Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2542/2015
04 июня 2015 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен июня 2015 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Акционерного общества "ННК-Хабаровский НПЗ": ФИО1, представитель по доверенности от 10.11.2014 № 73;
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение от 16.04.2015
по делу № А73-17348/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Акционерного общества "ННК-Хабаровский НПЗ"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановлений
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «ННК-Хабаровский НПЗ» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановлений Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее – Управление, административный орган, УГАН НОТБ ДФО) от 16.12.2014 № ТБ-ЖТ-16/12/2014/249 ХБР о назначении административных наказаний, которыми Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением от 16.04.2015 суд удовлетворил заявленные обществом требования.
Не согласившись с судебным актом, Управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимал участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Представитель общества отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 12.11.2014 года в ходе плановой выездной проверки АО «ННК-Хабаровский НПЗ», проведенной в соответствии с распоряжением врио начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 03.10.2014 № 1166-р, было выявлено неисполнение «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 43 (далее - Требования), а именно:
1. В нарушение п. 5.6.3 Требований не разработана номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонал), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ.
2. В нарушение п. 5.6.4 Требований не разработана номенклатура должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ.
3. В нарушение п. 5.6.5 Требований не разработана номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ.
4. В нарушение п. 5.6.7 Требований не разработан Порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. В нарушение п. 5.6.9 Требований не разработан Порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ.
6. В нарушение п. 5.6.10 Требований не разработан Порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ.
7. В нарушение п. 5.6.12 Требований не разработан Порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем, уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта.
8. В нарушение п. 5.9 Требований не разработан порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
9. В нарушение п. 5.10 Требований не обеспечена проверка ФИО2, назначенного ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ОАО «Хабаровский НПЗ», с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
10. В нарушение п. 5.12 Требований не обеспечено проведение специальной профессиональной подготовки ФИО2, назначенного ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ОАО «Хабаровский НПЗ».
11. В нарушение п. 5.14 Требований не обеспечено информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, их касающейся, включая запрещения, установленные в п.п. 5.14.1-5.14.4.
12. В нарушение п. 5.27 Требований не обеспечена организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, а именно: В Инструкции по организации пропускного и внутриобъектового режимов в ОАО «Хабаровский НПЗ» от 11.02.2013 имеется ссылка на организацию пропуска железнодорожного транспорта (п. 3.10) - в соответствии с Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на ж/д путях необщего пользования ОАО «Хабаровский НПЗ» от 22.12.2008; однако, как было выяснено в ходе проверки, контроль пропуска железнодорожного транспорта не осуществляется должным образом: у охраны отсутствует информация о лицах, находящихся на ТС; осмотр ТС проводится только с одной стороны железнодорожного состава, другая сторона не осматривается, то есть возможно несанкционированное проникновение лиц с не осматриваемой стороны состава; видеокамера, установленная в зоне железнодорожных ворот, не обеспечивает видеоидентификацию объектов из-за низкого качества установленных камер; также, в нарушение п. 3.1 Инструкции по организации пропускного и внутриобъектового режимов не на всех автотранспортных средствах, допускающихся на территорию АО «ННК-Хабаровский НПЗ», осуществляется осмотр багажников, салонов и т.д.; допускаются транспортные средства без искрогасителей.
13. В нарушение п. 5.30.2 Требований постоянные пропуска физических лиц не содержат следующую информацию: срок и временной интервал действия пропуска, секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец.
14. В нарушение п. 5.30.7 Требований письменные обращения на пропуск физического лица не содержат дату и место рождения, место жительства (пребывания), сведения о серии, номере, дате и месте выдачи документа, удостоверяющего личность.
15. В нарушение п. 5.30.8 Требований письменные обращения на пропуск автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов не содержат модель и цвет транспортного средства, на которое требуется оформить пропуск.
16. В нарушение п. 5.30.15 Требований не обеспечивается выдача постоянных пропусков по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
17. В нарушение п. 5.30.16 Требований не обеспечивается выдача разовых пропусков с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
18. В нарушение п. 5.30.20 Требований не обеспечено ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности ОТИ на видном месте поверх одежды.
19. В нарушение п. 5.30.22 Требований в Инструкции по организации пропускного и внутриобъектового режимов отсутствует порядок уничтожения аннулированных пропусков и пропусков с истекшим сроком действия.
20. В нарушение п. 5.30.23 Требований образцы пропусков всех видов не согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно представленным в ходе плановой выездной проверки документам АО «ННК-Хабаровский НПЗ» имеет в эксплуатации следующие объекты:
- железнодорожный путь (путь необщего пользования), протяженность - 1849 П.М., инв. № 12814 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 24.01.2014 серия 27-АВ № 931330);
- подъездные железнодорожные пути (пути необщего пользования), протяженность - 1110 м, в том числе: от стрелки № 57 до тупика УП 1 -626,7 П.М., от стрелки № 58 до тупика УП 2 - 483,7 П.М., инв. № 12814 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 29.01.2014 серия 27-АВ № 972483);
- верхнее строение железнодорожного пути, протяженность -200 м, инв. № 12814 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 29.05.2013 серия 27-АВ № 873445);
- подъездные железнодорожные пути, станция «заводская» (пути необщего пользования), протяженность путей - 620,5 м, шпал (под путями) -844,0 шт., инв. № 12814 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 24.01.2014 серия 27-АВ № 931329);
- железнодорожный путь широкой колеи (Цех № 12) (реконструкция реагентного хозяйства), протяженность - 2377,6 П.М., инв. № 12814 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 24.01.2014 серия 27-АВ № 931322);
- выставочный путь, протяженность - 508,0 П.М., инв. № 12814 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 24.01.2014 серия 27-АВ № 931331).
Факт нарушения отражен в акте проверки № ТБ-ЖТ-12/11/2014/1166 от 12.11.2014 г.
Извещением от 12.11.2014 г. Общество уведомлено о том, что составление протокола по выявленному факту состоится 14.11.2014 г. в 10-00. Извещение вручено Обществу 12.11.2014 г.
14.11.2014 г. государственным инспектором Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзору ФИО3 в отсутствии представителей Общества, при надлежащем извещении, составлен в отношении АО «ННК-Хабаровский НПЗ» протокол № ТБ-ЖТ-14/11/2014/249 ХБТ по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Определением от 01.12.2014 г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 16.12.2014 г. в 10-00. Определение вручено Обществу 01.12.2014 г.
16.12.2014 г. государственным инспектором Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзору ФИО3 с участием представителя Общества ФИО1 по доверенности № 73 от 10.11.2014 г. рассмотрены материалы дела об административном правонарушении. По результатам рассмотрения вынесено постановление № ТБ-ЖТ-16/12/2014/249 ХБР, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50.000 руб.
Несогласие общества с вышеуказанным постановлением от 16.12.2014 явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ транспортная безопасность - это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно статье 2 Закона N 16-ФЗ, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно пункту 5 статьи 1 Закона № 16-ФЗ, объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя:
а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;
б) метрополитены;
в) тоннели, эстакады, мосты;
г) морские терминалы, акватории морских портов;
д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;
е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения;
ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации;
Согласно пункту 11 статьи 1 Закона № 16-ФЗ транспортными средствами являются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: помимо прочего, транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение (подпункт «а»); железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (подпункт «е»);
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ к перевозчикам относятся юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю); субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта"
В силу части 1 статьи 8 Закона № 16-ФЗ указанные Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Материалами дела установлено, что АО «ННК-Хабаровский НПЗ» перевозчиком не является, услуг по перевозке пассажиров и грузов сторонним организациям не оказывает, опасные грузы по дорогам общего пользования автотранспортом, либо по общим железнодорожным путям железнодорожным транспортом не перевозит. Общество относится к предприятиям топливно-энергетического комплекса.
Как правильно указал суд первой инстанции, общество имеет на своей территории и использует в производственной деятельности для собственных нужд железнодорожные пути необщего пользования, подъездные железнодорожные пути необщего пользования. При этом собственных транспортных средств (железнодорожный подвижной состав) общество не имеет.
Между тем, само по себе наличие у участков железнодорожных путей, не является основанием отнесения данного общества к субъектам транспортной инфраструктуры, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о наличии технологического комплекса, в смысле, установленном пунктом 5 статьи 1 Закона № 16-ФЗ.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал на то, что имеющиеся у общества железнодорожные пути необщего пользования не прошли в установленном порядке категорирование в качестве объектов транспортной инфраструктуры, что также указывает на необоснованность их отнесения к подобным объектам.
В материалах дела имеется письмо Дальневосточного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта от 09.09.2014 г. № 1297, в котором указано на невозможность проведения категорирования путей необщего пользования как объектов транспортной инфраструктуры ввиду отсутствия перечня объектов, подлежащих категорированию, с указанием на определение данного перечня Правительством Российской Федерации в соответствующем Постановлении.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в ходе проверки административный орган не установил факт наличия у Общества объектов транспортной инфраструктуры а, следовательно, АО «ННК-Хабаровский НПЗ» не является субъектом транспортной инфраструктуры и, следовательно, субъектом правонарушения, установленного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ. В действиях Общества отсутствует событие рассматриваемого правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции, проведя всесторонний анализ обстоятельств по делу, обоснованно признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 211, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.04.2015 по делу № А73-17348/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий | Т.Д. Пескова |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
Е.А. Швец |