ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2532/20 от 26.06.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2532/2020

26 июня 2020 года

г. Хабаровск

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

судьи Тищенко А.П.

рассмотрев апелляционную жалобу комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края

на решение от  27.04.2020

по делу № А73-3181/2020

Арбитражного суда Хабаровского края,

рассмотренному в порядке упрощенного производства,

по заявлению акционерного общества «Комсомольский-на-Амуре аэропорт»

к комитету по ценам и тарифам правительства Хабаровского края

о признании незаконным и отмене постановления от 23.01.2020 № 60-ю о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.,

установил:

по результатам проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическим лицом в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) комитет по ценам и тарифам правительства Хабаровского края (далее – Комитет, административный орган) посчитал, что акционерное общество «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» (далее - АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», Общество, заявитель), осуществляя регулируемые виды деятельности в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в нарушение Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 № 6, допустило следующие нарушения:

- не раскрыло информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых товаров (услуг) - питьевая вода (питьевое водоснабжение) за 2018 год;

- не раскрыло информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых товаров (услуг) - водоотведение) за 2018 год;

- не раскрыло информацию о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения за IV кв. 2018 года и I кв., II кв., III кв. 2019 года;

- не раскрыло информацию о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения за IV кв. 2018 года и I кв., II кв., III кв. 2019 года.

Должностным лицом Комитета сделан вывод о том, что АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 14.11.2019 в 14 часов 00 минут АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» извещалось уведомлением от 10.10.2019, которое получено адресатом - 17.10.2019, что подтверждается почтовым уведомлением.

14.11.2019 должностным лицом Комитета Молокеевым К.А. в отношении АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», в отсутствии представителя Общества, составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, который направлен в адрес Общества сопроводительным письмом от 14.11.2019 № 4-1-5-4508.

Определением от 26.12.2019 № 60-ю рассмотрение дела назначено на 23.01.2020 в 10 часов 30 минут, которое получено АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» - 14.01.2020, что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.

23.01.2020 должностным лицом Комитета Гончар Е.И. вынесено постановление № 60-ю о привлечении АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ в виде штрафа 100 000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в Комсомольский районный суд Хабаровского края с заявлением о признании его незаконным.

Определением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 26.02.2020 по делу № 12-20/2020 заявление АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» передано для рассмотрения по подведомственности в Арбитражный суд Хабаровского края.

Определением суда 04.03.2020 заявление принято арбитражным судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением от 27.04.2020 суд признал незаконным и отменил полностью постановление Комитета от 23.01.2020 № 60-ю о назначении АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. в связи с истечением двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.

Комитет не согласился с вышеуказанным судебным актом, обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование – решение отменить, принять новый судебный акт, которым признать оспариваемое постановление законным, обоснованным, не подлежащим отмене.

По мнению заявителя жалобы, являются неправильными выводы суда о применении в рассматриваемом случае двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку на самом деле такой срок составляет один год согласно действующему законодательству. В связи с этим Комитет не согласен и с выводом суда об истечении срока давности.

Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению в порядке упрощенного производства определением от 01.06.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.

Общество не представило отзыв на апелляционную жалобу.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Суд первой инстанции правильно указал на обязанность АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» соблюдать сроки, периодичность и полноту раскрытия информации по регулируемым видам деятельности в соответствии со следующими законодательными актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) - организации, осуществляющие водоснабжение и (или) водоотведение обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством РФ стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Под раскрытием информации в соответствии с п. 2 Стандартов по водоснабжению понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.

Способы раскрытия информации установлены п. 3 Стандартов по водоснабжению.

В соответствии с п.п. «а» п. 3 Стандартов по водоснабжению регулируемыми организациями информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (далее - информационно-аналитическая система), а именно на сайте информационно-аналитической системы в сети «Интернет», предназначенного для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством РФ - http://ri.eias.ru.

Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» установлены Постановлением Комитета от 13.12.2017 № 37/19 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей Акционерного общества «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» в Комсомольском муниципальном районе на 2018 - 2022 годы» (далее - постановление Комитета от 13.12.2017 № 37/19).

Из материалов административного дела следует, что Обществу вменяются следующие нарушения.

В нарушение п. 28 Стандартов по водоснабжению Общество не раскрыло в установленный срок - 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы - информацию за 2018 год по питьевой воде (питьевое водоснабжение), указанную в п. 18 Стандартов по водоснабжению - об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности); п. 19 Стандартов по водоснабжению - об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствие установленным требованиям; п. 20 Стандартов по водоснабжению - об инвестиционных программах регулируемой организации (за исключением информации, указанной в п.п. «з» п. 20 Стандартов по водоснабжению.

Тарифы на питьевую воду для потребителей АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» на 2018 - 2022 годы установлены постановлением Комитета от 13.12.2017г. № 37/19.

В соответствии с п. 28 Стандартов по водоснабжению - информация, указанная в п. 18 - п. 20 (за исключением информации, указанной в п.п. «з» п. 20 Стандартов по водоснабжению), раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы или не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством РФ для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы (не позднее трех месяцев по окончанию отчетного года – п.п. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, последняя дата направления АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» годового бухгалтерского баланса в налоговые органы 30.04.2019.

Согласно сведениям, содержащимся в сети «Интернет» на сайте http://ri.eias.ru, отражённым в скриншотах, являющихся приложениями к протоколу (стр. 1 приложения), АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» информацию, предусмотренную п. 18 - п. 20 (за исключением информации, указанной в п.п. «з» п. 20 Стандартов по Водоснабжению) - за 2018 год по состоянию на 14.11.2019 не раскрыло.

В нарушение п. 49 Стандартов по водоснабжению АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» не раскрыло в установленный срок - 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы - информацию за 2018 год по водоотведению, указанную в п. 39 Стандартов по водоснабжению - об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности); п. 40 Стандартов по водоснабжению - об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствие установленным требованиям; п. 41 Стандартов по водоснабжению - об инвестиционных программах регулируемой организации (за исключением информации, указанной в п.п. «з» п. 41 Стандартов по водоснабжению.

Тарифы на водоотведение для потребителей для потребителей АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» на 2018 - 2022 годы установлены постановлением Комитета от 13.12.2017 № 37/19.

В соответствии с п. 49 Стандартов по водоснабжению - информация, указанная в п. 39 - п. 41 (за исключением информации, указаннойв п.п. «з» п. 41 Стандартов по водоснабжению), раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы или не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством РФ для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы (не позднее трёх месяцев по окончанию отчетного года – п.п. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, последняя дата направления АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» годового бухгалтерского баланса в налоговые органы 30.04.2019.

Согласно сведениям, содержащимся в сети «Интернет» на сайте http://ri.eias.ru, отраженным в скриншотах, являющихся приложениями к протоколу (стр. 2 приложения), АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» информацию, предусмотренную п. 39 - п. 41 (за исключением информации, указанной в п.п. «з» п. 41 Стандартов по водоснабжению) - за 2018 год по состоянию на 14.11.2019 не раскрыло.

В нарушение п. 32 Стандартов по водоснабжению АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» не раскрыло в установленный срок - 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация, сведения, указанные в п. 21 Стандартов по водоснабжению - о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения - за IV кв. 2018 года и I кв., II кв., III кв. 2019 года.

Согласно п. 21 Стандартов по водоснабжению - хозяйствующими субъектами подлежит раскрытию информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоснабжения.

В соответствии с п. 32 Стандартов по водоснабжения информация, указанная в п. 21 Стандартов по водоснабжению, раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация.

Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» на 2018 - 2022 годы установлены постановлением Комитета от 13.12.2017 № 37/19.

Действие тарифов, установленных постановлением Комитета от 13.12.2017 № 37/19 в 2018 году началось с 01.01.2018 и закончилось 31.12.2018, в 2019 году началось с 01.01.2019 и заканчивается 31.12.2019.

Соответственно, последним днем для раскрытия информации, указанной в п. 21 Стандартов по водоснабжению за IV кв. 2018 года и I кв., II кв., III кв. 2019 года являлось 30.01.2019, 30.04.2019, 30.07.2019 и 30.10.2019 соответственно.

Согласно сведениям, содержащимся в сети «Интернет» на сайте http://ri.eias.ru, отраженным в скриншотах, являющихся приложениями к протоколу, АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» информацию, предусмотренную п. 21 Стандартов по водоснабжению за IV кв. 2018 года и I кв., II кв., III кв. 2019 года по состоянию на 14.11.2019 не раскрыло.

В нарушение п. 53 Стандартов по водоснабжению АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» не раскрыло в установленный срок - 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация, сведения, указанные в п. 42 Стандартов по водоснабжению - о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения - за IV кв. 2018 года и I кв., II кв., III кв. 2019 года.

В соответствии с п. 53 Стандартов по водоснабжения информация, указанная в п. 42 Стандартов по водоснабжению, раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация.

Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» на 2018 - 2022 годы установлены постановлением Комитета от 13.12.2017 № 37/19.

Действие тарифов, установленных постановлением Комитета от 13.12.2017 № 37/19 в 2018 году началось с 01.01.2018 и закончилось 31.12.2018, в 2019 году началось с 01.01.2019 и заканчивается 31.12.2019.

Соответственно, последним днем для раскрытия информации, указанной в п. 42 Стандартов по водоснабжению за IV кв. 2018 года и I кв., II кв., III кв. 2019 года являлось 30.01.2019, 30.04.2019, 30.07.2019 и 30.10.2019 соответственно.

Согласно сведениям, содержащимся в сети «Интернет» на сайте http://ri.eias.ru, отраженным в скриншотах, являющихся приложениями к протоколу, АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» информацию, предусмотренную п. 42 Стандартов по водоснабжению за IV кв. 2018 года и I кв., II кв., III кв. 2019 года по состоянию на 14.11.2019 не раскрыло.

Таким образом, исследовав по правилам ст. 71 АПК РФ доказательства, суд пришел к правильному выводу о нарушении АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» законодательства в области соблюдения сроков, периодичности и полноты раскрытия информации по регулируемым видам деятельности, при этом суд отметил, что на момент рассмотрения административного дела информация подтверждена.

Руководствуясь ст. 210 АПК РФ, частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ, суд первой инстанции проверил в полном объеме оспариваемое постановление, в том числе соблюдение установленного ч. 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока привлечения Общества к административной ответственности (постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено административным органом по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения).

Оспариваемым постановлением Комитет привлек АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 19 раздела 2 КоАП РФ - административные правонарушения против порядка управления.

Объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, является установленный законом порядок управления в сфере правоотношений, связанных с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности.

Суд пришел к выводу о том, что при разрешении дел об административных правонарушениях, объектом посягательства которых является установленный порядок управления, выражающихся в непредоставлении сведений или предоставлении заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликовании сведений или опубликовании заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) организациями коммунального комплекса, либо в нарушении порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления, подлежит применению двухмесячный, а не годичный срок давности привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Указанный срок является пресекательным, его восстановление и продление законом не предусмотрено.

Вышеуказанные выводы являются правильными, соответствующими нормам материального и процессуального права, указаниям и разъяснениям, изложенным в Постановлении от 15.01.2019 № 3-П и Определении от 26.03.2019 № 823-О Конституционного Суда Российской Федерации, в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

 Из вышеприведенных актов следует: срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения); в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности; срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Правонарушение, выразившееся в не раскрытии в установленный срок информации, совершено 30.01.2019, 30.04.2019, 30.07.2019 и 30.10.2019 соответственно, следовательно, как правильно указано в обжалуемом решении, на момент вынесения Комитетом оспариваемого постановления (23.01.2020г.) двухмесячный срок давности привлечения АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек при том, что вменяемые Обществу нарушения не относятся к длящимся правонарушениям.

Установив истечение срока давности привлечения к административной ответственности, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ суд принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявления АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», о признании незаконным и подлежащим отмене постановления от 23.01.2020 № 60-ю.

Оснований для изменения или отмены судебного акта (ст. 270 АПК РФ) и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 27.04.2020 по делу № А73-3181/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

А.П. Тищенко