1148/2023-20491(3)
Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2510/2023
судьи Брагиной Т.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Интегратор вагонного сервиса»
на решение от 28.04.2023
по делу №А73-1746/2023
Арбитражного суда Хабаровского края,
рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
к обществу с ограниченной ответственностью «Интегратор вагонного сервиса» о взыскании 5 359 руб.20 коп.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - истец, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Интегратор вагонного сервиса» (ОГРН 1063667245290, ИНН 3662112907, далее - ответчик, ООО «ИВС») о взыскании задолженности за простой грузовых вагонов в размере 5 359 руб. 20 коп., пени за период с 08.12.2022 по день оплаты указанной задолженности исходя из 0,07% за каждый день просрочки и судебных издержек в виде почтовых расходов на сумму 454 руб.29 коп.
Определением суда от 10.02.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в порядке части 5 статьи 228 АПК РФ без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва на иск, доказательств и иных документов.
Решением суда от 10.04.2023 в виде резолютивной части, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность за простой грузовых вагонов в размере 5 359 руб. 20 коп., пени за период с 08.12.2022 по день оплаты указанной задолженности исходя из 0,07% за каждый день просрочки, судебные издержки в виде почтовых расходов в размере 454 руб. 29 коп., а также по оплате государственной пошлины по иску в сумме 2 000 руб. Мотивированное решение изготовлено 28.04.2023.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ, просит решение суда отменить, истцу в иске отказать.
Обжалуя судебный акт, приводит доводы об отсутствии оснований для начисления платы за простой и пени в отношении вагона № 54264304 за период с 31.08.2022 по 07.09.2022, вагона № 59988691 за период с 05.09.2022 по 07.09.2022 и пени. Признаёт фактический простой вагона № 54264304 и начисление платы за одни сутки в размере 565,50 руб.
Истец в отзыве заявил о несостоятельности доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения, как законное и обоснованное.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорные правоотношения возникли из договора на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов № ТОР-ЦДИЦВ/227 от 01.08.2022, заключенного между ОАО «РЖД» (подрядчик) и ООО «ИВС» (заказчик).
Согласно пункту 1.1 договора, заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (далее - ТР-2), принадлежащих заказчику на праве собственности/аренды или право на проведение ТР-2 которых имеется у заказчика на ином законном основании (далее - грузовые вагоны), в вагонных депо дирекций инфраструктуры - структурных подразделений Центральной
дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (далее - ВЧДЭ), указанных в Перечне вагонных депо подрядчика (приложение № 1), а также обеспечивать
ответственное хранение предоставленных заказчиком для проведения ТР-2 и
забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузовых вагонов, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке.
В рамках настоящего договора ТР-2 проводится в отношении грузовых вагонов, которые согласно данным АБД ПВ ГВЦ принадлежат заказчику на праве собственности/аренды, а также в отношении грузовых вагонов третьих
лиц, на которые заказчик предоставит подтверждение о наличии у него права на проведение в отношении них ТР-2 и связанных с ним работ/услуг в рамках
настоящего договора, в том числе на распоряжение запасными частями, образовавшимися при ТР-2 указанных грузовых вагонов.
В соответствии с пунктом 1.2 договора подрядчик производит ТР-2 грузовых вагонов: с использованием запасных частей собственности подрядчика (за исключением колесных пар, боковых рам, надрессорных балок, поглощающих аппаратов, автосцепок, тяговых хомутов, которые используются при их наличии и по согласованию сторон) (пункт 1.2.1); с использованием предоставленных заказчиком исправных запасных частей, в том числе запасных частей новой конструкции и из числа немассовых (эластомерных поглощающих аппаратов, колесных пар, оборудованных подшипниками кассетного типа, деталей механизма разгрузки вагонов бункерного типа и других), которые заказчик обязан предоставить при отсутствии их у подрядчика, а также с использованием исправных запасных частей, снятых с другого грузового вагона заказчика (вагона-донора) (пункт 1.2.2); путем ремонта снятых с забракованных грузовых вагонов запасных частей с последующей их установкой на грузовые вагоны заказчика (пункт 1.2.3).
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что стоимость выполняемых работ по ТР-2 одного грузового вагона определяется ВЧДЭ подрядчика в расчетно-дефектной ведомости (далее - РДВ), составленной по форме приложения № 2 к настоящему договору, на основании фактически выполненных работ в соответствии с дефектной ведомостью формы ВУ-22 ЭТД и акта о повреждении вагона формы ВУ-25 (в случае его составления).
В соответствии с пунктом 2.5 договора заказчик оплачивает стоимость нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования по ставкам платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования грузовых вагонов (приложение № 8), в том числе в случаях: не
поступления на расчетный счет Московской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» авансовых платежей за проведение ТР-2 грузовых вагонов в сроки, предусмотренные подпунктом 2.3.1 договора, а также просрочки платежей, согласно подпункту 2.3.3 договора; отсутствия более 24 (двадцати четырех) часов с даты получения акта браковки запасных частей грузового вагона формы ВУ-101 ЭТД (далее - акт формы ВУ-101 ЭТД), составленного согласно приложению № 9 к договору, решения заказчика об использовании запасных частей из технологического запаса подрядчика при наличии, либо предоставлении запасных частей заказчиком, либо ремонте демонтированных с грузового вагона заказчика запасных частей с установкой под тот же грузовой вагон, либо использовании исправных запасных частей, снятых с другого грузового вагона заказчика (вагона-донора); не предоставления заказчиком более 5 (пяти) суток с даты получения акта формы ВУ-101 ЭТД запасных частей для замены неисправных (в том числе запасных частей из числа немассовых, указанных в подпункте 1.2.2 договора); остановки грузового вагона согласно предписанию Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - остановка согласно предписанию); отсутствия более 12 (двенадцати) часов с момента оформления уведомления на грузовой вагон из ремонта формы ВУ-36 ЭТД согласованного запроса-уведомления в системе АС ЭТРАН на отправку грузового вагона.
Отсчет времени нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от подрядчика, начинается с 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками, в течение которых: было оформлено уведомление формы ВУ-23 ЭТД по остановке согласно предписанию; заказчик должен был произвести оплату в соответствии с разделом 2 настоящего договора; возникла нехватка денежных средств на расчетном счете Московской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО «РЖД» в размере, достаточном для выполнения ремонта одного грузового вагона; заказчик должен был сообщить о применении запасных частей из технологического запаса подрядчика при наличии, либо предоставлении запасных частей заказчиком, либо о ремонте демонтированных с грузового вагона заказчика запасных частей с установкой под тот же грузовой вагон, либо использовании исправных запасных частей, снятых с другого грузового вагона
заказчика (вагона-донора); заказчик не предоставил подрядчику запасные части для замены неисправных в нарушение срока, предусмотренного пунктом 3.7
договора; заказчик должен был оформить заготовку запроса-уведомления в системе АС ЭТРАН на грузовые вагоны.
Окончание отсчета времени нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от
подрядчика, определяется датой: поступления на расчетный счет Московской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» авансовых платежей за проведение ТР-2 грузовых вагонов; получения подрядчиком решения заказчика о предоставлении запасных частей заказчиком, либо о ремонте демонтированных с грузового вагона заказчика запасных частей с установкой под тот же грузовой вагон либо применении запасных частей подрядчика (при их наличии у подрядчика), либо об использовании исправных запасных частей, снятых с другого грузового вагона заказчика (вагона-донора); предоставления заказчиком запасных частей подрядчику для замены неисправных в соответствии с пунктом 1.2.2 договора; оформления заказчиком заготовки запроса-уведомления в системе АС ЭТРАН на отправку грузового вагона после оформления уведомления на грузовой вагон из ремонта формы ВУ-36 ЭТД.
Нахождение грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования оплачивается заказчиком в срок до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным месяцем, на основании акта формы № ФПУ-26 с приложением ежемесячного сводного акта о нахождении грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования, составленного по форме приложения № 10 к настоящему договору, составленного на основании актов общей формы № ГУ-23.
Согласно пункту 3.1 договора, отцепка грузовых вагонов в ТР-2 оформляется подрядчиком уведомлением формы ВУ-23 ЭТД. Выпуск грузовых вагонов из ТР-2 оформляется уведомлением по форме ВУ-36 ЭТД, в котором указывается факт произведенного ТР-2, место время, дата постановки на ТР-2 и выпуска из ТР-2 грузового вагона. По каждому отремонтированному грузовому вагону подрядчик своевременно передает сообщения 1353 и 1354 с кодом «4» в Главный вычислительный центр - филиал ОАО «РЖД» (далее - ГВЦ).
Продолжительность нахождения одного грузового вагона заказчика в
ТР-2 не должна превышать 78 (семьдесят восемь) часов без учета времени на
передислокацию грузового вагона на железнодорожную станцию примыкания к ВЧДЭ, в котором производится ТР-2 грузовых вагонов (пункт 3.5 договора).
В соответствии с пунктом 3.6 договора согласование заказчиком способа (метода) проведения работ требуется в следующих случаях: при возможности использования запасных частей из технологического запаса подрядчика, в том числе новых литых деталей тележки (боковых рам и надрессорных балок), поглощающих аппаратов, автосцепок, тяговых хомутов и колесных пар, а также колесных пар, отремонтированных со сменой элементов; при отсутствии у подрядчика на ответственном хранении запасных частей заказчика, предоставленных последним для выполнения ТР-2 грузовых вагонов, или отремонтированных подрядчиком.
В этих случаях подрядчик в течение 24 (двадцати четырех) часов начиная с 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками прибытия грузового вагона на железнодорожную станцию примыкания к ВЧДЭ, передает заказчику акт формы ВУ-101 ЭТД, где указываются наименование, номер, год изготовления и неисправность снятой запасной части (для колесных пар дополнительно указывается толщина обода), посредством ЭДО СПС с использованием ЭП, с приложением скан-копии уведомления формы ВУ-23 ЭТД, для подтверждения заказчиком выполнения работ по настоящему договору, а также принятия заказчиком решения о выполнении ТР-2 грузовых вагонов с использованием запасных частей подрядчика, запасных частей заказчика, в том числе исправных запасных частей, снятых с другого грузового вагона заказчика (вагона-донора), или о ремонте неисправных ремонтопригодных запасных частей.
Заказчик в течение 24 (двадцати четырех) часов с момента получения от подрядчика акта формы ВУ-101 ЭТД, посредством ЭДО СПС уведомляет подрядчика о принятом решении (использование запасных частей из технологического запаса подрядчика, доставка заказчиком исправных запасных частей, ремонт неисправных ремонтопригодных запасных частей в вагоноремонтной организации, использование исправных запасных частей заказчика, находящихся на ответственном хранении у подрядчика, снятие исправных запасных частей с другого грузового вагона заказчика (вагона- донора)).
Решение заказчик оформляет в виде гарантийного письма в адрес подрядчика, составленного по форме приложения № 23 к настоящему договору. При отсутствии гарантийного письма по истечении указанного срока, грузовой вагон убирается с ремонтных путей позиций ВЧДЭ и заказчик
оплачивает простой вагона на путях общего пользования в соответствии с пунктом 2.5 договора.
В случае принятия заказчиком решения об организации доставки исправных запасных частей, необходимых для проведения ТР-2 грузовых вагонов, подрядчик приступает к выполнению работ после передачи заказчиком указанных запасных частей на основании акта приема-передачи материальных ценностей на ремонт вагонов (далее - акт приема-передачи ТМЦ), составленного по форме приложения № 24 к настоящему договору, в котором указываются конкретное наименование и количество запасных частей. На основании акта приема-передачи ТМЦ подрядчиком оформляется акт формы № МХ-1, который заказчик обязан подписать ЭП и направить в адрес подрядчика посредством ЭДО СПС не позднее 24 (двадцати четырех) часов с момента получения от подрядчика. Отсчет времени на проведение ТР-2 грузовых вагонов начинается с 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками передачи подрядчику указанных запасных частей, на основании акта приема-передачи ТМЦ.
Доставка запасных частей в ВЧДЭ производится заказчиком в течение 5 (пяти) суток с даты получения акта формы ВУ-101 ЭТД.
При просрочке доставки необходимых для проведения ТР-2 запасных частей, а также предоставлении заказчиком некачественных запасных частей заказчик оплачивает простой неисправного грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования в соответствии с пунктом 2.5 договора (пункт 3.7 договора).
В случае принятия заказчиком решения о ремонте неисправных ремонтопригодных запасных частей, заказчик оплачивает все расходы в соответствии с разделом 2 настоящего договора (в том числе двойную подачу-уборку грузового вагона, двойной подъем грузового вагона) (пункт 3.8 договора).
Судом установлено, что на станции Тында Дальневочной ж.д. 14.08.2022 отцеплен вагон № 54264304 , 21.08.2022 - вагон № 59988691 по неисправности тонкий гребень (код - 102).
Уведомлением формы ВУ-23 от 14.08.2022, ВУ-23 от 21.08.2022 вагоны переведены из рабочего в нерабочий парк в ожидании ремонта.
В адрес собственника - ООО «ИВС» посредством электронного документооборота (ЭДО СПС) направлен комплект документов (письма, акт браковки от 15.07.2022 в отношении колесных пар, уведомление формы ВУ-23 от 14.08.2022, акт браковки запасных частей, узлов и деталей от 29.08.2022 в
отношении колесных пар, уведомление формы ВУ-23 от 21.08.2022) для принятия заказчиком решения о выборе способа ремонта (ТР-2) вагона.
В указанных документах подрядчик сообщил заказчику об отсутствии у него собственных запасных частей и запасных частей, являющихся собственностью заказчика, необходимых для ремонта, в связи с чем просил заказчика определить конкретный способ проведения ремонта, а в случае поставки запасных частей сообщить дату поставки.
Дополнительно подрядчик указал, что по истечении периода ожидания письменного решения по вопросу способа ремонта (24 часов), вагон будет поставлен на платный простой.
Письмом от 31.08.2022 № 8604 заказчик уведомил подрядчика о поручении сотрудникам депо принять от ООО «МосГарантКомплект» 31.08.2022 отремонтированные детали: колесные пары №№ 0039-54319-96, 0186-14310-85, 0005-58443-91, установка под вагон № 54264304; колесная пара № 0039-210184-88, установка под вагон № 59988691.
Начало простоя вагона № 54264304 подтверждается актом общей формы от 30.08.2022 № 5/221. Дата и время начала простоя 30.08.2022 в 00 часов 00 минут.
Окончание простоя вагона № 54264304 по причине ожидания решения собственника о варианте ремонта подтверждается актом общей формы от 07.09.2022 № 5/239. Дата и время окончания простоя: 07.09.2022 в 00 часов 00 минут.
Согласно уведомлению формы ВУ-36 20.09.2022 в 11:53 часов вагон № 54264304 принят из ТР-2 в рабочий парк.
Начало простоя вагона № 59988691 подтверждается актом общей формы от 05.09.2022 № 5/234. Дата и время начала простоя 05.09.2022 в 00 часов 00 минут.
Окончание простоя вагона по причине ожидания решения собственника о варианте ремонта подтверждается актом общей формы от 07.09.2022 № 5/240.
Дата и время окончания простоя: 07.09.2022 в 00 часов 00 минут.
Согласно уведомлению формы ВУ-36 13.09.2022 в 11:09 часов вагон № 59988691 принят из ТР-2 в рабочий парк.
Истцом произведен расчет платы за время простоя вагонов
№№ 54264304, 59988691 на путях общего пользования в размере
5 359 руб. 20 коп.
Текущий отцепочный ремонт вагона № 59988691 принят ООО «ИВС» по акту о выполненных работах (оказанных услугах) № 59988691от 13.09.2022,
вагона № 54264304 - по акту о выполненных работах (оказанных услугах)
№ 54264304 от 20.09.2022 без замечаний и возражений.
Истец направил ответчику претензию от 07.12.2022 № 3242/ДВ ВЧДЭ- 11 с требованием оплатить простой вагонов в размере 5 359 руб. 20 коп., фактическое отклонение которой явилось причиной обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта выполнения им работ по ремонту названных выше вагонов ответчика и доказанности периода простоя вагонов на путях общего пользования, в связи с чем ответчик обязан произвести оплату в указанный истцом период.
Рассмотрев настоящее дело повторно, суд апелляционной инстанции признал выводы суда правильными.
Ответчиком не оспаривается наличие и характер выявленных неисправностей вагонов, необходимость ремонта вагонов, разногласия между сторонами возникли по периоду простоя вагонов и, соответственно, размеру платы за простой вагонов.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы о простое вагона в течение суток, судом по результатам непосредственного исследования доказательств, представленных сторонами в материалы дела, установлено, что способ ремонта вагона в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора выбран подрядчиком 07.09.2022, именно тогда и были переданы соответствующие узлы и детали.
Согласно акту приема-передачи узлов и деталей от 31.08.2022 без номера, ООО «ИВС» передает ВЧДЭ Тында четыре колесные пары: колесная пара б/у отремонтированная т.о. 30-34 мм., 1996 года, завод 39, номер 54319, т.о. 33; колесная пара б/у отремонтированная т.о. 30-34 мм., 1985 года, завод 186, номер 14 310, т.о. 31; колесная пара б/у отремонтированная т.о. 40-44 мм., 1988 года, завод 39, номер 210184, т.о. 41, колесная пара б/у отремонтированная т.о. 35-39 мм., 1991 года, завод 5, номер 58443, т.о. 35.
Акт приема-передачи узлов и деталей от 31.08.2022 без номера содержит отметку о подписании данного акта ВЧДЭ Тында 07.09.2022.
Доводу ответчика, о том, что колесные пары доставлены истцу 31.08.2022, судом дана надлежащая оценка и сделан вывод о недоказанности факта передачи деталей ранее 07.09.2022.
Таким образом, вывод суд об обоснованности начисления платы на основании пункта 2.5 договора за нахождение вагонов №№ 54264304, 59988691
на железнодорожных путях общего пользования в сумме 5 359 руб. 20 коп. является обоснованным, также как и вывод о наличии оснований для начисления неустойки, предусмотренной пунктом 6.1 договора.
Возражений в данной части заявителем жалобы не заявлено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.04.2023 по делу № А73-1746/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Т.Г. Брагина
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 29.03.2023 20:07:00
Кому выдана Брагина Татьяна Геннадьевна