Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2587/2023
августа 2023 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен августа 2023 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пинегиной В. А.
при участии в заседании:
от Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре: ФИО1 представителя по доверенности от 11.01.2023, сроком до 31.12.2023;
от общества с ограниченной ответственностью «Транспрофи»: ФИО2 представителя по доверенности от 12.01.2022, сроком на 2 года;
от Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края: представитель не явился;
от МТУ Ространснадзора по ДФО: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Транспрофи»
на решение от 30.03.2023
по делу № А73-18641/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Транспрофи» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, МТУ Ространснадзора по ДФО
о возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре (далее - Управление дорожной деятельности, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Транспрофи» (далее - ООО «Транспрофи», общество, ответчик) о возложении обязанности по соблюдению принятых на себя обязательств при проведении открытого конкурса по муниципальному маршруту № 8 в течение всего срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 8, а именно: осуществлять перевозки по маршруту № 8 в соответствии со схемой указанного маршрута; передавать навигационные сведения по муниципальному маршруту № 8 в муниципальную навигационную систему; соблюдать расписание, утверждаемое для муниципального маршрута № 8.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Администрация города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - Администрация), МТУ Ространснадзора по ДФО.
Истец уточнил исковые требования - просил суд обязать ответчика соблюдать принятые на себя обязательства при проведении открытого конкурса по муниципальному маршруту № 8 в течение всего срока действия свидетельства серии 05 №000221, выданного на срок со 02.09.2022 по 02.09.2027, а именно: осуществлять перевозки по маршруту № 8 в соответствии со схемой указанного маршрута, установленной Документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории города Комсомольска-на-Амуре на 2021 -2026 годы утвержденным Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре 11.06.2021 № 1014-па. (п.9); передавать навигационные сведения по муниципальному маршруту № 8 в муниципальную навигационную систему; соблюдать расписание, утверждаемое для муниципального маршрута №8 Управлением дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре.
Решением суда от 30.03.2023 удовлетворены уточненные заявленные требования: суд обязал ответчика соблюдать принятые на себя обязательства при проведении открытого конкурса по муниципальному маршруту № 8 в течение всего срока действия свидетельства серии 05 №000221, выданного на срок со 02.09.2022 по 02.09.2027, а именно: - осуществлять перевозки по маршруту № 8 в соответствии со схемой указанного маршрута, установленной Документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории города Комсомольска-на-Амуре на 2021 -2026 годы, утвержденным Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре 11.06.2021 № 1014-па. (п.9); - передавать навигационные сведения по муниципальному маршруту № 8 в муниципальную навигационную систему; - соблюдать расписание, утверждаемое для муниципального маршрута №8 Управлением дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре; с ООО «Транспрофи» в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в сумме 6000 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО «Транспрофи» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: решение суда первой инстанции не отвечает требованиями законности и подлежит отмене в связи с существенным нарушением норм материального права и оценке доказательств; ООО «Транспрофи» не отрицает, что фактически используемый маршрут движения автобуса № 8 не соответствует схеме маршрута установленной по результатам открытого конкурса; ООО «Транспрофи» изменило схему маршрута исключив в ней, движение по улице Дзержинского, как не отвечающей требованиям безопасности дорожного движения; все исключения из режима ЧС должны быть указаны в Постановлении Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 19.07.2021 года № 1290-па «О введении чрезвычайной ситуации на территории города Комсомольска-на-Амуре» и Постановлении Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 15.09.2021 года № 1615-па «Об определении границ зоны чрезвычайной ситуации 2021 года; осуществляя перевозки по маршруту № 8, общество отметило существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок № 8; осуществление перевозок по новой схеме маршрута увеличило пассажиропоток практически в два раза, что свидетельствует о его востребованности жителями города в условиях чрезвычайной ситуации; рассматривать требования о соблюдении расписания установленного Управлением дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре для маршрута № 8, возможно только после вступления в законную силу судебного акта, которым будет признано неправомерным изменение маршрута № 8 ООО «Транспрофи» в одностороннем порядке; с учетом того, что ООО «Транспрофи» были вручены свидетельства и карты маршрута № 8 в связи с отказом победителя конкурса ООО «АТП Комсомольск-на-Амуре» от свидетельств и карт маршрутов, расписание ООО «Траспрофи» организатором перевозок не выдавалось; ООО «Транспрофи» аппаратура спутниковой навигации установлена; истец не доказал ее отсутствие; нормативные акты обязывающие совместить передачу данных федеральной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в муниципальную нет.
Вместе с жалобой в суд представлены экземпляры документов, поименованных в приложении к жалобе.
От Управления дорожной деятельности в суд поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых последнее считает, что обжалуемый судебный акт принят законно, обоснованно и не подлежит отмене, а жалоба – удовлетворению.
04.07.2023 от заявителя жалобы в суд поступили письменные объяснения лица, участвующего в деле об известных ему обстоятельствах.
Вместе с объяснениями в суд поступили экземпляры документов поименованных как: «Скриншот с официального сайта администрации Комсомольска-на-Амуре», Скриншот с официального сайта Администрации города Хабаровска».
Также от заявителя жалобы поступили письменные объяснения лица, участвующего в деле об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для дела (с иным текстом содержания).
Представители Управление дорожной деятельности, Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, МТУ Ространснадзора по ДФО, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Определением от 04.07.2023 удовлетворено ходатайство Управления дорожной деятельности об участии в судебном заседании 06.07.2023 в 10-50 в режиме веб-конференции, явку в которое представители Управления не обеспечили по неустановленным причинам.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных выше лиц, в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании 06.07.2023 представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, также уточнил, что приложенные к жалобе документы, представлены на обозрение суда.
Представитель ответчика после отложения поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение отменить, принять новый судебный акт.
Представитель истца после отложения поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии со статьей Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно части 1 статьи 35 Закона № 220-ФЗ оценка соблюдения обязательных требований в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
В части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на федеральные органы исполнительной власти; уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; уполномоченные органы публичной власти федеральной территории "Сириус" - органы публичной власти федеральной территории "Сириус", уполномоченные нормативным правовым актом федеральной территории "Сириус" на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы публичной власти федеральной территории "Сириус"; уполномоченные органы местного самоуправления - органы местного самоуправления, уполномоченные муниципальным нормативным правовым актом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы местного самоуправления.
К вопросам местного значения городского округа согласно пункту 7 части 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Пунктом 19 частью 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
Согласно частям 1-3 статьи 17 Закона № 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Как указано в части 1 статьи 19 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот (часть 1 статья 20 Закона № 220-ФЗ).
Следовательно, выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по существу представляет собой договор между органом власти, выдавшим данный документ и перевозчиком.
То есть предполагает наличие определенных прав и обязанностей обеих сторон, включая право органа выдавшего свидетельство на право осуществления контроля за соблюдением условий этого свидетельства и прилагающейся к нему карте соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Администрация города Комсомольска-на-Амуре решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 29.07.2015 № 71 на основании пункта 3 части 1 статьи 3 Закона № 220 уполномочена на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Законом № 220-ФЗ на органы местного самоуправления.
Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.05.2016 № 29 утверждено Положение об Управлении дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - Управление).
Этим же Решением учрежден отраслевой орган администрации города Комсомольска-на-Амуре - Управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица.
Также решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 22.07.2020 № 80 внесены изменения в Решение Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.05.2016 № 29.
Как указано в пункте 1.1 Положения Управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - Управление) является отраслевым органом администрации города Комсомольска-на-Амуре, осуществляющим в пределах своих полномочий, установленных муниципальными правовыми актами, настоящим положением, решение вопросов местного значения в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, организации внешнего благоустройства, создания условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения и в области охраны окружающей среды на территории города Комсомольска-на-Амуре.".
Одной из задач Управления в соответствии с пунктом 3.3.6 Положения, является организация регулярных перевозок на территории города Комсомольска-на-Амуре.
Нарушения, об устранении которых истец обратился в суд, зафиксированы актами мониторинга работы общественного транспорта.
Из материалов дела следует, что ответчику Управлением выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 05 № 000221 сроком действия с 02.09.2022 по 02.09.2027.
Согласно подпунктам 7, 8 части 3 статьи 27 Закона № 220-ФЗ в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок среди прочих указываются следующие сведения: наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок либо наименования поселений или городских округов, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты по данному маршруту наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок.
Согласно выданному ответчику свидетельству, перевозки осуществляются по маршруту № 8, в свидетельстве обусловлены промежуточные остановочные пункты.
Имеется ссылка на то, что характеристики ТС в соответствии с картой маршрута регулярных перевозок.
Карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 статья 3 Закона № 220-ФЗ).
На основании пункта 3 статьи 17 ФЗ, карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Согласно подпункту 2.3 части 9 Положения, утвержденного Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 04.08.2021 № 1399-па, в обязанности перевозчика среди прочих входит осуществление транспортного обслуживания муниципальных маршрутов, определенных муниципальным контрактом или свидетельством об осуществлении перевозок; осуществление пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в соответствии с расписанием движения, утвержденным организатором перевозок.
Также постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре 11.06.2021 № 1014-па утвержден документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории г. Комсомольска-на-Амуре на 2021 г. -2026 годы.
Согласно пункту 9 документа, движение транспортных средств по маршрутам осуществляется в соответствии с графическими схемами согласно приложению к настоящему документу планирования, документ содержит описание маршрута № 8.
Таким образом, ответчик обязан к соблюдению схемы маршрута.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - УАТ) маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Согласно пункту 15 статьи 2 УАТ, расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;
Как указано в пункте 4 статьи 19 УАТ перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта.
В соответствии с пунктом 6 статьи 19 УАТ в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа, состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.
В силу пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586, расписание регулярных перевозок (далее - расписание) определяется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, при установлении или изменении такого маршрута регулярных перевозок, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно подпункту 2 пункту 5 Положения, утвержденного постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 04.08.2021 № 1399-па, организатор перевозок - отраслевой орган администрации города администрация города Комсомольска-на-Амуре, наделенный в установленном порядке полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения;
В силу положений подпункта 10 пункта 7 указанного Положения, к полномочиям организатора среди прочих перевозок относятся утверждение и хранение расписаний муниципальных маршрутов.
Таким образом, перевозчик обязан к соблюдению расписания, утвержденного истцом как организатором перевозок.
Ответчик не оспаривает, что он изменил схему маршрута и расписание, а указывает, что его действия обусловлены Постановлением главы администрации города Комсомольска-на-Амуре от 19.07.2021 № 1290-па, в связи с чем в порядке ст. 29.1 Закона № 220-ФЗ правомерны.
Согласно части 1, 2 статьи 29.1 Закона № 220-ФЗ в случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту, российский перевозчик или иностранный перевозчик, имеющие право осуществления перевозок по такому маршруту (в случае, если маршрут является международным маршрутом регулярных перевозок), вправе на срок действия этих мер принять решение об изменении данного маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, если иное не предусмотрено указанными мерами.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, иностранный перевозчик, принявшие в соответствии с частью 1 настоящей статьи решение об изменении маршрута регулярных перевозок или о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, обязаны в день принятия такого решения уведомить об этом установившие данный маршрут уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления и владельцев остановочных пунктов, включенных в состав данного маршрута. Указанные владельцы обязаны организовать размещение в остановочных пунктах информации о соответствующем изменении маршрута или прекращении осуществления регулярных перевозок по маршруту, а также об основаниях для принятия такого решения.
Ответчиком было представлено уведомление администрации об изменении схемы маршрута в связи с принятием Постановление главы администрации города Комсомольска-на-Амуре от 19.07.2021 № 1290-па.
Согласно части 1 статьи 29.1 ФЗ перевозчик не полномочен самостоятельно изменить маршрут только при введении режима ЧС на соответствующей территории, для этого необходимо, чтобы полномочный орган, актом которого введен режим ЧС, этим или иным актом установил ограничения использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Как указано в постановлении главы администрации города Комсомольска-на-Амуре от 19.07.2021. № 1290-па им приостанавливалась деятельность организаций, осуществляющих транспортное обслуживание населения, ограничивалось использование отдельных остановочных пунктов, отдельных участков автомобильных дорог либо вводилось существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Между тем постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 21.01.2022 г. № 72-па утверждено положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Комсомольск-на-Амуре.
Согласно решению указанной комиссии от 22.02.2023 № 04 в связи с письмом, поступившим от руководителя Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в адрес заместителя главы администрации города Комсомольска-на-Амуре, основанном на письме от 20 февраля 2023 года в адрес Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от ООО «Транспрофи», осуществляющего пассажирские перевозки по маршруту № 8 на основании выданного по результатам открытого конкурса свидетельства, об изменении схемы муниципального маршрута № 8 ввиду сохраняющегося на территории города Комсомольска-на-Амуре режима чрезвычайной ситуации, введенного постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 19 июля 2021 года № 1290-па, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности рассматривает вопрос о наличии либо отсутствии ограничений использования объектов улично-дорожной сети и остановочных пунктов на территории города Комсомольска-на-Амуре в связи с данным режимом чрезвычайной ситуации.
Так, в рамках предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с повышением уровня реки Амур в 2021 году, установлено следующее: подтопления автомобильных дорог на территории города не произошло; ограничения для использования объектов улично-дорожной сети и остановочных пунктов, связанные с чрезвычайной ситуацией, не возникали и отсутствуют по настоящее время; основания для изменения путей следования маршрутов общественного транспорта и сокращения количества выполняемых рейсов общественного транспорта в связи с чрезвычайной ситуацией не возникали и отсутствуют по настоящее время.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности решила: установить отсутствие ограничений использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В отношении обязанности передачи в муниципальную информационную систему навигации.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона № 220-ФЗ допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из: обязанности передачи в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок.
Согласно пп.3 п.2 Постановления Правительства Хабаровского края от 23.08.2018 г. № 308-пр, юридические лица, индивидуальные предприниматели и участники договора простого товарищества, осуществляющие регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Хабаровского края, обязаны соблюдать следующие требования: передача в режиме реального времени мониторинговой информации о местоположении транспортного средства, следующего по маршруту регулярных перевозок, с аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленной на указанном транспортном средстве, в государственную информационную систему "Региональная навигационная информационная система Хабаровского края".
При наличии муниципальной навигационной информационной системы необходимо обеспечить бесперебойную передачу информации в режиме реального времени о местоположении транспортных средств, работающих на муниципальных маршрутах, только в муниципальную навигационную информационную систему;
Так, администрацией г. Комсомольска-на-Амуре принято постановление от 14.01.2021 № 27-па в котом указано, что заместителю главы администрации города Комсомольска-на-Амуре - начальнику Управления информационных технологий и связи: обеспечить до 01 апреля 2021 г. создание и ввод в опытную эксплуатацию муниципальной информационной системы "Мониторинг транспорта" (далее - МИС МТ); представить до 30 апреля 2021 г. предложения по вводу МИС МТ в рабочую эксплуатацию главе города Комсомольска-на-Амуре; определить Управление информационных технологий и связи администрации города Комсомольска-на-Амуре оператором МИС МТ.; начальнику отдела транспорта Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре ФИО3 до 01 июня 2021 г. обеспечить в полном объеме трансляцию в МИС МТ навигационных данных транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки; руководителям отраслевых органов администрации города Комсомольска-на-Амуре, муниципальных предприятий и организаций, получающих финансовые средства из местного бюджета, использующих подотчетную транспортную технику (далее - ТТ) или заключающих договоры с использованием сторонней транспортной техники: обеспечить с 01 февраля 2021 г. трансляцию навигационных данных в полном объеме в МИС МТ; обеспечить с 01 января 2021 г. заключение договоров, в которых указывается использование исполнителем ТТ более 1 месяца или свыше 3-х единиц ТТ, с включением в обязанности исполнителя обеспечение трансляции навигационных данных в течение всего времени выполнения работ в МИС МТ, как условия выполнения договора, а также указания контактов ответственных лиц исполнителя за обеспечение трансляции. Копии заключенных договоров в 3-дневный срок с момента заключения направлять на электронную почту ivc@kmscity.ru; представить до 01 февраля 2021 г. дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам в Управление информационных технологий и связи администрации города Комсомольска-на-Амуре;
Ответчик, возражая по данному требованию, утверждает, что он не передает навигационные сведения по муниципальному маршруту в муниципальную навигационную систему по причине фактического ее отсутствия.
Истцом в доказательство фактического наличия возможности передачи данных представлены скриншоты из муниципальной навигационной системы, в которую передают данные иные перевозчики.
Представлены письменные пояснения в которых указано, что схема работы следующая - в автобусе установлен терминал, который передает навигационные данные в компанию-оператор навигационных данных (далее - оператор), из которой по запросу перевозчика данные ретранслируются на серверы администрации города Комсомольска-на-Амуре.
На данный момент на серверы администрации города Комсомольска-на-Амуре передаются данные от следующих операторов: ООО «Навигатор-Хаб»; ООО «Навистар»; ЭРА-ГЛОНАСС; Бизнес-навигация (ООО «ДВЦСМ»).
Между тем, чтобы данные начали ретранслироваться с серверов оператора в систему мониторинга, перевозчик обращается к оператору с запросом о ретрансляции данных по определенному адресу в сети интернет, который предоставляет администрация города Комсомольска-на-Амуре. Дополнительного оборудования для этого не требуется.
Указанные пояснения поддержаны в судебном заседании специалистом ФИО4 опрошенным по ходатайству истца в порядке ст. 55.1 АПК.
Доводы ответчика о том, что нормативные акты, на которые ссылается истец, не содержат порядка, в котором перевозчик должен передавать навигационные сведения, не могут служить основанием для отказа в иске.
Таким образом, перевозчик обязан к передаче навигационных сведений в муниципальную систему. Кроме того участвуя в конкурсе на право осуществления муниципальных перевозок, ответчик как субъект предпринимательской деятельности, должен был ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к лицу, выигравшему конкурс.
В случае неясности в порядке исполнения этих требований ответчик имел возможность обратиться в орган, проводивший конкурс за соответствующими разъяснениями.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчик, осуществляющий перевозки по нерегулируемому тарифу обязан передавать навигационные сведения по муниципальному маршруту № 8 в муниципальную навигационную систему.
С учетом вышеизложенного, исковые требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводы суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм материального и процессуального права, с выяснением всех обстоятельств дела и оценкой доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 марта 2023 года по делу № А73-18641/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Вертопрахова |
Судьи | И.А. Мильчина |
Е.И. Сапрыкина |