ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2539/2017 от 07.06.2017 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2539/2017

15 июня 2017 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года.
Полный текст  постановления изготовлен июня 2017 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.,

судей                                       Балинской И.И., Харьковской Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,

при участии  в заседании:

от открытого акционерного общества «Хабаровский речной торговый порт»: Сидоренко А.В.. представителя по доверенности от 21.12.2016                  № 64 (сроком на один год);

от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  открытого акционерного общества «Хабаровский речной торговый порт»

на решение от  13.03.2017

по делу № А73-16519/2016

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Серга Д.Г.

по заявлению открытого акционерного общества «Хабаровский речной торговый порт»

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о признании недействительными предписаний

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Хабаровский речной торговый порт» (далее – заявитель; ОАО «Хабречторгпорт»; общество; ОАО «ХРТП») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора; административный орган; Управление) о признании недействительными предписаний от 11.11.2016 №№ ТБ-ВТ-11/11/2016/886-1, ТБ-ВТ-11/11/2016/886-2.

Решением суда от 13.03.2017, с учетом определения суда  от 21.04.2017 о внесении  исправлений,  в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Хабречторгпорт» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы, ссылаясь на статью 1  Федерального  закона от 09.02.2007       № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ), судебную практику (решения Арбитражного суда Красноярского края по делам №№ А33-22087/2015, А33-10579/2016; решение Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-21836/2015), Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172, указывает на то, что: именно посадка-высадка и перевозка пассажиров, перевалка и перевозка грузов повышенной опасности, являются критериями, позволяющими определить, попадают ли рассматриваемые ОТИ и ТС под действие Закона и принятых в его развитие подзаконных актов; в настоящее время Правительством Российской Федерации  не определен перечень грузов повышенной опасности, в связи с чем, определить попадают ли указанные ОТИ и ТС общества под действие Закона, и применяется ли к ним положения Требований, в настоящее время не возможно; обществом были приняты все необходимые и возможные меры по обеспечению проведения оценки уязвимости ТС; в полном объеме ОРД на момент проведения проверки  не могли быть откорректированы,  в связи с отсутствием утвержденных отчетов о дополнительной оценке уязвимости ТС; первая аттестация должна быть проведена не позднее 04.09.2018, таким образом, на момент проведения проверки 07.11.2016 срок проведения аттестации не нарушен.

В своем отзыве на апелляционную жалобу УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Вместе с отзывом административный орган представил дополнительные документы: копии сопроводительных писем и решения Кировского районного суда г. Хабаровска от 25.04.2017       № 12-189/2017,  постановления Кировского районного суда               г. Хабаровска от 08.02.2017 № 5-2/2017.

Представитель УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора,  извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимал.

В соответствии со статьей 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает  апелляционную жалобу по делу в отсутствие  представителя Управления.

В судебном заседании представитель ОАО «Хабаровский речной торговый порт» поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения; просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, не возражала против приобщения к материалам дела дополнительных документов, приложенных к отзыву Управления.

Заслушав явившегося представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, на основании плана проведения контрольно-надзорных мероприятий УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора на 2016 год и распоряжения и.о. начальника управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.10.2016 № 886-р в период с 07.11.2016 по 11.11.2016 сотрудниками отдела УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора была проведена плановая выездная проверка ОАО «Хабречторгпорт», по результатам которой   составлен акт от 11.11.2016 № ТБ-ВТ-11/11/2016/886, где  установлены следующие нарушения;

- в нарушение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» (далее – Постановление) не обеспечено проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) 4 категории «Грузовой район «Ветка» и утверждение в установленном порядке ее результатов в 3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления; не обеспечено проведение дополнительной оценки уязвимости ОТИ 4 категории «Грузовой район «Красная речка» и утверждение в установленном порядке ее результатов в                   3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления; не обеспечено проведение дополнительной оценки уязвимости транспортного средства (далее – ТС) 4 категории буксир-толкач «РТ-694» и утверждение в установленном порядке ее результатов в 3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления; не обеспечено проведение дополнительной оценки уязвимости ТС 4 категории буксир-толкач «РТ-670» и утверждение в установленном порядке ее результатов в 3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления; не обеспечено проведение дополнительной оценки уязвимости ТС танкер «ТН-6-206» 4 категории и утверждение в установленном порядке ее результатов в 3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления; не обеспечено проведение дополнительной оценки уязвимости ТС очистительная станция «ОС-1» 4 категории и утверждение в установленном порядке ее результатов в 3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления; не обеспечено проведение дополнительной оценки уязвимости ТС пассажирский теплоход «Алмаз» 3 категории и утверждение в установленном порядке ее результатов в                            3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления; не обеспечено проведение дополнительной оценки уязвимости ТС 4 категории несамоходное судно для сбора и очистки нефтесодержащих вод и бункеровке судов «Сахалин» и утверждение в установленном порядке ее результатов в                  3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления; не обеспечено проведение дополнительной оценки уязвимости ТС 4 категории бункеровочная нефтестанция «БСТ-7» и утверждение в установленном порядке ее результатов в 3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления; не обеспечено проведение дополнительной оценки уязвимости ТС 4 категории морской буксир «Восток» и утверждение в установленном порядке ее результатов в 3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления;

- в нарушение подпункта 12 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 (далее – Требования № 678) на ОТИ 4 категории «Грузовой район «Ветка» не обеспечена аттестация сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» (далее – Аттестация); на ОТИ 4 категории «Грузовой район «Красная речка» не обеспечена Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;

- в нарушение подпункта 9 пункта 6 Требований № 678 на ТС 4 категории буксир-толкач «РТ-694» не утверждены следующие организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) копии которых являются приложениями к плану транспортного средства: организационная структура (схема) управления силами обеспечения транспортной безопасности); перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства; перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства, его части, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности транспортного средства), и на критических элементах транспортного средства - ходовом мостике, в радиорубке (если есть), машинном отделении, румпельном отделении (далее - критический элемент транспортного средства); перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика), осуществляющих на законных основаниях деятельность в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности транспортного средства - месте на транспортном средстве, в котором осуществляется погрузка, выгрузка и перевозка грузов и пассажиров (далее – перевозочный сектор зоны транспортной безопасности транспортного средства), и технологическом секторе зоны транспортной безопасности транспортного средства - месте на транспортном средстве, которое связано с эксплуатацией транспортного средства и в котором осуществляются операции, не связанные с перевозкой, погрузкой и выгрузкой грузов и пассажиров, за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности транспортного средства); порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства; порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровня безопасности или уровня охраны транспортного средства, а также реагирования на такую информацию; порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и силами обеспечения транспортной безопасности других транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие, в том числе при организации досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра транспортного средства; порядок (схема) информирования Федерального агентства морского и речного транспорта и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства. Для транспортных средств, осуществляющих международные рейсы, указанный порядок предусматривает использование судовой системы тревожного оповещения, предусмотренной Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года; схема размещения и состав оснащения постов транспортного средства на границах зоны транспортной безопасности транспортного средства; схема размещения технических систем и средств досмотра на объекте транспортной инфраструктуры для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на транспортном средстве (порядок допуска и учета физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов и перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности транспортного средства или ее часть; порядок действий сил обеспечения транспортной безопасности при выявлении на постах транспортного средства - местах на границах зоны транспортной безопасности транспортного средства или ее части, в которых осуществляется пропуск физических лиц, автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов на транспортное средство во время стоянки транспортного средства у причала и при нахождении транспортного средства на рейде (далее – пост транспортного средства), а также при выявлении физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход (проезд) и нахождение в зоне транспортной безопасности транспортного средства, ее части или на критических элементах транспортного средства; порядок обнаружения, включая выявление, распознавание и идентификацию, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, и порядок действий сил обеспечения транспортной безопасности при обнаружении предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; порядок сверки и (или) проверки документов, являющихся правовыми основаниями для прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и перемещения материальных предметов в зону транспортной безопасности транспортного средства или ее часть, а также порядок оценки данных технических средств обеспечения транспортной безопасности; порядок передачи данных; перечень и порядок эксплуатации (функционирования) технических средств обеспечения транспортной безопасности (заграждений, решеток, усиленных дверей, запорных устройств, иных сооружений и устройств, предназначенных для принятия мер по недопущению несанкционированного проникновения и совершения актов незаконного вмешательства) (далее – организационно-распорядительные документы)); на ТС 3 категории пассажирский теплоход «Алмаз» не утверждены организационно-распорядительные документы; на ТС 4 категории несамоходное судно для сбора и очистки нефтесодержащих вод на бункеровке судов «Сахалин» не утверждены организационно-распорядительные документы; на ТС 4 категории бункеровочная нефтестанция «БСТ-7» не утверждены организационно-распорядительные документы; на ТС 4 категории-  морской буксир «Восток» не утверждены организационно-распорядительные документы;

- в нарушение подпункта 12 пункта 6 Требований-678 на ТС 4 категории буксир-толкач «РТ-694» не обеспечена Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; на ТС 4 категории буксир-толкач «РТ-670» не обеспечена Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; на ТС 4 категории танкер «ТН-6-206» не обеспечена Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; на ТС 4 категории очистительная станция «ОС-1» не обеспечена Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; на ТС 3 категории пассажирский теплоход «Алмаз» не обеспечена Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; на ТС 4 категории несамоходное судно для сбора и очистки нефтесодержащих вод и бункеровке судов «Сахалин» не обеспечена Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; на ТС 4 категории бункеровочная нефтестанция «БСТ-7» не обеспечена Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; на ТС 4 категории морской буксир «Восток» не обеспечена Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.

- в нарушение подпункта 14 пункта 6 Требований-678 на ТС буксир-толкач «РТ-694» 4 категории не проводились как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана транспортного средства; на ТС танкер «ТН-6-206» 4 категории не проводились как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана транспортного средства; на ТС пассажирский теплоход «Алмаз» 3 категории не проводились как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана транспортного средства; на ТС несамоходное судно для сбора и очистки нефтесодержащих вод и бункеровке судов «Сахалин» 4 категории не проводились как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана транспортного средства; на ТС бункеровочная нефтестанция «БСТ-7» 4 категории не проводились как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана транспортного средства; на ТС морской буксир «Восток» 4 категории не проводились как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана транспортного средства.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 11.11.2016                   № ТБ-ВТ-11/11/2016/886.

11.11.2016 ОАО «Хабречторгпорт» административным органом выданы предписания №№ ТБ-ВТ-11/11/2016/886-1, ТБ-ВТ-11/11/2016/886-2, в соответствии с которыми обществу надлежало устранить выявленные нарушения в срок до 11.02.2017, до 10.05.2017 соответственно.

Не согласившись с выданными предписаниями Управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий – несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.07.2016 № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры с учетом требований, утвержденных настоящим постановлением, обеспечивают проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и утверждение в установленном порядке ее результатов в 3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего Постановления.

Согласно подпункту 12 пункта 5 Требований № 678 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности»; к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры необходимо допускать только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», а лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности морских терминалов, обслуживающих транспортные средства, совершающие международные рейсы, - в том числе с учетом прохождения подготовки, предусмотренной Международным кодексом по охране судов и портовых средств, если такая подготовка не осуществлялась в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.

Согласно подпунктам 9, 12, 14 пункта 6 Требований № 678 субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны:

- утвердить следующие организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) копии которых являются приложениями к плану транспортного средства (в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности транспортного средства - положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности; в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности приложениями к плану транспортного средства являются копия положения (устава) о привлеченном подразделении транспортной безопасности и копия договора о защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства; организационная структура (схема) управления силами обеспечения транспортной безопасности; перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства; перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства, его части, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности транспортного средства), и на критических элементах транспортного средства - ходовом мостике, в радиорубке (если есть), машинном отделении, румпельном отделении (далее - критический элемент транспортного средства); перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика), осуществляющих на законных основаниях деятельность в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности транспортного средства - месте на транспортном средстве, в котором осуществляется погрузка, выгрузка и перевозка грузов и пассажиров (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности транспортного средства), и технологическом секторе зоны транспортной безопасности транспортного средства - месте на транспортном средстве, которое связано с эксплуатацией транспортного средства и в котором осуществляются операции, не связанные с перевозкой, погрузкой и выгрузкой грузов и пассажиров, за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности транспортного средства); порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства; порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровня безопасности или уровня охраны транспортного средства, а также реагирования на такую информацию; порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и силами обеспечения транспортной безопасности других транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие, в том числе при организации досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра транспортного средства; порядок (схема) информирования Федерального агентства морского и речного транспорта и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства; для транспортных средств, осуществляющих международные рейсы, указанный порядок предусматривает использование судовой системы тревожного оповещения, предусмотренной Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года; схема размещения и состав оснащения постов транспортного средства на границах зоны транспортной безопасности транспортного средства; схема размещения технических систем и средств досмотра на объекте транспортной инфраструктуры для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на транспортном средстве, состоящее,  в том числе из следующих разделов: порядок допуска и учета физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов и перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности транспортного средства или ее часть; порядок действий сил обеспечения транспортной безопасности при выявлении на постах транспортного средства - местах на границах зоны транспортной безопасности транспортного средства или ее части, в которых осуществляется пропуск физических лиц, автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов на транспортное средство во время стоянки транспортного средства у причала и при нахождении транспортного средства на рейде (далее - пост транспортного средства), а также при выявлении физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход (проезд) и нахождение в зоне транспортной безопасности транспортного средства, ее части или на критических элементах транспортного средства; порядок обнаружения, включая выявление, распознавание и идентификацию, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, и порядок действий сил обеспечения транспортной безопасности при обнаружении предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; порядок сверки и (или) проверки документов, являющихся правовыми основаниями для прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и перемещения материальных предметов в зону транспортной безопасности транспортного средства или ее часть, а также порядок оценки данных технических средств обеспечения транспортной безопасности; порядок передачи данных; перечень и порядок эксплуатации (функционирования) технических средств обеспечения транспортной безопасности (заграждений, решеток, усиленных дверей, запорных устройств, иных сооружений и устройств, предназначенных для принятия мер по недопущению несанкционированного проникновения и совершения актов незаконного вмешательства);

- обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности»; к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, а также к исполнению обязанностей по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом транспортного средства необходимо допускать только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», а лиц командного состава экипажа транспортного средства, совершающего международные рейсы, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства, и членов экипажей морских транспортных средств, совершающих международные рейсы, - в том числе с учетом прохождения подготовки, предусмотренной Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 7 июля 1978 года, если такая подготовка не осуществлялась в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности;

- проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана транспортного средства с периодичностью не реже одного раза в год для транспортных средств III и IV категорий и не менее 2 раз в год для транспортных средств внутреннего водного транспорта (независимо от категории), эксплуатирующихся менее 9 месяцев в году, и для транспортных средств I и II категорий; на транспортных средствах, осуществляющих международные рейсы, учения необходимо проводить не менее одного раза в 3 месяца; в случаях единовременной замены более 25 процентов работников транспортного средства лицами, которые в течение последних 3 месяцев не принимали участия в учениях на этом транспортном средстве, учения необходимо проводить в течение одной недели со дня замены работников; учения на транспортных средствах, осуществляющих международные рейсы, в которых могут участвовать должностные лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры, лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности морских терминалов, причалов и акваторий морских портов, представители федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, а также лица командного состава транспортных средств, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, необходимо проводить не менее одного раза в течение каждого календарного года, при этом промежуток между занятиями не должен превышать 18 месяцев.

Как установлено судом первой инстанции по материалам проверки, ОАО «Хабречторгпорт» (как субъекту транспортной инфраструктуры) приписывается эксплуатация следующих объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) и транспортных средств (далее – ТС): ОТИ «Грузовой район «Ветка», ОТИ  «Грузовой район «Красная речка», буксир-толкач «РТ-694», буксир-толкач «РТ-670», танкер «ТН-6-206», очистительная станция «ОС-1», несамоходное судно для сбора и очистки нефтесодержащих вод и бункеровке судов «Сахалин», бункеровочная нефтестанция «БСТ-7».

Все вышеперечисленные объекты и транспортные средства внесены Федеральным агентством морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот) в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и им присвоены соответствующие категории: ОТИ «Грузовой район «Ветка» 4 категории, реестровый                     № РНО-0001439; ОТИ «Грузовой район «Красная речка» 4 категории, реестровый № РНО-0001440; буксир-толкач «РТ-694» 4 категории, реестровый № РНС-0009647; буксир-толкач «РТ-670» 4 категории, реестровый                         № РНС-0009644; танкер «ТН-6-206» 4 категории, реестровый № РНС-0001601; очистительная станция «ОС-1» 4 категории, реестровый № РКС-0009682; несамоходное судно для сбора и очистки нефтесодержащих вод и бункеровке судов «Сахалин» 4 категории, реестровый № РНС-0009683; бункеровочная нефтестанция «БСТ-7» 4 категории, реестровый № РНС-0009670.

После введения Федерального закона № 16-ФЗ в отношении ОАО «Хабаровский речной торговый порт» проводилось 3 плановых проверки исполнения требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.

С февраля 2014 года у общества имелось в распоряжении достаточно времени на решение вопроса о выводе ОТИ и ТС, эксплуатируемых заявителем, из Реестра категорированных объектов и транспортных средств.

Более того, как установлено судом первой инстанции, ОАО «Хабречторгопорт» обращалось в Росморречфлот с просьбой об исключении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств из Реестра категорированных объектов и транспортных средств морского и речного транспорта.

В результате данных обращений 17.03.2016 из указанного Реестра было исключено 4 транспортных средства, также 24.10.2016 (незадолго до начала проверки) из Реестра был также исключен ОТИ 3 категории «Административное здание Управления», реестровый № 001438.

В отношении ОТИ «Грузовой район «Ветка», ОТИ «Грузовой район «Красная речка», буксир-толкач «РТ-694», буксир-толкач «РТ-670», танкер «ТН-6-206», очистительная станция «ОС-1», несамоходное судно для сбора и очистки нефтесодержащих вод и бункеровке судов «Сахалин», бункеровочная нефтестанция «БСТ-7» никаких действий по выводу из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта со стороны ОАО «Хабречторгопорт» как до начала плановой выездной проверки (07.11.2016), так и после ее окончания, не предпринималось.

При этом, во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» ОАО «Хабречторгпорт» заключили договоры на проведение дополнительной оценки уязвимости на ОТИ «Грузовой район «Ветка», ОТИ «Грузовой район «Красная речка»,                       буксир-толкач «РТ-694», буксир-толкач «РТ-670», танкер «ТН-6-206», очистительная станция «ОС-1», несамоходное судно для сбора и очистки нефтесодержащих вод и бункеровке судов «Сахалин», бункеровочная нефтестанция «БСТ-7», морской буксир «Восток» и пассажирский теплоход «Алмаз». Отчеты по дополнительной оценке уязвимости направлены на утверждение в Росморречфлот.

Также, ОАО «Хабречторгпорт» при проверке  представлен ряд документов, в том числе: номенклатура (перечень) должностей работников ОАО «Хабаровский речной торговый порт», осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и ни критических элементах ОТИ (на ОТИ «Грузовой район «Ветка» и «Грузовой район «Красная речка»), и  номенклатура (перечень) должностей работников ОАО «Хабаровский речной торговый порт», осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ТС (на все вышеперечисленные ТС).

Эти документы были утверждены генеральным директором: номенклатура на ОТИ 25.10.2016, номенклатура на ТС 10.10.2016, т.е. менее, чем за месяц до начала проверки у ОАО «Хабречторгпорт» не было сомнений по поводу отнесения всех вышеперечисленных ОТИ и ТС под требования Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Кроме того, по тексту решения Хабаровского краевого суда  от 25.04.2017 № 12-189/2017 (по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 2 статьи 11.15.1 КоАП РФ в отношении ОАО «Хабаровский речной торговый порт» «тот факт, что феврале  2017 года  проверяемые объекты исключены из Реестра категорированных ОТИ, не освобождает общество от административной ответственности, поскольку на момент проведения проверки 07.11- 11.11.2016 юридическое лицо было  обязано соблюдать положения Требований на проверяемых объектах  транспортной инфраструктуры».

Следовательно, как верно отмечено судом первой инстанцией, оспариваемые предписания в части пунктов 1 - 6, 8, 9, 11, 12 - 14, 16, 17 предписания       № ТБ-ВТ-11/11/2016/886-1 и пунктов 1 - 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15 предписания   № ТБ-ВТ-11/11/2016/886-2 соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Обоснованно отклонены доводы о том, что ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» в полном объеме были выполнены работы, предусмотренные указанными договорами, и результаты проведенной дополнительной оценки уязвимости ТС общества 5 октября 2016 года были направлены для утверждения в Федеральное агентство морского и речного транспорта г. Москва; общество не отвечает за сроки и порядок утверждения поступающих в Агентство документов, равно как и не обладает полномочиями по контролю за его деятельностью.

Пунктом 2 Постановления № 678 установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры с учетом требований, утвержденных настоящим Постановлением, обеспечивают: проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и утверждение в установленном порядке ее результатов в 3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления.

Таким образом, ответственность за утверждение дополнительной оценки уязвимости лежит именно на субъекте транспортной инфраструктуры, которым, в данном случае, и является ОАО «Хабречторгпорт».

Заявление  ОАО «Хабречторгпорт» о том, что 21.11.2016 были получены утвержденные отчеты оценок уязвимости транспортных средств и обществом заблаговременно в полном объеме исполнены все зависящие от него требования законодательства в данной сфере, не влияют на законность предписания, поскольку на момент окончания проверки (11.11.2016) дополнительная проверка уязвимости проведена не была.

Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемое предписание от 11.11.2016 № ТБ-ВТ-11/11/2016/886-1 в части пунктов 7, 10 соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Также правомерно признаны несостоятельны доводы заявителя о том, что в отношении транспортных средств, поименованных в пунктах 15, 17 вышеуказанного предписания, конкретный срок утверждения организационно-распорядительных документов не указан и полагает возможным считать этот срок равный одному месяцу с даты утверждения оценки уязвимости.

Так, пункт 5 Требований № 678 разработан для ОТИ, а пункт 6 – для ТС, а в подпункте 9 пункта 6 Требований № 678 не предусмотрен срок в один месяц с утверждения результатов оценки уязвимости для разработки организационно-распорядительных документов для транспортных средств.

Следовательно, оспариваемое предписание Управления  от 11.11.2016                   № ТБ-ВТ-11/11/2016/886-1 в части пунктов 15, 17 также соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Также обоснованно отклонена ссылка заявителя на пункт 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»,  в соответствии с которым аттестация проводится со следующей периодичностью: один раз в пять лет – для работников субъекта транспортной инфраструктуры, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средства; один раз в три года – для работников субъекта транспортной инфраструктуры, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, поскольку пункт 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172, на который ссылается заявитель, предусматривает периодичность проведения аттестации (три или пять лет) с момента проведения последней аттестации сил транспортной безопасности.

Кроме того, необходимо учитывать, что подпунктом 12 пункта 5 Требований № 678 установлено, что к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, а также к исполнению обязанностей по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом транспортного средства необходимо допускать только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».

 Следовательно, ни один из работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности уже не должен был быть допущен к работе, непосредственно, связанной с обеспечением транспортной безопасности и, как следствие, к работе на данном транспортном средстве вообще.

Таким образом, оспариваемое предписание Управления  от 11.11.2016 № ТБ-ВТ-11/11/2016/886-2 в части пунктов 7, 10 соответствует  закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Также заявителем оспаривается законность пунктов 13, 16 предписания № ТБ-ВТ-11/11/2016/886-2, касающихся нарушений подпункта 14 пункта 6 Требований № 678, выразившихся в непроведении на ТС пассажирский теплоход «Алмаз», морской буксир «Восток» «как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана транспортного средства». Заявитель считает, что Постановление № 678 от 16.07.2016, утверждающее данные Требования, вступило в законную силу 02.08.2016 в связи с чем, общество должно провести 2 раза учения по судам морской буксир «Восток» и т/х «Алмаз» в срок до 02.08.2017.

Данный довод является несостоятельным, поскольку в соответствии со статьей 2 Федерального закона 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» календарный год – это период, длящийся с 1 января по 31 декабря, то есть  утверждение о том, что понятие один год исчисляется с момента вступления в силу Постановления № 678 от 16.07.2016,  является ошибочным.

Кроме того, порядок проведения учений на транспортных средствах определен Планом обеспечения транспортной безопасности, разработанном и утвержденном на каждое ТС, в том числе, и на /х «Алмаз» и морской буксир «Восток». В 2016 году учения на т/х «Алмаз» и морском буксире «Восток» как во исполнение ранее действовавших Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2016 № 41 (действовавшего до 02.08.2016), так и во исполнение действующих Требований, введенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678, ОАО «Хабаровский речной торговый порт» не проводились.

С учетом выше изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что  арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение, которым оспариваемые предписания Управления  признаны соответствующими действующему законодательству и не нарушающими права и законные интересы общества.

Доводы апелляционной жалобы  не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность  обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным  судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  13 марта 2017 года по делу № А73-16519/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

И.И. Балинская

Е.Г. Харьковская