреждено в результате чрезвычайных ситуаций, определяется Российской Федерацией и закреплен в Правилах предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 (далее - Правила № 1327).
Согласно пункту 3 Правил № 1327 трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление трансфертов, на цели, указанные в пункте 5 настоящих Правил.
Для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и (или) перечень жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в которых указываются общая площадь утраченных жилых помещений и общая площадь поврежденных жилых помещений (пункт 4 Правил № 1327).
Так, объем бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление трансфертов, определяется исходя из общей площади утраченных жилых помещений и общей площади поврежденных жилых помещений, которые на момент их утраты и повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
На основании подпункта «в» пункта 16 Правил № 1327, трансферты предоставляются при соблюдении условий: заключение соглашения о предоставлении трансфертов между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение о предоставлении трансфертов).
УФК по Хабаровскому краю была проведена проверка Министерства ЖКХ по вопросу использования иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, предоставленного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 № 441-р.
В соответствии с указанным распоряжением Правительства Российской Федерации (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 №3462-р) предусматривалось выделение в 2020 году бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам Амурской области, Хабаровского края и Еврейской автономной области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 г. на территории Дальневосточного федерального округа, в том числе до 1049751,10 тыс. рублей бюджету Хабаровского края.
По Правилам предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 (далее - Правила от 16.10.2019 № 1327) между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Хабаровского края было заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 20.03.2020 № 069-17-2020-005 (далее - Соглашение от 20.03.2020).
Также в 2020 году к Соглашению от 20.03.2020 были заключены дополнительные соглашения от 24.03.2020 № 069-17-2020-005/1 и от 18.11.2020 № 069-17-2020-005/2.
Согласно Соглашению от 20.03.2020 (в редакции дополнительного соглашения от 18.11.2020) общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Хабаровского края на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования, которых предоставляется иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета, составляет в 2020 году 1060354750,00 руб., в том числе средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета не более 1049751100 руб.
Уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим взаимодействие с Минстроем России, на который со стороны Правительства Хабаровского края возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения и представление отчетности, является Министерство ЖКХ согласно пункту 6.1.1. Соглашения от 20.03.2020.
Соглашением от 20.03.2020 были установлены значения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета на 2020 год: проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, общей площадью - 57,6 кв. метра;предоставление выплат гражданам на приобретение или строительство жилых помещений, общей площадью - 15463,8 кв. метра;предоставление выплат гражданам на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, общей площадью - 8154,0 кв. метра.
На основании данных Отчета о достижении результатов по состоянию на 01.01.2021, сформированным Министерством ЖКХ, фактические значения результатов составили:проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, общей площадью - 57,6 кв. метра; предоставление выплат гражданам на приобретение или строительство жилых помещений, общей площадью - 15463,8 кв. метра; предоставление выплат гражданам на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, общей площадью - 7950,8 кв. метра, отклонение от планового значения составило 203,2 кв. метра (8154,0 - 7950,8).
Между тем, в нарушение пункта 4.3.3 Соглашения от 20.03.2020 Министерством ЖКХ в 2020 году не обеспечено достижение значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета по состоянию на 01.01.2021, а именно значение результата предоставление выплат гражданам на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений не достигнуто на 203,2 кв. метра от планового значения.
Данное нарушение было отражено в пункте 1 оспариваемого представления.
Согласно пункту 29 Правил № 1327 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) порядок формирования отчетности об исполнении условий предоставления трансфертов устанавливается соглашением о предоставлении трансфертов; указанная отчетность представляется в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
По пункту 4.3.6 Соглашения от 20.03.2020 Министерство ЖКХ обязуется обеспечивать представление в Минстрой России в форме электронного документа в ГИС «Электронный бюджет» отчеты о:расходах бюджета Хабаровского края, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт (далее - Отчет о расходах), не позднее 5 числа месяца, следующего за кварталом, в котором был получен иной межбюджетный трансферт; достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта (далее - Отчет о достижении результатов), не позднее 5 числа месяца, следующего за кварталом, в котором был получен иной межбюджетный трансферт.
Кроме того, в ходе проведения проверки УФК по Хабаровскому краю установлены случаи несвоевременного представления в Минстрой России в форме электронного документа в ГИС «Электронный бюджет» Отчетов о расходах, Отчетов о достижении результатов.
Так, на основании информации, представленной в ГИС «Электронный бюджет» данные отчеты за 1 квартал 2020 года фактически представлены: отчет о достижении результата 08.04.2020; отчет о расходах 06.04.2020.
Министерством ЖКХ в нарушение пункта 29 Правил от 16.10.2019 № 1327, пунктов 4.3.6, 4.3.6.1, 4.3.6.2 Соглашения, не обеспечено своевременное представление в Минстрой России в форме электронного документа в ГИС «Электронный бюджет» отчета о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт и отчета о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта за 1 квартал 2020 года.
Данное нарушение отражено в пункте 2 оспариваемого представления.
Как верно установлено судом, УФК по Хабаровскому краю правомерно указано на допущенные министерством нарушения положений
пункта 29 Правил № 1327, пункта 4.3.3 Соглашения от 20.03.2020 и выдано представление о принятии мер по устранению причин и условий их совершения с целью недопущения в дальнейшем таких нарушений.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Представление уполномоченного органа выносится в случае выявления нарушений законодательства в целях их устранения и принятии мер по устранению их причин и условий; содержащиеся в представлении требования должны быть направлены на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого выносится представление, определенных действий.
С учетом положений статьи 270.2 БК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о неисполнимости оспариваемого представления, поскольку акт содержит информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, нарушениях условий Соглашения. Кроме того, обращенное к заявителю требование о принятии мер по устранению причин и условий их совершения позволяет, принимая во внимание существо выявленных нарушений, определить без какой-либо дополнительной конкретизации как причины, так и условия совершения допущенных нарушений, соответственно, принять самостоятельно меры к их устранению.
Материалы дела не содержат доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого представления.
Доводы Министерства ЖКХ об отсутствии его вины, само по себе не исключает факт рассматриваемых нарушений и не свидетельствует о незаконности оспариваемого представления, направленного на недопущение в дальнейшем совершения подобных нарушений, в связи с чем, подлежит отклонению.
При установленных выше обстоятельствах, не опровергает факт выявленных УФК по Хабаровскому краю нарушений в отношении заявителя жалобы (предоставление выплат гражданам на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений не достигнуто на 203,2 кв. метра от планового значения; не обеспечено своевременное представление в Минстрой России в форме электронного документа в ГИС «Электронный бюджет» отчета о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт и отчета о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта за 1 квартал 2020 года) и представленный в материалы дела экземпляр письма Министерства строительства и ЖКХ РФ от 21.09.2021 № 40262-АЛ/13, содержащего сообщение о рассмотрении возможности заключения дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Хабаровского края от 05.11.2019 № 069-17-2019-129 и от 20.03.2020 № 069-17-2020-005.
Кроме того во исполнение представления от 05.08.2021 Министерство ЖКХ направило в УФК по Хабаровскому краю письмо от 30.08.2021, содержащее информацию о результатах исполнения настоящего представления.
Таким образом, судом верно установлено, что оспариваемое представление соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя жалобы, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14 апреля 2022 года по делу № А73-14707/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Вертопрахова |
Судьи | А.П. Тищенко |
Е.А. Швец |